В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Омар Фаризов: Общественный контроль избирательного процесса - основа демократического развития общества. Назад
Омар Фаризов: Общественный контроль избирательного процесса - основа демократического развития общества.
Контроль избирательного процесса в современной России носит многоплановый и многоуровневый характер. В процесс наблюдения в той или иной форме вовлечены не только наблюдатели от международных организаций, общественных объединений, политических партий, но и граждане, обладающие пассивным избирательным правом.
Сегодня практически невозможно определить, чей вклад в предотвращение нарушений в ходе выборов является более значимым.
Очевидно, что эффективность наблюдения в первую очередь зависит от организации и техники проведения самих выборов, неотъемлемой частью которых является этот процесс.
В частности, сложилась положительная практика, подписания международными наблюдателями соглашения о взаимодействии при наблюдении за выборами. Это позволяет наблюдателям не только более объективно оценивать качество избирательного процесса, но и не дает им находиться под влиянием деструктивных сил, которое могло бы испортить личное впечатление относительно проведенных выборов. В данном случае, соглашения призваны по возможности предохранить процесс наблюдения и выборов от опасности использования их результатов в целях дестабилизации обстановки в стране, что сегодня, как известно, может привести к крайне негативным последствиям.
Общественные объединения в соответствии с действующим российским законодательством не имеют сегодня права официально выдвигать своих наблюдателей на выборах, что не мешает им активно участвовать в наблюдении за избирательным процессом и представлять результаты своей работы в Центральную избирательную комиссию. Эта работа ведется с привлечением широких масс общественности путем организации "горячих линий", проведения опросов, мониторинга предвыборных кампаний кандидатов. Такую работу проводит, в частности, Межрегиональная общественная организация "Общественный комитет "За честные выборы!" объединяющая в своих рядах не только парламентские и непарламентские политические партии, но и общественные объединения, целью которых является содействие проведению прозрачных выборов, выявление допущенных в их ходе нарушений, выработка предложений по законодательному регулированию избирательного процесса. Необходимо отметить, что в настоящее время в ходе избирательных кампаний общественные объединения проводят работу, направленную на мониторинг взаимоотношений не только между кандидатами и избирательными комиссиями, но кандидатов друг с другом и избирателями. Новацией в работе Общественного комитета "За честные выборы!" можно признать мониторинг исполнения кандидатом, одержавшим победу в ходе кампании, предвыборных обещаний, данных избирателям.
В связи с рассматриваемым вопросом сложно переоценить работу по подготовке квалифицированных наблюдателей. Очевидно, что низкая квалификация наблюдателя - прямой путь к совершению им вольно или невольно нарушений при исполнении обязанностей, что влечет за собой не только неисполнение законодательства о выборах, но и ставит под сомнение компетентность направившей его организации. Нарушения в ходе проведения выборов были, есть и будут. Соответствующая подготовка наблюдателей если не полностью исключит эти нарушения, то поспособствует снижению их количества и качества.
Важной составляющей работы по наблюдению за избирательным процессом, безусловно, является мониторинг электоральной активности на избирательных участках в день голосования. Это помогает выявить болевые точки в системе управления и принятия решений лицом, одержавшим "убедительную победу" с 80 процентами поданных за него голосов, но... при 15 процентной явке.
Широкое распространение в современных условиях получили такие виды предвыборной агитации как "праймериз", "предварительное народное голосование" и другие аналогичные формы. Представители общественных объединений, как правило, принимают участие в этих мероприятиях, что в конечном итоге дает положительный эффект во время проведения выборов с точки зрения объективной оценки их результатов.
Российское избирательное законодательство, базирующееся на Конституции страны, динамично совершенствуется, в том числе благодаря развитию гражданского общества и его составляющей - институту общественного наблюдения - за процессом выборов. Учитывая имеющийся международный опыт проведения выборов, творчески рассматривая законодательство других стран в этой сфере, Россия, безусловно, следует по пути, который обеспечивает ей проведение демократических, не подрывающих ее суверенитета выборов всех уровней. Призывы к слепому копированию западных стандартов, имеющих в своей основе тезис о многовековом опыте, заставляет вспомнить, что западное законодательство о выборах прошло свой непростой путь, в том числе и через достаточно странные формы, такие, как выборы с помощью вшей.
Таким образом, общественный контроль избирательного процесса является сегодня не только основой демократического развития российского общества, но и фактором, содействующим конструктивному совершенствованию избирательной системы страны, опирающейся на исторический опыт и современное геополитическое положение России в современном мире.

Док. 674488
Опублик.: 11.09.14
Число обращений: 0

  • Фаризов Омар Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``