В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Проблемы безопасности Каспийского региона с позиции меняющихся геополитических рисков и вызовов Назад
Проблемы безопасности Каспийского региона с позиции меняющихся геополитических рисков и вызовов
Тема упрочения режима безопасности в Каспийском регионе как ожидается, будет в числе приоритетных тем, которые обсудят участники четвертого саммита каспийских государств в Астрахани в сентябре текущего года. С большой долей очевидности можно говорить, что будет проанализирована проделанная экспертами прибрежных стран работа по выполнению решений предыдущего каспийского саммита, который состоялся в Баку в 2010 году.
Наряду с ожиданиями, что дальнейшее развитие найдут такие темы как разработка нового, отвечающего современным реалиям правового статуса Каспийского моря, охрана окружающей среды, сохранение и рациональное использование водных биологических ресурсов, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и ряд других, существует также вероятность, что тема безопасности и противодействия общим вызовам и угрозам получит на саммите особое звучание.
Если вспомнить, то в итоговом документе, принятом на третьем саммите в Баку в ноябре 2010 года, главы пяти стран договорились о подписании договора о сотрудничестве по безопасности и военной сфере. Документ можно считать весьма важным договором, заключенным между прикаспийскими государствами и создающем основы для продолжения эффективной работы в этом направлении. Это очень емкое Соглашение отражающее стремление прибрежных государств привести к общему знаменателю свое видение безопасности в меняющихся геополитических условиях. Здесь постатейно указаны направления взаимодействия, даже определены государственные органы пяти стран, ответственные за решение тех или иных вопросов. Главное, что отсутствует в этом документе и работу над чем планировалось провести в предстоящий период, так это выработка конкретных механизмов, позволяющих решать все обозначенные проблемы. Необходимость разработки данных механизмов была зафиксирована в Соглашении о сотрудничестве в сфере безопасности в статье 4, где сказано, что в целях осуществления взаимодействия компетентные органы Сторон заключают протоколы о сотрудничестве в областях, указанных в документе отдельной статьей.
Примечательно, что за четыре года истекшие с момента проведения предыдущего саммита каспийской пятерки некоторые механизмы по решению проблем безопасности между отдельными странами-участницами все же были выработаны и в настоящее время они с разной степенью эффективности работают. Так, в качестве эффективно работающих соглашений следует привести соглашение об усилении координации в вопросах взаимодействия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и о предотвращении их на Каспии, подписанное между МЧС Азербайджана и Казахстана в октябре 2010 года.
Уже отлаженный механизм взаимодействия в рамках совместных оперативно-профилактических мероприятий (СОПМ), которые проводятся два раза в год на Каспии казахстанскими пограничниками и их российскими коллегами. К формам взаимодействия можно отнести и практику совместных учений на Каспии между ВМФ России и Казахстана, России и Азербайджана, России и Ирана. Имеет смысл также упомянуть, что к четвертому Каспийскому саммиту в Астрахани, готовится проект договора о создании международной каспийской рыбонадзорной комиссии, которая объединит усилия стран региона в борьбе с браконьерством. Ранее идея создания подобного органа обсуждалась на разных уровнях власти и на основании долгого изучения проблем борьбы с браконьерством в регионе. Вне всякого сомнения создание международной контролирующей комиссии поможет оптимизировать усилия стран и снизить угрожающий уровень преступности на Каспии. Как ожидается, детали договора о комиссии и условиях взаимодействия стран каспийского бассейна будут обсуждаться на сентябрьском саммите.
В то же время есть еще целый ряд направлений, в которых наблюдаются пробелы и которые нуждаются в серьезной совместной работе. Поэтому принципиально важна договоренность усилить конкретными протоколами подписанные в 2010 году документы о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море с тем, чтобы активизировать отраслевое взаимодействие по борьбе с терроризмом, наркотрафиком и другими вызовами и угрозами.
Надо полагать, что к числу других вызовов и угроз можно отнести также угрозу политической дестабилизации в странах региона, а также угрозу втягивания их в войну с региональными и внерегиональными игроками.
В этой связи события вокруг Украины, иранской ядерной программы, а также ход процесса карабахского урегулирования заслуживают особого внимания. К счастью, если вокруг двух первых тем в последние недели наметились видимые позитивные изменения, позволяющие говорить, что военные сценарии уступают место дипломатическим форматам решения проблем, то в случае с карабахским урегулированием, напротив, военный сценарий не теряет своей актуальности. К сожалению, несмотря на существующие предложения по выходу переговорного процесса из тупика и поэтапное решение имеющихся проблем, одна из сторон конфликта - Армения продолжает политику насильственного удержания захваченных территорий, тем самым провоцируя Азербайджан на усиление военной мощи и разработку сценариев военного решения конфликта. В то же время, признавая всю серьезность такого шага и отдавая отчет в том, что он несет серьезные риски для безопасности региона, Азербайджан настаивает на продолжении мирных переговоров, при этом, рассчитывая на их результативность. В этих условиях исключительно необходима активизация позиции каспийских государств, особенно России и Ирана в процессе карабахского урегулирования на тех принципах, которые были неоднократно высказаны руководителями этих стран и основывающимся на уважении существующих в регионе границ, а также норм и принципов добрососедства.
Важно также отметить, что именно руководствуясь этими принципами, Азербайджан объявил о своем внеблоковом статусе и стоит на позиции неучастия в существующих военно-политических союзах и организациях. Именно поэтому Баку неоднократно отвергал поступающие предложения о размещении иностранных войск на своей территории, тем более если их присутствие может негативно сказаться на его отношениях с близкими соседями, с которыми его связывают глубокие и прочные интересы. Именно сохранением этих интересов и нейтрализацией рисков и угроз, которыми чревато вовлечение в военные приготовления внерегиональных игроков и продиктовано участие Азербайджана в формирующейся системе безопасности в Каспийском регионе. Что же касается того, насколько эффективной будет эта система, то все зависит от степени взаимодействия всех стран Каспийского моря и главное, их общем видении проблем безопасности.
Ильгар Велизаде - политолог (Азербайджан)
Данные тезисы были озвучены в докладе, представленном на организованной Институтом каспийского сотрудничества международной конференции "Каспийский регион в контексте кризиса международной системы права и безопасности" 19 июня 2014 года в Москве

- See more at: http://www.casfactor.com/ru/int/48.html#sthash.Upu4MHom.dpuf

Док. 672989
Опублик.: 02.07.14
Число обращений: 0

  • Велизаде Ильгар Максуд оглы

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``