В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Благодарность ко всем, кто с моим юбилеем поздравил меня, глухого журналиста! Назад
Благодарность ко всем, кто с моим юбилеем поздравил меня, глухого журналиста!
Уважаемые господа и дамы! Дорогие друзья и гости!Я весьма тронут вашими искренними поздравлениями и добрыми пожеланиями. Вы высоко оценили и оцениваете мой творческий путь, мою исследовательскую работу по изучению истории, признали и признаете, что я внёс свой вклад в признание прав глухих на свой путь развития, свой голос, свою культуру, своё наследие.

В наше время особенно обострился интерес к прошлому. С конца 1980-х годов стала происходить интенсивная переоценка истории России. Не остался в стороне и наш ВОГ: именно в это время получили новый импульс исследования истории сообщества глухих. Да, я, действительно, начал заниматься ещё с 1999 года такой молодой научной дисциплиной как историей глухих, в которой глухой человек изучается не как объект, а как действующий, мыслящий и чувствующий субъект, творец своей судьбы.

Хотя организационные сообщества глухих существуют менее двух веков- с того времени, как возникли первые школы для глухих детей, те, кто писал историю сурдопедагогики, отодвигали глухих детей в тень, как детей, так и взрослых, выводили за скобки их повседневной жизни. Не попав в поле зрения исследователей. Глухие люди, таким образом, оказались, "спрятанными" от истории. Я свою задачу вижу в том, чтобы "вернуть глухих истории". Постоянно вопрошаю прошлое в поисках ответов, именно ответов на злободневные вопросы: может ли глухой в современной России самостоятельно выстраивать свою жизненную траекторию? Можно ли переломить негативные стереотипы, окружающие глухих?..Работая с архивными документами и отрывочными литературными источниками, я пытаюсь уловить "сквозь времён" и стараюсь дать по-своему интерпретацию поведения и разных поступков глухого человека изучаемой эпохи, идущего "против течения", отношения к глухим представителей "слышащего большинства".Добывая знания, которые востребованы общественными организациями глухих, борющимися за социальные изменения. История глухих- не наука ради науки. Рассматриваю глухого человека в контексте глухоты как жизненного опыта и дискурсивной конструкции. Верю, что добытые мной знания должны работать на изменение отношения общества к глухим.

Общественные институты определяют неслышащих как "глухонемых", "людей с недостатком слуха", навязывая нам идентичности извне. Против этой монополии социальных институтов борюсь. Речь здесь идёт о политике интерпретации. Глухие должны играть более активную роль в политике символического определения и самоопределения, то есть не просто требовать обеспечения равных возможностей в сфере образования и занятости, доступа к информации, но и права на самоопределение, переформулирование понятия нормальности. Иначе глухие будут обречены на социальную неполноценность, на подчиненное положение. Не раз подчеркиваю, что сообщество глухих- это не "сумма безликих инвалидов", а культурное меньшинство , своеобразный квази-этнос, имеющий свои особые социальные и культурные интересы. Для общества же характерен в основном "медицинский" подход к пониманию инвалидности как патологии, противоположной "здоровью", "нормальности". Биолого-медицинский дискурс ставит проблему излечения глухого, приведения его в норму, а социокультурный-проблему защиты культурной специфики сообщества глухих, доступа глухих к тем благам и привилегиями, которыми пользуются слышащие.Общее между ними -это то, что они и отражают "реальные" отличия между глухими и слышащими людьми, и создают их. Отличие же, испытываемое глухими, -это следствие маргинализации и социального исключения. Достижение признания истории глухих в нашем историческом дискурсе- достаточно сложная задача. Стремлюсь делать акцент на жизненной энергии глухих, их достижениях, на индивидуальных отличиях, культуре сообщества глухих, его истории и солидарности его членов. Ещё с 1999 года мной начата работа по формированию "устной истории", которая в наши дни признана важной частью изучения исторического наследия, особенно в преддверии 70-летия Великой Победы. Здесь на выставке представляются лишь примерно 20% материалов, а к предстоящему этому юбилею мне предстоит огромная работа по сбору и планируемому изданию исторических сведений об участии глухих астраханцев в Великой Отечественной войне. Нуждаюсь в моральной и материальной поддержке властей. Ведь я, пенсионер по возрасту, работаю на голом энтузиазме во славу нашего края.

Можно выделить основные аспекты, интересующие меня. Это не только возникновение и развитие Астраханского Общества глухих с 1919 года, история обучения глухих в Астраханском училище глухонемых с 1885 года, проблемы жестового языка и перевода, жизнь и творчество отдельных глухих с древнейших времён до наших дней, но и культура глухих: проблемы методологии и теории истории глухих как новой науки, а также история возникновения, становления и развития нашего города Астрахани с 625 года нашей эры, участия астраханцев в Отечественной войне 1812 года, лошадей Астраханского края.

Популяризация материалов по истории глухих может помочь подвести представителей власти к пониманию того, что глухие как особое меньшинство нуждаются в пространстве для общения и подтверждения своей идентичности".

Дорогие друзья, позвольте мне поблагодарить вас всех присутствующих здесь за участие и внимание. Это послужит стимулом для дальнейшей творческой деятельности на благо нашего региона.



Гусев Владимир Матвеевич, 1 июля 2014 года

Док. 673437
Опублик.: 23.07.14
Число обращений: 0

  • Гусев Владимир Матвеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``