В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Мельников: Инвестиции в радугу или Как предполагают преобразить окружающий мир нынешние второклашки Назад
Алексей Мельников: Инвестиции в радугу или Как предполагают преобразить окружающий мир нынешние второклашки
Ученые их называют поколением Z. Это те, кто уже не начинает писать год своего рождения с единицы. А сразу - с двойки. Такие вот человечки - не только нового века, но и абсолютно свежего тысячелетия. Можно сказать, новой эры. Мы для них, как сторожка Лыковых в Таежном тупике - почти археология.
Завернувший как-то в Калугу Герман Греф дал исчерпывающее описание феномена. Экономическому гуру просто пришлось к слову. Сидят, значит, дома за столом сын, папа и бабушка. Та (поколение X) делится с домочадцами: "В газете, сказали, что со следующей недели почта перестанет доставлять письма...>> Отец (поколение Y): "Что такое почта?". Сынишка: "Что такое газета?" Последний вопрос, по мысли видного экономиста, якобы, и должен принадлежать представителю поколения, обозначенной последней буквой латинской грамоты.
Посмотрим, конечно... Пока же мы сами обратились к калужскому "Generation-Z" с вопросами о будущем. Мол, как они себе его мыслят: сначала в масштабах родного города, ну, и далее - в объемах Галактики. Отложив на миг учебные хлопоты, гимназисты-второклашки с жаром взялись за карандаши и авторучки и подробно растолковали, как все у нас вокруг должно быть обустроено. И что для этого обустройства каждый из них намерен предпринять.
Во-первых, дружно считает весь второй класс, Калуга должна быть "красивой", "чистой", "разноцветной", "великой" и "нежной". Чтобы в ней были "бассейн", "прохлада" и "многого лета". Плюс - "красовалась радуга". Как говорится, "есть такое мнение"... Тогда, уверена маленькая Аня, в город "каждое лето будет прилетать белая голубка". А может быть даже, не исключает ее подружка Милена, и сама "Жар-птица". Вопрос - для чего прилетать? - кажется юным сочинителям довольно глупым. "Дарить красоту". Для чего же еще?..
Городу, делает компетентное заключение Вика, стоит подумать о том, чтобы в нем "было много детских площадок и в придачу - Красная площадь". Этого мало, не соглашается с ней Алена. Нужны еще "водные горки, зоопарк и ферма пони". Пожелание, отнюдь, не потребительское. Не только Вика, но и все ее одноклассники не собираются сидеть сложа руки и ждать, покуда все самое заветное в городе само собой произойдет.
"Я подарю ему чистоту, песню, танец и любовь", - перечисляет свой вклад в благоустройство родного города маленькая Вика. "Не буду его засорять", - вторит ей маленькая Аня. "А если я получу хоть маленькую ферму пони, - окончательно задирает планку взаимозачета с городом смелая Аленушка, - то буду учиться сначала в школе, а потом в институте на одни пятерки".
Теоретики прогнозируют, что поколение Z прославится своими идеалистами. Это поколение, утверждают они, поэтов, живописцев и композиторов. При насаждающемся сегодня ото всюду практицизме, оно не лишено будет и прадедовской романтики. Пусть даже с несколько виртуальным оттенком.
Детям нового тысячелетия приписывают довольно противоречивые комплексы. С одной стороны - гипертрофированная виртаульность, в которую их погрузили сразу же, очевидно, по прибытии из родильных домов: всякие там фейсбуки, твиттеры, гуглы и тому подобная канитель. "Надеюсь, что в будущем я получу сони плэйстейшон 3М и ГТА-4", - бредит близкими подарками 7-летний Артем.
И в тоже время в этих маленьких душах, казалось бы уже безвозвратно окупированных ай-фонами и прочей электронной чепухой, отыскивается самая сокровенная мечта о "живой птичке", которую по секрету загадала для себя маленькая Ангелина.
Калужское "Generation-Z" любит поразмышлять. Просто так - на досуге посидеть и помыслить. В том числе - и о самом главном. Например, о науке. Чем бы ее таким серьезным озадачить? Второклассник Степан по мелочам размениваться не хочет и сразу же берет "быка за рога". "Если бы я был ученым, - делится размышлениями он, - то изобрел бы робота, который будет делать за меня уроки".
Насколько трудолюбивый и мудрый лентяй! Наверняка не испорчен сказкой о Емеле-лоботрясе и не надеется ни на какие "по щучьему велению...>>. Только - на собственные мозги и руки. Хочешь дурака валять - создай сначала прибор, который будет за тебя всю твою работу править. А потом - и на печи сколь хошь валяйся. Очень правильное воспитание, очень...
Правда, есть определенный издержки. Скажем так, технического свойства. Второклассница Милена, например, настолько перекормлена пропагандой всего на свете электронного, что свое научное будущее связывает с изобретением не только "электронной машины", но и "электронного пенала" и даже "электронной кровати". Ну, слышит же ребенок по телевизору словосочетание "электронное правительство". Интересно, как он его себе представляет? Думаю, что кабинету Дмитрия Медведева было бы интересно узнать подробности.
Справедливости ради отметим, что в большинстве футуристических сказаний калужских второклашек научные горизонты очерчены куда шире чисто житейских нужд. Есть поиски откровенно экономически нерентабельные и способные принести удовлетворение исследователю исключительно самим процессом научных скитаний.
"Я хочу стать бонкаматыром (!), - оповещает мир о существовании новой профессии 8-летняя Лиза. - Я бы собирала всякие растения и выжимала из них сок, а потом смешивала. Итак, мой способ. Я взяла одуванчик и дала его муравьям. Он им понравился. Тогда я дала им растение с желтым соком. Оно им тоже понравилось. Тогда я дала им и то, и другое". Ясно, что наука в предложенном Лизой направлении вряд ли натолкнется на большие открытия, зато как приятно будет муравьям!
Однако, большинство наших авторов оказались менее приземлены в своих научных чаяниях и процентов на 70 оказались охваченными заветной мечтой - летать. "Если бы я стал ученым, - сообщил нам второклассник Георгий, - то изобрел бы самолет, который может летать, а если упадет, то поплывет и не разобьется". "А если бы я была бы ученым, - перебивает своего соседа по парте Вика, - то изобрела бы летающую машину. И летала бы на ней, и она была бы красного цвета".
Их привлекает эпатаж, подмечают наиболее характерные черты "Generation-Z" психологи, нестандартные идеи, яркие проекты. К каждому делу они стараются подойти творчески. Если и строить город будущего, то, как у 8-летнего Даниила с "высокими -превысокими зданиями". А если уж и собираться куда-нибудь лететь, то сразу, как маленькая Анна, "на Сатурн".
В их жизненном багаже еще так мало прожитого времени, но они уже не прочь с ним поэкспериментировать. Вике нужна "машина времени", чтобы заглянуть в прошлое. Насколько глубоко - неясно. Не исключено, что это прошлое таится где-то под рукой. Скажем, всего лишь в отраженной на семейном фото свадьбе собственных родителей.
Леонид, напротив, хочет обогнать время: "Если бы я был ученым, то сделал бы препарат, который выпьешь и сразу - видишь будущее!" Опять же, насколько далеко видишь - непонятно. Хотя, если поразмыслить, какая разница! Просто - будущее и все! В смысле - не год конкретный или месяц, а будущее, как процесс. Как явление не столько хронологическое, сколько пространственно-временное, если не сказать большего - астрофизическое.
Вообще к астрофизике у калужских второклашек если не явно выраженная любовь, то абсолютно нескрываемая симпатия. Малышам уже сейчас тесно на Земле. И даже Сатурн - далеко не предел их космических устремлений.
"Если бы я был ученым, - делится с нами маленький Никита, - то тогда бы сделал летающую машину и открыл бы новые созвездия и планеты". Их, эти звезды, в самом деле, пока на небе сильно недостает, чувствует маленький мальчик. Многие из них мучаются своей неоткрытостью. Поэтому их надо спасать - лететь к ним и как можно скорее обнаружить.
Вопрос - на чем лететь? - второклассниками практически решен. "На радужной ракете, - уверена изобретательная Аня, - которая будет выпускать радугу вместо огня".

Алексей Мельников, Калуга.

Док. 673249
Опублик.: 14.07.14
Число обращений: 0

  • Мельников Алексей

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``