В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Подберезкина Ольга: Роль международных транспортных коридоров в реализации сценария противоборства западной и российской локальных цивилизаций. Назад
Подберезкина Ольга: Роль международных транспортных коридоров в реализации сценария противоборства западной и российской локальных цивилизаций.
"Строительство Великого Сибирского железнодорожного пути относится
к событиям, какими начинаются новые эпохи в истории народов, и которые
вызывают нередко коренной переворот установившихся экономических
отношений между государствами..."

С.Ю. Витте. Доклад Александру III //
"О способах сооружения
Великого Сибирского
железнодорожного пути", 1891 г.

Во втором десятилетии XXI века в России стала выкристаллизовываться в том или ином виде идея создания "коридоров развития" на базе развития евразийских сухопутных "мостов" - мегаинфраструктур, способных связать не только отдельные страны и континенты, но и цивилизации. Эта идея создания коридоров развития на базе транспортно-инфраструктурных коридоров отнюдь не сводится не только к транспорту, но и экономике. Она значительно, многократно шире такого простого подхода и представляет собой одновременно:
- новую идею развития страны и российской цивилизации, где социально-экономические аспекты тесно объединены с политико-идеологическими и цивилизационными;
- новую концепцию позиционирования в мире как "российское ядро" евразийской цивилизации;
- новую геополитическую идею противодействия западной экспансии;
- наконец, новую пространственно-транспортную область противоборства двух локальных цивилизаций, где такое неизбежное противоборство выступает в форме борьбы между локальными цивилизациями за контроль над ключевыми точками инфраструктуры Евразии. Как справедливо заметили еще в 2007 году российские авторы, "Создаваемые коридоры развития должны стать не просто системой железных и иных дорог, но системно-структурированными протяженными областями и зонами, на которых размещена комплексная системная инфраструктура следующего поколения. Таким образом, коридоры развития выступают в качестве специально выделяемого пространства - четко очерченного и специально структурированного, на котором будут создаваться новые зоны цивилизационного освоения планеты" .

Международный транспортный коридор (транспортный коридор, МТК) - высокотехнологическая транспортная система, концентрирующая на генеральных направлениях транспорт общего пользования (железнодорожный, автомобильный, морской, трубопроводный) и телекоммуникации. МТК наиболее эффективно функционирует в условиях преференциального режима, включая единое таможенное или экономическое пространство, и, наоборот, - крайне уязвим в условиях политического, а тем более военного противодействия. Более того, борьба за контроль над такими коридорами во многом является сутью борьбы между локальными цивилизациями Запада и Востока, имеющей очень важные последствия для МО и ВПО в ближайшие десятилетия.

Наконец, контроль над такими коридорами во многом предопределяет какая из интеграционных идей какой локальной цивилизации в конечном итоге возьмет верх: "российского ядра" или ТТП. Не случайно гуманитарная составляющая является одной из важнейших особенностей коридоров развития: "на основе транспортных магистралей необходимо проектировать новые рынки с участием российских корпораций и корпораций Индии, Китая, Ирана. Именно через новые рынки Россия должна будет спроектировать участие ведущих корпораций мира в использовании данного коридора.

Гуманитарной составляющей системы коридоров развития является диалог между цивилизациями. Для того чтобы сформировать подобные трансконтинентальные коридоры развития на основе создания нового цивилизационного уклада, Россия должна выстроить систему связей между корпорациями различных стран, а также определить наиболее перспективные направления международного сотрудничества, продвижение в которых позволит создать новые техноло-гии и сформировать новые, сегодня отсутствующие рынки".

В современной трактовке Запада наиболее широкое развитие получили панъевропейские транспортные коридоры. Каждому из международных транспортных коридоров присвоено собственное обозначение:
- "Север-Юг" (страны Восточной, Центральной Европы и Скандина-вии - европейская часть Российской Федерации - Каспийское море - Иран - Индия, Пакистан и другие) - NS;
- Запад-Восток - Транссиб (Центральная Европа - Москва - Екатерин-бург - Красноярск - Хабаровск - Владивосток/Находка и система его от-ветвлений (на Санкт-Петербург, Киев, Новороссийск, Казахстан, Монго-лию, Китай и Корею); на территории России и сопредельных стран сопряга-ется с общеевропейскими коридорами NN 2, 3 и 9) - TS;
- "Северный морской путь" (Мурманск - Архангельск - Кандалакша - Дудинка) - SMP;
- "Приморье-1" (Харбин - Гродеково - Владиво-сток/Находка/Восточный - порты АТР) - PR1;
- "Приморье-2" (Хуньчунь - Краскино - Посьет/Зарубино - порты АТР) - PR2;
- панъевропейский транспортный коридор N 1 (ответвление от основного направления коридора граница с Латвией (от Риги) - Калининград - граница с Польшей (на Гданьск)) - PE1;
- панъевропейский транспортный коридор N 2 (граница с Белоруссией (от Минска) - Смоленск - Москва - Нижний Новгород с предполагаемым продолжением до Екатеринбурга) - РЕ2;
- панъевропейский транспортный коридор N 9 (граница с Финляндией (от Хельсинки) - Санкт-Петербург - Москва - граница с Украиной (на Киев) и ответвления коридора Санкт-Петербург - граница с Белоруссией (на Витебск) и граница с Литвой (от Вильнюса) - Калининград) - PE9 .
Важно иметь в виду, что будущее социально-экономического развития цивилизации во многом определяется уровнем развития и качеством инфраструктуры. Причем, прежнее высокое значение для безопасности и экономики, со временем еще больше возрастает. Особенно если речь идет о крупных государств. Эта зависимость становится жизненно важной для империй или локальных цивилизаций: Римская империя, Империя Инков, США, Россия, Китай развивались под влиянием расширения транспортной инфраструктуры, вокруг которой создавались коридоры развития и которая обеспечивала единую безопасность цивилизации.

В настоящее время развитие рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ) оказывает существенное и возрастающее влияние на экономику в це-лом любой страны, но особенно империй. Для того чтобы охарактеризовать современное состояние рынка ТЛУ в России, необходимо выявить основную тенденцию развития и определить его положение и долю на мировом рынке. Кроме того, нужно проанализировать эффективность транспортно-логистической деятельности в стране в целом, сравнивая показатель доли логистических издержек во внутреннем валовом продукте стран, и изучить соотношение услуг, оказываемых логистическими компаниями, и самостоятельной деятельностью компаний в этой области.
По итогам 2012 года объем российского рынка транспортно-логистических услуг увеличился на 11%, продолжая уже сложившуюся тенденцию к росту. Для сравнения, рост мирового рынка ТЛУ в 2012 году со-ставил 5%, при этом наиболее активно развитие происходит в азиатских странах - 20%, а в европейских странах, напротив, замедляется, составляя - 6% . На рисунке представлены темпы роста объема рынка логистических услуг в России и в мире.

Оценивая позицию российского рынка ТЛУ в мировом масштабе, вы-явим лидеров мирового рынка. Ими являются: США - 23% объема рынка, европейские страны - 19% и Китай - 15% рынка. На долю российского рынка приходится 2,5% объема услуг по данным за 2012 год. Исходя из этих количественных показателей, можно прийти к такому выводу: в настоящее время на мировом рынке ТЛУ Россия не играет существенной роли, однако объем ее транспортно-логистических услуг возрастает.

С точки зрения соперничества локальных цивилизаций это означает, что отставание России от США в этой области еще больше, чем в обрабатывающих отраслях, а тем более финансах и информатике. Учитывая ту роль, которую будет играть инфраструктура в будущем соперничестве цивилиза-ций, необходимо признать, что темпы ее развития должны значительно опережать темпы развития всей экономики, т.е. быть приоритетными. Особенно в тех регионах, которые отстают в воем развитии. Так, если темпы опережающего развития экономики России должны быть не ниже среднемировых, т.е. более 3%, то восточных регионов - 5-7%, а транспортной инфраструктуры 9-12%. Этот минимум, если говорить о соперничестве локальных цивилизаций, может в лучшем случае обеспечить лишь сохранение нынеш-него соотношения сил.
С точки зрения эффективности экономического развития, роль опережающего развития транспортной инфраструктуры в XXI веке повышается в еще большей степени, чем прежде. Сегодня уровень развития транспортно-логистической системы страны можно также охарактеризовать, используя такой показатель, как уровень логистических издержек. При среднемировом уровне логистических издержек 11,6% по состоянию на 2012 год, показатель по России достигает 19% . Столь высокий показатель негативно характеризует потенциал развития транспортной логистики в России, свидетельствуя о менее благоприятных условиях развития по сравнению с другими участниками мирового рынка ТЛУ. Сравнение уровня логистических издержек в различных странах приведено в таблице.

Доли логистических издержек в ВВП стран

Страна    Доля логистических издержекв ВВП страны, %
РФ     19
Китай     18
Бразилия, Индия    11-13
США     8,5
Италия     9,4
Япония     8,7
Германия     8,3

Анализируя приведенные данные, а также сведения о доле мирового рынка ТЛУ стран, можно отметить наличие зависимости между ними. Страны, имеющие наименьшие логистические издержки, имеют наибольшую долю рынка. Высокий уровень логистических издержек в России оказывает влияние на степень развития рынка ТЛУ и на ее позицию в мировом сообществе. Для России это имеет глобальное политическое, а не только экономическое значение. Так, если западная цивилизация использует Северный морской путь (СМП), Трансибирскую магистраль или воздушный коридор, то это неизбежно ведет к росту политической и военной взаимозависимости и снижению военных рисков. Гипотетическая угроза отказа в авиационном транзите Западу, как показал конфликт на Украине летом 2014 года, привела к обвалу рынка акций западных авиакомпаний, ежегодному снижению прибыли на миллиарды долларов, но, главное, к тому, что вместо этих компаний авиаперевозками занялись бы, например, китайские или иные.
Немаловажным показателем развития рынка является доля рынка контрактной логистики на рынке ТЛУ. Она характеризует и уровень развитости логистики в целом, и степень развития транспортно-логистических компа-ний, и отражает наличие спроса и предложения транспортно-логистических услуг на рынке. В среднем в мире доля услуг, оказываемых логистическими компаниями, составляет 55%, однако этот показатель существенно выше в странах-лидерах рынка ТЛУ - США (81,3%), европейских странах (64,6%). Доля контрактной логистики на российском рынке существенно меньше - 32,4% . Российская логистика имеет огромный потенциал для развития от-расли, роста спроса на услуги логистических компаний, но, вместе с тем, несоответствие предлагаемых услуг требованиям клиентов, их недостаточный объем или качество. Последнее вынуждает потребителей услуг создавать собственные логистические службы, отказываясь от взаимодействия с участниками рынка ТЛУ.
Таким образом через развитие транспортно-логистического потенциала России можно решить сразу несколько проблем так или иначе связанных с соперничеством / сотрудничеством с западной локальной цивилизацией: социально-экономического роста регионов; связности территории России; продвижение интеграционного проекта Евразийское Экономическое сотрудничества и сохранение тем самым зоны добрососедства и сотрудничества со странами-соседями; повышение значимости России в регионе АТР; развитие Арктического региона и сохранения единоличного владения за Северным морским путем.
По сути дела формулируется новая сверхзадача: становление транспортной державы из России, которая будет одной из важнейших геополитических задач в XXI веке. И это признается в качестве актуальной задачи правящей элитой. Так, 8 июля 2014 г. Президент РФ Владимир Путин в сво-ем выступлении на запуске проекта "БАМ-2" заявил, что реализация этого проекта "позволит России закрепить за Россией статус мощной транспорт-ной державы, с которой легко и выгодно работать" . В российской правящей элите есть очевидное понимание того, что развиваться без сотрудничества невозможно и только за счет природных ресурсов Россия не сможет быть глобальной державой, необходимо представлять интерес для большего количества стран, в особенности для стран АТР.
В этом же выступление Владимир Путин признал, что: "БАМ носил и высокое военно-стратегическое, и народнохозяйственное значение". Также о геополитическом значении транспортных коридоров, которым является БАМ, говорит и начальник иркутской группы дирекции по реконструкции и строительству объектов железнодорожного транспорта ОАО "РЖД" Евге-ний Солнцев, который считает, что в XXI веке перед Байкало-Амурской магистралью стоят новые геополитические вызовы, а именно - "создать на транспортной основе БАМа принципиально новую интегральную инфраструктуру, которая должна объединить различные отраслевые коммуникации и полностью раскрыть социально-экономический потенциал этой магистрали". Развитие БАМа даст импульс освоению новых сырьевых источников и реализации крупных производственных проектов, говорит губернатор Амурской области Олег Кожемяко. По его словам, модернизация и расширение БАМа существенно изменит облик Дальнего Востока и укрепит экономический каркас региона, позволит решить ряд социальных проблем. Также благодаря БАМу-2 на Дальнем Востоке появится около 500 тыс. новых высококвалифицированных рабочих мест. А кроме того также планируется, что БАМ-2 даст дополнительный импульс развитию экономических связей со странами АТР, поможет разгрузить и модернизировать Транссиб, а также даст толчок развитию портов Хабаровского края. Как известно, Ки-тай является первым торговым партнером России с 2010 года: доля КНР во внешнеторговом обороте РФ в прошлом году составила 10,8%. Основной статьей российского экспорта в Китай являются нефть и нефтепродукты, древесина и продукция химической промышленности.
Также КНР необходимо диверсифицировать свои грузопотоки в Европу. Как известно морской сверхдержавой на сегодняшний день является только одна страна, - США. Морские перевозки являются самыми быстрыми и дешевыми, пока достойной альтернативы морской перевозке через Суэцкий канал не создано. Это уязвимое место для Китая, который через строительство проекта Новый Шелковый путь пытается создать свой транспортный коридор к европейскому рынку. Ранее считалось, что китайский проект, как и проект США по возрождению Шелкового пути через территорию Афганистана будет конкурировать с российскими коридорами Транссибом и БАМом. Но последние внешнеполитические договоренности говорят о другом. Объединение Нового Шелкового пути с Транссибом привлечет другие страны региона к сотрудничеству, стабилизирует обстановку в регионах и странах, прохождения и свяжет экономически и возможно интеграционно страны региона.
При этом существует и ряд опасностей дестабилизации обстановки в Центральной Азии. Усиление радикальных исламистских вооруженных группировок, территориальные конфликты и споры вокруг водных ресурсов, наркотраффик из Афганистана и экспорт революций. Все эти угрозы безопасности в регионе могут помешать развитию проекта, что конечно бы-ло бы удобно США и странам ЕС, которые продвигают свою идею Шелко-вого пути - ТРАСЕКА.
Таким образом создание транспортных коридоров означает фактически создание коридоров развития русской цивилизации, объективно вовлекая в этот интеграционный процесс все государства Европы, Азии и АТР.
Другой стороной этого процесса является очевидное усиление позиций России (в т.ч. коалиционных) в намечающемся конфликта с западной ло-кальной цивилизацией.



1) Цит. по: Громыко Ю.В., Крупнов Ю.В. Транспортное цивилизационное продвижение - конкретный сценарий развития России. М.: Институт Мирового развития. 2007. С. 7.
2) Подберезкин А.И., Боришполец К.П. Евразия и Россия. М.: МГИМО(У), 2013.
3) Транспортная стратегия и экономический рост России. Россия в становлении единой транспортной системы евроазиатского континента. Вестник Евроазиатского транспортного союза. М., 2005. Вып. 2.
4) Объем и структура российского рынка транспортно-логистических услуг / РБК. 2013 / Эл. ресурс: URL: http://www.rbc.ru/reviews/transport2013/chapter_1.shtml
5) Выступление В.Путина на 08.07.2014 / http://russian.rt.com/article/39898#ixzz36zGzbymI

Док. 674090
Перв. публик.: 21.08.14
Последн. ред.: 22.08.14
Число обращений: 0

  • Путин Владимир Владимирович
  • Подберезкин Алексей Иванович
  • Крупнов Юрий Васильевич
  • Подберезкина Ольга Алексеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``