В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анна Глазова: Президентские выборы в Турции: знаковая победа Эрдогана Назад
Анна Глазова: Президентские выборы в Турции: знаковая победа Эрдогана
15 августа Центризбирком Турции объявил официальные окончательные итоги прошедших 10 августа выборов президента, согласно которым победу в первом туре одержал премьер-министр страны Р. Эрдоган, набравший 51,8% голосов. Его главный конкурент, бывший глава Организации Исламского сотрудничества Э. Ихсаноглу получил 38,5%. Еще один кандидат в президенты, сопредседатель прокурдской Партии мира и демократии С. Демирташ заручился поддержкой 9,8% населения.

Эрдоган набрал большинство голосов в 50 провинциях страны, в некоторых из которых доля проголосовавших за него граждан превысила 70%. За Ихсаноглу в основном отдали голоса жители западных и южных провинций Турции, которые традиционно являются оплотом оппозиции. За Демирташа проголосовало большинство населения восточных и юго-восточных провинций, расположенных на границе с Сирией и Ираком и населенных турецкими курдами.

Участие в выборах приняли 74% избирателей. Это значительно ниже уровня явки на прошедших в марте муниципальных выборах, составившей 89%. По мнению турецких экспертов, нежелание части турецких избирателей принять участие в выборах связано с их разочарованием политикой нынешней власти и уверенностью, что в любом случае победа достанется Эрдогану. Следует также учитывать еще одно обстоятельство: кандидатом от двух крупнейших светских оппозиционных партий стал Э. Ихсаноглу, так же как и Эрдоган являющийся исламистом, хотя и более "мягким". Таким образом, просветски настроенные избиратели по сути дела остались без своего кандидата.

Победа премьер-министра Турции не стала неожиданностью ни для турецкой, ни для мировой общественности, так как практически все социологические опросы были едины в прогнозах о том, что Эрдоган победит в первом туре с небольшим перевесом голосов. В своей победной речи, обращаясь к своим сторонникам с балкона штаб-квартиры правящей партии в Анкаре, Эрдоган в свойственной ему эмоциональной манере заявил, что "сегодня Турция восстает из пепла и рождается новая страна". Правда, в этой связи возникает закономерный вопрос: почему после 12-ти лет правления правящей Партии справедливости и развития под руководством ее бессменного премьер-министра Турции приходится "восставать из пепла"?

Вероятнее всего, Эрдоган таким способом охарактеризовал сложную внутриполитическую ситуацию, которая складывалась в турецком обществе на протяжении последнего года. Этот год, отмеченный непрекращающимися политическими протестами с требованиями отставки правительства, пожалуй, стал одним из самых сложных в политической деятельности премьер-министра. Достаточно вспомнить крупный коррупционный скандал, разгоревшийся в конце декабря прошлого года, в котором оказались замешаны члены его правительства и ближайшее окружение. Подобные скандалы часто стоят политикам их карьеры, однако Эрдоган смог не только удержаться у власти, но и выиграть президентские выборы.

Ранее премьер-министр обвинял в дестабилизации ситуации в стране внешние силы и "пятую колонну", представляющую собой сторонников и последователей популярного в стране богослова Ф. Гюлена. Вместе они действительно представляют серьезную угрозу нынешнему турецкому руководству и способны изменить политическую расстановку сил в стране. В своих предвыборных выступлениях Эрдоган обещал своим сторонникам расправиться с внутренними и внешними врагами и стать создателем "новой Турции". Однако сразу после оглашения предварительных результатов выборов в своей победной речи новоизбранный президент предложил "оставить старые ссоры в старой Турции", что можно расценивать как желание прекратить конфронтацию, ведущую к дальнейшему расколу турецкого общества и начать проводить политику, направленную на примирение и национальное согласие. Вопрос в том, насколько искренни эти призывы и примут ли его оппоненты протянутую им руку дружбы.

Сейчас одной из основных задач, стоящих перед Эрдоганом, является продолжение конституционной реформы, направленной на расширение президентских полномочий и превращение Турции в президентскую республику. Необходимые для этого изменения в Конституции, вероятнее всего, можно будет сделать после проведения парламентских выборов, назначенных на июнь 2015 г. Пока же первоочередной задачей являются выборы нового руководителя правящей Партии справедливости и развития (ПСР), который затем возглавит правительство. Для того чтобы обеспечить назначение на эту должность своего сторонника, Эрдоган объявил, что до инаугурации, которая состоится 28 августа с. г., он намерен продолжать исполнять обязанности премьер-министра. При этом общепартийный съезд, на котором будет избран глава партии, он назначил на 27 августа, то есть за день до официального вступления в должность. Это позволит ему обеспечить назначение подходящего преемника, совместно с которым можно будет сформировать будущее правительство. Многие турецкие аналитики уже назвали это решение неэтичным, а юристы подвергают сомнению его законность.

Наиболее вероятным претендентом на пост лидера ПСР эксперты называют главу нынешнего МИДа и ближайшего соратника Эрдогана А. Давутоглу. В то же время нынешний президент Турции А. Гюль во время прощального приема неожиданно заявил, что он планирует вернуться в ПСР, что многими было расценено как желание выставить свою кандидатуру на пост главы партии. Гюль, с которым Эрдоган работал в тандеме все годы нахождения у власти, в последнее время все чаще начал высказывать несогласие с политикой, проводимой премьер-министром. Сейчас, судя по всему, их пути окончательно разошлись, из-за чего соратники по партии разделились на два лагеря: сторонников Эрдогана и Гюля. Уходящий президент имеет безупречную репутацию и считается взвешенным и здравомыслящим политиком, много сделавшим для реформирования страны. Это означает, что у него есть все шансы побороться за должность главы партии и премьер-министра. Правда, для этого ему придется, согласно закону, досрочно сложить с себя полномочия президента.

Не менее сложные задачи стоят перед будущим президентом и в области внешней политики. В первую очередь, это касается отношений с США, недовольными независимой внешней политикой, которую проводит турецкое руководство. Эрдоган не без оснований полагает, что за массовыми турецкими протестами стоят западные силы, поддерживающие сторонников Гюлена. Ответом Запада на эти обвинения и на попытки турецкого руководства избавиться от опеки Белого дома является усиливающаяся критика Эрдогана за растущий авторитаризм, удушение свободы слова и отход от демократических принципов. Ведущие западные СМИ называют Турцию "полицейским государством", а организация Freedom House недавно понизила рейтинг независимости турецкой прессы от "частично свободной" до "несвободной".

Однако похоже, нападки Запада не слишком волнуют нового президента. После 11-ти лет пребывания на посту премьер-министра Эрдоган, заняв кресло президента, еще как минимум на пять лет продлил свое пребывание у власти. Он обещает своим согражданам построить модель "новой Турции", соединив демократические принципы с традиционным исламскими ценностями и экономической модернизацией. Если эти планы удастся реализовать, Эрдоган имеет все шансы стать самым успешным лидером в новейшей истории Турции.


© 1992-2012, Российский институт стратегических исследований.
http://riss.ru/analitika/3504-prezidentskie-vybory-v-turtsii-znakovaya-pobeda-erdogana#.U_PBK9ymdPs

Док. 674054
Опублик.: 20.08.14
Число обращений: 0

  • Глазова Анна Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``