В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Чернышов: 44-ФЗ: Об определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом открытого конкурса Назад
Михаил Чернышов: 44-ФЗ: Об определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом открытого конкурса
Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Единые требования к участникам закупок принято называть критериями оценки конкурсных заявок участников.
Критерии оценки конкурсных заявок, порядок их выбора в зависимости от условий конкретного конкурса и определения их весового значения регламентируется статьей 32 Федерального закона N 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1085).
Критерии оценки конкурсных заявок делятся на стоимостные и нестоимостные.
К стоимостным критериям относятся:
1. Цена контракта,
2. Для товаров - расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), а для работ - расходы на использование созданного в результате выполнения работ объекта.
3. Стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы.
4. Предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту.
Постановлением 1085 вводится ряд условий и ограничений по использованию стоимостных критериев в ходе оценки конкурсных заявок.
Так, величина значимости критерия оценки N 2 не должна превышать величину значимости критерия оценки N 1.
Использование критерия N 2 возможно только в том случае, если контрактом помимо поставки товара (выполнения работы) предусмотрены дальнейшая эксплуатация, ремонт товара (использование созданного в результате выполнения работы объекта), в том числе поставка расходных материалов.
3. Вместо критериев, указанных в пунктах 1,2,4, может быть выбран критерий, указанный в пункте N 3 - стоимость жизненного цикла, что определено Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087.

К нестоимостным критериям оценки конкурсных заявок относятся:
1. Качественные (качество товара, качество работ, качество услуг), функциональные (функциональные, потребительские свойства товара) и экологические (соответствие экологическим нормам) характеристики объекта закупки.
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Постановлением N 1085 также вводится ряд условий и ограничений по использованию нестоимостных критериев в ходе оценки конкурсных заявок.
Так, если при проведении открытого конкурса квалификационные требования к участникам конкурса определяет сам заказчик, то при проведении конкурса с ограниченным участием по порядку применения квалификационных требований, как критериев оценки заявок, есть особенности.
Выбор данного критерия необходимо увязывать с условиями проведения конкурса с ограниченным участием, что определено Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1089).
Важно помнить, что если проводится предквалификационный отбор участников, то применение в качестве критерия оценки заявок квалификационных требований (пункт 4 части 1 статьи 32) ограничено.
В статье 31, часть 2 записано, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом надо подчеркнуть особо несколько моментов.
Первый - дополнительные требования устанавливает Правительство РФ. Следовательно, если оно установило такие требования, то заказчик может их применять во время предквалификационного отбора. На настоящее время Правительство РФ установило такие дополнительные требования только по двум пунктам (позициям) из четырех, а именно:
По пункту N 2 -Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
По пункту N 3 - Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - договор), указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от от 28 ноября 2013 г. N 1089, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
При этом участник обязан это подтвердить путем представления определенных этим Постановлением документов в составе:
1. Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.
2. Перечень оборудования и других материальных ресурсов, сформированный в зависимости от вида работ.
3. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях (выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе).
4. Копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику размещения заказа (арендатору), указанием данных, позволяющих определенно установить недвижимое имущество, переданное арендатору в качестве объекта аренды, а также с приложением копии свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества, переданный в аренду, или выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающей право собственности на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях (выданной не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе).
5. Перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг с указанием его производственных мощностей в сутки.
6. Копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса.
По двум другим пунктам (позиции N 1 и N 4) Правительство РФ дополнительные требования не установило. Поэтому заказчик может их применять как критерии оценки конкурных заявок, определяя их весовое значение по своему усмотрению, но в пределах правил, установленных Постановление N 1085.
Второй - во время проведения предквалификационного отбора участники оцениваются только на предмет соответствия определенным требованиям, весовое значение таких требований не устанавливается. Проще говоря, участники отсеиваются, если они не могут преодолеть определенный уровень требований.
Третий - преодолев предквалицикационный отбор, к оценке конкурсных заявок допускаются на самом деле участники, которые могут иметь значительно отличающиеся показатели для оценки их заявок по выбранным заказчиком критериям.
Четвертый - Постановлением N 1085 определено, что опыт выполнения работ может применяться и как требование предквалификационного отбора и как критерий оценки конкурных заявок. Как это понимать?
Например, заказчиком установлено, что участники, подающие заявки на конкурс с ограниченным участием, должны иметь опыт работы не менее двух лет. Следовательно, к рассмотрению и оценке конкурсных заявок будут допущены участники с разным опытом, но у всех из них он должен быть не менее двух лет.
Но во время оценки конкурсных заявок участники получать разное количество баллов за опыт выполнения работ.
Пятый - если в качестве критерия оценки конкурсных заявок принимается опыт выполнения работ, то его весовое значение должно составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Шестое. Надо также помнить, что участники конкурса могут не подать в своих конкурсных заявках сведения о своей квалификации. В статье 51 , часть 2, пункт 6 Федерального закона 44-ФЗ записано, что в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Следовательно, такую заявку заказчик не имеет права отклонить, но такой участник получит нулевое весовое значение по критерию квалификации.
Опыт проведения занятий показывает, что при проведении конкурсов встречается много ошибок в порядке оценки конкурсных заявок.
Так, не совсем правильно понимается порядок определения весового значения стоимостных и нестоимостных критериев. Часто обучаемые не обращают внимание, что в таблице Постановления N 1085 с названием "Предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных
предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" указана минимальная и максимальная значимость критериев. То есть стоимостные критерии не могут быть меньше указанных величин, а нестоимостные - больше указанных величин. Сумма же весовых значений стоимостных и нестоимостных критериев оценки должна равняться 100.
Важно также понять при выборе весового значения критериев оценки, что в первых двух стоках содержатся обобщенные значения, а в последующих - для отдельных видов товаров, работ и услуг.
Встречается такая ошибка, когда члены конкурных комиссий не голосуют максимально объективно по нестоимостным критериям оценки. В ходе опроса выясняется, что они боятся, что участники конкурса, получившие меньшее весовое значение по этим критериям, будут жаловаться в антимонопольные или контрольные органы. Ответ для таких членов комиссий содержится в статье 106, часть 6: "Рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений".
При этом оценка конкурсных заявок по качеству товаров, (работ, услуг) и по соответствию экологическим нормам должна проводиться на основе простого голосования членом комиссии, а при оценке заявок по функциональным и потребительским свойствам товаров применяются расчетные формулы.
В качестве пожелания хочу обратить внимание всех разработчиков конкурсной документации на то, что необходимо максимально качественно отработать часть документации по порядку оценки конкурсных заявок. Можно даже вынести эту часть документации в качестве приложения.
И последнее. Надо помнить, что заказчик обязан разработать формы документов заявки участников конкурса. В статье 51, часть 2, пункт 2 записано так: "Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, информация о стране происхождения товара и производителе товара".
Это требование закона означает, что форму предложения участника конкурса обязан разработать заказчик. По сути, это ответ участника на техническое задание заказчика по всем критериям, по которым будут оцениваться конкурсные заявки участников. По сути, это главный документ заявки участника конкурса. К сожалению, на практике в формах документов участников главное внимание обращается на сопроводительное письмо. А оно должно быть коротким и действительно сопроводительным, а не содержать всевозможные "если" и "то".

Профессор ЧЕРНЫШОВ Михаил Михайлович

Док. 674300
Опублик.: 01.09.14
Число обращений: 0

  • Чернышов Михаил Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``