В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Егоров: Правозащитная деятельность органов государственной власти при реализации туристских услуг Назад
Вячеслав Егоров: Правозащитная деятельность органов государственной власти при реализации туристских услуг
Аннотация. В статье предпринята попытка систематизации правозащитной деятельности органов государственной власти в сфере туризма. Раскрывается роль защитной деятельности органов власти при реализации туристских услуг. Автор предлагает свои определения "туристская услуга", "договор реализации туристских услуг", вносит дополнения в понятие "экстренная помощь".
    Ключевые слова: правозащитная деятельность, туристская деятельность, договор реализации туристского продукта, туристская услуга, экстренная помощь.

Rendering of Tourist Services: Advocacy Activities of Public Authorities
Annotation. In the article an attempt is made to systematize the advocacy activities of public authorities in the sphere of tourism. The article reveals the role of defensive activities of public authorities when tourist services are rendered. The author offers a definition of "tourist service", "agreement on tourist services", also specifies the term of "emergency aid".
Key words: advocacy activity, tourist activity, agreement on rendering a tourist product, tourist service, emergency aid.

    В науке юриспруденция наиболее распространенным подходом к защите прав и свобод человека и гражданина сложился системный подход. В соответствии с ним, взаимодействующие звенья правового механизма ориентированы на достижение в стране состояния их реальной защищенности через конституционную систему [9, с.12]. А правозащитная деятельность органов государственной власти стала пониматься как законодательная и правоприменительная практика в области прав человека.
Множество проблем в туристской отрасли, среди которых особо выделяются нарушения прав туристов при реализации туристских услуг, явились основными причинами для обращения внимания государства с целью защиты туристов. Туризм представляет собой сложное образование. Как нечто целое он предстает, прежде всего, в отношениях с окружающими макросредами: политической, экономической, социальной, эко?логической, культурной и правовой. А туристская деятельность является объектом самых различных исследований и научных дис?циплин, в том числе и правом.
В соответствии с Конституцией Россий?ской Федерации, обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, орга?низации активного и содержательного отдыха стали важной со?циальной задачей нашего государства, провозгласившей себя со?циальным государством, а организованный туризм превратился в крупную отрасль обслуживания населения нашей страны. Организаторы путешествий, занимаясь туристской деятельно?стью, формируют, продвигают и реализовывают созданный ими туристский продукт, оказывают различные услуги туристам, которые в этом случае являются потребителями этих услуг и поэтому остро нуждаются в защите своих прав [6, с.16].
Статья 2 Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. В советское время права и свободы человека отождествлялись с "общественными", которым требовалось подчинять индивидуальные и коллективные личные интересы. По мнению В.И. Саркисова [13] Конституция 1993 г. не только впервые ограничила роль государства в установлении прав человека и гражданина, но и значительно повысила роль и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод. Конституция исходит из того, что государство не дарует, не предоставляет людям их основные, т.е. конституционные, права и свободы; они принадлежат людям от рождения и являются неотчуждаемыми. Одновременно государство приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения. В чем же состоит конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина? По нашему мнению такая обязанность состоит в создании действенных правозащитных условий. Обеспечение условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти, но особая роль в этом принадлежит Президенту Российской Федерации. Президент выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина. Такое конституционное полномочие он реализовывает в процессе осуществления законодательной инициативы, а также при принятии нормативно-правовых актов, направленных на защиту правового положения личности в целом и отдельных групп населения. Однако Президент в своей правозащитной деятельности опирается на все ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную, а также на общественные объединения.
Правозащитная деятельность Правительства Российской Федерации вытекает в силу Конституции, которая обязывает осуществлять меры по обеспечению прав и свобод граждан. Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" [14] в ст. 3 перечисляя основные принципы Правительства, выделяет принцип обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Статья 19 Закона подчеркивает среди всех полномочий меры по обеспечению прав и свобод граждан. Из действующего законодательства вытекает, что любой человек, имеющий российское гражданство вправе рассчитывать на защиту и поддержку своего государства, если против него совершены противоправные действия. Гражданам, находящимся за пределами государства, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации. В соответствии с ст. 7 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" [15] органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы наши граждане имели возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией, а также возможность защищать права и охраняемые законом интересы.
Право граждан на судебную защиту закреплено в ст. 46 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" [16] в п. 2 ст. 4 устанавливает, что суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов.
Основным правовым актом, определяющим принципы государственной политики в сфере туризма и регулирующим отношения, возникающие при реализации права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, является Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" [17] (далее Закон о туристской деятельности). Закон в ст. 4 среди основных целей государственного регулирования устанавливает главную цель: обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий. Наделяет полномочиями по государственному регулированию туристской деятельности Федеральному агентству по туризму (Ростуризм), входящему в состав Министерства культуры Российской Федерации. Именно этот орган одним из своих "миссий" считает "защиту прав и законных интересов туристов, и обеспечение их безопасности" [19]. Закон подчеркивает, что порядок оказания услуг по реализации туристского продукта, порядок и условия оказания экстренной помощи туристам определяются Правительством Российской Федерации, тем самым полностью возлагает на Правительство поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений при реализации туристских услуг. Однако при реализации туристских услуг, как в теории, так и на практике возникают противоречия и проблемы применения закона о туристской деятельности по защите прав и свобод наших граждан - туристов, осуществляющих путешествия через организаторов этих путешествий, которые призваны оказывать туристские услуги.
Услуги в юриспруденции приобрели доктринальную значимость, особенно в условиях рыночных отношений как ведущая гражданско-правовая категория. Но, несмотря на это в законодательстве до сих пор отсутствует четкое определение услуги. Отдельные нормативные акты перечисляют различные виды услуг, показывают их разнообразие, но не раскрывают специфическую природу услуги. Такой пробел в законодательстве дает повод к применению норм законодательства на практике с нарушениями и нередко является причиной возникновения споров между участниками гражданского оборота. В науке отмечается, что дать точное определение понятия услуги не просто. По мнению ученых, услуга представляет собой не вещь, не материальный предмет, а весьма разнообразную по характеру деятельность, работу.
Г.М. Вельяминов замечает, что услугу в юриспруденции определяют как разновидность товара, для которого момент производства и момент потребления совпадают во времени, или в качестве работы, сделанной для других, результатом которой не являются осязаемые вещи или товары. Услуги, по его мнению, называют иногда "невидимыми статьями торговли [3, c. 211].
А.В. Дроздова определяет услугу как объект гражданских прав и приводит следующее понятие как "способ удовлетворения индивидуальной потребности лица, который не связан с созданием (улучшением) вещи или объекта интеллектуальной собственности и достигается в результате действия (операции) или деятельности определенного человека или организации, допускаемой действующим правопорядком" [5].
    А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков и С.А. Чиркин, полагают, что в теории гражданского права договор оказания услуг, его отдельные элементы и виды служат предметом тщательного исследования, а само понятие услуга - одним из дискуссионных [1, с. 174]. Следовательно, что же такое услуга и туристская услуга в частности? Из приведенного выше видно, что под услугой понимается деятельность или своеобразная работа по созданию продукта или продукции. По суждениям названных ученых под услугой признается определенная деятельность или действие одного лица, совершенные для удовлетворения потребностей другого лица, которая не связана с созданием или улучшением вещи. Они замечают, что услугу отличает от иных объектов отсутствие овеществленной формы, которая, например присуща результатам работ. Именно поэтому услуга неотделима от ее исполнителя и не может существовать отдельно от своего производителя [Там же, с.174].
Таким определением можно согласиться. Оно наиболее приемлемо в рамках гражданско-правовых отношений. Но все же для понятия туристские услуги этого не достаточно. Закон о туристской деятельности не дает определения туристским услугам. Упоминание о них имеется в дефиниции туристского продукта. В ст. 1 Закона под понятием туристский продукт приводится "комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта". Следовательно, подразумевается, что в туристской деятельности используются разные виды услуг, оказываемые туристу по договору.
Французские ученые Доменик Карро и Патрик Жюйар, беря за основу Отчет, составленный международной организацией ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) и Конференцией ООН по торговле и развитию, определяют туристские услуги как продукт или продукцию деятельности прибыльных и неприбыльных экономических единиц, предназначенных для конечных или промежуточных потребителей. Подчеркивают при этом, что в отличие от других видов деятельности туризм представляет не один специфический вид услуг, а их ассортимент, и его деятельность нацелена на конечных потребителей [8, с. 264].
Определение туристским услугам можно найти в национальном стандарте ГОСТ Р 53522-2009 "Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения" [4]. Где под туристскими услугами понимается "Результат деятельности исполнителя услуги (юридического лица или индивидуального предпринимателя) по удовлетворению потребностей потребителя (туриста) в организации и осуществлении путешествий, отдыха и рекреации".
Исходя из анализа вышеприведенных понятий и определений, правильнее было бы изложить туристские услуги, в предлагаемой нами редакции: "Туристская услуга - это возмездная деятельность (действия) организаторов путешествия по созданию туристского продукта (комплекса туристских услуг) для удовлетворения потребностей туриста или иного заказчика по заранее оговоренным условиям в договоре, за исполнение которых несет полную ответственность лицо, создавшее этот туристский продукт".
Под организаторами путешествия понимаются туроператоры и турагенты, профессионально занимающиеся туристской деятельностью, а также в соответствии с ст. 4.1. Закона о туристской деятельности юридические лица, при наличии у них финансового обеспечения, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание на территории России, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность по организации путешествий в целях решения социальных задач в пределах России. Кроме этого закон дает право иностранному туроператору осуществлять реализацию своего турпродукта на территории России, при условии соблюдения федерального законодательства. В соответствии с Законом организаторы путешествий формируют по своему усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристский продукт. Они же продвигают и реализовывают этот турпродукт, состоящий из комплекса туристских услуг (услуги по перевозке, размещению туристов, экскурсионные и др.). И они же несут предусмотренную законом ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору. В том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем они должны были оказываться или оказывались. Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени. Деятельность туроператора и турагента возмездная, так как за оказанную услугу турист или иной заказчик туристского продукта оплачивает самостоятельно, как правило, из собственных средств. Реализация туристских услуг должна осуществляться только на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях предусмотренным законом, - между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. В этом случае названный договор служит правовым документом, регулирующим права и обязанности сторон.
Как видно, в законе большое значение придается договору реализации туристского продукта, но не дается его понятие, отсутствует определение самого договора. Конечно, это серьезный пробел и мы предлагаем свое определение, не противоречащее действующему законодательству: "Договор реализации туристского продукта - это соглашение между лицом, осуществляющим туристскую деятельность (туроператором, турагентом) и туристом и (или) иным заказчиком, заключенное в письменной форме по оказанию туристу и (или) иному заказчику комплекса услуг в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством о защите прав потребителей. Договор является возмездным и публичным" [7].
Практика показывает, что именно в реализации туристских услуг происходят наиболее частые нарушения прав туристов. Известные на всю страну крупнейшие туроператоры "Детур", "Капитал-тур", "Ланта-тур вояж", "Аврора Интур" и некоторые другие вследствие ненадлежащего исполнения своих обязательств по договору реализации туристских услуг оказались несостоятельными (банкротами). Этому способствовали многочисленные претензии туристов по выплате компенсации за не полученные туристские услуги. Ярким примером может послужить история компании "Ланта-тур вояж", которая в январе 2012 г. приостановила свою деятельность и объявила свою несостоятельность. Более 6412 туристов, остались брошенными за рубежом, а впоследствии, потребовали компенсации за неполученные услуги по проживанию во время путешествия. Может быть, к счастью для потерпевших туристов такое происшествие совпало с предвыборной кампанией в стране, и с легкой подачи тогда еще кандидата в президенты В.В. Путина "Ланта-тур вояж" получила кредит 7 млн. долларов, для оплаты проживания туристов и вызволения их из стран временного пребывания [2, с. 14].
Туроператору "Капитал Тур" повезло меньше. По его данным общая задолженность туристам достигла 1,3 млрд. рублей. Всего от деятельности "Капитал Тура" пострадали 8323 туриста, к сожалению ни один турист не смог получить свои деньги назад, несмотря на то, что суды удовлетворили их иски, а имущества у "Капитал Тура" не оказалось [Там же, с. 15]. Возможно, именно поэтому Президент Российской Федерации В.В. Путин инициировал принятие в ускоренном порядке дополнения в Закон о туристской деятельности по защите наших туристов за рубежом. Федеральным законом от 3 мая 2012 г. за N 47-ФЗ [18] были внесены существенные дополнения по защите туристов, оказание им экстренной помощи в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта. Статья 1 Закона о туристской деятельности дополнилась новым понятием "экстренная помощь - действия по организации эвакуации туриста из страны временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма в соответствии с настоящим Федеральным законом".
Для организации и оказания экстренной помощи туристам, в соответствии с ст. 11.1. Закона о туристской деятельности, было создано объединение туроператоров в сфере выездного туризма. Это объединение является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское объединение, которое основано на принципе обязательного членства юридических лиц, осуществляющих на территории России туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма. Организация приобрела статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма на основании решения Правительства Российской Федерации. 27 февраля 2013 г. Правительство приняло постановление "Об утверждении экстренной помощи туристам и Правил финансирования расходов по оказанию экстренной помощи туристам из компенсационного фонда" [10].
Правила определяют порядок оказания экстренной помощи туристу, туристам, организованной группе туристов. Объединение туроператоров оказывает экстренную помощь туристам безвозмездно на основании их обращения. Финансирование мероприятий осуществляется за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров. Правила оказания экстренной помощи туристам включают в себя целый комплекс услуг. В его состав входит перевозка туриста в место окончания путешествия оптимальным маршрутом с наименьшими временными затратами по усмотрению объединения (авиатранспортом, железнодорожным транспортом, автомобильным транспортом, водным транспортом). Предусмотрено обеспечение временного проживания туриста в гостинице или ином средстве размещения на срок до начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия - если период вынужденного ожидания перевозки составляет более 12 часов. Не забыта услуга по доставке туриста от места расположения гостиницы или иного средства размещения в стране временного пребывания до пункта начала осуществления перевозки к месту окончания путешествия (трансфер). Организовывается питание туриста с учетом установленных законодательством физиологических норм питания человека. Обеспечиваются неотложная медицинская и правовая помощи. Предоставляются услуги по обеспечению хранения багажа. Таким образом, в рамках оказания экстренной помощи туристы должны получать услуги, которые не оговорены в понятии, приведенном в Законе о туристской деятельности. Действия по организации эвакуации туриста из страны временного пребывания, учитывающие только оплату услуг по перевозке и (или) размещению, представляют по нашему мнению усеченный подход законодателя в определении экстренной помощи. Поэтому, во избежание разночтений и непонимания требования закона на практике, считается целесообразным изложить понятие экстренной помощи в предлагаемой нами редакции: "Экстренная помощь - действия по организации эвакуации туриста (туристов) из страны временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению, а так же иные услуги, связанные по защите прав туристов, попавших в бедственное положение), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма в соответствии с настоящим Федеральным законом".
Правила предусматривают и порядок обращение туриста. Который должен содержать информацию, обстоятельства (факты), свидетельствующие о невозможности исполнения, неисполнении или ненадлежащем исполнении туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта. Таким образом, государство проявляет волю по защите прав туристов, при этом старается держать статус организованного туризма на должном уровне, а туристу показывает, что он надежным образом защищен.
Велика и значима правозащитная деятельность судов. Права туристов успешно защищаются судами разных инстанций. Суд - орган государственной власти, осуществляющий правосудие, а судебная защита - один из видов государственной защиты. Судебная практика свидетельствует о многочисленных нарушениях прав туристов при реализации туристских услуг.
К примеру, 14 декабря 2010 г. Псковский городской суд Псковской области рассмотрел гражданское дело по иску Маслаковой Н.В., Осипова Н.В. и Осиповой Ю.А., которые обратились в суд с иском к ООО "Галактика тур" о взыскании стоимости услуги, убытков, неустойки и компенсации морального вреда. Указали, что 14 сентября 2009 г. заключили с ответчиком договор о реализации туристского продукта. Согласно условиям договора "Галактика тур" обязалось организовать путешествие в Турцию на 4 человека с 18 сентября по 27 сентября 2010 г. Истцы добросовестно внесли полную стоимость туристских услуг. Однако 16 сентября руководитель "Галактика тур" сообщил им, что вылет из Москвы переносится с 18 на 23 сентября 2010 г. Пребывание в Турции продлевается до 7 октября 2010 г. Поскольку отпуск по месту работы был предоставлен до 3 октября, Маслакова Н.В. была вынуждена отказаться от путёвки на таких условиях. Потребовала возврата уплаченных денежных средств. Данное требование ответчиком не было удовлетворено. Осиповы согласились на предложенные условия. Приобрели билеты в Москву на 21 сентября и обратно на 7 октября 2010 г. По прибытии в Москву организатор путешествия "Галактика тур" сообщил, что вылет перенесен из аэропорта "Шереметьево" в аэропорт "Внуково", а позже поставил в известность, что отель не будет предоставлен и предложил вернуться домой. Намеченное путешествие было сорвано. Требования Осиповых о возврате денег также не были исполнены. Суд, учитывая, что туристская услуга истцам в установленный договором срок не предоставлена, а также принимая внимание, длительность уклонения ответчика от исполнения законных требований потребителей услуг, решил взыскать в пользу истцов стоимость туристского продукта в полном объеме, компенсации морального вреда и стоимость госпошлины. Решение суда не обжаловано, и оно вступило в законную силу[11]. Таким образом, нарушенные организатором путешествия права туристов были восстановлены и надежным образом защищены судом.
Подобная история произошла с Александровым А.Ю. и Деркач Л.В., которые в марте 2012 г. обратились в Псковский городской суд с иском к ООО "ТриэС" о взыскании денег, неустойки, убытков и компенсации морального вреда за не оказанную туристскую услугу по договору реализации туристского продукта. Цена туристских услуг по договору составила 82000 рублей, и эту сумму истцы оплатили полностью. Однако за 4 дня до поездки в Таиланд, они получили сообщение от "ТриэС" о том, что билетов на указанную авиалинию нет, а расселение возможно в другом отеле. В назначенное время авиабилеты, ваучер, страховой полис не были вручены. Истцы не смогли найти туроператора "Мегаполис", который отвечал за турпродукт. Его юридический адрес и другие обязательные реквизиты турагентством "ТриэС" не были представлены. Данные отсутствовали и в договоре реализации туристского продукта, что является одним из нарушений Закона о туристской деятельности и основанием привлечения к ответственности турагента. В связи с нарушениями условий оказания туристских услуг, истцы вынуждены были отказаться от путешествия, и потребовали возврата денежных средств. Однако турагент отказался возвратить уплаченную сумму денег. Рассмотрев дело, суд решил удовлетворить иски Александрова А.Ю. и Деркач Л.В. Обязал "ТриэС" погасить иски в полном объеме и, кроме этого, взыскать с него в доход бюджет города Пскова госпошлину. Решение в апелляционном порядке не обжаловалось и вступило в законную силу[12]. Аналогичны подобным нарушениям прав туристов гражданские дела, рассмотренные Псковским городским судом: Дело N 11-44/2011 (Кибисова Е.В. против "Тез Тур Северо-Запад") и Дело N 2-2124/2012 (Мудрова Л.Н. против ООО "Туристическая фирма "Перона" и ООО "Тез Тур Северо-Запад"). Решением суда иски Кибисовой и Мудровой удовлетворены, а виновные в ненадлежащем исполнении своих обязательств туристские организации были вынуждены возместить причиненный ущерб туристам в полном объеме.
    Используя судебную защиту, граждане нашей страны воплощают в жизнь одно из конституционных прав человека и гражданина. Тем более правозащитная деятельность суда в отличие от других является гарантией всех иных прав и свобод человека и гражданина. В этом усматривается его особенность.
Таким образом, Российская Федерация, провозгласив в Конституции страны гарантированную государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, приняла на себя обязанность силами органов государственной власти защищать эти права и свободы, в том числе и в сфере туризма.

Библиографический список
1. Анисимов А.П. Гражданское право России. Особенная часть: учебник для бакалавров / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чиркин; под общ. Ред. А.Я. Рыженкова. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 703 с. - Серия: Бакалавр. Базовый курс.
2. Басырова А. Обещать не значит обмануть / Турбизнес. 2012. N 10. С. 14 - 16.
3. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 496 с.
4. ГОСТ Р 53522-2009 "Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения". Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 772-ст. / URL: http://standartgost.ru [Дата обращения 24. 01. 2014 г.]
5. Дроздова А. В. Понятие и содержание услуги как объекта гражданских прав. Сибирский Юридический Вестник. - 2003. - N 1 / URL: http: // www. law. edu. Ru / doc / document.asp? docID=1125002 [Дата обращения 24. 01. 2014 г.].
6. Егоров В.Е. Государственно-правовое регулирование организованного туризма (историко-теоретическое правовое исследование): Монография / В.Е. Егоров. - Псков: Издательство ООО "ЛОГОС Плюс", 2011. - 112 с.
7. Егоров В.Е. Правовое регулирование качества предоставляемых услуг в туристской индустрии / Туризм: право и экономика. 2009. N1. С.17 -21.
8. Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право: Учебник / пер. с фр. В.П. Серебреникова, В.М. Шумилова - М.: Международные отношения. 2002. - 608 с.
9. Мархгейм М.В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.01 / Мархгейм М.В. - М., 2005. - 385 c.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2013 года N 162 "Об утверждении экстренной помощи туристам и Правил финансирования расходов по оказанию экстренной помощи туристам из компенсационного фонда" // Российская газета от 6 апреля 2103 г. "РГ" - Федеральный выпуск N 6024.
11. Решение Псковского городского суда Псковской области от 14 декабря 2010 года. Дело N 2-4245/2010.
12. Решение Псковского городского суда Псковской области от 26 марта 2012 года. Дело N 2-1540/2012.
13. Саркисов В.И. Правозащитная деятельность администрации Президента Российской Федерации / URL / http://www.advo24.ru/publications/article2.php [Дата обращения 25. 01. 2014 г.].
14. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года N 2 - ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. и допл. от 7 мая 2013 г.// СЗ РФ от 22 декабря 1997 г. N 51, ст. 5712
15. Федеральный закон от 31 мая 2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // СЗ РФ" от 03.06.2002 г. N 22, ст. 2031
16. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (в ред. от 01. 12. 2012 г. N 3-ФКЗ) // СЗ РФ от 14. 12. 2012 г. N 7, ст. 898.
17. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 03. 05. 2012 г.) // СЗ РФ" от 02.12.1996 г. N 49, ст. 5491
18. Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" / Российская газета от 5 мая 2012 г. "РГ" - Федеральный выпуск N 5773.
19. Ярочкин А.И. Основные направления деятельности Ростуризма по реализации государственных услуг и правоприменительных функций в сфере туризма / Туризм: право и экономика. 2009. N 4. С. 2 - 3.

07 февраля 2014 г.

Егоров Вячеслав Елизарович, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Псковского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент

Док. 673783
Опублик.: 06.08.14
Число обращений: 0

  • Егоров Вячеслав Елизарович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``