В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Дилеммы евразийских-европейских-украинских отношений Назад
Вячеслав Лапидус: Дилеммы евразийских-европейских-украинских отношений
23 июня 2014 г. в Сочи состоялось заседание Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в работе которого приняли участие делегации стран-участниц Таможенного Союза (ТС), возглавляемые вице-премьерами соответствующих государств. Важным элементом обсуждения стала выработка защитных мер в связи с запланированным подписанием Украиной 27 июня 2014 г. экономической части соглашения об ассоциации с ЕС. Интересным аспектом данного мероприятия стала завуалированность украинской повестки - согласно официальной информации пресс-службы ЕЭК, участники мероприятия обсуждали технические, рабочие вопросы интеграционного процесса, касающиеся вопросов торгового и таможенно-тарифного регулирования, реализации проекта ЭКСПО-2017, а также присоединения к формирующемуся ЕАЭС, Армении и Киргизии. Это может означать отсутствие консолидированной позиции среди участников, что послужило препятствием для выработки совместного решения по данной проблеме.
В результате выработка решений по защите экономик государств-участников ТС была передана на национальный уровень. Данное положение было подтверждено первым вице-премьером Правительства РФ И. Шуваловым, представлявшим на прошедшем мероприятии российскую сторону. По его словам, у России имеется "возможность применять меры таможенно-тарифного регулирования на уровне правительства РФ", а решения других участников ТС в рамках данного вопроса "не нужно".
Необходимо отметить, что в настоящий момент Украина является участником зоны свободной торговли (ЗСТ) СНГ, предусматривающей либерализацию торгового режима, поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров, формирование единых транспортных коридоров. При этом составной частью экономического Соглашения об Ассоциации Украины с ЕС выступает т.н. DCFTA - Договор о свободной торговле между ЕС и Украиной. Это создает серьезные угрозы для внутреннего рынка участников ТС вследствие возможности массового реэкспорта европейских товаров, которые смогут беспрепятственно поступать из Украины. Европейская промышленная и сельскохозяйственная продукция в силу ряда причин (значительные субсидии, поддержка со стороны национальных правительств, демпинговые процедуры, значительный экономический масштаб внутреннего рынка ЕС) могут создать значительное напряжение для российских товаропроизводителей, ухудшить отечественный внешнеторговый и финансовый баланс, усилить безработицу и сырьевую ориентацию российской экономики. Это требует принятия адекватных экономических мер по защите национальной экономики.
Судя по всему, в настоящий момент российская политическая элита в полной мере не определилась с мерами экономического реагирования в рамках решения данной проблемы. Менее вероятным представляется жестко-протекционистский вариант, предусматривающий закрытие национального рынка путем введения высоких запретительных пошлин на импорт иностранных товаров, принятие дискриминационных мер в отношении украинской продукции. Речь идет о некоторой коррекции таможенного регулирования между Россией и Украиной, означающей фактический переход от ЗСТ к нормам ВТО, представляющей более низкий уровень интеграционного взаимодействия.
Необходимость подобного подхода была отмечена Президентом России В. Путиным 18 июня 2014 г. в рамках "Совещания по вопросам развития сельского хозяйства". По словам Президента России, "нужно использовать все инструменты ВТО" с целью защиты отечественного товаропроизводителя, "аккуратно" относиться к заключению соглашений о зонах свободной торговли с другими странами, идти на них только в том случае, если это не будет противоречить интересам отечественных производителей. В том же выступлении В. Путин опроверг возможность использования жестко-протекционистской политики по отношению к Украине, подчеркнув, что "огульно закрыть всю Украину", "будет неправильно".
Следует подчеркнуть, что текущая евро-атлантическая внешнеполитическая и внешнеэкономическая направленность Украины приводит к сокращению кооперационных связей с Россией, к значительным экономическим и финансовым издержкам для данной страны. Согласно некоторым экспертным оценкам, озвученным Комитетом гражданских инициатив, масштаб потерь украинской экономики вследствие снижения уровня торгово-экономических отношений России с ЕС "составит 33 млрд долл.", что составляет "19% ВВП" республики "в 2013 г". При наиболее негативном прогнозируемом сценарии, объем потерь украинской экономики достигнет "100 млрд долл.".
Текущая тенденция вписывается в общий тренд сокращения российско-украинского сотрудничества в различных сферах. Ярким примером, подтверждающим данное обстоятельство, стало решение Президента Украины П. Порошенко от 16 июня 2014 г. о запрете сотрудничества с Россией в военно-технической сфере. Необходимо отметить, что разрыв двусторонних кооперационных связей в области ВПК нанесет значительный урон экономике двух стран, а особенно украинской, с учетом глубоких взаимных интеграционных связей в данной сфере. В частности на Россию в 2013 г. приходилось около 40% объема украинских военных поставок, в программах российско-украинской военно-технической кооперации было задействовано 79 украинских и 859 российских предприятия.
Можно констатировать, что подобный курс полностью противоречит стратегическим национальным интересам Украины. Вместе с тем, данная политика создает значительные риски для России и других государств постсоветского пространства. Это требует синхронизации совместных усилий государств-участников ТС, выработки комплексной, выверенной политики, направленной на защиту отечественных товаропроизводителей и различных сегментов национальной экономики, подключение к переговорному процессу ЕС, с целью совместного достижения оптимального решения в рамках взаимоотношений ТС-Украина-ЕС.

Док. 672689
Опублик.: 25.06.14
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``