В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Надежда Брестовицкая: Угрозы Абхазии и России: О проблеме без`умной силы` и отечественной политике в области образования и культуры Назад
Надежда Брестовицкая: Угрозы Абхазии и России: О проблеме без`умной силы` и отечественной политике в области образования и культуры
Многострадальная Абхазия - "горячая точка" на перекрестке геополитических интересов супердержав. Благодатная земля, дарованная народу щедростью Всевышнего, еще не оправилась от войны, а ее вновь сотрясают проблемы, но уже внутренние. На вопрос, прозвучавший в публикации уважаемого коллеги Александрова М.: "Ждет ли Абхазию `оранжевый` сценарий?", могу ответить со всей ответственностью: "Нет, но пока...>> Не берусь прогнозировать, как долго будет длиться это "пока". Однако ответственность за это несет и наше Отечество.
В чем проблема?
После распада СССР Абхазия осталась в правовом, культурном и образовательном поле Российской Федерации. А это значит, что в Абхазии, как в осколке прежде единой голограммы отражены все присущие современной России и миру беды, как то: неуемные политические амбиции, игнорирующие интересы большинства, борьба за власть, стремление к переделу собственности не в пользу общества, коррупция, уклонение от налогов... - к сожалению, весь набор общечеловеческих "ценностей".
Москве невыгоден Майдан в Абхазии `...
Полагаю, и Сухуми Майдан не нужен - ни власти, ни народу. Очередная бойня у границ России - предел желаний наших западных партнеров и США, заявивших миру о готовности помочь Грузии вернуть "исконные территории".
Сдержанность российской власти в рассмотрении просьбы президента С.В. Багапша о возвращении республики в состав нашей страны, возможно, обусловлена известным, и без социологических исследований, отсутствием единодушия с решением, принятым правящей политической элитой. Имея опыт распада великой державы, Россия не имеет права на эксперименты даже с намеком на принуждение. Ответственная миссия - собирание земель, выполнима в одном случае - волеизъявления большинства. Референдум в Крыму показал, что крымчане возвращаются домой, в который они стремились и до последней смены власти. Для них беды и радости России - беды и радости в родном доме.
Обвинение российской власти в корысти и великодержавных устремлениях по отношению к Абхазии не выдерживает никакой критики: территорий у нас предостаточно. Проблема - кто и как на них работает.
Христианский союз
Как известно, в1808 г. князь Абхазии Келешбей Чачба (Шервашидзе) написал русскому царю письмо-ходатайство с просьбой о присоединении Абхазии к России. Глубина демократических традиций народа, не прошедшего через испытание бременем института рабства, не позволяет заподозрить, что князь, принимая это решение, не руководствовался волей своего народа.

Абхазская церковь

Современные абхазцы остаются глубоко верующей нацией, чему способствовали и те тяжкие испытания, которые они с верой в милость Всевышнего пережили в результате предательства народа, который жил и трудился с ними на одной земле, создавал общие семьи. Следует особо отметить чувство справедливости этого народа, который и по сей день живет в мире и согласии с грузинами, которые не уехали на родину предков, но бок о бок сражались с агрессорами, восстанавливают страну после победы.
Трепетное отношение к памяти, необходимой для сохранения преемственности поколений, - как основа национального самосознания засвидетельствована и обычаем особого почитания ушедших в вечность родственников, траур по которым длится дольше, чем у других христиан. Близость миров не смущает наших единоверцев, помнящих о бренности жизни. Поэтому могилы родственников не всегда находятся за пределами населенного пункта, а прямо рядом с домами, как например, в Гаграх
Согласно христианской традиции, краткая земная жизнь - всего лишь прелюдия к вечности, которою мы - смертные должны заслужить. Чтож, если это является для верующего необходимым стимулом достойной жизни, то прекрасно. Любые стимулы хороши - и Царствие Небесное, и кара Божья, и Уголовный кодекс, чтобы только позволили реализовать все, чем наградил Всевышний созданного по Образу и Духу Своему, укрепили, остановили от падения, позволили достойно, радостно и счастливо прожить свой век, пусть и для того, чтобы не погубить бессмертную душу, остаться в вечности с ними - дорогими сердцу.
Смерть не лишает, а наоборот, наполняет жизнь христианина новыми смыслами - сохранить память, жить так, чтобы не пришлось им - любимым и единственным - в вечности нести ответственность за недостойные наши деяния. Естественно, что и местное телевидение, также в соответствии с обычаями своего народа, транслирует списки с именами покинувших этот мир. В маленькой стране все знают друг друга, поэтому каждый ощущает причастность к судьбе не только родственников, но просто знакомых.

Христианские святыни
Вера в единого христианского Бога - справедливого и милосердного - остается базовой в отношениях наших народов. Верующие и не верующие, мы, приезжая в Абхазию, непременно посещаем такие известные для православных святыни, как Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь, расположенный у подножия Афонской горы неподалеку от храма Симона Канонита.
Поднимаясь по проложенной от Покровской церкви тропе грешников, выложенной камнями и обсаженной кипарисами, в мыслях мы находимся с теми, кто вместе с абхазами боролся за справедливое общество в едином Отечестве, будь то; Российская Империя или СССР. Кто спасал человечество от фашизма, ликовал в общий День Победы 9мая 1945г, восстанавливал разрушенную до основания страну, - тех, кто там:
.........за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих .
Основы отечественного - доморощенного - прагматизма
На русской "верующей" и "безбожной" советской классике учили нас патриотизму, любви и уважению к истории, которую создавали поколения предков. Благодаря их заботам и молитвам, мы, скромные представители нашего - искренне не верующего поколения, прежде на уровне бессознательного принявшего прагматизм ценностей, составивших фонд морально-этических норм человечества, возведенных христианским Богом в ранг Закона Божьего, не страшась ни Уголовного кодекса, ни кары Божьей, не нарушим не только такие упомянутые в списке заповеди, как "ни убий"..., - но и отсутствующие там: "ни пни ближнего своего", "не оботри об него ноги", "не жди, когда утопающий сможет позвать на помощь", и т.д.
Существует поверье, что с прошедшего по тропе от церкви до монастыря, сбрасываются все грехи. Однако, не заходя так далеко в своих надеждах, лишь обращаемся мысленно к тому, в кого так верили наши мамы, бабушки и дедушки, чтобы и там - в вечности, не забыл в своей бесконечной милости о том - праведном поколении.
"Американский след не обнаружен...>>

Сложно представить, какой такой след надеялись обнаружить авторы материала, помещенного под этим странным заголовком? Паспорта ли американские с личной подписью президента Обамы, или парашюты десантников, припрятанные в горах Апсны?
Общеизвестно, что человечество давно живет в эпоху тысячелетиями апробированных технологий воздействия на человека, не оставляющих материальных следов, но от этого не менее разрушительных, жестоких и безнравственных.
"Умная сила"
Сегодня Российская Федерация проходит очередной этап затянувшегося испытания "умной силой" , направленной против нас нашими западными партнерами, стремящимися ослабить государство, которое в современном мире остается главным препятствием на пути реализации геополитических устремлений западных партнеров и на Ближнем Востоке, и на Украине, и в Абхазии, и в Южной Осетии, и т.д..
Временный отказ США от тактики "жесткой силы" по отношению к Абхазии
Наглость, с которой наши западные партнеры демонстрируют международной общественности непостоянство и переменчивость планов и намерений, то помогать, то не помогать своим протеже в реализации политических амбиций, - это также весьма дешевый, но и эффектный, и эффективный способ выставить себя эдакими -капризничающими вершителями судеб человечества. Это равно универсальный способ как в случае уверенности, так и не уверенности США.
Не вызывает сомнений, что соответствующие аналитические службы НАТО по изучению состояния в странах, оказавшихся на свою беду в сфере геополитических интересов альянса, всегда отличались высоким уровнем профессионализма, и после любого полученного урока следуют соответствующие выводы: жива еще Абхазия, в состоянии вооруженные силы России выполнить союзнический долг. Рано было в очередной раз натравливать Грузию на земли, которые ей никогда не принадлежали. Пришлось грузинским властям ограничиться патентом на хачапури ... пока.
Таким образом, в 2010г. наши западные партнеры посредством всемирной паутины поставили в известность жителей планеты о решении не просто ждать, когда Абхазия будет постепенно ослабевать от внутренних социальных проблем. Было заявлено о начале способствования созданию условий для стимулирования процессов подрыва союза народов . Необходимо, чтобы абхазцы по собственной воле предельно отдалилась от единственной помехи для внешней агрессии - России. Мнение международного сообщества, международное право традиционно игнорируются: поставили в известность, чтобы привыкли к неизбежности запланированной грядущей развязке.
Возвращением Путина В.В. на пост Президента РФ пугали всех сразу - и себя, и мир, и нас: "Для самой России перспективы столь же мрачные: теперь страну ждет долгий период застоя в политике и экономике, а также однопартийного правления", - полагает автор. Теоретически Путин может остаться у власти до 2024 года. Впрочем, Алексей Навальный "предрек, что российская клептократическая система рухнет намного раньше", поскольку она стала бесполезна даже для коррупционеров. На взгляд Навального, революция неизбежна, а искрой к ней станет "Кавказ", как он выразился" , - как нервничают наши западные партнёры. Очевидно, все не так плохо в любезном нашему сердцу Отечестве...

"М Я Г К А Я СИЛА" :
"пряник" как прелюдия "кнута"
Как известно, термин "мягкая сила" в 1990г. впервые ввёл в оборот профессор Гарвардского университета Джозеф Най. Однако признание таких древнекитайских философов, как Лао-цзы (VII в. до н. э.) в качестве источника основополагающей идеи использовать "мягкую силу" для установления власти является явным преувеличением. Не следует преувеличивать и значение современных собственно технических возможностей, которые лишь в разы увеличивают эффект известных и в Древнем Египте, и в Древней Греции способов разрушительного воздействия на разум.
Теория "мягкой силы" ныне пользуется особой популярностью среди тех отечественных политологов, которые по сей день находятся в эйфории от освобождения от опостылевшего марксизма, не заметив собственного плавного и добровольного перехода из под диктата идеологии всеобщего равенства и справедливости, под странное - для здравого смысла неуча обывателя - очарование идеологии всеобщего неравенства и справедливости права сильного.
Интернациональная идея - идея единства и общности государства
Основная ставка при запуске механизма саморазрушения государства делается на непримиримых антагонистов единства и общности - идей национального и религиозного различия.
Истоки интернациональной идеи в европейской культуре восходят к античной цивилизации. Древняя Греция, в верности традиции которой, клянутся наши западные партнеры , явила человечеству образец культуры, возникшей в результате синтеза культур коренных и пришедших в Эгеиду народов, собравших своих богов в единую семью олимпийцев . Древние не знали национальной проблемы. Стремление народов жить в мире и согласии, необходимые для противостояния грозным стихиям, уже уничтожившим критскую цивилизацию, от памяти о катастрофе которой, еще не оправились уцелевшие коренные племена, стала определяющей основой взаимопроникновения и взаимообогащения культур разноязыких и разноликих народов.
Национальная идея
Истоки национальной идеи восходят к Средневековью. За сравнительно короткий в контексте всемирной истории век, эта идея похоронила: монархию, оставив лишь в некоторых странах памятники этой традиции политической культуры; окончательно расколола христианский мир, положив начало не только сословному разделению единоверцев, уже представленному в полотнах живописцев Возрождения , но и национального, и расового многообразия ликов Христа и Божьей Матери.
Увлечение собственными национальными самобытностями и ислючительностями, очевидно, имеет серьезный эффект на массовое общественное сознание, оказавшееся заблокированным от допущения возможности малейшего подозрения, что твой - непременно самый великий из всех великих - народ может стать жертвой тактики "мягкой силы", т.е. - элементарного лохотрона политтехнологов. Существенная разница в том, что речь идет не о раскрутке на "бабки", а судьбы стран и народов.
Для наших западных партнеров тактика "мягкой силы" является предварительным этапом реализации глобальной стратегии, направленной на "зачистку территорий", с доведенной до цинизма прагматичностью, не предусматривающей усилий даже на утилизацию, а не то, что трат на содержание гетто для аборигенов: народ должен сам себя похоронить и в предельно короткие сроки.
Понятно, притомились потомки первых поколений янки, не догадавшихся полностью истребить индейцев, которые деградируют и деградируют..., но все еще живы и даже настаивают на правах человека. Поэтому, учитывая опыт предков, ограниченных скромными возможностями орудий массового поражения той эпохи, постановили, что проще решить сразу все проблемы с максимально минимальными затратами.
Последний пункт чрезвычайно важен для наших прагматичных партнеров, которых не привлекают затратные идеи: зачем образовывать, трудоустраивать и лечить собственный вечно недовольный народ, когда можно отправить в созданную "горячую точку", а потом с почестями, торжественно завернув гробы в национальный флаг, похоронить тех, останки которых смогут уцелеть - не так уж их много ...
Политические ценности и институты
На исходе ХХ в. не демократические ценности, но прежде подмена базовой для социализма идеи интернационального единства и солидарности идеей национальной исключительности стала основанием, обеспечившим развал СССР и стран социалистического содружества.
"За что боролись на то и напоролись...>>
Вердикт, вынесенный Президентом РФ Путиным В.В., полагаю, не соответствует действительности. Общественность страны боролась за истинную демократию, не зная, что это такое. В результате получилось по мотивам известной русской народной сказки: пошли туда - не зная куда. Поэтому ближе к истине - кто-то действительно боролся, а напоролись ВСЕ. Естественно, что эти "кто-то", прикрывшись демократической фразеологией, которую внимала завороженная политтехнологами общественность, в предельно короткие сроки приватизировали национальные богатства. Затем не менее проворно удалились на безопасное от исторической родины расстояние, чтобы в заморском "прекрасном далёко" без устали трудиться в следующих "стратегических" направлениях, как то: усвоения прибыли от приватизированных предприятий; добросовестной платы или не менее добросовестного отлынивания посредством отработанных схем от мизерных налогов: "подбадривания" реформаторов, также неустанно трудящихся, разрушая стратегические, в том числе и для "мягкой силы" отрасли, а именно: культуру и образование.
"Умная сила"
Курьез с названием "умная сила" обусловлен тем, что эта сила направлена непосредственно на ограничение способности человека раскрыть и пользоваться собственным интеллектуальным потенциалом - т.е. данным природой разумом.
Конечно, история человечества и современные реалии изобилуют казусами и курьезами, впрочем, вполне объяснимыми. Так, например, получилось с названием античной цивилизации, получившей название древнегреческой.
Не меньшим курьезом стала замена державной государственной идеи национальной идеей Российской Федерации, в которой проживает более 200 наций, народностей и разноплеменных этнических групп.
Последним курьезом мы обязаны поспешной "примерке" чуждой политической традиции, добровольно подсев на бочку с гремучей смесью почище коктейля Молотова или пороховой бочки. В состав этой смеси входит равно взрывоопасные компоненты, каждый из которых, к тому же, является катализатором друг друга, а именно: социальное неравенство, национальная идея и религиозная нетерпимость. В результате страна оказалась на грани катастрофы.
Троянский конь "умной силы"
Культивирование в Российской Федерации рыночных ценностей, возведенных политической элитой Западной Европы и США в качестве демократических и общечеловеческих , привело к тому, что в нокауте оказались все стратегические институты, ответственные за качество настоящего и будущего и человечества, и отдельных государств и народов: семья , образование , здравоохранение.
Троянским конём "умной силы" является образование, - основной институт социализации личности. Результаты использования западных ценностей в качестве основополагающих ценностной матрицы, на основе которой формируется личность, нашли отражение в нашумевшем сериале "Школа", в изменениях норм русского языка, зафиксированные в последней скандальной редакции словаря современного русского языка, а теперь и в прецеденте, от которого содрогнулась Россия.
Движение "Сопротивления" отечественной интеллектуальной элиты
Отечественная элита, сопротивляясь реформам, направленным на подготовку благоприятных условий для "умной силы", ведет довольно жесткую борьбу против политики, проводимой Минобрнауки РФ. Ученые не только выступают в СМИ, на научных конференциях и семинарах, но занимаются активной политической деятельностью. Непримиримым оппонентом реформатором является академик РАН Алферов Ж.И., нобелевский лауреат по физике, признанный интеллектуальной элитой всего мира.
Российские философы, осознав перспективы проводимой политики в области образования и науки, раздражая доброхотов медвежьей напористостью, тоже "рвались" в депутаты , чтобы иметь возможность посредством законотворческой деятельности переломить эту тенденцию.
Диалог культур - главное противоядие "умной силе"
Интеллектуальная элита России и Абхазии, воспитанная на традициях и наследии христианской культуры, делает все от себя зависящее, чтобы продолжить диалог культур братских народов - главное средство, способное обезвредить "умную силу", не дать разрушить союз народов.
Во время "Оте?чественной войны наро?да Абха?зии" (1992-1993), которая не может иметь иного названия кроме как Отечественная, т.к. нация выстаила перед уготованной судьбой зверского тотального уничтожения, абхазские студенты учились в российских ВУЗах. Аспиранты и докторанты трудились в университетах Москвы и Санкт-Петербурга над диссертационными исследованиями, чтобы уже кандидатами и докторами наук служить своему народу в родном Абхазском государственном университете.
Очевидно, что это было величайшим счастьем семьи, далеко не каждая из которых в силу обстоятельств получала единственный шанс не только сохранить жизнь детей, внуков. - будущее народа, но и получить образование.
Кому-то помог Его Величество Случай. Кого-то спасли гены любимейшей бабушки - грузинки, одарив обожаемую внучку гордой осанкой и поступью народа царицы Тамары, язык которой она учила под колыбельные. Поэтому, лютовавшие убийцы, которых достаточно в любой нации, не распознали в ней абхазку.
В аудиториях ВУЗов, на лекциях, в общежитиях и библиотеках, мы вместе, привыкшие к национальному многообразию своего разноликого Великого Отечества, познавали "самости" друг друга, учились уважать различия, снисходительно принимать слабости. Вместе зубрили перед экзаменом, давали списывать, передавали шпаргалки, прикрывали проспавших лекцию, познавая в студенческом быту не только достоинства, но и общность менее приятных качеств человечества - подлости и предательства.
Лихие 90е
Для поколения, студенческие, аспирантские и докторантские годы которого пришлись на период 1990-х - 2000-х гг., Лихие 90е - не журналистское клише, но воистину лихие годы, когда мы видели, как под раскрутку политики гласности, разваливалась Великая Держава.
Подготовка перехода от "мягкой силы" к этапу "жесткой силы", естественно, определил армию в качестве первой жертвы реформ. Проводники "умной силы", уверенные в полной деморализованности не только власти, но всего населения, узнавшего как это стыдно - быть советским народом, какой это позор - наша отечественная история, решились на попытку "зачистки" Абхазии - кавказской "жемчужины" СССР.

"Перезагрузка ценностей"
Процесс "перезагрузки" традиционных христианских ценностей на "демократические" ценности Западной Европы и США оказался бессилен перед солидарностью народов, которая создавалась единоверцами и укреплялась веками. Поэтому наши ученые, бегавшие по ВУЗам, чтобы заработать не лишнюю в семье копейку, не сдавали комнаты, доставшиеся от родных, а обеспечивали кровом родственников коллег, воевавших со своим народом на родной земле, которые когда-то гостеприимно принимали их в Абхазии, отвечая на абхазское гостеприимство российской благодарностью. Студенты и прочий учащийся люд, живший на стипендии и родительскую помощь, делились чем могли, в том числе и талонами на сахар, мыло и прочие товары первой необходимости, исчезнувшие с прилавков магазинов, на которые выдавались талоны по месту прописки.
Традиция поддержки и взаимопомощи является для наших народов основополагающей. С 1989 года на посту ректора Абхазского государственного университета служит гордость земляков - профессор, доктор физико-математических наук А. А. Гварамия. Ученый, воспитанный на лучших традициях отечественной науки и образования, сохраняет эти традиции в своем ВУЗе. Благодаря его инициативе и международному авторитету университету удалось не только сохранить, но расширить профессиональные связи с ведущими научными и образовательными центрами не только России, но других стран.
Семинар "Философия - образование - общество",
Совместным проектом интеллектуальных элит народов Абхазии и России стало создание семинара "философия - образование - общество", который проводили совместно с Абхазским государственным университетом редакции журналов "Вопросы философии" и "Педагогика", Российская академия образования и Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана.
Организаторами семинара стали признанные авторитеты отечественной и мировой науки и педагогики - академик РАО В.В. Краевский, академик РАО и академик РАН, главный редактор журнала "Вопросы философии" Лекторский В.А. В работе принимали участие не только ученые, представлявшие РАН, РАО, МГТУ им. Н.Э. Баумана. МПГУ, ВШЭ - Автономова Н.С., Багдасарян Н.Г., Бережная Е.В., Борисенков В.П., Карпов А.О. Пружинин Б.И., Сидорина Т.Ю. Тимофеев И.С., но и ученые других российских ВУЗов, среди которых Шимина А.И., представлявшая Воронежский педагогический университет; Арламов А.А. - Кубанский государственный университет; Евдокимов А.К. - Тульский государственный университет.
В работе семинаре активное участие принимали абхазские философы под руководством заведующего кафедрой философии и культурологии Абхазского университета, ветерана "Оте?чественной войны наро?да Абха?зии" И.Д. Тарба. Материалы семинара публиковались в научном сборнике. Лучшие доклады помещались в журнале "Вопросы философии".
Участники семинара, воспитанные в гуманистической традиции российского образования, истоки которой восходят к эпохе Возрождения, вместе с абхазскими коллегами обсуждали наиболее актуальные проблемы современной отечественной науки и педагогики, и пути их решений. Несмотря на различие мнений и концепций, неминуемо становившееся причиной жарких дискуссий, всех участников семинара объединяла одна общая идея - сохранение диалога культур наших народов, укрепления союза России и Абхазии.
Российские ученые приезжали в Абхазию в достаточно сложный период в судьбах наших народов. Первое собрание проходило в июне 2004г., когда страна была буквально в руинах. Каждый следующий год мы с радостью видели, как постепенно восстанавливается республика.
Однако, начиная с лета 2006 г., когда состоялось третье собрание семинара, грузины под предлогом проведения военно-полицейской операции против якобы поднявшего мятеж губернатора Сванетии - исторической области, расположенной в горной части Абхазии, ввели свои подразделения в Верхние Кодоры.
Таким образом, в 2006г. грузины начали подготовку к операции по захвату Абхазии под кодовым названием "Скала", запланированной на 15 августа 2008г.
В июне тревожного 2008г., несмотря на обострение международной обстановки, нагнетание напряженности вокруг республик Кавказа, в условиях, когда буквально "завтра" - началась война против Абхазии и Южной Осетии, российские ученые, как обычно, приехали в республику, чтобы вместе с абхазскими учеными принять участие в пятом собрании семинара.
ОТЕЧЕСТВА В ОПАСНОСТИ
Современные политические реалии свидетельствуют о том, что наши Отечества в опасности. Единственное, что позволит и Абхазии, и России противостоять нашей общей угрозе - укрепление союза народов на базовых традиционных христианских ценностях .

Полная статья также дана в приложении

Док. 672685
Перв. публик.: 25.06.14
Последн. ред.: 27.06.14
Число обращений: 0

  • Брестовицкая Надежда Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``