В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Газеев: И к вам непостижимо в слове каждом...(`Возвращение романса` - из репертуара Муслима Магомаева) Назад
Евгений Газеев: И к вам непостижимо в слове каждом...(`Возвращение романса` - из репертуара Муслима Магомаева)
Некоторые впечатления и воспоминания, навеянные публикацией Низами Мамедова и Елены Мещериной: "Феномен Муслима Магомаева", от 18.08. т.г., почему - то вызвали желание, тоже скромно (а по - другому, о величине такого огромного масштаба как Магомаев, просто и не получается) высказаться об этом выдающемся творце в области мирового, советского и азербайджанского музыкального искусства.
Сначала некоторые, личные возражения, уважаемым авторам, насчет того, что: "Сам Муслим Магомаев, его творчество были далеки от политики...>>.
На мой взгляд, все это было как раз с точностью до наоборот, и в пользу этого мнения попробую привести ряд конкретных аргументов.
Магомаев - 1964 г.: "Заслуженный артист Азербайджанской ССР", 1971 г. "Народный артист Азербайджанской ССР", кавалер орденов СССР: "Трудового Красного Знамени", "Ордена Дружбы народов".
Но именно здесь особо следует обратить внимание на то, что Муслиму Магометовичу, в 1973 году, в 31 год, высшим органом государственной власти, Верховным Советом СССР, присваивается высшее звание в области искусства: "Народный артист СССР", а такие звания, без санкции Политбюро ЦК КПСС, никогда и никому не присуждались...
Безусловно, под всем под этим, вместе с уникальным и выдающимся талантом, существовала и определенная база для его, в том числе и политической реализации, основными критериями которой было участие в торжественных концертах по случаю завершения всех (в период его активной творческой деятельности), съездов партии и ленинского комсомола, политических юбилеев и торжественных мероприятий в государственных органах (в частности всем известный случай связанный с КГБ и Ю.В. Андроповым).
И ко всему этому совершенно логично прикладывалась и составная часть его творческого репертуара, состоявшего не просто из блестящего, а на уровне гениального исполнения таких музыкальных шедевров, как: "Малая земля", "Куба-любовь моя", "Под знаменем Родины", "Сыновья революции" А. Пахмутовой, "Во все века и времена" О. Фельцмана. В особом ряду так же находятся лично созданные им, а с музыкальной точки зрения, это просто выдающиеся произведения и среди них особенно такие, как: "Колокола рассвета", "Торжественная", "Жизнь моя, моя Отчизна", "Вечный огонь" и ряд других.
Конечно же, политика, это всего лишь, только один из очень многих штрихов в грандиозной палитре ярких красок его выдающегося творчества. Таким же великим он был и остается на все времена и в музыкальной классике, и в лирическом, и в народном репертуаре. Особо примечательной и глубокой стороной его таланта, безусловно отмечена тема Азербайджана и Баку. Такое впечатление, как будто он ее (тему родного края) очень долго копил, переосмысливал, переживал в себе самом, а потом, когда эти чувства начали его уже переполнять, вдруг "выплеснул" да так, что, как говорится, мало никому не покажется...
Да, собственно, я и хотел - то и написать про Баку, а видите, как тема, связанная с Магомаевым, выводит на все новые и новые осмысления и оценки его ярчайшей биографии.
Сказать хотел, в принципе, о том, что к глубокому сожалению, как - то все "стороной, да стороной" его биографы "обходят" тему тесной и прямой, и не побоимся этого слова, судьбоносной, связи Муслима Магомаева с Советской Армией.
Неким косвенным образом и мне пришлось прикоснуться к этой биографической летописи великого мастера. В те, теперь уже далекие, прекрасные советские времена, служил на командном пункте Бакинского округа ПВО. Данный объект находился рядом с аллеей почетного захоронения лучших сынов Азербайджанского Народа, на которой, ныне, покоится Муслим Магометович. Наша воинская часть располагалась вблизи Политехнического института и вместе с нами там "проживали" артисты и музыканты ансамбля песни и пляски Бакинского округа ПВО.
А это все к тому, что Муслим Магомаев, не знаю был ли он там, в нашей воинской части, или не был, а скорее всего бывал и бывал довольно часто, по долгу своей службы, с 1962 года состоял в этих самых славных творческих армейских рядах.
И именно там, в армейском ансамбле, его впервые заметили на очень высоком уровне, и именно от туда он был "отобран" для представительства СССР на всемирном фестивали молодежи и студентов в Хельсинки, и именно там он получил свою первую высокую международную награду "Гран-при" и свою первую, и к счастью далеко не последнюю, мировую известность.

Е. Газеев

Док. 674077
Опублик.: 21.08.14
Число обращений: 0

  • Газеев Евгений Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``