В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Индикаторы экономического развития и другие показатели совокупного потенциала России до 2030 и 2050 годов Назад
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Индикаторы экономического развития и другие показатели совокупного потенциала России до 2030 и 2050 годов

Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Индикаторы экономического развития и другие показатели совокупного потенциала России до 2030 и 2050 годовСоздаваемый Национальный центр... позволит скорректировать
усилия 49 министерств и ведомств, участвующих в реализации
Плана обороны страны[1]

В. Герасимов, начальник Генерального штаба ВС России


Существует огромное число индикаторов экономического развития и иных показателей, разработанных как в ООН и других международных организациях, так и отдельных странах.

Оценка и прогноз потенциала России, как уже говорилось, возможна при полости двух основных методик - экспертного долгосрочного прогноза и статистического анализа, основанного на существующих и прогнозных данных. При этом такие расчеты невозможно делать абстратируясь от внешних реалий, с одной стороны, и национальных возможностей, с другой. Если говорить о неизбежном учете внешних реалий, то, как я писал прежде[2], учитывая долгосрочный характер реализации военно-технических программ, их необходимо делать на долгосрочную перспективу, т.е. прогноз развития потенциалов и прогноз ответных мер на внешние опасности по времени должны совпадать.

Естественно, что, с другой стороны, развитие потенциала государства прогнозируется на оценке существующих и будущих возможностях государства. Так, в Энергетической стратегии России, до 2030 года, например, заложены индикаторы не только добычи нефти, газа и угля, но и разведки, транспортировки и т.д. в т.ч. по отдельным регионам[3].









Соответственно уже разработанные в России экономические и социальные показатели, индикаторы и критерии могут быть использованы для стратегического прогноза экономического потенциала России к 2030 году.

В энергетической стратегии России и другие отраслевые стратегии на период до 2030 годов дают основные индикаторы, однако, как показывает практика, эти индикаторы страдают очень существенными недостатками. Основные из них следующие:

Во-первых, - и это главное - стратегический прогноз и соответствующее стратегическое планирование должны основываться на защите и продвижении национальных интересов и системе национальных ценностей в долгосрочной перспективе. Это означает, что сам выбор показателей, критериев и индикаторов, а также их приоритетность должны быть следствием того "желаемого будущего", к которому необходимо стремиться.

И здесь очень важно как самоопределение нации и ее правящей элиты, так и ее понимание приоритетности тех или иных значений, параметров, критериев и индикаторов. Так, например, развитие экономического потенциала к 2030 году может прогнозироваться (в зависимости от выбора критерия):

а) темпами роста ВВП и, как следствие, сохранением прежней стратегии опоры на экспорт энергоресурсов;

б) темпами роста НЧК и, как следствием, усилением акцентов на качестве человеческой личности и демографических показателях;

в) мобилизацией пи развитием возможностей обрабатывающих отраслей промышленности, прежде всего, ОПК;

г) продолжением "рыночно", макроэкономической традиции "создания экономических условий" для привлечения инвестиций;

д) другими критериями развития.

В основе такого выбора лежит принцип ориентации на национальные интересы и национальную систему ценностей, что может быть показано на несколько модернизированной логической схеме стратегического прогноза.



В каждом отдельном случае выбора стратегии и основного критерия, стратегический прогноз потенциала страны будет значительно отличаться друг от друга. Так, по оценкам автора, результаты выбора каждой из стратегий приведут к изменению следующих показателей ВВП к 2030 году:

- 1 вариант

а) - росту ВВП на 7-10%;

б) - росту ВВП на 170-250%;

в) - росту ВВП на 70%;

г) - падению ВВП на 5-10%.

Примечательно, что руководство страны так или иначе не только понимает необходимость такого подхода, ориентированного прежде всего на национальные интересы, но и пытается политико-административными методами заставить на него ориентироваться. Так, в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации" прямо говорится: "В целях последовательной реализации внешнеполитического курса Российской Федерации, позволяющего обеспечить ее национальные интересы, постановляют (и далее идет перечень этих приоритетов):

а) содействовать созданию благоприятных внешних условий для долгосрочного развития РФ и т.д.;

б) добиваться утверждению верховенства права...

и др. вплоть до пунктов ф) и х)[4].

Во-вторых, они экстраполируют существующие оценки достаточно механически перенося - их на будущее. Опыт прогнозов в России показывает, что даже краткосрочные прогнозы оказываются неточными.

В-третьих, в стратегических прогнозах практически не учитывается динамика развития внешних условий существования России. Так, в той же Энергетической стратегии до 2030 года прогноз добычи нефти в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока предполагает скромный рост до 75-69 млн т. и 32-33 млн т. соответственно (хотя, в абсолютных цифрах он в несколько раз и превышает уровень 2008 года)[5], т.е. по сути дела господствует та же экстраполяция, хотя внешняя ситуация 2012-2014 годов говорит в пользу необходимости резкой переориентации экспорта нефти и газа (что, кстати, подтвердило и запоздалое подписание в мае 2014 года соглашения по экспорту газа меду РФ и КНР).

В-четвертых, индикаторы и показатели развития потенциала России до 2030 годов и 2050 годов не учитывают главной особенности современного этапа развития человеческой цивилизации - приоритета в развитии (НЧК), который в XXI веке вносит решающий вклад в темпы и качество потенциала государства[6].


________________

[1] Литовкин В. Без Генштаба нет армии / Эл. ресурс: "Военное обозрение". 2014. 26 января / http://topwar.ru/

[2] См., например: Подберезкин А.И. Военно-политический и стратегический характер современных внешних и внутренних военных угроз и возможный прогноз до 2020 и 2030 годов / Эл. ресурс: "Наследие". 2014. 9 февраля / http://www.nasled.ru

[3] Приложение N 3 к Энергетической стратегии России на период до 2030 года. Цит. по: Внешняя политика России: 2000-2020 / РСМД [Под общ. ред. И.С. Иванова]. М.: Аспект Пресс, 2012. С. 446-451, 449.

[4] О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 605.

[5] Приложение N 3 к Энергетической стратегии России на период до 2030 года. Цит. по: Внешняя политика России: 2000-2020 / РСМД [Под общ. ред. И.С. Иванова]. М.: Аспект Пресс, 2012. С. 454.

[6] См. подробнее: Подберезкин А.И. Национальный человеческий капитал. ТТ. I-III. М.: МГИМО(У), 2011-2013 гг.



Док. 673355
Опублик.: 18.07.14
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``