В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Арутюнов: Знай обязанности авиакомпаний: как действовать в незапланированных ситуациях? Назад
Александр Арутюнов: Знай обязанности авиакомпаний: как действовать в незапланированных ситуациях?
Вопрос: Хорошо бы знать обязанности авиакомпаний (например, какую ответственность они несут за задержку вылета или посадки, причиненные пассажирам неудобства или нанесенный вред здоровью). Что делать в случае ущемления прав?

Ответ: Обязанности, естественно, существуют не только у пассажиров, но и у авиакомпаний. Апеллировать в случае ущемления прав пассажирам следует к Воздушному кодексу РФ и Федеральным авиационным правилам воздушных перевозок, имея при этом в виду, что каждая авиакомпания имеет еще и свои правила перевозок, которые, впрочем, не должны противоречить указанным федеральным нормативным актам.
В случае задержки рейса (в том числе по причине неблагоприятных метеорологических условий) авиакомпания (перевозчик) обязана предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет. При ожидании рейса более 2 часов пассажиру по его просьбе должно быть предоставлено право на два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте (телефон или компьютер предоставляет авиакомпания). Если задержка рейса составит более двух часов, то перевозчик обеспечивает пассажиров прохладительными напитками. При ожидании отправления рейса более 4 часов пассажиры должны быть обеспечены горячим питанием (далее через каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов - в ночное). При задержке рейса в дневное время на срок более 8 часов пассажиры должны быть размещены в гостинице, куда их обязана доставить авиакомпания. В ночное время указанный срок сокращается до 6 часов. Наконец, перевозчик обязан организовать хранение багажа пассажиров, отправление которых задержано. Все изложенное осуществляется за счет авиакомпании и бесплатно для пассажиров. Если пассажир пожелает предоставления указанных услуг повышенной комфортности, то они осуществляются за счет пассажира.
Кстати, на воздушном судне горячее питание пассажирам предоставляется при продолжительности полета свыше 3 часов и далее через каждые 4 часа в дневное время и каждые 6 часов - в ночное время. Таким образом, если продолжительность полета в дневное время составляет, например, 12 часов, то пассажиры должны быть накормлены 3 раза. Кстати говоря, горячее питание может не предоставляться, если это установлено правилами конкретного перевозчика, о которых было упомянуто выше, но пассажир в обязательном порядке должен быть об этом уведомлен до заключения договора перевозки (говоря проще, до покупки билета).
В случае гибели пассажира во время воздушной перевозки его близким выплачивается компенсация в размере 2 миллионов рублей. Если же будет причинен вред здоровью пассажира, то размер компенсации будет зависеть от характера и тяжести вреда. Важно при этом знать, что под воздушной перевозкой понимается период с момента прохождения пассажиром предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир под наблюдением перевозчика покинул аэродром.
Авиакомпания несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа пассажира и вещей, находящихся при пассажире, после принятия их в воздушной перевозке и до выдачи пассажиру в размере объявленной ценности. Как правило, пассажир ценность своего багажа не объявляет, поскольку это влечет взимание с него дополнительной платы. Думается, что если имеет место перевозка ценного багажа, то лучше не экономить и объявлять его ценность. В противном случае размер ответственности перевозчика будет составлять не более 600 рублей за кг багажа. Исключение составляют средства передвижения (в том числе кресла-коляски), за утрату которых авиакомпания обязана возместить их полную стоимость.
Независимо от типа воздушного судна норма бесплатного провоза багажа не может быть менее 10 кг. Между прочим, доступ к сданному багажу до момента его выдачи запрещается. Багаж хранится в аэропорту прибытия бесплатно в течение 2 суток, включая день прибытия самолета. Дальше - за отдельную плату. Если в течение шести месяцев багаж не получен (авиакомпания обязана принять все возможные меры к розыску владельца багажа), то он реализуется или уничтожается.
При вынужденном отказе пассажира от полета (к примеру, отмена или задержка рейса; задержка при досмотре, если при этом не было обнаружено запрещенных предметов, а самолет улетел; внезапная болезнь, подтвержденная медицинскими документами) перевозчик обязан возвратить всю сумму, уплаченную за перевозку.
В остальных случаях отказ от перевозки признается добровольным. В случае добровольного отказа и уведомления об этом перевозчика за 24 чаcа до начала перевозки авиакомпания возвращает пассажиру всю сумму, уплаченную за перевозку. Если уведомление произошло менее чем за 24 часа, то перевозчик удерживает с пассажира 25% суммы, уплаченной последним за перевозку.

А. Арутюнов, адвокат, доктор юридических наук, профессор МГПУ
www.mhealth.ru

Док. 673367
Опублик.: 18.07.14
Число обращений: 0

  • Арутюнов Александр Арташевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``