В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Чернышов: 44-ФЗ: Конкурсная документация Назад
Михаил Чернышов: 44-ФЗ: Конкурсная документация
Разработке конкурсной документации предшествует определение требований к закупаемым товарам, работах, услугам, что обычно называют техническим заданием, а также разработка проекта контракта.
Содержание конкурсной документации определено статьей 50 Федерального закона N44-ФЗ (далее - закона) и поэтому нет необходимости повторять ее содержание. Однако, как представляется, следует остановиться на методике разработки конкурсной документации. Как показывает опыт, как правило, в действиях заказчиков недостаёт одного - логики.
Практика применения Федерального закона N94-ФЗ показала, что закон был один, но в каждом субъекте РФ были свои формы документов. Например, в г.Санкт-Петербурге документация состояла из четырех томов. Причем в первом томе приводилась соответствующая глава закона, а в последующих главах конкурсной документации шли ссылки на первую главу. В г. Москве придумали информационную карту торгов в табличной форме. Текст же документации был, по сути, пустым, так как в нем шли бесконечные ссылки на информационную карту торгов. Представляется, что как первый, так и второй примеры показывают, что в документации шло раздвоение требований, увод участника торгов от конкретики бесконечными ссылками и примечаниями. Участники попросту путались в требованиях заказчиков и часто не могли подать свои предложения в полном соответствии с требованиями. Опять же, по опыту - некоторые заказчики говорят, что они разрабатывают документацию так, чтобы она была для них удобна. Но она должна быть удобной для участников, потому что они подают свои заявки большому количеству заказчиков по всей России!
Какой же по составу должна быть конкурсная документация? Давайте порассуждаем логически: если в закупках участвуют две стороны, то значит и состоять она должна из двух частей. Первую часть назовем "Условия проведения конкурса", а вторую - "Формы документов, представляемых участниками конкурса".
Чтобы документация была примерно одинаковой по структуре и содержанию, ее необходимо излагать в последовательности закона. Причем соответствующие абзацы, содержащие требования к участникам, следует излагать в полном соответствии с редакцией закона, актуализируя их под закупку товаров, работ или услуг. А для того, чтобы оглавление было кратким по содержанию (желательно на одном листе), следует перед абзацем сделать его краткое содержание прописными буквами и вынести в оглавление (смотри Рисунок 1).
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СОСТАВ ЗАЯВКИ
4. Предусмотренные статьей 51 Федерального закона 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытомконкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Далее излагаются требования заказчика.

Рис.1. Пример оформления пункта конкурсной документации

Только в этом случае можно добиться однообразного оформления, а значит, облегчить работу и, самое главное, сохранить массу времени участников при изучении конкурсной документации.
В итоге заказчик получит документацию, структура и содержание которой обеспечит:
- удобство поиска положений документации;
- однозначность толкования положений документации, в том числе содержания и форм представляемых в конкурсной заявке документов;
- быстрый поиск положений конкурсной документации и положений Федерального закона N44-ФЗ в случае необходимости дать разъяснения по содержанию конкурсной документации.
Наименование и описание объекта закупки и условий контракта, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, следует выносить в отдельное приложение, сделав соответствующую ссылку.
Особое внимание следует обратить на изложение требований к участникам торгов в соответствии с положениями статьи 31 закона. При этом заказчик должен не только сформулировать свои требования, а понимать, какие документы и в какой форме должны представить участники, чтобы соответствовать этим требованиям.
По части 1, пункт 1 статьи 31 - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, - участнику необходимо представить:
- лицензию, если данный вид деятельности лицензируется, или свидетельство саморегулируемой организации,
- сертификат соответствия и декларацию о соответствии товара предъявляемым требованиям.
При поставке товара должны соблюдаться два условия. Первое - названные документы представляются, если товар входит в перечень, установленный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии". Второе - названные документы представляются вместе с товаром.
В связи с этим хочу обратить внимание на то, что более 90% муниципалов не знают о Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N184-ФЗ "О техническом регулировании", которым определена новая система стандартизации в РФ. А как же тогда излагать требованиями к товарам (в соответствии с требованиями статьи 33, часть 1, пункт 2)? Без знания положений этого закона и других нормативным правовых актов, которые приняты в развитие этого документа, невозможно сегодня грамотно составить требования к товарам, работа и услугам.
По пунктам 3-9 части 1 статьи 31 участники обязаны продекларировать свое соответствие предъявляемым требованиям. Заказчик также должен взвешенно и в соответствии с требованиями закона изложить свои требования к содержанию и форме заявки.
Надо помнить, что выписка из Единого государственного реестра юридических лиц должна быть получена не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения извещения о проведении открытого конкурса в единой информационной системе. Бывают ошибки, когда таким сроком считается окончательная дата подачи заявок.
Выписка может быть представлена в виде копии, но она должна быть обязательно заверена нотариально. По арбитражной практике - участники могут представить копию выписки, сделанную с копии. Такую копию надо принять, если она заверена нотариально. Ответственность в этом случае несет нотариус.
Документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса-юридического лица - копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности - представляются обязательно. Доверенность должна быть должным образом заверена.
Из опыта: часто бывает непонимание требования о представлении документа об одобрении или о совершении крупной сделки. Надо помнить, что такой документ обязаны представлять не все участники. И если такой документ участником не представлен, то следует полагать, что такая сделка для участника не является крупной. То есть отстранять участника, который не представил такой документ, нельзя.
Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, информация о стране происхождения товара и производителе товара - самая важная часть заявки участника конкурса. Поэтому, в первой части конкурсной документации необходимо изложить требования к оформлению предложения участника, а во второй части - привести такую форму. При этом надо иметь в виду, что это самый важный для заказчика документ. В нем участник должен, по сути, дать ответ на техническое задание заказчика и по предлагаемой цене цене контракта. Эти положения оглашаются председателем комиссии при вскрытии конвертов с заявками участников конкурса.
В соответствии с содержанием статьи 51 заказчик должен изложить и состав других документов, которые обязан представить участник и, при необходимости, привести их формы.
В настоящее время определенные трудности вызывает порядок определения критериев оценки конкурсных заявок. В части второй статьи 31 44-ФЗ указаны дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. Но в то же время в статье 32, часть 1, пункт 4 приведены примерно такие же показатели такого критерия оценки, как квалификация участников закупки.
Но это не одно и то же. Поэтому заказчики, во-первых, должны понимать, что они имеют право самостоятельно определять показатели четвертого критерия оценки статьи 32, часть 1, пункт 4 при проведении открытого конкурса. А вот показатели требований по части 2 статьи 31 определяет Правительство РФ.
Во вторых, требования по части 2 статьи 31 не являются критериями оценки, по ним значимость не устанавливается, участники в итоге не ранжируются в зависимости от их опыта или других показателей. Эти требования представляют собой некое "сито", которые должны пройти участники во время предквалификационного отбора.
При этом Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определяет, что опыт выполнения работ может применяться в качестве требования к участникам закупки во время предквалификационного отбора. Например, чтобы опыт участника был не менее трех лет. И в тоже время опыт может являться критерием оценки заявок - чем больше опыт, тем большее весовое значение может получить участник. В тоже время закон определяет, что участник может не представить документы, подтверждаюшие его квалификацию в соответствии с требованиями статьи 32, часть 1, пункт 4. Заказчик не имеет права отстранить такого участника, но последний получит по данному критерию нулевую оценку.
Необходимо также обратить внимание на порядок определения требований к банковской гарантии. Некоторые заказчики дают ссылку, что банковская гарантия должна отвечать требованиям статьи 45 Федерального закона N44-ФЗ. Но это не совсем правильно. В части третьей статьи 45 указано, что в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Таким образом, заказчику следует не только дать ссылку на статью 45, но и изложить свою позицию по этой части.
Кстати, в законе можно найти несколько таких примеров, когда законодатель дает определённые права заказчику. Поэтому, обычно я рекомендую читать статью до конца, обращая внимание на дополнительные права или обязанности заказчика. Рекомендую также для уяснения положений закона проставлять в электронном варианте текста содержание ссылок в тех местах, где эти ссылки имеют место.
Как уже было отмечено, второй частью конкурсной документации являются формы документов участников закупок.
Практика оформления этой части конкурсной документации также неоднозначна. Надо понимать, что заявка участника конкурса представляет собой набор всех документов. Почему-то многие заказчики понимают это иначе. В качестве заявки пишется документ с наименованием "Заявка", в котором заказчики приводят массу ненужной информации, типа заверений в верности своим обязательствам. На самом же деле это сопроводительное письмо, которое оформляет участник к пакету документов заявки. И основным документом заявки, приходится повторить, является предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, информация о стране происхождения товара и производителе товара.
Форма такого документа должна быть приведена отдельно и расположить ее надо сразу за сопроводительным письмом участника. Хочу подчеркнуть, если заказчик качественно сделает формы документов участника, то он застрахует себя от получения неоднозначных предложений участников и принятия неправильных решений. Форма предложения участника делается с использованием технического задания. Это может быть повторение технического задания в утвердительной форме, указание конкретных характеристик товара и т.п.
Другие формы документов участников рекомендуется делать по статьям закона. Например, документы о соответствии требованиям статьи 31, документы о соответствии требованиям статьи 51 и т.д.
Опись документов участников также рекомендуется заполнить. В этом случае, что проверено на практике, заказчик получит однообразно оформленные документы от всех участников и тем самым сохранит массу времени при вскрытии конвертов, рассмотрении и оценке конкурсных заявок.
Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. При этом надо помнить, что изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются.
Закон не ограничивает, какое количество изменений может внести заказчик и сколько раз он решит продлить срок подачи заявок. Причём срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлён таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных законом. Если в конкурсную документацию такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлён в отношении конкретного лота.
В самом конце конкурной документации должна быть инструкциям по оформлению конкурсной заявки.
Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.
Стоит отметить, что ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несёт ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов.




Профессор ЧЕРНЫШОВ Михаил Михайлович

Док. 672450
Опублик.: 16.06.14
Число обращений: 0

  • Чернышов Михаил Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``