В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Трошин: Как нам обустроить Крым Назад
Николай Трошин: Как нам обустроить Крым
Николай Николаевич ТрошинЦентр экономических исследованийстарший научный сотрудникВ ходе работы Санкт-Петербургского экономического форума 22 мая 2014 г. Министр регионального развития РФ Игорь Слюняев сообщил, что его ведомство посчитало примерную стоимость федеральной программы развития Крыма. По базовому варианту объем расходов до 2020 г. составит около 1,1 трлн. руб.Ранее Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев подписал распоряжение о выделении 55,4 млрд. руб. для обеспечения сбалансированности бюджетов Республики Крым (44,8 млрд. руб.) и г. Севастополь (10,6 млрд. руб.). В конце марта правительство уже предоставляло средства на эти же цели. Тогда Республика Крым и г. Севастополь получили дотации на сумму 10,7 млрд руб. и 2,4 млрд руб. соответственно.Необходимость выделения этих средств обусловлена объективными обстоятельствами. Распад СССР нанес Крыму серьезный урон, и до сих пор в бывшей всесоюзной здравнице не достигнуты показатели советского периода. В 1988 г., например, курорты Крыма приняли 8,2 млн. чел., в т. ч. 2,1 млн. чел. в организованном секторе, тогда как в 2013 г. - всего 5,9 млн. чел., из которых в санаториях и гостиницах отдохнули 1,1 млн. чел. Даже в 2012 г., когда число туристов было максимальным за всю постсоветскую историю, Крым посетило 6,1 млн. чел., что почти на 2 млн. чел. меньше, чем в последние годы существования СССР.Киевские власти не особенно заботились о развитии региона. Рост ВВП Крыма в 2001-2008 гг. отставал от среднего по Украине (76% и 83% соответственно). Средства, выделяемые из государственного бюджета на развитие экономики Крыма с населением около 2 млн. чел., составляли всего лишь 2 млрд. руб. в год. В частности, в 2012 г. на строительство автодорог было выделено 300 млн. руб. - многократно меньше необходимой суммы. В результате за годы, прошедшие со времени распада СССР, туристическая, транспортная и иная инфраструктура Крыма постепенно ветшала и разрушалась.После воссоединения Крыма с Россией необходимо не только привести в соответствие с общероссийскими стандартами пенсии, социальные пособия и зарплаты бюджетников в этом регионе, но и стимулировать его экономическое развитие. По словам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева расходы на развитие Крыма в 2014 г. составят более 130 млрд. руб., а в 2016 году могут возрасти до 200 млрд. руб. Некоторые эксперты полагают, что уже в текущем году общие затраты бюджетных средств на Крым могут превысить 150 млрд. руб. По заявлению председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, ее ведомство обратит самое пристальное внимание на инвестиционную составляющую госрасходов в Крыму, что гарантирует прозрачность и целевой характер расходования этих средств.Но эффективность госинвестиций определяется не только контролем их целевого расходования, но и правильным выбором первоочередных целей для вложения средств. В этом контексте представляется целесообразным направить бюджетные инвестиции в инфраструктурные проекты с наиболее длительными сроками окупаемости, например в сфере электро- и водоснабжения. Для инвестиций в другие объекты инфраструктуры, прежде всего транспортной, лучше использовать государственно-частное партнерство. Что касается туристического сектора, то здесь следует привлекать в основном частные инвестиции.По мнению ряда экспертов, современный туристический кластер в Крыму должны составлять в первую очередь недорогие отели класса "три звезды", сопоставимые по уровню предоставляемых услуг с отелями Турции и Египта, на которые приходится сегодня основной поток российских туристов. Строительство таких отелей вполне может быть осуществлено за счет средств малого и среднего бизнеса, причем не только местного, но и с остальной территории России.Тем более что активность крупных инвесторов, как иностранных, так и российских, сдерживается в настоящее время вопросами признания суверенитета России над Крымом со стороны мирового сообщества, а также возможностью применения экономических санкций со стороны США и ЕС к тем компаниям, которые захотят развивать здесь бизнес. Однако российский малый и средний бизнес, как правило, не работает за рубежом, поэтому ему не приходится опасаться возможных санкций. Главное - это создать для него стимулы, и тогда развитие экономики Крыма в наименьшей степени потребует бюджетных средств и произойдет в максимально короткие сроки.Российский институт стратегических исследований

Док. 672147
Перв. публик.: 26.05.14
Последн. ред.: 27.05.14
Число обращений: 0

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Голикова Татьяна Алексеевна
  • Улюкаев Алексей Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``