В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Сценарий усиления роли геополитики Назад
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Сценарий усиления роли геополитики

Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Сценарий усиления роли геополитикиБудущее России неразрывно связано с Евразией. Не только в
том ее географическом и геополитическом понимании ..., но и
в историческом, этнополитическом и ценностном аспектах[1]

В. Путин, Президент России

... сказывается, что не только евразийская стратегия и внешняя
политика России, но и национальная стратегия должны исходить
из приоритетов развития восточных регионов России[2]

А. Подберезкин, профессор МГИМО(У)


В основе любой системы международной или региональной безопасности лежат геополитические интересы и расчеты. И в этом смысле Евразия и Россия являются не просто подтверждением этой мысли, но и яркой иллюстрацией, которая наглядно показывает реальность такого подхода в области безопасности. В том числе и на множество конкретных примеров, наиболее ярким и последним из которых стали события на Украине 2014 года.

Более того, геополитика оказывается наиболее устойчивым (стабильным) фактором, влияющим на формирование ВПО в мире и основные тенденции в развитии ВиВТ, а также в военном искусстве, а также оказывает реальное и сильное воздействие на стратегическое военное планирование[3].

С геополитической точки зрения, очевиден растущий потенциал военного присутствия США и НАТО в Центральной Азии, Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии. Учитывая удаленность от США, а также создание новых систем воздушно-космического нападения, этот потенциал все больше приобретает черты наступательно-оборонительного стратегического потенциала, используемого в воздушном и космическом пространстве. Этот потенциал - главный ресурс в силовом геополитическом противостоянии в Евразии. Традиционные сухопутные и морские силы в такой стратегии малоэффективны, а геополитические амбиции США столь сильны, что их реализация без угрозы использования военной силы маловероятна. Причем эти амбиции сформулированы не только в концептуальных наработках ученых и экспертов типа З. Бжезинского, но и в официальных документах. Как отмечают эксперты, "... идея ,,Шёлкового пути" не только существовала, но и была оформлена в проект закона ещё в 1997 г. - задолго до начала войны США в Афганистане. В 1999 г. палата представителей США приняла ,,Закон о стратегии Шёлкового пути", и сенат включил его в бюджетный ,,Закон по зарубежным операциям, экспортному финансированию и связанными с этим программами" на 2000 финансовый год. (FY 2000 Foreign Operations, Export Financing, and Related Programs Appropriations Act)"[4].

В целом на всех потенциальных ТВД для России сложилось крайне неблагоприятное соотношение сил, когда военные возможности отмечаются не в разы, а на порядки. Это означает, что должна быть избрана такая военная доктрина и военная стратегия, которые соответствовали бы этим реалиям. Соответственно, из такой военной доктрины должны исходить и планы военного строительства, которых, по признанию авторитетных экспертов, сегодня нет[5]. В частности, необходимо выделить два наиболее приоритетных направления военного строительства - создание эффективной системы ВКО территории страны (и союзников) и развития СЯС. Эти направления должны быть основой обеспечения безопасности России, ОДКБ, СНГ и, возможно, других стран. И в их пользу необходимо перераспределить национальные ресурсы, понимая, что Сухопутные силы, ВМФ, ВВС, ВДВ и другие виды войск становятся вспомогательными видами объединенной ВКО и СЯС.

В этой связи обращает на себя внимание политическая логика руководства США в отношении Евразии, которая наглядно просматривается, например, в подходе главного информационно-консультативного органа правительства страны - Центрального разведывательного управления (ЦРУ). На официальном сайте этого ведомства Россия вместе с постсоветскими государствами Средней Азии представлена как эпицентр Евразии, "за скобками" которого остается европейская часть континента и восточные регионы (Восточная Сибирь и Дальний Восток).



Такое представление о России и Евразии не случайно. Если исходить из приоритетного внимания США к среднеазиатским постсоветским республикам, то подразумевается, что их дестабилизация (особенно Казахстана) приведет к распаду России на европейскую и азиатскую часть (у З. Бжезинского - Поволжья). При этом наиболее развитые районы Южного Урала и Западной Сибири и коммуникации, которые проходят с запада на восток и с севера на юг по Челябинской, Омской, Новосибирской и другим областям, окажутся под непосредственной угрозой. "Транспортные коридоры" - как идея транзита из Европы в страны АТР - также окажутся под фактическим контролем, впрочем, как и основные российские запасы природных ресурсов[6]. Значение транспортных коридоров России в мире и в Евразии огромно и не вполне по достоинству оценено. Так, основу транспортных грузопотоков и пассажиропотоков в мире и в Евразии составляет российская ж/д сеть, на которую приходится более половины перевозок в Европе и в Евразии, а с учетом Украины и Казахстана - почти половина мировых грузопотоков по железным дорогам. Что хорошо видно из следующих примеров.

[7]

[8]

Отсюда возникает колоссальная роль российских транспортных коридоров с запада на восток и востока на запад, а так же стремительно растущее значение Северного морского пути (СМП) из Европы в Азию и наоборот.

Собственно экономическое значение ЦА невелико. В том числе и для России. И не стоит его переоценивать с точки зрения евразийской интеграции. Как отмечают исследователи МГИМО(У), "Пять Центрально-Азиатских государств создают всего около 11,1% от общего ВВП СНГ, в каждом из них насчитывается не менее трети убыточных предприятий, и каждое обременено международными долговыми обязательствами. В целом, фактически только российское сотрудничество с Казахстаном обеспечено по-настоящему рентабельными проектами, а в других случаях рентабельность взаимодействия носит условный характер"[9].

И, опять же, возвращаясь к карте З. Бжезинского, удивляешься ее совпадению с представлениями ЦРУ о роли транспортных коридоров и транзита - сырьевого и промышленного - из Европы в страны АТР.

Это подтверждается и другими изображениями политических карт Европы и Азии, на которых Евразия четко делится на две политические части - европейскую и азиатскую[10], в центре которой находятся государства ЦА.

Так, в представлении западных геополитиков Европа и ее безопасность ограничиваются безопасностью государств Западной, Центральной и частью Восточной Европы (включая страны Прибалтики, Белоруссию и Украину), а также Турцией. "За скобками" этой архитектуры безопасности находится российская часть Восточной Европы, Поволжья, страны ЦА и Сибирь.



Возвращаясь к ВКО, точнее, к ее политическим аспектам, во главе угла которых находится формирование коалиции в Евразии, обнаруживаешь, что в настоящее время сотрудничают с США или ведут переговоры о создании и размещении компонентов ПРО следующие страны:

- Великобритания - производит системы радиоразведки и РЭБ, поставляет компоненты для ПРО США (а также не исключает возможное размещение ПРО США на ее территории);

- Ирландия - поставляет компоненты для ПРО США (поддерживает развёртывание ПРО США в Европе и Японии);

- Германия и Франция - поставляют сложное коммуникационное оборудование для ПРО США (также не исключают возможное размещение ПРО США на своей территории);

- Польша - ПРО США уже строится;

- Эстония, Литва, Чехия - ведутся переговоры по размещению ПРО США;

- Дания - поставляет компоненты для ПРО США (Дания также не исключает, что на ее территории появится ПРО США);

- Финляндия и Швеция - поставляют компоненты для ПРО США (также ведутся переговоры о размещении РЛС);

- Южная Корея - поставляет сложные и наукоемкие микросхемы для ПРО США (также Корея не исключает, что ПРО США появится и на Корейском полуострове);

- Сингапур и Малайзия - ведутся переговоры о размещении ПРО США;

- Канада - ведёт переговоры с США по размещению ПРО США и интегрирование ПРО Канады в систему ПРО США;

- Япония - поставляет самые сложные компоненты для ПРО США, размещает РЛС, производит ракеты, а также скоро будут размещены ПРО США с ядерными установками в Японии (Хоккайдо);

- Мексика - ведутся переговоры о вступлении Мексики в систему ПРО США;

- Монголия - ведутся переговоры о размещении ПРО США;

- Азербайджан - ведутся переговоры о размещении ПРО США;

- Румыния - поставляет компоненты для ПРО США (также ведутся переговоры о размещении ПРО США в Румынии);

- Грузия - ведутся переговоры о размещении ПРО США в Грузии;

- Австралия - строится РЛС США с интегрированной системой "ПРО США - Новая Зеландия - Сингапур - Япония";

- Словакия - ведутся переговоры о строительстве ПРО США;

- Италия - поставляет ОС для ПРО США (также не исключает возможность строительства ПРО США в Италии);

- Норвегия - поставляет детали и ОС для ПРО США[11].

- Вьетнам - планируются переговоры по размещению ПРО США.

Это свидетельствует, безусловно, не просто о сотрудничестве, но о формировании крупной военно-политической коалиции, которая (пока что) не имеет ни четких целей, ни участников, но ясно демонстрирует нарастающую тенденцию, в которой особое место отводится Евразии, точнее, странам АТР и Евразии, а в узком контексте - России и Китаю.

Возвращаясь к законодательному обеспечению геополитической стратегии США, эксперты отмечают: "Этот закон обязал исполнительную власть США прилагать все необходимые усилия для построения в регионах Средней Азии и Южного Кавказа ,,открытых демократических систем" и ,,открытых рыночных экономик". ,,Открытый", в терминологии США, значит доступный для американского проникновения. Белому дому было предписано ,,активно продвигать участие американских компаний и инвесторов в планировании, финансировании и строительстве инфраструктуры коммуникаций, транспорта, включая воздушные сообщения, автодороги, железные дороги, порты, морские перевозки, банки, страхование, телекоммуникационные сети, газовые и нефтяные трубопроводы". Проекты должны реализовываться силами частного капитала, что подразумевает приватизацию местных ресурсов и инфраструктуры"[12].

При этом особое значение придается дестабилизации режимов в Казахстане и других странах бывшей советской Средней Азии, но, прежде всего, все-таки Казахстана, который (как видно из карты ЦРУ) занимает ключевое место в американской геополитике. Не трудно заметить, судя по этой карте, что важнейшие районы Поволжья, Южного Урала и Западной Сибири (т. е. по сути индустриальный и логистический центр России) находятся в непосредственной близи от Казахстана, а транспортные коридоры - "запад-восток" и "север-юг" - проходят через его территорию.



В этой связи понятна и адекватная реакция правительства Казахстана, которое осенью 2012 года закрыло восемь газет, телеканал "К+" и 23 Интернет-ресурса за разжигание экстремизма[13].

В мае 2006 г. с учётом военных реалий "Закон о стратегии Шёлкового пути" был основательно обновлён и дополнен. В частности, США взяли на себя обязательство по "развитию внутреннего оборонного потенциала и обеспечению безопасности границ" государств "Шёлкового пути"[14].

Как объясняют исследователи из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (CSIS), "Современный Шёлковый путь" является "частью противоповстанческой стратегии США в регионе". Как и Северная сеть доставки (NDN) - пути снабжения оккупационных войск США и НАТО в Афганистане, проходящие через Россию, которую в Вашингтоне считают первым шагом к реализации "Шёлкового пути"[15].

Таким образом, "Новый Шёлковый путь" продолжает американскую стратегию Большой Центральной Азии и преследует массу важных целей одновременно: 1) освоение природных ресурсов Афганистана, оцененных Геологической службой США в один триллион долларов; 2) получение доступа к рынкам, насчитывающим более двух миллиардов человек - почти четверть населения планеты; 3) строительство капитализма в регионе, многие районы которого находятся на феодальной стадии развития; 4) получение предлога для расширения военного присутствия и размещения военных баз - "для защиты трубопроводов"; 5) перенаправление природных ресурсов региона от Китая в Индию и Пакистан; 6) наконец, создание региональной организации "государств Шёлкового пути" в противовес ШОС и ОДКБ.

Что касается России, то она незримо присутствует в законе 2006 г., где ставится целью "предотвращение установления любой другой страной монополии на энергоресурсы или энергетическую транспортную инфраструктуру в странах Центральной Азии и Южного Кавказа, которая бы ограничила доступ США к энергоресурсам"[16]. Другими словами, США и их союзники недвусмысленно заявляют о своих претензиях на контроль над значительной частью Евразии, являющейся в том числе и частью территории России.


_______________

[1] Путин В.В. Выступление на расширенном заседании коллегии Министерства обороны. 27.02.2013 / Эл. ресурс "Президент России". 2013. 27 февраля / президент.рф

[2] Подберезкин А.И. Боришполец К.П., Подберезкина О.А. Евразия и Россия. М.: МГИМО(У). 2014. С. 9.

[3] См. подробнее: Подберезкин А.И. Военные угрозы России. М.: МГИМО(У). 2014.

[4] Крашенинникова В., Росс А. В Стамбуле: "Новый шёлковый шампур" для Ирана, России и Китая / В кн.: НАТО: мифы и реальность. Уроки для России и мира. М.: ИНВИССИН, 2012. С. 133-134.

[5] Рукшин А. Некоторые итоги реформы Вооруженных Сил // Эл. ресурс "Евразийская оборона" / http://eurasian-defence.ru

[6] Информационный ресурс: "Официальный сайт ЦРУ "The World Factbook" / http://www.cia.gov/library/

[7] База данных по транспортной статистике ЕЭК ООН / http://w3.unece.org/pxweb/quickstatistics/readtable.asp?qs_id=53&lang=14

[8] База данных по транспортной статистике ЕЭК ООН / http://w3.unece.org/pxweb/quickstatistics/readtable.asp?qs_id=53&lang=14

[9] Боришполец К. П. Перспективы экономического развития государств Центральной Азии. Аналитические записки ИМИ МГИМО(У). 2012. Ноябрь. С. 8.

[10] Информационный ресурс: "Официальный сайт ЦРУ "The World Factbook" // http://www.cia.gov/library/

[11] Противоракетная оборона США / http://ru.wikipedia.org/

[12] Крашенинникова В., Росс А. В Стамбуле: "Новый шёлковый шампур" для Ирана, России и Китая / В кн.: НАТО: мифы и реальность. Уроки для России и мира. М.: ИНВИССИН, 2012. С. 134.

[13] Прокуратура Алма-Аты подала иски в суд в отношении ряда казахстанских и зарубежных СМИ / Эл. ресурс "Казахинформ. 12 ноября 2012 г. // http://www.inform.ru/

[14] Крашенинникова В., Росс А. В Стамбуле: "Новый Шёлковый шампур" для Ирана, России и Китая / В кн.: НАТО: мифы и реальность. Уроки для России и мира. М.: ИНВИССИН, 2012. С. 134.

[15] Крашенинникова В., Росс А. В Стамбуле: "Новый Шёлковый шампур" для Ирана, России и Китая / В кн.: НАТО: мифы и реальность. Уроки для России и мира. М.: ИНВИССИН, 2012. С. 134.

[16] Крашенинникова В., Росс А. В Стамбуле: "Новый Шёлковый шампур" для Ирана, России и Китая / В кн.: НАТО: мифы и реальность. Уроки для России и мира. М.: ИНВИССИН, 2012. С. 134.



Док. 673451
Опублик.: 24.07.14
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``