В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Аза Мигранян: Казахстан-2014: что нас ждет после 1 января 2015? Назад
Аза Мигранян: Казахстан-2014: что нас ждет после 1 января 2015?
На вопросы отвечает заведующая отделом экономики Института стран СНГ Аза Мигранян.

- В преддверии вступления в силу Договора о создании Евразийского экономического союза, каковы перспективы экономического сотрудничества стран-участниц проекта?

Аза Мигранян: Существует две плоскости этого вопроса. Первое - это то, что мы имеем в результате первичной интеграции, то есть интеграции в области товаров и услуг - Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Период действия ТС и ЕЭП является реальной базой для экономической интеграции. Договор, который вступит в силу в январе, включает в себя базовые и основополагающие принципы реальной экономической интеграции, которые основываются именно на тех достижениях, полученных за период интеграции в рамках ТС и ЕЭП.

Отмечу, что валовые показатели взаимной торговли сейчас сократились. Это абсолютно нормально, т.к. был преодолен и исчерпан эффект масштаба и больше развиваться так мы не можем. Тем более что во всех странах ТС и ЕЭП происходит сокращения объемов экономического роста. Соответственно, мы должны говорить о качественно ином уровне взаимодействия. В качестве доказательной базы приведу один пример.

Не так давно было принято решение о создании Объединенной корпорации управления железными дорогами Казахстана, России и Беларуси. Это тот конкретный шаг, который направлен на глубокую экономическую интеграцию. Потому что первично создание единой коммуникации, свободного продвижения не просто товаров и услуг, а продвижение всех факторов производства, включая трудовые ресурсы, мобильность капитала и т.д.

Следующим шагом, очевидно, будет формирование каких-то единых логистических центров торговли товаров не просто на рынках потребления, а это будет торговля на товарных биржах, торговля комплектующими, сырьевыми ресурсами, которые взаимодополняют и обогащают. И конечно, должен быть создан единый рынок технологий. Все эти параметры у нас предусмотрены по протоколам Договора, который вступит в силу 1 января.

Поэтому сейчас мы будем говорить о том, что на данный момент имеются конкретные экономические эффекты в области стимулирования малого и среднего бизнеса, совместной экономической деятельности в области расширения торговли и, конечно, производственной кооперации в приграничных и сопредельных отраслях.

Хотела также отметить еще один положительный момент - это план индустриализации Казахстана. Этот план представляет собой самый яркий пример положительного эффекта экономической интеграции в рамках ЕЭП. Именно благодаря этой интеграционной составляющей, последние 2-3 года казахстанский план делал серьезные успехи, в том числе и по новым отраслям - автопрому, различных отраслях энергетики, в областях горно-металлургической промышленности. Опять же положительный пример - железные дороги.

- А что даст запуск ЕАЭС простым гражданам? Будут ли какие-то существенные изменения в жизни граждан трех стран?

Аза Мигранян: Говорить о том, что мы получим мгновенное улучшение жизни населения, и оно вдруг почувствует себя в едином экономическом пространстве, мы не можем. Потому что у нас есть поэтапное вливание в единое пространство. У нас пока что еще отличаются внутренние налогообложения, отсюда и будут различные уровни жизни населения. Но, тем не менее, этап адаптации, этап преодоления "ножниц цен" сегодня имеет более сглаженные формы. А это значит, что интеграция в рамках ЕАЭС уже не будет приносить столь больших негативных эффектов в виде усиления темпов роста инфляции.

Все эти моменты мы должны учитывать и говорить населению совершенно откровенно и честно, что мы не обещаем манны небесной 1 января 2015 года. У нас не исчезнут наши проблемы, у нас будут сложности по взаимной конвергенции в разных отраслях, в том числе в налоговой, финансовой сферах. А эти параметры, как раз и являются факторами изменения условий жизни. Очень важен опыт финансирования физических лиц в Казахстане, который, очевидно, будет развиваться и применяться в России. Важна также и социальная программа Беларуси, которая должна распространяться и в России, и в Казахстане. Интеграция в этих сферах будет постепенной и поэтапной. И очевидно, что мы будем говорить об эволюционировании, а не о революционном шаге.

- В конце августа Россия приняла ответные санкции в отношении ЕС и США. Как известно, ни Казахстан, ни Беларусь Россию не поддержали. Почему? И изменится ли эта ситуация в 2015 году?

Аза Мигранян: Договорная база ныне действующего ЕЭП не предполагает единой политики и принятия решения всеми тремя странами. Каждая страна сохраняет суверенитет, и таможенное законодательство позволяет в случае возникновения различного рода дискриминаций включать протекционистские меры защиты национального рынка, чем и воспользовалась Россия. Что касается будущего, то с 2015 года, когда вступит в силу Договор, то согласно ему ЕАЭС получает статус международной организации, что означает единство, несмотря на мощное противостояние этому слову, принимаемых решений. Это будет означать, что любое решение, принятое в данной интеграционной группировке, является общим для всех стран, входящих в нее.

Поэтому в рамках Договора 2015 года, России, для того чтобы принять решение о применении санкций, будет необходима консультация с партнерами. В свою очередь партнеры обязаны будут выполнять это решение. Естественно, если будет консенсус. У нас равные голоса, поэтому все будет решаться именно равноправием голосов. Это существенно усложняет вопросы решения проблемы национальной защиты и национальной безопасности каждой страны, особенно России, с учетом того, что осложнит процесс принятия решений. И эти решения могут быть не столь однозначны. Поэтому на первый план выходит острая потребность формирования единой политики, хотят этого или нет.

Док. 674639
Опублик.: 17.09.14
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``