В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Караваев: Возможностью быть единственным непосредственным модератором в дискуссии между президентами Азербайджана и Армении обладает только Путин` Назад
Александр Караваев: Возможностью быть единственным непосредственным модератором в дискуссии между президентами Азербайджана и Армении обладает только Путин`
Российский политолог, зам. гендиректора информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства ИАЦ МГУ Александр Караваев поделился с Институтом Каспийского сотрудничества своим экспертным мнением по вопросу обострения ситуации в зоне нагорно-карабахского конфликта, оценил перспективы проведения встречи глав государств Армении и Азербайджана, а также прокомментировал позицию России в отношении данного вопроса.
В ближайшее время планируется встреча президентов Азербайджана и Армении для проведения переговоров по нагорно-карабахскому урегулированию. Александр Валерьевич, на Ваш взгляд, чего можно ждать от этой встречи и состоится ли она вообще?
Наверное, точно ответить на вопрос, состоится ли она,могут только в администрациях президента Азербайджана и Армении, потому что сама информация о встрече появилась весьма неожиданно. Обычно такие мероприятия готовятся заранее и сопровождаются длительными дипломатическими консультациями на уровне глав МИД. И даже в таких случаях эти встречи не всегда осуществляются. Были примеры, когда одна из сторон отказывалась в последний момент. Последние месяцы готовилась встреча в Париже под патронажем президента Франции. Оптимизма по поводу перспектив этого саммита уже нет. И тут совершенно неожиданно, как реакция на обострение ситуации на линии соприкосновения возникает информация о том, что президенты Азербайджана и Армении приглашены Путиным в Сочи. Это достаточно важно, как мне представляется.
У Путина есть все возможности, глобальный политический вес и необходимые рычаги влияния для того, чтобы способствовать снижению напряженности в зоне конфликта, призвав на "разбор полетов" и президента Алиева, и президента Саргсяна. В отличие от других президентов стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ ресурс воздействия на ситуацию в настоящее время в единственном виде находится у президента России. Так, Обама их звать не будет, потому что этот конфликт находится за пределами фокуса внимания американского президента. Про французского лидера я уже упоминал. Возможностью быть единственным непосредственным модератором в дискуссии между президентами Азербайджана и Армении обладает только президент Путин.
Если все-таки встреча не состоится или не будут достигнуты какие-либо значимые договорённости, способствующие разрядке напряженности в данном конфликте, допускаете ли вы вероятность того, что инциденты на линии соприкосновения перетекут в полномасштабные военные столкновения?
Мы не можем говорить о том, что планируется подписание каких-либо документов на этой встрече даже в том случае, если она произойдёт. До сих пор не очевидно, что является актуальной повесткой переговоров. Сведения по этому вопросу весьма ограничены. Есть информация, что президенты Армении и Азербайджана не будут общаться между собой, а только наедине с Путиным...
Что касается того, может ли этот конфликт перерасти в какие-либо масштабные боевые действия - мне кажется, что уже нет. Прошло уже достаточное время с момента последних крупных боестолкновений на линии соприкосновения. И очевидно, что стороны не намерены форсировать дальше эти события. Азербайджан демонстрирует военную мощь, летают самолеты, передвигается техника. Но пока никакого военно-стратегического развития эти инциденты на линии соприкосновения дальше не получают и маловероятно, что получат. Я не уверен, что до предполагаемой встречи 8-9 августа может что-то произойти, хотя все возможно и на 100 процентов гарантировать ничего нельзя. Но на сегодняшний день все начинает плавно перетекать в привычные пропагандистские дипломатические залпы. На войну это непохоже.
Какой может быть позиция России в перспективе в отношении нагорно-карабахского конфликта, учитывая то, что Армения в скором времени вступит в Таможенный союз и при этом является членом ОДКБ, а Азербайджан по-прежнему остается крупнейшим импортером российского вооружения в регионе?
Позиция России мало изменилась, если мы смотрим только по наглядной фактуре, по тем заявлениям и официальной политической линии, которой Россия придерживается. Она заключается в том, что России не выгоден такой мощный дестабилизирующий фактор на Южном Кавказе, коим является Карабахский конфликт. Он блокирует экономическое развитие Армении, коммуникацию между странами и не позволяет свободно выходить в регион Ирана и Ближнего Востока.
Россия имеет серьезные разноплановые интересы как в Азербайджане, так и в Армении, поэтому в идеале ей необходимы дружественные между собой государства, взаимодополняющие друг друга в отношениях с Россией.
Однако российская политическая линия не постоянна во времени и зависит от конкретных персоналий на уровне руководства министерств, ведомств и госкорпораций. Иными словами, есть разные группы принятия и реализации решений Кремля, которые периодически вносят коррективы во внешнюю политику. На уровне экспертов существуют диаметральные мнения по поводу того, что России выгодно в этом конфликте.
С момента заключения временного перемирия в мае 1994 г. прошло 20 лет, и за это время сменилось три президента - Ельцин, Путин, Медведев, снова Путин. Менялись и внешние геополитические условия вокруг России и вокруг Южного Кавказа. В целом была заметна определённая калибровка российской линии. В какой-то момент, вплоть до конца 1990-х было видно, что позицию Кремля в отношении конфликта в большей формируют российские военные. Так, генеральское лобби при Ельцине являлось самостоятельным игроком в политике России на Кавказе, выступало гарантом военной стабильности Армении и стремилось блокировать сложившийся статус-кво от каких-либо политических изменений. Причем, нередко это осуществлялось без оценок политических и экономических последствий.
Затем с приходом Путина стало очевидно, что какие-то подвижки в позиции Армении возникнут и возникали. И многие комментаторы стали говорить, что России было бы выгодно каким-то образом решить конфликт в рамках компромиссного сценария, по которому Россия получила бы возможность привлечь Азербайджан в свои экономические и затем, возможно, в интеграционные проекты. Теперь, в условиях экономических санкций, Москве выгодно привлекать бакинскую элиту в Россию в качестве инвестора или соинвестора для совместных проектов. Объективно необходимо не просто расширение торговых отношений, но создание совместных производств. Азербайджанская экономика небольшая по объему, соответственно ограничен и потенциал для внешних инвестиций, в сравнении с российскими масштабами, но сейчас каждый десяток миллионов долларов на счету...
Таким образом, в сочетании этих двух треков - военно-стратегических интересов и экономических взаимоотношений - выстраивается генеральная линия российской дипломатии в отношении данного конфликта.

Беседовала Алла Левченко

Док. 673792
Опублик.: 07.08.14
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Путин Владимир Владимирович
  • Ельцин Борис Николаевич
  • Саргсян Серж Азатович
  • Обама Барак Хусейн (Barack Hussein Obama, Jr.)
  • Караваев Александр Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``