В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью `Viperson` с Олегом Лушниковым: Россия, Мир и Евразийство. Назад
Интервью `Viperson` с Олегом Лушниковым: Россия, Мир и Евразийство.
Интервью с руководителем Центра Евразийских исследований им. Г.В. Вернадского, к.и.н, доцентом, экспертом "Молодой Евразии" Олегом Лушниковым

Мир стоит на пороге глобальных изменений и Россия после этих изменений неизбежно придет к евразийству как главной иделогии, отвечающей национальным интересам страны, так считает кин Олег Лушников. Главный редактор портала Viperson Подберезкина Ольга встретилась с Олегом Лушниковым, чтобы больше узнать о евразийстве.

-Как Вы считаете возможно ли объединить Россию и Центральную Азию вокруг евразийской идеи? Какой Вы ее видите?

- Объединение стран Центральной Азии вокруг континентальной евразийской идеи происходило на протяжении тысячелетий неоднократно. Это было подробно исследовано известным русским историком Г.В. Вернадским, выделившим циклы объединения Евразии. Наиболее крупными объединениями Евразии были скифское, гуннское, тюркское, монгольское и российское. Т.е. как показывает практика, евразийский континент географически и исторически предрасположен к интеграции. Благодаря экономическому взаимодополнению, а также широким возможностям прохождения транспортных потоков и коридоров, возможностей для объединения и взаимовыгодной торговли становится гораздо больше, чем, например, в океанических государствах.
В качестве интересного примера сотрудничества России со странами Центральной Азии, можно взять Монголию. Это наш давний друг и партнер. С которым в постсоветское время у нас складывались подчас неоднозначные отношения. В перестройку мы их откровенно бросили. И им приходилось непросто выживать. Этим воспользовались США. Начиная с 1990-х гг. США активно пытались сделать из Монголии марионетку. Разместить в подбрюшье России и Китая американские базы и окружить ими Китай. С приходом В.В. Путина мы начали вновь налаживать отношения. Но американцам это не понравилось. И в 2009 г. произошла революция, по типу Майдана. Пророссийкого президента свергли и все контракты, которые были подписаны еще с Медведевым, были расторгнуты. И вдруг, во время моего недавнего визита в Монголию, мне коллеги из Академии наук Монголии сказали, что в сентябре Путин приедет с визитом в Монголию. И в следующем году на саммите ШОС в Уфе в 2015 г. Монголия вполне может войти в ШОС и БРИКС. Если все так и случится, то это будет серьезной геополитической победой. Потому что переубедить проамерикански настроенного президента идти в фарватере России - это сильно. Видимо мы нашли более весомые аргументы в области экономики. Сейчас считаю все будет возвращаться на круги своя. Мы возвращаемся в континентальное пространство. Нам открываются широкие перспективы: строительство транспортных коридоров и транзитного товарного потока во все стороны. Заинтересовать соседние страны можно и этот процесс уже идет. Главное, чтобы нам не мешали.

- После того как в российских политических кругах заговорили о концепции "русского мира" многие эксперты в странах-членах ЕврАзЭс заявили, что это отход от идеи евразийской интеграции. Видите ли Вы противоречие в двух идеях?

- Противоречия в этих идеях нет. Русский мир и Евразия сосуществовали на протяжении столетий. И особенно тесно начиная со становления Московского государства и постепенной интеграции в него бывшего пространства Монгольской империи. Найти консенсус между двумя идеями возможно и сегодня. Каждый век немного меняет акценты, чтобы идею приняло новое поколение ее нужно заново объяснить. Для этого у нас есть экономическая, историческая основы, общее культурное и языковое пространство. У Евразии больше возможностей для объединения, чем у Европейского союза, где есть и культурные различия и языковой барьер. Но они перешагнули через трудности, потому что общее благо и общие интересы важнее. Такие общие интересы экономически выгоднее, чем узко национальные. Но, опять же, в мире есть антиевразийское лобби, и, как сказали в США - "мы не допустим объединения России с постсоветским пространством". Американцы уже это показали на Украине, они могут создать такие же проблемы в Казахстане, Узбекистане, Киргизии и т.д. Это может стать временным препятствием для интеграции. Но потом все равно все вернется на круги своя. России сегодня нужно выдержать время до момента, когда мы сможем действовать в открытую. То есть сейчас Россия не готова ко многим шагам, мы видим это по факту действия российских властей на Украине. Казалось бы, у тебя на веранде соседи развели пожар, а ты не можешь выйти и погасить его. Что-то мешает... Вроде бы Россия сильное государство, которое способно решать вопросы любого уровня и любой сложности, но видимо есть пока ограничения. Думаю эти ограничения временного характера.

-Сильна ли в России евразийская идентичность?

- Россия - трансевразийская страна и говорить, что сибиряки или уральцы идентифицируют себя как европейцы неверно, я думаю, они скажут европейцы с примесью Азии, но не Восточной, а Центральной. Наш менталитет - континентальный, не приморский, и не островной. Огромное пространство и просторы, огромные проекты и широта души - это объединяет Россию и Центральную Азию. Мы были вместе и будем вместе, общий язык будет найден, лишь бы нам не мешали. Если оставить евразийские народы друг с другом, без внешних помех, то они быстро найдут общий язык. А если постоянно вбивать между ними клинья, то конечно это создает проблемы. Но будем надеяться, что эти проблемы технического характера и преодолимы со временем.

- Есть ли у стран Центральной Азии альтернатива участию в евразийской интеграции?

- Та же Монголия пыталась развивать стратегию "третьего соседа". Первый сосед Китай, второй Россия. Монголия весь ХХ в. пыталась между ними метаться. И, по сути, Россия помогла Монголии отстоять независимость от Китая. В 1990-е появилась концепция "третьего соседа" - США, Япония, Европа, Австралия и др.. Китай, который ассимилировал некоторые прежде монгольские районы, пугает Монголию. Когда Россия после распада СССР бросила своих коллег, то наши бывшие союзники обиделись, ввели визовый режим, стали сотрудничать с США. США дали кредиты. Монголы стали участвовать в американских проектах. Но Америка не помогает, а использует. Монголию используют против Китая и России - происходит "троллинг" и тех и других. Но сегодня они уже понимают, что экономика, политика и необходимость ориентации на ближайших соседей разумнее.
Все проблемы в Евразии связаны с американским финансированием антиевразийской деятельности. Если в США начнутся такие проблемы, которые не позволят им вмешиваться в дела других государств, и они наконец займутся собой, то все встанет на свои места. Наша задача наверное помочь им в этом, развивая БРИКС, проект альтернативного Всемирного Банка, новые формы расчетов на юани, на рубли, на иранские динары - но не через нефтедоллары. После этого экономика поменяется, и все финансовые потоки поменяются, и видимо надо двигаться в этом направлении. Пока мы не можем действовать с позиции силы, когда на нас давят, значит надо использовать комплексные меры: устроить им такое болото, чтобы они там увязли.

- Значит Вы думаете такие страны как Азербайджан и Узбекистан могут присоединиться к евразийской интеграции?

- Конечно, даже их образец для подражания - Турция в нас заинтересована. Единственное, что мешает Турции интегрироваться в Таможенный союз - это американские военные базы на ее территории. Та же проблема и в Азербайджане и Узбекистане. Хотя если США будут предпринимать попытки смены режима в Турции, то и турецко-американские отношения претерпят качественные изменения. У США стремление сейчас зажечь весь Ближний Восток. Навести такой бардак вблизи Европы, чтобы европейские страны не смогли обойтись без США. Россия может тоже предложить какие-нибудь интересные проекты, то есть все может поменяться, если чуть-чуть изменится мировая политическая конъюнктура. Если посмотреть как начали вести себя США, то это похоже на поведение как будто у них "земля под ногами горит". И это действительно так.
По макроэкономическим показателям США начинают терять лидирующие позиции, уже в 2016-2018 гг. по циклам Кондратьева-Лапкина может произойти глобальный макроэкономический передел, трансформация макроэкономической системы. США пытаются создать проблемы всем, чтобы как-то оттянуть или переключить внимание от своих больших экономических проблем на политику. Первая мировая война также начиналась. Пожалуй, только не было тогда 100 лет назад человека, который мог удержать страну от непродуманных действий. Александр III скорее всего бы не влез в войны: ни в русско-японскую, ни в Первую мировую. Он бы нашел политические способы урегулировать этот конфликт. России сейчас нужно подготовиться, оттягивать конфликт и параллельно решать кучу своих проблем и не забыть сохранить обороноспособность.

- По одному из главных идеологов евразийства ХХ в. Петру Савицкому, есть континентальные державы, а есть океанические. А возможно ли существование державы, которая совмещала бы в себе черты континентальности и океанические?

- Если говорить о России, то океанической державой в полной мере Россия не будет никогда. По крайней мере, пока не растает Северный Ледовитый океан. Вот когда мы будем ездить на курорты Карского и Лаптевых морей, тогда мы станем океанической державой. Наличие нескольких портов это прекрасная возможность для интеграции в мировое хозяйство, но давайте говорить откровенно, главный стратегический порт России находится в Мурманске, только он и несколько портов на Дальнем Востоке имеют независимый выход в мировой океан. Черное и Балтийское моря перекрыты другими державами.

- Вы написали несколько работ, посвященных известному российскому теоретику евразийства Петру Савицкому. Не могли бы Вы прокомментировать его постулат о том, что общественно-хозяйственные интересы в Евразии исторически подчинены общим целям. Говорить об общих целях сегодня не популярно. Как Вы думаете актуален ли сегодня этот постулат?

- Я думаю надо проводить политику правильного образования и воспитания следующих поколений. Конечно те, кто вырос в 1990-е попали под сильнейшее влияние западного образа жизни, поведения, мыслей. Многое из того хорошего, что было в СССР было утрачено. Но есть пример Белоруссии, где потери поколения не произошло. В Белоруссии патриотическая идеология и патриотическое воспитание сохранились, система школьного и внешкольного образования сохранилась. Нужно брать на вооружение то, что уже существует в рамках нашего Союза и распространить белорусский опыт на Россию. Глобально все изменит ближайшая пятилетка масштабных мировых потрясений, потому что общество прекрасно сплачивается в ситуации, когда приходят большие проблемы. Вместе бороться с проблемами легче и это сплотит общество. Трудные условия выживания в наших непростых климатических условиях сплачивают народы - общность интересов это условия жизни. Если посмотреть традиционную культуру Востока, то там вообще в целом общественные интересы всегда на первом месте. Ты - сначала член общества, а потом ты - личность. У Н.Н. Алексеева есть замечательная концепция "правообязанности". Т.е. есть права человека, но и есть обязанности у человека. Права и обязанности должны гармонично сочетаться, не может быть прав без обязанностей. И не бывает обязанностей без прав. И к этому мы придем.
Географическое положение России всегда определяло евразийскую ориентацию российской политики: при Екатерине Великой ли, или при коммунистах. И сегодня если открыть предвыборную кампанию любой российской партии, идущей на выборы, то на 70 процентов там будут евразийские постулаты. Так не проще ли вообще отменить эту шелуху, четко обозначить национальные приоритеты и заниматься их выполнением? Не важно, какая партия будет у власти, главное, чтобы дело делали. Не идеология важна, а государственничество - последовательное следование национальным интересам. Если Россия к этому придет, то нас ждет великое будущее. Это будет новая форма государственного управления и общественного, экономического устройства - не в угоду каким-то моделям, а исходя из наших реалий. Каждая страна уникальна, как у евразийцев сказано "геософия месторазвития", то есть - "условия жизни", у африканцев они свои, у европейцев, китайцев свои. И Россия должна следовать не каким-то моделям, а условиям жизни и существования в России. Под "лондонскую модель" нельзя причесать весь мир.

- Если экономическая модель будет другой, то какой Вы ее видите? Будет ли будущая экономическая модель исходить из функционального хозяйствования по Петру Савицкому?

- Функциональное хозяйство у Савицкого - хозяйственнический подход во всем, по-хозяйски относимся ко всему, что мы делаем. Думаем о сегодня и о завтра, об окружающей среде, людях, ресурсах. Не хищническое их использование. Социальная ответственность бизнеса. Забота о будущем. Должен быть во всем не временщик, а хозяин. Это тоже надо воспитывать в обществе. Функциональная собственность - если эффективно или стратегически важно, чтобы собственность принадлежала государству, значит она должна принадлежать государству. Военно-промышленный комплекс, стратегические магистрали, энергетика, банковский сектор - должно принадлежать государству. А мелкий, средний бизнес, сельское хозяйство может принадлежать частному лицу. Пусть будут смешанные формы частно-государственной собственности. Впрочем, в Белоруссии эта система уже эффективно работает. Страна успешно выживает, несмотря на то, что таких как у нас ресурсов, практически нет. Савицкий был прав, и мы к этому неизбежно придем.

Док. 673915
Перв. публик.: 13.08.14
Последн. ред.: 14.08.14
Число обращений: 0

  • Путин Владимир Владимирович
  • Подберезкина Ольга Алексеевна
  • Лушников Олег Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``