В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Пакт Молотова-Риббентропа играет важное значение в контексте укрепления позиций Советского Союза перед Великой Отечественной войной Назад
Вячеслав Лапидус: Пакт Молотова-Риббентропа играет важное значение в контексте укрепления позиций Советского Союза перед Великой Отечественной войной
23 августа 2014 г. отмечается 75 лет с момента заключения "Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом", получившим широкую известность как "пакт Молотова-Риббентропа". Данный документ был подписан Председателем совета народных комиссаров, народным комиссаром иностранных дел СССР В. Молотовым и министром иностранных дел Германии И. фон Риббентропом. Согласно Договору Стороны соглашения обязывались воздерживаться "от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами". Советский Союз и Германия также отказывались от участия в коалиции других государств "прямо или косвенно направленной против другой стороны". Предусматривался и взаимный обмен информацией в вопросах, затрагивающих интересы обеих сторон.
Важной особенностью Договора являлось наличие т.н. "Секретного дополнительного протокола" по разграничению советской и германской сфер влияния в Восточной Европе. В целом сфера влияния СССР, установленная в документе, совпадает с территориями, присоединенными к Советскому Союзу в 1939-40 гг.: Западная Белоруссия, Западная Украина, Карельский перешеек, Западная Карелия, Прибалтика, Бессарабия и Северная Буковина. Вместе с тем, "границы сфер интересов" были окончательно детализированы и определены в "разъяснении" к "Секретному протоколу" от 28 августа 1939 г., а также в некоторых других советско-германских Договорах и Заявлениях, принятых после подписания "Секретного протокола". Кроме этого, северная часть Литвы, определенной согласно документу, границей совместного "интереса Германии и СССР", в итоге стала зоной исключительного влияния Советского Союза. Формальное признание Германией этого факта содержится в протоколе об отказе Германии "от притязаний на часть территории Литвы" от 10 января 1941 г.
Следует подчеркнуть, что если сам "Договор о ненападении" был опубликован и принят Верховным Советом СССР вскоре после подписания, то "Секретный протокол" был засекречен и формально не был ратифицирован. Наличие данного документа и его подлинность опровергались советской стороной вплоть до момента распада СССР в декабре 1991 г. Содержание "Секретного протокола" было предано гласности только в октябре 1992 г., хотя на Западе данное Соглашение было введено в научный оборот в 1948 г. путем публикации т.н. "коллекции фон Леша", включающей и копии с немецкого оригинала текста документа, который был уничтожен в 1944 г. Необходимо уточнить, что в понятие "Секретного протокола" входит не только текст самого Соглашения, но и дополняющие его документы, а также карты, являющиеся приложением к данному Протоколу.
Традиционно в западной историографии "Договор о ненападении" и "Секретный протокол" рассматриваются с крайне негативистских позиций. Сторонники подобной точки зрения трактуют его как "сговор", "тоталитарных диктаторов", "разделивших Европу", "уничтоживших Польшу", "лишивших независимости прибалтийские народы", положивших начало "геноциду" народов Восточной Европы. Другая часть исследователей, не уравнивая напрямую предвоенные СССР и Германию, делают акцент на "морально-этической неприемлимости" подобных соглашений с нацистским режимом.
Более умеренная часть критиков вышеуказанных Соглашений обращают внимание на "непродуманность" действий И. Сталина, который "пошел на поводу амбиций" Гитлера, "разрушил" возможности создания системы "коллективной безопасности" и тем самым оставил Советский Союз без союзников в ситуации нападения Германии на СССР 22 июня 1941 г.
На определенном этапе российской истории, в 1990-е гг. подобный критический подход, в отношении подписанных в 1939 г. документов, господствовал и в российском обществе. В 1989 г. еще до официального рассекречивания подлинника "Секретного протокола", Второй Съезд народных депутатов СССР, основываясь на опубликованных на Западе копиях вышеуказанных Соглашений, "осудил факт подписания "секретного дополнительного протокола" от 23 августа 1939 г. и других секретных договоренностей с Германией", признал их "юридически несостоятельными и недействительными с момента подписания".
В современной российской историографии, несмотря на встречающиеся разные оценки подписанных в 1939 г. документов, отсутствие исследовательского консенсуса по данному вопросу, в целом утвердился более взвешенный подход. Любое историческое событие необходимо рассматривать в историческом и политическом контексте, избегая использования принципов "двойных стандартов", возложения всей ответственности только на одну сторону. В этом ракурсе, подписанный в 1939 г. Договор между СССР и Германией произошел в условиях провала создания "системы коллективной безопасности", в первую очередь по вине Великобритании и Франции, вставшими на путь "умиротворения агрессора", нарушившими союзнические обязательства по отношению к Чехословакии и заключившими Мюнхенский договор 1938 г. c нацистской Германией.
Важно отметить, что именно СССР на протяжении 1930-х гг. выступал активным инициатором создания подобной системы всеобъемлющей безопасности, способной совместными усилиями предотвратить агрессию со стороны нацистской Германии. При этом переговоры проводились как до, так и после Мюнхенского соглашения - весной и летом 1939 г., но, в итоге, не увенчались успехом. Позиция Великобритании и Франции в тот период во-многом была направлена на реализацию другой задачи: не предотвратить нацистскую агрессию, а направить ее на восток, в направлении Советского Союза.
В подобной ситуации Советскому Союзу с целью обеспечения своих национальных интересов, блокирования реализации негативных сценариев, укрепления безопасности на западных рубежах пришлось пойти на заключение вышеуказанного Соглашения с Германией. Тот факт, что данный Договор не предотвратил, а отложил нацистскую агрессию против СССР, не умаляет исторической значимости данного документа, поскольку данный фактор имел огромное значение в тех конкретных исторических условиях и позволил предпринять ряд важнейших мер по укреплению обороноспособности Советского Союза.
С юридической точки зрения, сам "Договор о ненападении" не противоречил действующему тогда международному праву, и был обычным явлением в дипломатической практике 1930-х гг., существовавшим в отношениях между Польшей и СССР, Польшей и Германией, Германией и странами Прибалтики. Внимательный анализ истории международных отношений этого периода, показывает и широкое использование практики заключения секретных протоколов, а также договоров о разграничении сфер влияния, активно применявшихся Японией, Великобританией, Францией, Германией, Италией, другими странами. С этой точки зрения, критическая оценка данного соглашения в западной историографии, основывающаяся на "моральных аргументах", неоправданно выделяет Советский Союз из числа других стран, использовавших подобную практику.
Следует обратить внимание на важные геополитические последствия Договора 1939 г., имевшие важные последствия с точки зрения трансформации существовавшей системы международных отношений. Советский Союз возвращал исторически утерянные территории Прибалтики, Западной Карелии, Западной Белоруссии, Бессарабии, присоединил территорию Западной Украины (Галиции), не входившую в состав Российской империи, но связанную историческими, культурными, духовными связями с украинским, белорусским и русским народами. В результате СССР восстанавливает титул "великой державы", утерянный нашей страной по итогам окончания Первой мировой и Гражданской войн. С этой точки зрения, Договор 1939 г. представлял собой крах англо-саксонской геополитической конструкции, учрежденной по итогам Версальского мира 1919 г., направленной на ограничение влияния двух держав: Германии и РСФСР (затем СССР). Этим во многом объясняется негативное отношение к данному документу среди политических и военных элит, представителей научного и экспертного сообщества западных стран.
Можно констатировать, что в сегодняшних условиях переписывания истории, игнорирования роли СССР в Победе во Второй мировой войне, на Западе предпринимаются активные попытки политизации данного Договора. Важным элементом в этом направлении стало принятие в 2009 г. резолюции Парламентской ассамблеи ОБСЕ, объявляющей дату подписания "пакта Молотова-Риббентропа", "Днем памяти жертв сталинизма и нацизма", уравнивающей сталинизм и нацизм как режимы, общими "чертами которых стали геноцид и преступления против человечества". Очевидно, что подобная тенденциозная трактовка исторических событий является недопустимой, не способствует реальному восстановлению исторической правды и выступает одним из инструментов ведения против России информационно-пропагандистской войны. Договор 1939 г. несмотря на некоторые негативные аспекты, имел огромное значение в контексте укрепления обороноспособности нашей страны, играл ключевую роль в реализации дипломатических, военно-политических, территориальных задач, стоявших перед Советским Союзом в тот исторический период.

Док. 674110
Опублик.: 22.08.14
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``