В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Мельников: Экономика впечатлений или высокая индустрия как шоу Назад
Алексей Мельников: Экономика впечатлений или высокая индустрия как шоу
Зачем люди создают предприятия? Скажем, турбинные. Или - институты? Например, ядерные. Или - автогиганты? "Автовазы" всякие или "БМВ"... Если заглянуть в их учредительные документы, то в качестве смысла их существования там наверняка можно будет обнаружить: "в целях получения прибыли". Но это же смешно!
Выдумывать и конструировать Бог знает какие уникальные штучки, совершать научные открытия, создавать потрясающие технологии, "изобретать порох", в конце концов - и все ради каких-то жалких бумажек, на которые ты сможешь сходить в пивбар или слетать погреть бока на Кипре.
Не в деньгах, как говорят, счастье. Стало быть - и не в прибыли тоже. А в чем тогда? Счастье - главным образом во впечатлениях. Или - переживаниях. Человек вынужден ими постоянно подзаряжаться. Так он устроен. За впечатлениями человек отправляется штурмовать Эверест, топчется в очереди в Эрмитаж или Третьяковку, срывается дикарем на моря, отправляется паломником в монастырь или автостопом до Праги.
Пунктов эмоциональной подзарядки в мире предостаточно. Есть на этот счет традиционные "мекки" - Париж, скажем, или Диснейлэнд. Есть более специфичные - музей Шекспира, например, или водопад в Ниагаре. Есть вовсе эксклюзивные - космодром на мысе Канаверел или старинная бумажная мануфактура в поселке Полотняный завод. Все эти разнородные объекты объединяет одно: они - суть источники сильнейших впечатлений. Эмоциональные, скажем так, аккумуляторы.
Но вернемся к исходному вопросу о смысле. Зачем, скажите, тачает свои турбины Калужский турбинный завод? Моторы - Калужский же моторный? К чему это бесконечное верчение роторов, шпинделей, фрез? Умничание запрограммированных роботов калужского "Фольксавгена"? Огненная феерия ворсинского НЛМК? Нейтронная беготня в реакторах обнинского ФЭИ? Эти страшенные инвестиции в сногсшибательные механизмы? Это нагромождение индустриальных Гималаев? Скопище головокружительных хайтэковских бездн? Все верно - для заработка. Для кошелька. Но только ли для него?..
Я, скажем, никогда не был в Америке (впрочем, не в ней одной). Так вот, первое, чтобы там посетил - заводы "Боинга". Просто, потому что интересно. И еще потому, что авиагигант, говорят, организует свободные экскурсии для всех желающих. Следом - завод "Харлей". По тем же соображениям: фантастически любопытно и то же самое "добро пожаловать". Если хватит времени, то прихватил бы еще "Дженерал Дайнемикс" - там американцы тачают свои ракеты. И тоже предусмотрели некоторых цехах смотровые площадки для любопытных зевак вроде меня.
В Европы не обошел бы своим вниманием, естественно, "БМВ", став одним из 250 тысяч паломников, ежегодно припадающих к святыням автомобильных технологий. В Англии, каюсь, после музея Ньютона, тут же бы устремился в числе прочих 400 тысяч сладкоежек в шоколадные цеха империи "Кэдбери". Ну, просто посмотреть, что и как там делается. Раз, приглашают, чего бы не сходить. Думаю, что процентов на 75 самое интересное в Европе - это технологии. В Америке процент этот наверняка дотягивает до круглой отметки "100". И это самое интересное (что еще более интересно) никто на Западе от людей не скрывает.
Итак, мы говорим о промышленном туризме. О том самом, без которого сегодня не мыслит своей жизни ни одна высокоразвитая индустриальная держава (во Франции, например, более 20 миллионов туристов ежегодно посещают более 1400 предприятий) и при упоминании которого большинство наших калужских собеседников разочарованно вешало трубку: мол, у нас и других "забот" хватает. Впрочем, были и исключения...
"Да, мы принимаем организованные группы, - сообщили нам на кондитерской фабрике "Фруже", что в Жуковском районе. - Но говорить о сугубо познавательной составляющей этого проекта мы бы не стали. Для нас это чистая коммерция". И слава Богу! Люди умудряются зарабатывать на том, чтобы проводить захватывающие экскурсии для малышей по святая-святым шоколадно-изюмного царства. Сладенькое - это само собой. Оно слизнется. А вот впечатления от шоколадных роботов у пытливой малышни останутся.
Разовые вспышки промышленного туризма были отмечены также на калужском "Вольво-Восток". Энтузиасты не ленились ни свет - ни заря стартовать аж из самой Москвы, чтобы свободно походить по цехам знаменитого шведского автозавода. Что-то похожее на зачатки промышленных экскурсий удалось обнаружить на "Пежо-Ситроен" в Росве, где начальство нет-нет да и открывает двери практически для всех желающих. Акция у французов стала именоваться "Днем семьи". Правда, дней таких в году, увы, наперечет.
На калужской пивоварне Efes экскурсии тоже случаются, но главным образом, как пояснили на предприятии, по случаю Дня пивовара. Впрочем, пивовары поостереглись называть организуемые ими туры проявлением какой-то глубоко продуманной туристической стратегии компании.
"Мы приветствуем любое направление, которое может быть интересным, где можно будет заработать и которое будет способствовать нашей рекламе, - совершенно однозначно поддержали идею промышленного туризм в крупнейшей калужской кузне "Оливия-плюс". - У нас бывает много посетителей. Может быть экскурсии - это громко сказано, но всем, кто интересуется кузнечным делом, мы всегда рады и готовы им обеспечить самые яркие впечатления от работы наших мастеров".
Люди понимают, что речь идет не просто о забаве праздных людей, которые от нечего делать слоняются по производству и мешают работать, а о двух важнейших в бизнесе вещах: репутации и рекламе. Когда ты к себе кого-то приглашаешь, стало быть, уверен, что дело, которым ты занимаешься, вызовет уважение или даже восхищение публики. Следовательно, аналогичное отношение будет гарантировано и к продукции, которую ты производишь. Посредством создания ярких впечатлений у потенциальных покупателей ты рекламируешь свой товар. Что удивительно, в большинстве случаев - совершенно бесплатно. Более того - многие будут даже рады сами что-то приплатить, дабы им "прорекламировали" эдак что-нибудь интересное.
"Тема эта нас интересует главным образом с точки зрения профориентации, - заявили в "Самсунг Электроникс Калуга". - В год у нас бывает порядка 30 экскурсий. Это - школьники и студенты. Стараемся никому не отказывать. Тут мы находим свой интерес. Что же касается организации экскурсий для всех желающих - пока смысла большого в этом не видим. Так что, если, допустим, нам будут звонить из каких-то турагентств с подобными просьбами, то вряд ли это будет иметь успех".
Довольно странную позицию информационной закрытости заняли и в Полотняно-заводской бумажной фабрике, о намерениях руководства которой открыть в старейшей парусиновой мануфактуре крупнейший в Европе интерактивный музей бумаги, сегодня многие наслышаны. Многообещающая идея привлечь внимание туристов воссозданием старинного производства тряпичной бумаги с предоставлением посетителям возможности самостоятельно "отлить" бумажный сувенир пока является лишь достоянием бодрых чиновничьих реляций в пользу развития в области "туристического кластера" и ни в коей мере не подает признаков реального существования.
Если заглянуть в стратегию развития туристической отрасли калужского региона лет эдак на 5-10 вперед, то ни о каком инновационном туризме в ней вы не найдете ни слова. Как будто ничего нового, интересного, умного и искусного на земле Калужской больше создавать не собираются. Только черпать из истории. Тут вам и Оптина, тут и Полотняный. Все это прекрасно и очень хорошо. Но отчего так мало? Ну, вошел в моду нынче аграрный туризм. И все с ним носятся. И не знают, что делать. И даже внесли в областную программу, а все равно не знают. Ну, продолжают чудить ваятели в Никола-Ленивце. И все продолжают делать вид, что ничего более путного в Калужской области увидеть невозможно: мол, что за прелесть - эта чепуха! И ее туда же - на передний имиджевый край.
В итоге: человек, скажем, из Австралии или просто с Алтая приезжает к нам в Калужскую губернию и ему вместо главных наших инновационных золотников (каковыми, например, являются первая Атомная, первая Мартеновская, первая Парусиновая, первая Космическая, а в скором времени может быть и первая Автомобильная) предъявляют инсталяцию из кучи сухих бревен. И говорят, что это она самая Калуга и есть.
В туристическом агентстве "Калужский край" признались, что экскурсионные маршруты на калужские предприятия - явления довольно редкие. Практически - единичные. "У нас был опыт организации единичных туров на Тарусскую фабрику керамики, - рассказали в турагентстве, - на Троицкую бумажную фабрику. Готовность принять посетителей высказывали также на Кировском стройфарфоре, на той же кондитерской фабрике "Фруже", на "Вольво". Но организационно это все непросто. Взять хотя бы время. Это - как правило, рабочие дни. Не очень удобно. Далее - серьезные требования по технике безопасности. Большими группами поэтому не пойдешь. Да и от самих предприятий инициатива тут, как правило, не исходит".
Скудость впечатлений, которыми сегодня готова одарить Калуга (да и большинство, полагаю, провинциальных столиц) прибывающих туда гостей (да и собственных жителей - тоже), абсолютно не обоснована. К чему эта информационная паранджа на наших главных инновационных достопримечательностях? Или у на их мало? Или мы ни цента не сумели привлечь в российский хай-тек, поражающий впечатление любого, впервые знакомящегося с цехами той же "турбинки" или реакторами ФЭИ? Как раз наоборот - сумели. Единственно, что толком не смогли - сообразить: а, собственно, ради чего весь этот огород? Неужто из-за денег?..

Алексей Мельников, Калуга.

Док. 672244
Опублик.: 02.06.14
Число обращений: 0

  • Мельников Алексей

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``