В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Арсений Сивицкий: Что означает речь Обамы в Вест пойнте для Евразийского союза? Назад
Арсений Сивицкий: Что означает речь Обамы в Вест пойнте для Евразийского союза?
Барак Обама в своей ежегодной речи перед выпускниками военной академии Вест Пойнт обозначил приоритеты внешней и обороной политики США на оставшийся срок своего президентства, главными из которых по-прежнему остается лидерство США на мировой арене, а также укрепление и поддержка мирового порядка. В списке главных внешних и внутренних угроз для Америки в обозримом будущем традиционно остается терроризм. И это хорошая новость для России, потому что сегодня она не значится в этом списке, несмотря на обострившиеся отношения с США из-за украинского кризиса. В свою очередь, это обстоятельство сохраняет окно возможностей для успешной реализации инициированного Россией проекта Евразийского союза. Необходимо напомнить, что в свое время именно в Вест Пойнте американский президент Рональд Рейган назвал СССР "империей зла", ознаменовав тем самым начало последнюю и фатальную для Советского Союза фазу "холодной войны".

По мнению Обамы, несмотря на то, что последние события на Украине напоминают о тех днях, когда советские танки шли по Восточной Европе, все же о новой холодной войне сейчас речи не идет. Американский президент подчеркнул, что именно способность США формировать мировое общественное мнение помогла сразу же изолировать Россию. Благодаря американскому лидерству мир моментально осудил российские действия. Европа и "Большая семерка" совместно ввели санкции. НАТО подтвердила обязательства перед восточноевропейскими союзниками.

Действительно, кризис в отношениях между Россией и Западом, который мы наблюдаем последние полгода из-за нестабильной ситуации в Украине, вряд ли можно назвать началом новой холодной войны. Прежде всего, это связано с тем, что западные страны, в первую очередь США, не применяют весь арсенал инструментов сдерживания и давления в отношении России. Введение санкций против России по иранскому сценарию, т.е. эмбарго на импорт газа и нефти из России, и можно было бы назвать началом новой холодной войны. Но такой сценарий сегодня не обсуждается на серьезном политическом уровне в западных странах. Более того, несмотря на снижение интенсивности, Россия и США до сих сотрудничают по таким важным вопросам глобальной повестки дня, как сирийский кризис, иранское ядерное досье, афганский фактор.

Для нынешней администрации президента США Барака Обамы безусловными внешнеполитическими приоритетами является сдерживание Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, военно-политическая стабилизация на Ближнем Востоке, противостояние с Аль Каидой. Россия в списке приоритетных угроз для США не значится. Именно поэтому США сегодня в большей степени озабочены вопросом создания новых военных баз в АТР, и недавний визит Обамы на Филиппины продемонстрировал это, нежели развертывание новой военной инфраструктуры вдоль границы с Россией.

Понятное дело, что США как-то вынуждены реагировать на сложившуюся ситуацию в нашем регионе, создавая рычаги давления на Россию, в том числе в виде санкций. Но я бы не сказал, что это серьезные рычаги давления. Потому что даже в отношении Беларуси со стороны ЕС и США введены более жесткие санкции, чем сейчас в отношении России. Наращивание военного присутствия США и НАТО в регионе на границе с Россией было достаточно предсказуемым следствием украинского кризиса, но опять же оно носит ограниченный характер (увеличение количества проводимых учений, развертывание дополнительных дежурных смен сил первоочередного задействования НАТО, увеличение военно-технической помощи), и призвано выполнить скорее символическую функции - убедить союзников по НАТО, особенно центральноевропейские и балтийские государства, что США остаются приверженными своим обязательствам в вопросах коллективной безопасности. Потому что в последнее время после крымского кризиса среди некоторых аналитиков и политиков этих государств достаточно распространенными стали сомнения относительно действия статьи 5 Североатлантического договора в отношении этих государств в случае, если Россия внезапно нападет на них. Элиты прибалтийских государств обеспокоены по поводу возможности использования Кремлем русскоговорящих меньшинств с целью дестабилизации политической ситуации и реализации крымского сценария.

В целом пока что НАТО реагирует симметрично относительно той военной активности, которую развернула Россия на границах с НАТО и Украиной. Призывы США нарастить оборонные расходы в государствах-членах НАТО до уровня 2% от ВВП - это давно установленный норматив, который на сегодняшний день выполняют лишь 3 государства Альянса, включая Эстонию.

Так что, говорить о холодной войне с характерной для нее гонкой вооружений, новым железным занавесом, торговыми войнами, открытыми формами противостояния за сферы влияния пока что, к счастью для всех, не приходится.

В свою очередь, послание Обамы в Вест Пойнте, несмотря на явную направленность на внутреннюю аудиторию, - это повод для того, чтобы Россия еще раз переосмыслила свою роль в региональном и мировом масштабах, внеся коррективы в свою внешнюю политику. Прежде всего, это подразумевает предсказуемость, потому что в современном мире цена несоответствия ожиданиям может быть достаточно высокой. Санкции западных стран в отношении России уже сказываются на ее экономическом росте, что также в скором времени косвенно затронет и ее партнеров по евразийской интеграции, прежде всего, Беларусь. Такие нежелательные эффекты вряд ли могут способствовать благоприятному исходу евразийской интеграции. Создание Евразийского союза как блока, противостоящего западному миру, имеет контрпродуктивный характер, так как не соответствует внешнеполитическим приоритетам и Беларуси, и Казахстана. Это уже не говоря о том, что модернизационный потенциал наших экономик зависит, в первую очередь, от высокотехнологического импорта и привлечения инвестиций из западных стран.

Это значит, что в среднесрочной перспективе Евразийский союз имеет шансы на успех только в том случае, если он будет сохранять нормальные отношения с западными странами, потому что как показала недавняя российско-китайская газовая сделка, альтернативные равноправные альянсы на Востоке на фоне глобального возвышения Китая в сегодняшних условиях невозможны.

Безусловно, украинский кризис когда-нибудь закончится, после этого, с большой долей вероятности, начнется очередная "перезагрузка" между США и Россией, как в случае после российско-грузинского конфликта 2008 года. Поэтому, чем быстрее закончится украинский кризис, тем больше выиграет каждый из его участников, даже если это будет означать потерю Украины для евразийской интеграции. Скорее всего, Украину уже ничто не остановит на пути к подписанию экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС. Но чем быстрее это произойдет, тем раньше Россия, например, сможет возобновить переговоры с США о создании совместной зоне свободной торговли с перспективами заключения в будущем соглашения о торговом и инвестиционном партнерстве между США и Евразийским экономическим союзом.



Оригинальная публикация на сайте газеты "Звязда"

Док. 672663
Опублик.: 24.06.14
Число обращений: 0

  • Обама Барак Хусейн (Barack Hussein Obama, Jr.)
  • Сивицкий Арсений Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``