В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Новая парадигма интеграционного развития российско-казахстанских отношений Назад
Вячеслав Лапидус: Новая парадигма интеграционного развития российско-казахстанских отношений
Российско-казахстанские отношения занимают особое место в системе интеграционного сотрудничества на постсоветском пространстве. Россия и Казахстан являются основными "локомотивами", инициирующие важные интеграционные проекты на пространстве СНГ: ЕврАзЭС, Таможенный Союз, ЕЭП, ОДКБ. Идея Евразийского союза и возможные форматы сотрудничества государств СНГ являются одной из актуальных тематик интеграционного сотрудничества. Можно выделить комплекс причин, обуславливающих важность развития евразийских интеграционных процессов для казахстанской политической элиты.
Во-первых, интеграционная динамика определяется историческими и геополитическими аспектами. Россия и Казахстан представляют крупнейшие государства Евразии, имеют протяженную общую границу, составляющую около 7,5 тыс. км. Исторически Казахстан представляет собой территорию, лежащую на пересечении различных культурных и цивилизационных традиций, следствием влияния которых стало возникновение особой евразийской традиции и менталитета, представляющих синтез европейских и азиатских элементов, базирующейся на межнациональной и религиозной гармонии, дружбе и добрососедстве.
Во-вторых, в Казахстане сформировался авторитарный политический режим, имеющий светский характер. Правящие элиты Казахстана ориентированы на сохранение и упрочение своих позиций, а также на укрепление светской системы государственного правления. В этом контексте Россия выступает естественным гарантом сохранения власти правящих элит, что усиливает привлекательность пророссийских интеграционных проектов для Казахстана.
В-третьих, сотрудничество Россия и Казахстана важно в контексте обеспечения региональной безопасности, предотвращения новых вызовов и угроз: терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика. Казахстан рассматривается представителями российской политической элиты как стратегический союзник в Центральной Азии. Центральная Азия обладает и определенной компенсаторской функцией для России: в условиях расширения военно-политического блока НАТО на Восток и потери значительной части российского влияния в странах Восточной Европы, Центральная Азия выступает в роли стратегически важного региона. Целью российской дипломатии является укрепление и расширение российского влияния в регионе, для реализации этой задачи России необходимо тесное сотрудничество с Казахстаном, являющимся ключевым государством региона.
В-четвертых, Казахстан отличает высокий уровень грамотности населения. Этот фактор является важной основой для развития научно-интеллектуального потенциала, являющегося не только ключевым ресурсом сохранения национального образовательного уровня, но и одним из важнейших условий предотвращения распространения религиозного экстремизма в регионе. Для успешного развития образовательного потенциала необходима тесная кооперация с Россией и с другими странами СНГ. Кроме этого, существуют тесные диаспоральные, национальные и родственные связи, связывающие население двух стран. Такая тесная взаимосвязь играет важную роль в формировании позитивной морально-психологической атмосферы поддержки населением обеих стран политики укрепления двусторонних отношений.
В-пятых, руководство Казахстана осознает, что без достойного участия страны в мировых интеграционных процессах, эффективного регионального сотрудничества невозможно формирование социально ориентированной рыночной системы, обеспечение устойчивого экономического и социального прогресса. В эпоху глобализации интеграционные процессы являются объективным процессом: только объединение усилий, ресурсов и возможностей стран способно принести серьёзные дивиденды. Защита национальных экономик внутри определенного географического пространства становится тенденцией глобального развития.
В-шестых, сохраняется сырьевая направленность казахстанской экономики, в результате казахстанская правящая элита стремится обеспечить условия для диверсификации производства. При этом Казахстан является самодостаточным государством, имеющим богатые природные ресурсы, относительно развитые сельское хозяйство и промышленность. Общий объем казахстанских доказанных газовых резервов составляет по некоторым данным ~2,41 трлн м куб., нефтяные запасы - 30 млрд баррелей. Кроме запасов углеводородов, Россия и Казахстан занимают лидирующее место в СНГ по запасу угля, черных и цветных металлов, других сырьевых запасов. Значительная схожесть ресурсного потенциала двух стран, обуславливают необходимость тесной координации политики на мировых рынках сырья.
Более того, транспортно-коммуникационная и энерготранспортная инфраструктура представляет собой единое целое с другими странами ЦА и России, жизненную важность которой не может игнорировать ни одно государство региона.
Казахстан также как и другие страны ЦА географически удален от крупных мировых рынков, является так называемым "запертым" (landlocked) регионом, не имеющим прямого доступа к глобальной транспортной инфраструктуре, морским портам. Это традиционно рассматривается как негативный фактор для развития экономик ЦА. На преодоление изолированности и обеспечение доступа к глобальным рынкам направляется множество усилий казахстанской политической элиты. Существуют разнообразные, в том числе конкурирующие, масштабные проекты строительства транспортной инфраструктуры в разных географических направлениях. Вокруг этих транспортных и инфраструктурных проектов возникают различные политические и геополитические концепции, важнейшей из которых является концепция Евразийского Союза. Растущая конкуренция на мировых рынках, растущая зависимость Казахстана от внешних партнеров, обуславливает необходимость тесной кооперации с Россией и другими странами СНГ с целью защиты национальных интересов. В эпоху глобализации государства остаются главными участниками политического процесса. Однако региональная кооперация жизненно важна для того, чтобы реализовывать свои интересы на мировом уровне.
В новых условиях странам, которые эффективно не интегрированы в систему региональных экономических отношений, становится все труднее обеспечивать устойчивость своего развития. В данном контексте особую важность приобретает проблема формирования общего рынка, что требует объединения усилий государств СНГ в выработке согласованных действий в сфере внешнеэкономических связей с учетом современных тенденций глобализации. Необходимым условием образования общего регионального рынка является наличие "ядра" интеграции, в роли которого выступают Россия, Казахстан, Белоруссия.
Казахстан является лидером среди стран СНГ по темпам реформирования экономики и внедрения рыночных институтов. Этому способствовали создание гарантий собственности и соблюдения контрактов, эффективная приватизация, активное привлечение иностранного капитала, сохранение внутриполитической и социальной стабильности. Все эти факторы способствуют высоким темпам экономического роста, в том числе в энергетике.
Развитие экономики Казахстана нельзя рассматривать в отрыве от многовекторной внешней политики данной страны, направленной на экономическое сотрудничество с максимальным количеством внешних партнеров: Россией, Китаем, США, ЕС, Турцией, c другими странами. Казахстан проводит открытую внешнюю политику, поддерживает все интеграционные инициативы в регионе, при этом зачастую противоречащие или плохо согласующиеся друг с другом. Президент Н. Назарбаев постоянно выступает в роли инициатора подобных проектов.
Одним из важнейших направлений интеграционного взаимодействия для Казахстана с Россией является торгово-экономическое сотрудничество. При этом казахстанско-российские отношения трансформируются в отношения Казахстана со странами Таможенного Союза. Согласно официальным статистическим данным, в январе-ноябре 2012 года взаимная торговля Республики Казахстан со странами Таможенного союза составила 22,147 млрд долл., что на 4,8% больше, чем за аналогичный период 2011 года . В структуре экспорта Казахстана преобладают минеральные продукты (39,1% к общему объему экспорта в страны Таможенного союза), металлы и изделия из них (30,5%), продукция химической промышленности (14,7%).
Из России и Беларуси в большей степени завозятся минеральные продукты (26,7% к общему объему импорта из стран Таможенного союза), машины и оборудование (26,3%), металлы и изделия из них (13,5%), продукция химической промышленности (11,6%) .
Военное и военно-техническое сотрудничество России и Казахстана являются важным компонентом двустороннего взаимодействия. Концептуальной основой подобного сотрудничества является Договор "О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи" (1992 г.), Декларация "О вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие" (1998 г.), Договор "О военном сотрудничестве" (1994 г.), более 60 двусторонних документов и соглашений. В рамках подписанных соглашений деятельность по военному сотрудничеству между Россией и Казахстаном ведется по ряду направлений. Наиболее значимыми из них являются: проведение совместных учений и тренировок, использование военных объектов, взаимодействие по обеспечению безопасности внешних границ, подготовка военных кадров, военно-техническое сотрудничество . Казахстан обладает одной из наиболее дееспособных армий в Центральной Азии, его военный бюджет составил в 2010 г. около 2,25 млрд долл. . При этом значительный компонент в двустороннем военном взаимодействии занимает сотрудничество в рамках ОДКБ включая деятельность обеспечении функционирования КСОР и единой системы ПВО.
Одним из "локомотивов" построения диверсифицированной и высокотехнологичной экономики Казахстана избраны национальные космические программы. Поэтому стратегия космической программы состоит не в закупке готовых технологий или спутников - это традиционный путь для богатых углеводородами стран, по которому идут например, монархии Персидского залива, а в создании на паритетных основах с ведущими космическими державами собственной космической инфраструктуры. Цель Казахстана сверхамбициозна: к 2020 г. войти в десятку космических держав мира . Причем дело не только в экономике: руководством Казахстана вполне осознается тесная взаимосвязь уровня космического развития страны и национальной безопасности, о чем говорит призыв Президента Казахстана Н. Назарбаева к "ускоренному внедрению космических технологий в вооруженные силы Казахстана" . Под решение столь амбициозной задачи последовательно выстраивалась и организационная система управления национальными космическими программами. При этом важнейшим элементом развития казахстанской космической программы выступает тесная кооперация с Россией в космической сфере.
Вместе с тем существует ряд ограничителей, тормозящих российско-казахстанское взаимодействие в космической области, в частности попытки Казахстана модифицировать двустороннее соглашение по статусу Байконура. В частности согласно заявлению Председателя Национального космического агентства (НКА) Казахстана Т. Мусабаева от 10 декабря 2012 г. соглашение по аренде Байконура, принятое в 1994 г. "отработало свое" и нуждается в изменении. Целью является "разработка нового всеобъемлющего договора" по комплексу "Байконур", при этом возможным элементом соглашения становится поэтапное прекращение аренды. Первым этапом этого процесса может стать вывод из-под российской аренды пусковых площадок комплекса "Зенит". Проблема вывода города "Байконур" из-под российской аренды обсуждалась в середине ноября 2012 г. в рамках межправительственной российско-казахстанской комиссии по сотрудничеству. При этом на выводе "Байконура" из-под российской аренды настаивала казахстанская сторона.
Соглашение об условиях аренды комплекса "Байконур" между Правительствами России и Казахстана было подписано в 1994 г. В 2004 г. срок аренды был продлен до 2050 г., стоимость аренды была сохранена на уровне 115 млн долл. в год, с правом ее пересмотра не ранее 2025 г.
В настоящее время в Байконуре проживает более 70 тыс. человек, из которых 37% - граждане России, около 60% - граждане Казахстана. Из федерального бюджета России в бюджет города Байконур ежегодно поступает сумма в размере более 1 млрд рублей . Общий размер годовых затрат российского бюджета в указанной области превышает 6 млрд рублей.
Необходимо отметить, что национальная космическая программа рассматривается в Казахстане как один из "локомотивов" построения диверсифицированной и высокотехнологичной экономики Казахстана. Поэтому стратегия казахстанской космической программы состоит в создании на паритетных основах с ведущими космическими державами собственной космической инфраструктуры, а не в закупке готовых технологий или спутников. Причем дело не только в экономике: руководством Казахстана вполне осознается тесная взаимосвязь уровня космического развития страны и национальной безопасности.
Под решение столь амбициозной задачи последовательно выстраивалась и организационная система управления национальными космическими программами. В 1991 г. создается Агентство космических исследований Казахстана. В результате нескольких реорганизаций в 2007 г. образуется Национальное космическое агентство. При этом происходило постоянное увеличение бюджетного финансирования указанной организации. Так в 2007 г. оно составило 11,2 млрд тенге (~2,24 млрд рублей), за период с 2009 по 2012 гг. - 90 млрд тенге (~18 млрд рублей).
Анализ космических проектов с участием Казахстана позволяет сделать следующие выводы. Казахстан реализует стратегию, в соответствии с которой акцент был перенесен с временных выгод от сдачи в аренду комплекса "Байконур" на реализацию совместных с Россией космических программ и проектов. В настоящий момент практически все космические программы Казахстана связаны с Россией.
Важно подчеркнуть, что в настоящий момент сотрудничество с Россией в космической сфере для Казахстана является безальтернативным. Особенно актуальным указанное направление деятельности становится в условиях активизации интеграционного взаимодействия в рамках ЕврАзЭС, ОДКБ, Таможенного Союза, Единого экономического пространства. При этом повестка сотрудничества в большей степени формируется Казахстаном. Астана активно и умело использует геополитический интерес к ЦА нынешней российской политической элиты, а также их стратегическую заинтересованность в вопросах направлений транспортировки углеводородов из Казахстана. Казахстанская политическая элита инициирует и корректирует основные направления космического взаимодействия России и Казахстана. Это приводит к возникновению противоречий по разным аспектам космического сотрудничества.
В качестве примера можно привести отсутствие договоренностей России и Казахстана по ключевой программе развития космодрома Байконур - строительству стартовой позиции для новейшей российской ракеты "Ангара", проекту "Байтерек". Другим примером являются неоднократные попытки пересмотра стоимости аренды "Байконура". Вместе с тем российская сторона проводит политику, направленную на диверсификацию возможностей в рамках отечественной космической программы. В частности идет процесс сокращения присутствия России на территории комплекса "Байконур", происходит модернизация и строительство новых космодромов на российской территории: в частности космодрома "Восточный" в Амурской области, что в перспективе позволит снизить значение "Байконура" в рамках российской космической программы.
Важнейшим элементом интеграционного взаимодействия двух стран выступает обозначение границ интеграционного сотрудничества. Особый интерес вызывает позиция Казахстана в отношении перехода к стадии политической интеграции и создания наднациональных органов, которым передается часть национальных полномочий не только в экономической, но и в политической сфере. В частности, затрагивая вопрос о формировании наднациональных политических органов, например Евразийского парламента, Советник Президента Казахстана Е. Ертысбаев призвал не спешить с созданием подобных структур до тех пор, пока не будет налажена эффективная работа Таможенного Союза. Советник Президента подчеркнул, что в перспективе вопрос о создании наднациональных органов Евразийского проекта может решаться в формате Евразийской парламентской ассамблеи, отметив "преждевременность" обсуждения этих вопросов. Главными элементами интеграционных инициатив, по его мнению, являются "принципы этапности и добровольности" , а также поддержка интеграции бизнес-сообщества.
9 января 2013 года в ходе церемонии вручения президентских и государственных стипендий деятелям литературы и искусства Президент Казахстана Н. Назарбаев отметил незыблемость суверенитета Казахстана, отметив, что "Казахстан будет выходить из межгосударственных организаций, если они угрожают его независимости". При этом глава государства заключил, что участие Казахстана в евразийских интеграционных процессах является "принципиальным выбором" .
18 января 2013 года выступая перед главами дипломатических миссий в Казахстане, Н. Назарбаев сделал особый акцент на интеграцию в казахстанско-российских отношениях в экономической сфере, подчеркнув, что она "не будет нацелена на реинкарнацию какого-нибудь политического союза", в частности "бывшего Советского Союза" .
По мнению Н. Назарбаева, Россия, Казахстан, Белоруссия остаются "независимыми государствами с собственными национальными интересами". Сегодня евразийская интеграция является "стратегическим преимуществом перед вызовами третьей глобальной индустриальной революции", а участники интеграционного процесса "намерены совершить совместный рывок к новым технологиям и укладам" .
При рассмотрении позиции Казахстана в отношении интеграционных процессов на постсоветском пространстве необходимо отметить следующее. Казахстан является одним из наиболее проинтеграционно настроенных государств на постсоветском пространстве и входит во все интеграционные проекты, за исключением Союзного государства России и Белоруссии, инициированные Россией, выступает активным идеологом и сторонником углубления интеграционного взаимодействия на пространстве СНГ. Внимательный анализ позиций казахстанской элиты показывает, дифференцированный подход Казахстана к различным аспектам интеграционного взаимодействия с Россией, Белоруссией и некоторыми странами СНГ. В наибольшей мере Казахстан готов к интеграционному сближению в торгово-экономической сфере. В несколько меньших объемах - в области культурного, образовательного, военного, валютного сотрудничества. Казахстан на нынешнем этапе выступает противником создания политического союза, что рассматривается как угроза суверенитета и позициям казахстанской политической элиты.
Немаловажным обстоятельством является и тот факт, что Казахстан проводит активную, открытую и амбициозную внешнюю политику, претендуя на роль лидера центрально-азиатского региона. Так же он выступает инициатором и принимает участие в интеграционных проектах с участием государств-нерезидентов СНГ: ШОС, ЦАРЭС и СВМДА. В этих условиях он стремится сохранить определенную свободу маневра и не допустить слишком тесного сближения с Россией.
Казахстанская политическая элита в настоящее время расколота на несколько внешнеполитических группировок. Фактически курсу на тесное сотрудничество с Россией в рамках пророссийского евразийского проекта, противостоят ряд альтернативных концепций: изоляционизм, пантюркизм, концепция "Великого шелкового пути", исламский проект.
В этих условиях позиция казахстанского руководства базируется на попытке согласования разновекторных направлений и достижения определенного элитного консенсуса в сфере внешней политики, путем активизации внешнеполитической активности по всем направлениям, подчеркивания приоритетности для Казахстана интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а также обозначение контуров и пределов интеграционного сотрудничества с Россией.
Для Казахстана инициативы региональной интеграции, включая евразийский интеграционный проект - это проект регионального лидерства. Именно так он воспринимается в Казахстане как самим Н. Назарбаевым, так и многими представителями экспертного сообщества. Казахстан позиционирует себя как естественного лидера центральноазиатского региона. При этом Казахстан ожидает уважение своих региональных амбиций и особого статуса со стороны других внешних сил. В этой ситуации укрепление интеграционного сотрудничества между Россией и Казахстаном возможно на равноправной основе, при учете вышеуказанной позиции Казахстана в рамках интеграционных процессов на постсоветском пространстве.


Лапидус Вячеслав Михайлович,
Президент МОО "Единство Наций" (г. Москва)

Док. 674410
Опублик.: 05.09.14
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``