В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Характеристика и анализ возможных и вероятных сценариев развития СО до 2030 и 2050 гг. Назад
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Характеристика и анализ возможных и вероятных сценариев развития СО до 2030 и 2050 гг.

Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Характеристика и анализ возможных и вероятных сценариев развития СО до 2030 и 2050 гг.Вашингтон займется формированием нового мирового порядка...,
а для этого необходимо сохранять и оберегать существующие
союзы и искать новых партнеров[1]

Б. Обама, Президент США

Ожидается, что новые самолеты (шестого поколения) станут
поступать на замену нынешним не ранее 2030 г.[2]


Говоря о стратегическом прогнозе возможных и вероятных сценариев развития СО до 2030 и 2050 годов, необходимо, исходить из следующих основополагающих посылок.

Как видно из диаграммы, количество военных акций не снижается и вряд ли можно говорить о том, что в ближнесрочной и среднесрочной перспективе их будет меньше. Данные, скорее, свидетельствуют о том, что произошла некая стабилизация численности военных конфликтов в мире в XXI веке на уровне 50 единиц, характерная для данного числа участников ВПО, ограниченного пространства, численности коалиций и др. параметров, характеризующих современную ВПО.



Означает ли это, что численности, интенсивность и характер военных конфликтов изменится в будущем? Есть основания предполагать, что это может произойти в долгосрочной перспективе по мере расширения численности участников ВПО, их возможностей приобретать ВиВТ, а также росту противоречий между самыми различными акторами МО на фоне обострения межцивилизационных отношений.

Сказанное означает, что динамика изменения ВПО и СО будет ускоряться, численность факторов, определяющих в конкретное время СО, - увеличиваться, а прогноз, даже краткосрочный, развития СО будет становиться все более сложным. Именно поэтому задача анализа СО и прогноза становиться все более трудной и актуальной. И для этого появляются определенные основания.

Прежде всего следует сказать, что, сценарии развития СО будут являться следствием развития ВПО и их естественной и составной частью. Это предполагает значительную степень предопределенности в формировании условий СО, ставшими последствиями реалий развития различных сценариев МО и ВПО. Причем количество теоретически возможных сценариев СО и их вероятных вариантов в каждом из сценариев ВПО значительно больше, чем количество собственно вероятных сценариев СО.

Логически это можно изобразить следующим образом на рисунке, который представляет собой не только последовательность в возникновении возможных и вероятных сценариев СО, но и их различных вариантов, в т.ч. тех которые могут и не вытекать непосредственно из сценариев развития МО и ВПО.



Как видно из рисунка, количество возможных и вероятных сценариев развития СО зависит:

- от количества сценариев развития человеческой цивилизации (ЧЦ) и вытекающих из них сценариев МО. Очевидно, что если изначально рассматривается три возможных сценария развития человеческой цивилизации (ЧЦ), каждый из которых имеет, как минимум, три сценария развития международной обстановки (МО), то общее количество сценариев МО будет 9 (на самом деле, конечно же, больше).

На самом деле количество сценариев развития ЧЦ даже до 2030 годов насчитывают десятки, а до 2050 годов - сотни, причем порой самые экзотические, которые однако нельзя игнорировать. Вряд ли кто-то всерьез рассматривал в начале ХХ века, что через несколько десятилетий появится целая (интернациональная) локальная коммунистическая цивилизация, которая приведет, в свою очередь, к появлению множества сценариев развития международной обстановки (от антифашисткой коалиции до "холодной войны" и от национально-освободительной борьбы до коммунистических революций в КНР, КНДР, Никарагуа, Анголе и т.д.).

Исключение изначально одного из сценария развития ЧЧЦ неизбежно ведет к исключению целой цепочки последствий для появления сценариев МО, ВПО и СО;

- от количества сценариев развития ВПО, вытекающих из сценариев МО. Соответственно, неоправданное исключение возможных (потенциальных) сценариев развития МО ведет к тому, что выпадают целые цепочки сценариев развития ВПО. Причем не только на перспективу до 2030 годов, но и более далекую, когда "вдруг" они могут оказаться вероятными.

Среди возможных сценариев развития МО может (и, скорее всего, будет) "тупиковая" ветвь, которая не превратится в вероятный сценарий развития ВПО. Это, однако, отнюдь не означает, что "тупиковая" ветвь одного из сценариев МО не может реанимироваться в более отдаленной перспективе. Скорее наоборот: история человечества показывает, что совершенно неожиданно такая "ветвь" (МО) может "зацвести", т.е. привести к появлению нового сценария ВПО.

Это можно изобразить на следующем рисунке.



Соответственно количество сценариев (возможных и вероятных) становится фактически бесчисленным, что отнюдь не означает отказа от их анализа и прогноза;

- от количества теоретически возможных сценариев СО до 2030 года;

- от доли вероятных сценариев СО в общей численности возможных сценариев развития СО;

- от количества сохранившихся сценариев развития СО после 2030 годов и появившихся принципиально новых сценариев развития СО после 2030 годов.

Учитывая огромную численность переменных величин и факторов, влияющих на формирование сценариев развития ЧЦ, МО, ВПО, можно сделать вывод о том, что окончательную численность и характеристику сценариев развития СО до 2030, а тем более до 2050 годов, дать невозможно, однако это отнюдь не означает, что не следует пытаться это делать. Важно, чтобы из всего спектра возможных сценариев развития СО, во-первых, "не выпал" ни один теоретически возможный сценарий, а, во-вторых, наибольшее внимание было обращено на вероятные сценарии развития СО, которые могут просматриваться в долгосрочной перспективе. Так, например, превращение ВТО в стратегический потенциал к 2030 годам неизбежно ведет к появлению нового качества в характеристике СО, ВиВТ и военного искусства.

Поэтому в качестве рекомендации предлагается следующее: необходимо готовиться к максимально широкому спектру в развитии сценариев СО к 2030 годам и исходить из того, что к 2050 годам этот спектр будет неизбежно дополнен качественно новыми сценариями, о которых невозможно пока даже предположить во втором десятилетии XXI века.

Практически сказанное означает, что необходимо таким образом организовать распределение национальных ресурсов, чтобы с одной стороны, максимально широко обеспечить реакцию на возможные и вероятные внешние и внутренние угрозы, вытекающие из самых разнообразных сценариев развития ВПО и СО, а, с другой, - насколько это возможно минимизировать затраты на реализацию ответных мер. Это означает, например, что НИОКР должны быть распространены и профинансированы по максимально широкому спектру направлений, а серийные выпуски ВиВТ - в зависимости от складывающейся ВПО и СО. Так, например, разработка наиболее перспективных систем ВТО, СНВ и ВКО должна быть, безусловно, приоритетным направлением, а их серийное производство - максимально скромным. С точки зрения приоритетов в оборонных расходах это означает, что традиционная доля НИОКР (примерно 10%) должна быть увеличена, а доля на серийный выпуск (эксплуатацию, ремонт, т.д.) - сокращена.

Формирование СО к 2030 и тем более к 2050 годам во все большей степени будет зависеть не только и даже не столько от традиционных факторов - военной политики, численности и качества ВС, ВиВТ, военной экономики и т.д., но и от невоенных факторов среди которых необходимо выделить важнейшие:

- способность государства создать и участвовать в формировании политической, экономической и военной коалиции, обеспечив себе максимально широкую поддержку среди других государств и минимальное количество враждебных оппонентов;

- способность обеспечить защиту цивилизационных ценностей, национальную идентичность и качество НЧК и его институтов;

- качества социально-экономических условий;

- политического руководства и правящей элиты;

- количества и качества институтов гражданского общества и т.д.

Это означает, что для анализа и стратегического прогноза сценариев развития СО будет необходимо в возрастающей степени учитывать невоенные факторы силы, определяющие конкретную СО. В качестве примера можно привести СО, сложившуюся летом 2014 года на Украине, которая во многом определялась именно невоенными факторами, в то время как классическое соотношение военных сил было 1 : 10-15 в пользу федерального руководства.

События на Украине - хорошая иллюстрация логики предыдущих рассуждений. Так, с точки зрения последовательности в развитии сценариев можно признать, что конфликт стал следствием:

- создания искусственного противостояния между локальными цивилизациями (западной и православной) и целенаправленного развития сценария локального цивилизационного конфликта;

- постепенное вычленение сценария развития новой ВПО, когда Украина фактически стала союзником США, НАТО и ЕС;

- выделение из этого сценария ВПО сценария развития СО в восточных регионах страны, т.е. локального военного конфликта.

Конфликт на Украине очень хорошо иллюстрировал характер и средства новых войн и вооруженных конфликтов. Так, традиционное использование крупных масс сухопутных сил - армий, дивизий и бригад - оказалось ограниченным, а их соотношение - перестало играть ключевое значение.

Так, численность личного состава, вооружение, территориальные приобретения и потери украинской армии и ополченцев оказались качественно различными, что хорошо иллюстрируют следующие примеры (на июль 2014 года).

[4]

[5]

Таким образом, рассматривая возможные (потенциальные) и вероятные сценарии развития СО необходимо прежде всего анализировать их как следствие развития МО и ВПО. Это означает, что классический подход - анализ развития военного искусства, тенденций в развитии ВиВТ - перестает быть абсолютным. Думается, что анализ и стратегический прогноз СО должен:

- делиться на разные периоды: долгосрочный и сверхдолгосрочный (до2030 годов и до 2050 годов), когда основные парадигмы будут изменены. Простая экстраполяция сценариев "образца 2014 года" на "образцы 2030" - малоэффективна, а на период 2050 годов - недопустима

- прогноз СО на период 2030 и 2050 годов должен стать своего рода точкой пересечения трех основных тенденций, трех долгосрочных прогнозов:

- развития МО и ВПО;

- развития ВиВТ;

- развития военного искусства.

Целесообразно в качестве примера рассмотреть некоторые сценарии развития СО в качестве попытки использования предложенных рекомендаций.


____________________

[1] Блинов А. Обама меняет стратегию // Независимая газета. 2010. 24 мая.

[2] Российский боевой самолет 6-го поколения создадут через 12 лет / Эл. ресурс: "ЦВПИ". 2014. 16 июля / http://eurasian-defence.ru/

[3] A summary of SIPRI Yearbook 2013. P. 4 / http://www.sipri.org/yearbook/2013/filis/SIPRIYB13Summary.pdf

[4] Конфликт на Украине: расклад сил, потери и приобретения сторон. 2014. 4 июля / http://ria.ru/infografika/20140704/1014764869.html

[5] Конфликт на Украине: расклад сил, потери и приобретения сторон. 2014. 4 июля / http://ria.ru/infografika/20140704/1014764869.html



Док. 673536
Опублик.: 29.07.14
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``