В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Трагедия в метро: как победить страх? Назад
Трагедия в метро: как победить страх?
Советы врача-психотерапевта

15 июля 2014 года в Москве на участке Арбатско-Покровской линии произошло крушение поезда метрополитена. Наиболее вероятной версией эксперты считают нарушение правил техники безопасности: сбоя в путевом оборудовании. Свыше 350 человек и более 130 единиц техники, в том числе авиацию, привлекло к спасательной операции руководство МЧС. По предварительным данным минимально погибло свыше 20 человек. Раненных, но выживших - около 150 пассажиров.
После такой трагедии, так называемые "тревожные" люди на какое-то время могут испытывать дискомфорт, спускаясь в подземку. Как справиться с шоком - одним, и победить страх - другим, - рассказывает врач-психотерапевт Алексей Мишин.
Давайте поговорим вначале, как работать с людьми, которые сами пережили катастрофу. Их реакция проявляется либо в виде ступора, либо истерики. Человек, впавший в ступор, может даже сам прийти домой. Но он все равно будет замедленным - и в движениях, и в речи, и в мыслях - некоторые, кстати, столбенеют даже в сам момент опасности: стоят - и не могут пошевелиться. Человек с истерической реакцией будет плакать, кричать, может быть, даже биться. В обоих случаях это нормальная реакция психики человека - просто его обязательно надо вывести из этой ситуации. В случае истерики это сделать проще: страх выходит через реакцию быстрее, организм выбрасывает из себя часть отрицательной энергии. А вот из ступора выводить тяжелее. Здесь необходимо во что бы то ни стало разговорить человека - медленно, может быть, шепотом - но надо, чтобы он обязательно рассказал все, что с ним произошло. В деталях. Не отвлекаясь. Надо, чтобы его нервная система и психика пережили это, а не затаили в себе. Иначе он будет постоянно возвращаться к произошедшему - пусть даже во сне.
После таких трагедий появляется много людей, не попавших в катастрофу, но со страхом ожидающих ее. Это уже фобия. Метрофобия - это - немотивированный, неосознанный страх, возникающий вне связи с конкретной ситуацией, один из вариантов клаустрофобии - боязни замкнутого пространства, как правило, возникающей в детстве. В этом случае может возникнуть паническая атака: крайне тревожное состояние, с одышкой, бешеным сердцебиением, потливостью. Но обычно это происходит с так называемыми "тревожными" людьми.
Любая фобия имеет две характерные черты: иррациональный страх, не имеющий под собой реальной основы, и навязчивость, постоянная мысль: вот сейчас мне надо ехать на метро, а у меня появится паника, я даже не смогу спуститься вниз по эскалатору! Если с этим не бороться, то такой порочный круг может зафиксироваться в психике, а это - очень серьезная проблема. Поэтому необходимо от этого уйти!
На то есть специальные психотерапевтические техники. Первая - "техника дыхания". Вошел в метро, подошел к эскалатору и начал дышать, что называется, "на четыре": вдох - пауза - выход - пауза. Сделав три-четыре таких цикла, обязательно почувствуешь: нервная система начинает успокаиваться, паника и тревога постепенно уходят. Только обязательно надо внутренне настроиться на такое дыхание. Входим в вагон, продолжая дыхание, и там переходим ко второй технике - "заземления". Здесь надо сосредоточиться на своих ногах - бедрах и голенях - и пытаться удержать равновесие при движении поезда, отпуская на время руки от поручня, то есть переключаем внимание. Мы внимательно прислушиваемся к своему телу, и это реально помогает уйти от страха. Третья методика предназначена для тех, кто сидит. Надо перенести свое внимание на сидящих рядом или напротив - тщательно их рассматривать: во что они одеты, какие у них глаза, сумки, пытаться догадаться, куда они едут. Это тоже очень отвлекает от страхов, особенно, если попадется объект противоположного пола. Ну а совсем тревожным людям на ближайшее время я советую ездить в метро с кем-то из родственников или друзей, кто не испытывает страха. Даже с ребенком! Это очень помогает и вселяет уверенность.
Иван Назаров.

Док. 673293
Опублик.: 16.07.14
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``