В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Порядок формирования сценариев развития человеческой цивилизации (ЧЦ) Назад
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Порядок формирования сценариев развития человеческой цивилизации (ЧЦ)

Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Порядок формирования сценариев развития человеческой цивилизации (ЧЦ)Стратегическое планирование в Российской Федерации...
осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований[1]

Статья 1. ФЗ " 172 от 28 июня 2014 г.
"О стратегическом планировании в Российской Федерации"


Анализ состояния и сценариев развития ЧЦ имеет исключительно важное значение для вполне конкретно-политических целей. Практическое значение стратегического прогноза сценариев развития о человеческой цивилизации (ЧЦ) заключается в том, что стратегический прогноз и стратегическое планирование, осуществляемое на всех уровнях (федеральном, региональном и местном) в РФ, должны учитывать и исходить из существующих и будущих международных реалий и стратегического прогноза развития:

- глобальной ЧЦ;

- локальной ЧЦ;

- международной обстановки (МО);

- военно-политической обстановки (ВПО).

Очевидно, что стратегическое планирование на общенациональном уровне теряет всякий смысл, если оно идет вразрез с основными тенденциями развития ЧЦ или противоречит существующим и нарождающимся реалиям МО и ВПО, как минимум, по двум соображениям:

Во-первых, цели национального стратегического планирования в идеале должны максимально совпадать с объективными целями, которые формируются в результате развития ЧЦ и теми глобальными тенденциями, которые уже существуют или могут прогнозироваться.

Так, например, развитие мировой экономики объективно идет в направлении ресурсосбережения, когда затраты ресурсов (энергетических, трудовых, материальных) будут стремительно сокращаться. Это означает, что в национальном стратегическом прогнозе и планировании такая общемировая тенденция должна не просто учитываться, а являться важнейшим исходным условием для прогноза и планирования.

Во-вторых, распределение национальных ресурсов, решение о котором составляет важнейшую часть процесса долгосрочного прогноза и планирования, во многом предопределяется внешними условиями существований нации, общества и государства. Так, в период войны до 50% ВВП может тратиться на оборону, в период обострения МО - до 8-10%, а в относительно мирный период - 3-4%, либо (при благоприятных внешних условиях, существующих, например, для Японии и стран Западной Европы) до 1% ВВП.

В этой связи большое значение приобретает методика определения возможных вероятных сценариев развития, которая во многом зависит от порядка их формирования. Представляется, что в принципиальном, логическом плане этот порядок выглядит следующим образом.

Логический порядок формирования сценариев развития
человеческой цивилизации (ЧЦ)

1-я стадия. История предыдущих этапов развития ЧЦ. Анализ этой стадии необходим потому, что "многоукладность" ЧЦ неизбежно означает, что наряду с новыми формами продолжают сохраняться предыдущие и даже архаичные формы ЧЦ. Подробный анализ истории ЧЦ не является предметом исследования. Этой теме посвящено несколько работ, среди которых хотелось бы выделить большую работу Б. Кузыка и Ю. Яковца. В ней, в частности описывается как история, так и эволюция и структура современной ЧЦ.

Цивилизация - сложный, многослойный социальный организм высшего порядка. Его структуру можно представить в виде "пирамиды" цивилизаций, состоящей из нескольких "этажей" и множества "квартир" (рис.).

Вершину этой пирамиды занимает духовная сфера, формирующая и передающая от поколения к поколению систему ценностей - главное, что отличает одну цивилизацию от другой.

В духовную сферу (или сферу духовного воспроизводства) включаются следующие элементы:

- наука - уровень познания закономерностей природы и общества и умения их использовать для развития технологического, экономического и экологического способов производства, в социально-политическом устройстве общества;

- культура - эстетическое восприятие природы и общества, их гармония в динамике, чувство прекрасного;

- образование - способы передачи накопленных знаний и опыта, научного и культурного наследия, позволяющие подрастающему поколению воспринять социальный генотип, адаптироваться к окружающему миру и переменам в нем[2];

[3]

- этика - система правил поведения человека в обществе, нравственных оценок поступков, соблюдения норм общежития;

- религия - миропредставление человека и общества, системы целей и мотиваций деятельности людей, исходя из их этических норм и взаимоотношений с другими конфессиями.

Все эти элементы тесно связаны, переплетены, различаются от цивилизации к цивилизации, меняются от эпохи к эпохе[4].

Ниже "этажом" находится социально-политический строй, характеризующий формы и способы объединения и дифференциации людей по большим социальным группам (социальная стратификация), этнической и национальной принадлежности, формам политической деятельности, государственно-правовому устройству. Этот строй регулярно изменяется в результате войн и революций.

Третьим сверху "этажом" расположен экономический способ производства. Его основные институты таковы:

- формы собственности, присвоения средств производства и произведенных продуктов;

- способы распределения произведенного продукта (включая прибавочный) между различными социальными группами;

- формы обмена, развитие рынка со всеми его категориями (деньги, цена, кредит и т.п.);

- динамика структуры экономики по функциональному назначению производимой продукции (воспроизведенная структура) и по другим критериям;

- формы и методы управления экономической деятельностью.

Состав и характер этого "этажа" во многом определяются следующим за ним технологическим способом производства. Последний включает следующие элементы[5]:

- средства труда, система орудий труда (машин), зданий, сооружений, транспортных путей и т.п.;

- источники энергии - как в производственной деятельности, так и в быту;

- предметы труда - природные и прошедшие переработку;

- технологии, способы соединения рабочей силы со средствами и предметами труда с помощью энергетических источников;

- общественное, отраслевое и профессиональное разделение труда в процессе производственной деятельности;

- формы организации производства, его специализации, концентрации, кооперации, диверсификации.

От взаимодействия всех этих элементов зависит уровень эффективности производства, степень удовлетворения потребностей людей[6].

Фундаментом "пирамиды" цивилизации является народонаселение - его численность, темпы динамики (рождаемость, смертность, естественный прирост), состав семей, половозрастная структура, миграция, объем потребностей и степень их удовлетворения (уровень и качество жизни). На нижнем "этаже" проявляются конечные результаты функционирования и динамики цивилизаций.

Однако под этим "этажом" находится еще один, определяющий внешние условия функционирования цивилизаций, - природа и экология: масштабы территории цивилизации, климатические условия, плотность населения (демографическая нагрузка на природную среду), обеспеченность разнообразными видами природных ресурсов, уровень загрязнения окружающей среды и вмешательства в биосферные процессы[7]. Именно здесь расположена зона взаимодействия природы и цивилизации, зона их коэволюции.

Как видно, каждый из "этажей" цивилизации выполняет своп функции и имеет свою структуру. Но они постоянно взаимодействуют и согласованно, сбалансированно трансформируются, выражая тем самым сущность закона пропорциональности в структуре и динамике цивилизации, строгой гармонии в их развитии. Нарушения данного закона, особенно в переходные эпохи, снижают эффективность цивилизационной системы[8].

Развертывание цивилизаций во времени

Цивилизация - подвижная категория, постоянно трансформирующаяся. Развертывание ее во времени можно проследить в трех аспектах.

Каждая цивилизация имеет свой жизненный цикл. Он состоит из нескольких стадий:

- зарождения (в недрах предшествующего общества);

- становления в эпицентре, распространения (в пространстве) и совершенствования по структуре;

- зрелости, полной реализации присущего ей потенциала;

- кризиса, упадка (уступая место следующей цивилизации);

- пребывания в остаточном, реликтовом состоянии на следующем этапе развития общества, в новой цивилизационной системе.

Жизненные циклы свойственны и локальным, и мировым, и глобальной цивилизациям. Не все локальные цивилизации проходят все стадии жизненного цикла, в полном масштабе разворачиваясь во времени. Цикл некоторых из них прерывается в силу природных катастроф (так произошло, например, с минойской цивилизацией и легендарной Атлантидой) либо столкновений с другими культурами (доколумбовы цивилизации Центральной и Южной Америки, скифская протоцивилизация).

Динамика во времени находит выражение в периодической смене поколений локальных цивилизаций, меняющихся по своему характеру и составу. Первое поколение появилось на планете в конце IV - начале III тыс. до н.э., когда завершалось формирование "пирамиды" цивилизации - был построен социально-политический "этаж" (появились классы, государство, право) и радикально изменился экономический "этаж" (возникла частная собственность и в развернутом виде - рынок со свойственными ему институтами). Локальные цивилизации сменяли друг друга, и на рубеже XXI века пришло время формирования очередного, пятого по счету, их поколения[9].

Глобальная цивилизация разворачивается во времени через смену мировых цивилизаций. Их отсчет ведется со времени неолитической революции, становления производящего хозяйства и постепенного усложнения структуры общества. Первые четыре тысячелетия этого периода мы называем неолитической мировой цивилизацией, хотя это скорее протоцивилизация в зарождающемся, неполном составе "пирамиды". Лишь на следующем этапе, со становлением 1-го поколения локальных цивилизаций и "укомплектованием" всех ее "этажей" и "квартир", можно говорить о существовании мировых и глобальной цивилизаций в полном объеме. Друг друга сменяли, по нашей классификации, раннеклассовая, античная, средневековая, раннеиндустриальная и индустриальная мировые цивилизации. В конце XX века пришло время формирования постиндустриальной цивилизации, и этот ритм продолжится в будущем[10].

Следует отметить еще одно изменение глобальной цивилизации во времени - смену исторических суперциклов, объединяющих триаду родственных мировых цивилизаций и одно-два поколения локальных цивилизаций. Суперциклы - самый большой из элементов временной динамики цивилизаций. Первый исторический суперцикл (конец IV тыс. до н.э. - середина I тыс. н.э.) объединил неолитическую, раннеклассовую и античную мировые цивилизации и соответственно 1-е и 2-е поколения локальных. Второй исторический суперцикл (его хронологические рамки - VI-XX вв.) включил в себя средневековую, раннеиндустриальную и индустриальную мировые цивилизации, 3-е и 4-е поколения локальных. Третий суперцикл начинается в XXI веке, пока известны лишь его первые ступени - постиндустриальная мировая цивилизация и 5-е поколение локальных цивилизаций[11].

Исследование истории цивилизаций заставило нас сделать вывод о закономерности сжатия исторического времени. Каждый очередной шаг в истории цивилизаций (мировых, поколений локальных) характеризуется более коротким жизненным циклом, ускорением темпа исторического прогресса, учащением пульса цикличной динамики общества. Если временное пространство первых мировых цивилизаций и поколения локальных составляло несколько тысячелетий, то последних - всего несколько столетий. Такая тенденция, надо полагать, сохранится и в будущем.

Распространение цивилизаций в пространстве

История цивилизаций началась на сравнительно небольшом участке суши к северу от экватора на афро-евразий- ском континенте и к северу и югу от экватора в Америке. Остальная населенная часть Земли (ойкумена) находилась еще на доцивилизационной стадии развития, а огромные территории вообще были необитаемыми.

Этап за этапом, одной мировой цивилизацией за другой, циви- лизационное пространство расширялось, связи между отдельными локальными цивилизациями углублялись и крепли. Этому способствовало развитие транспортных путей (речных, морских, сухопутных), появление все новых средств транспорта - лошадей и верблюдов, речных и морских судов, паровозов и пароходов, автомобилей и самолетов. Эпоха Великих географических открытий в период раннеиндустриальной цивилизации завершилась тем, что практически вся территория Земли (за исключением Антарктиды, некоторых районов Крайнего Севера, отдельных участков девственных тропических лесов и пустынь) вошла в состав глобального цивилизационного пространства. Оно охватило всю ойкумену и к концу индустриальной цивилизации вышло за пределы планеты - началось освоение космоса[12].

Единство пространственно-временной динамики цивилизаций можно образно представить в виде спирали цивилизационного прогресса (рис.), витки которой расширяются в пространстве и изменяются во времени[13].

Первый виток спирали охватывает жизненный цикл неолитической цивилизации. По продолжительности он самый большой - включает (в эпицентре) более четырех с половиной тысячелетий - почти половину всего исторического времени. В этот период формировался генотип цивилизации, постепенно вырисовывались контуры "пирамиды" цивилизаций, заселялись ее "этажи" и "квартиры".

Второй виток начался со второй половины IV тыс. до н.э., когда сложилось 1-е поколение локальных цивилизаций, возникли классы, государство, право, частная собственность, рынок. Все "этажи" и "квартиры" были уже заняты, создана система цивилизаций - мировых, локальных, глобальной (хотя охватывали они небольшую часть ойкумены - около 15-20%)[14].

Третий виток включает время преобладания античной мировой цивилизации и 2-го поколения локальных цивилизаций, когда их ареал расширился до 35% ойкумены, возникли первые мировые империи. Это пик развития первого исторического суперцикла.

Переход к четвертому витку спирали - средневековой мировой цивилизации и 3-му поколению локальных - оказался тяжелым и длительным, поскольку он совпал со сменой исторических суперциклов. Центр цивилизационного прогресса переместился на Восток (в Индию, Китай), начала формироваться западноевропейская цивилизация, которая почти непрерывно находилась в состоянии военного конфликта с вновь возникшей мусульманской и иными цивилизациями. Те, в свою очередь, также были весьма агрессивны (покорение монголами почти всей Евразии). Возобладал идеациональный социокультурный строй, укрепилось господство мировых религий в духовной и политической сферах[15].



Старт пятого витка цивилизационной спирали ознаменовался переходом человечества к раннеиндустриальной мировой цивилизации, мануфактурному, технологическому способу производства, началом развития промышленного капитала, классов капиталистов и наемных рабочих, первыми буржуазными революциями (нидерландской и английской) и формированием буржуазной демократии как политического строя - после периода абсолютизма в авангардных странах. Сформировалось 4-е поколение локальных цивилизаций. Хотя по количеству населения и объему ВВП в то время преобладали китайская и индийская цивилизации, фактически лидерство перешло к молодой и агрессивной западноевропейской, которая развивалась ускоренными темпами. В эпоху Великих географических открытий она захватила большую часть мира и уничтожила доколумбовы цивилизации Америки. Именно в Европе развернулась великая научная революция XV-XVII веков, были освоены блестящие достижения Ренессанса, произошли важнейшие для духовной сферы перевороты Реформации и Просвещения. Западу были способны противостоять лишь евразийская (Российская империя) и мусульманская (Османская империя) цивилизации[16].

Вершина второго исторического суперцикла была достигнута на шестом витке цивилизационной спирали, в период индустриальной мировой цивилизации, расцвета, а затем и заката 4-го поколения локальных цивилизаций, торжества чувственного социокультурного строя. Промышленная революция преобразила технологическое и экономическое пространства, многократно ускорила темпы экономического роста, что стало одним из факторов стремительного роста населения. Война за независимость в Северной Америке и Великая французская революция открыли путь радикальным трансформациям социально-политического строя и утверждению буржуазной демократии. Все эти события сопровождались чередой войн и революций, происшедших в конце XVIII - начале XIX века и в XX столетии. Закат индустриальной цивилизации ознаменовался становлением тоталитарных государств, глубоким кризисом культуры. В XIX веке возникла колониальная система империализма, в которую были вовлечены многие древние цивилизации. XX столетие отметилось серией национально-освободительных революций, распадом системы империализма, а к концу века - и мировой системы социализма, уничтожением биполярного мироустройства. Планету захлестнул глубокий цивилизационный кризис, связанный с завершением второго исторического суперцикла[17].

На рубеже XXI века начинается седьмой виток цивилизационной спирали, который, вероятно, охватит пространство двух столетий и приведет к радикальному преобразованию глобальной цивилизации в начале третьего исторического суперцикла. Формируются гуманистически-ноосферная постиндустриальная цивилизация и 5-е поколение локальных цивилизаций. Есть признаки, что преобладавший на Западе чувственный социокультурный строй заменяется гармоничным интегральным в его западной, восточной и российской модификациях.

В начале седьмого витка глобальная цивилизация столкнулась с тремя эпохальными вызовами. Первый из них - демографический: во все большем числе стран наблюдается депопуляция, старение населения. Второй - экологический: важнейшие энергетические и другие природные ресурсы почти исчерпаны, возникла угроза глобальной экологической катастрофы. Третий вызов бросает человечеству глобализация, ее неолиберальная модель, когда пропасть между богатыми и бедными народами и цивилизациями становится уже непреодолимой. Разворачивающаяся в наши дни научно-технологическая революция и формирование интегрального социокультурного строя создают предпосылки для разрешения указанных противоречий, для достойного ответа на вопросы века. От того, в какой мере будут использованы эти предпосылки, от своевременности и сути ответа зависит, вступит ли глобальная цивилизация в XXIII столетии в очередной, восьмой, виток цивилизационной спирали или человечеству придет конец.

Цивилизационный подход к истории и будущему человечества

Теория цивилизаций входит в состав ядра постиндустриальной парадигмы обществоведения, которая утвердится в итоге развертывающейся в XXI веке великой научной революции, формирующейся сейчас новой картины вечно меняющегося мира. Цивилизационный подход к истории и будущему человечества как главная составная часть интегрализма идет на смену либеральному и марксистскому формационным подходам, которые преобладали в период расцвета и заката индустриальной цивилизации (XIX-XX вв.) и при всем кажущемся антагонизме имели общие корни и черты как составные части индустриальной научной парадигмы[18].

2-я стадия. Современный этап развития ЧЦ. Анализ этой стадии крайне важен потому, что позволяет адекватно и с более абстрактных позиций подойти к анализу современной международной и военно-политической обстановки (МО и ВПО), увидеть общие закономерности и тенденции их развития, которые неизбежно "выпадают" из центра внимания при рассмотрении конкретных сценариев ВПО и СО.

3-я стадия. Возможные сценарии развития ЧЦ до 2030 года.

Эта стадия анализа предполагает вычленения всех теоретически возможных сценариев развития ЧЦ - от самых маловероятных, до кажущихся неизбежными. На этом этапе исследования важно не пропустить ни одного теоретически возможного сценария потому, что будущая смена парадигм развития ЧЦ может привести к быстрому, даже "мгновенному" появлению самого невероятного сценария развития ЧЦ и, соответственно, принципиально новой МО и ВПО.

4-я стадия. Вероятные сценарии развития ЧЦ до 2030 года.

На данном этапе важно попытаться вычленить из всех возможных сценариев развития ЧЦ наиболее вероятные так как подробный анализ всех возможных сценариев (и их последствий, отраженных в сценариях развития МО, а тем более ВАО и СО) очень загружен, хотя, по мнению автора, и должен находиться постоянно в поле внимания.

5-я стадия. Вероятные сценарии развития ЧЦ до 2050 года.

Соответственно стратегический прогноз до второй половины XXI века должен состоять, как минимум, из:

- прогноза вероятных сценариев до 2030, экстраполированных до 2050 годов;

- прогноза появления принципиально новых сценариев в связи с новыми парадигмами.

Этот порядок (с учетом возможных вариантов сценариев) может быть изображен следующим образом:




__________________

[1] Статья 1 ФЗ " 172 от 28 июня 2014 г. "О стратегическом планировании в Российской Федерации"

[2] Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец; авт. вступ. стат. А.Д. Некипелов. М.: Институт экономических стратегий. Т. V. / http://library.newparadigm.ru/files/b5r.pdf. С. 30.

[3] Там же. С. 31.

[4] Там же.

[5] Там же. С. 32.

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] Там же. С. 33.

[9] Там же. С. 34.

[10] Там же.

[11] Там же.

[12] Там же. С. 35.

[13] Там же. С. 36.

[14] Там же.

[15] Там же.

[16] Там же. С. 38.

[17] Там же.

[18] Там же. С. 39.



Док. 673163
Опублик.: 10.07.14
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``