В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Слободяник: Причины снижения объемов грузовых и пассажирских ж/д перевозок в январе-мае 2014 года Назад
Александр Слободяник: Причины снижения объемов грузовых и пассажирских ж/д перевозок в январе-мае 2014 года
По данным ОАО "РЖД" погрузка за январь-май 2014 года снизилась на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 498,9 млн тонн, а отправка пассажиров поездами дальнего следования упала на 8,3%, до 37,2 млн человек.
Грузовые перевозки
Снижение погрузки связано, прежде всего, с экономической ситуацией в России и в мире в целом. При этом девальвация рубля, по отношению к ведущим мировым валютам, стимулирует перевозки грузов на экспорт.
В результате чего, основной рост погрузки химических и минеральных удобрений (21,3 млн тонн,+8,7% - здесь и далее данные ОАО "РЖД") приходится на экспортные перевозки. Одна из причин этого заключается в росте мирового спроса на удобрения со стороны Южной и Восточной Азии, Северной и Латинской Америки.
Кроме того, значительный рост погрузки показывает зерно и продукты перемола (6,2 млн тонн,+65,4%). При этом рост погрузки наблюдается только при экспортных перевозках (рост более чем в 8 раз). Объём погрузки зерна на внутреннем сообщении показывает отрицательную динамику. Рост погрузки зерна на экспорт связан с хорошим урожаем в текущем сельскохозяйственном году. Лесные грузы сохраняют тенденцию роста экспортных перевозок.
Отдельно следует отметить ситуацию в перевозках нефти и нефтепродуктов (107,6 млн тонн,+2,8%). Объём погрузки на экспорт практически не вырос, а основной рост грузопотока приходится на внутренние перевозки. Связано это с активной модернизацией отечественных НПЗ, а, как известно, нефтепродукты высокого качество по трубе не транспортируют.
Снижение объёмов погрузки угля (каменный уголь - 126,3 млн тонн,-1,5%, кокс - 4,7 млн тонн,-2,4%) связаны с двумя факторами. Во-первых, на внутреннем сообщении снижение объёмов погрузки связано, прежде всего, с высокими складскими запасами угля, что вызвано достаточно теплым зимним периодом. Во-вторых, на мировом рынке наблюдается снижение уровня цен на энергетический уголь, что связано с превышением товарного предложения над уровнем спроса.
Также снижается объём погрузки строительных грузов (57,1 млн тонн,-13,1%). Основная причина этого заключается в отсутствии значительных строительных работ, а так же в окончании подготовки к проведению Олимпиады в Сочи. На основе существующих трендов, выполнение плана ОАО "РЖД" по погрузке (рост 1-1,5% к уровню 2013 года) представляется маловероятным.
Пассажирские перевозки
Падение показателей перевозки пассажиров в дальнем следовании обусловлено двумя главными факторами: усилением позиций авиаперевозчиков на данных маршрутах, снижением спроса пассажиров на украинские и крымские направления.
Продление практики субсидирование государством перелетов россиян с Дальнего Востока и Сибири в европейскую часть России и обратно, субсидирование перелетов в Крым, а также начало деятельности авиалоукостера "Добролет" - всё это негативно сказалось на показателях работы ОАО "ФПК". При этом необходимо заметить, что из года в год тенденция усиления позиций авиаперевозчиков на дальних расстояниях относительно железнодорожных имеет восходящую направленность. В 2014 году объем перевозок пассажиров самолетами может максимально приблизиться к показателям железнодорожников (в дальнем следовании), что само по себе ранее казалось недостижимым.

Украинский кризис привел к сокращению спроса на поезда крымского, киевского, западноукраинского направления и сокращению количества поездов. Вероятно, что показатели перевозок ОАО "ФПК" на летний сезон будут выше, чем в весенний период, но будут ниже аналогичных показателей лета 2013 года.

Александр Слободяник, эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ
Лев Рузавин, эксперт-аналитик отдела исследований пассажирских перевозок ИПЕМ
Для "Россия сегодня", 4 июня 2014 года

Док. 672444
Опублик.: 13.06.14
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``