В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Бирюков: Какому быть московскому метро будущего? Назад
Евгений Бирюков: Какому быть московскому метро будущего?
Стройкомплекс Москвы отобрал 10 проектов станций Солнцево и Новопеределкино из более чем шестиста проектов, присланных со всего света. Не буду обсуждать понравившиеся и не понравившиеся проекты, их плюсы и минусы. Хочется только сказать, что результаты работы комиссии немного разочаровали. Разочаровали тем, что практически все работы изобилуют подсветкой. Точнее, практически во всех проектах свет является элементом интерьера станции. С одной стороны это конечно хорошо. Убранство станций выглядит просторно, свежо, ново. Но все же не оставляет какое-то чувство искусственности, незавершенности, нет ощущения какого-то восторга или художественного удовлетворения.
Действительно, с помощью игры светом, цветовыми и световыми панелями можно добиться неожиданных и интересных результатов. Можно скрыть внутреннюю бедность, и даже отсутствие какой-либо архитектурной концепции в оформлении станции, можно при минимуме вложенных средств получить уникальный архитектурный объект. Можно. Но только на момент открытия и первые месяцы эксплуатации. Все же, будем реалистами. С течением времени будет происходить помутнение всевозможных световых панелей, всевозможных информационных табло, и с течением времени мы будем видеть, в общем-то, убогое убранство, местами украшаемое помутневшими панелями и освещаемое кое-где не еще исправными источниками света. И как часто надо будет менять эти помутневшие, потрескавшиеся и потертые элементы, и сколько будет это стоить? Может быть, сэкономив на этапе строительства с течением времени придется постоянно вкладывать значительные средства для поддержания внешнего облика станций. И в этом случае кажущаяся экономическая целесообразность замены архитектурных элементов подсветкой перестает быть таковой при более глубоком рассмотрении.
Может быть, все же стоит вернуться к концепции, согласно которой станция должна быть произведением искусства. У каждой станции должен быть особый стиль, особый облик. Московское метро признано одним из самых красивых метро во всем мире, и что скрывать, необходимо держать марку. Наше метро имеет свой облик, свой стиль, свою атмосферу и свои мифы, и этот образ необходимо сохранять и поддерживать. Ведь не зря одна из популярных экскурсий по Москве для иностранцев проходит по станциям метро. Я не говорю, что надо строить подземные дворцы в стиле сталинского ампира. Учитывая то, как стремительно метро развивается от центра, как много веток вводится в эксплуатацию, этого в наше время не требуется. Ни к чему вкладывать сумасшедшие деньги в строительство станций, наполняя их мозаикой и скульптурами, делая из них музей под землей. Но все же не хочется ежедневно выходить из метро на станции, вестибюль которой выложен из кафельной плитки одного цвета.
Для того, чтобы поддерживать высокую планку московского метро, станция сама по себе должна быть произведением искусства, а подсветка при этом является вспомогательным элементом, или средством, призванным подчеркнуть красоту, изящество, особенность. А подсветкой можно уже потом играть и экспериментировать, как это делают, например, со скульптурой "Рабочий и колхозница". Какие замысловатые при этом формы появляются, какие цвета, какие образы! Но когда подсветка отсутствует, перед нами все равно остается "Рабочий и колхозница". Вот так же должно быть и с метро. Хочется чего-то вечного, существующего без наличия или отсутствия качественного освещения. Безусловно, это замечательно, что стройкомплекс Москвы вынес на открытый конкурс концепцию внутреннего убранства станций. Но мне кажется, что основной акцент следует сделать не на ярких цветящихся цветных образах, лишенных всякого сколько-нибудь внятного архитектурного содержания, а современных, удобных красивых станциях, в интерьере которых использованы новые, современные материалы, обладающие каждая особым, по возможности, неповторимым обликом, но при этом быть экономичными при строительстве и дальнейшей эксплуатации. Мне кажется, что опыт открытого конкурса на интерьер станций даст свои положительные результат и как жители Москвы, так и все, кто любит Москву смогут принять участие в следующих конкурсах, чтобы всем вместе заняться формированием образа Московского метро будущего - метро лучшего города земли.

Док. 674425
Опублик.: 08.09.14
Число обращений: 0

  • Бирюков Евгений Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``