В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Продолжение сериала ИСТОРИЯ ЛОШАДЕЙ 27-30 части. Назад
Продолжение сериала ИСТОРИЯ ЛОШАДЕЙ 27-30 части.
Рождественский праздник для лошадей (27 часть)
В наши дни В России конский праздник отмечают 31 августа - в день покровителей всех лошадей Фрола и Лавра. В прежние времена в этот день на лошадях не работали и угощали их самым лучшим овсом, окропляли святой водой у церкви, кормили посоленными горбушками, купали, украшали им гривы и хвосты красивыми лентами. А после устраивали лошадиные выставки и скачки. Лошадь является символом годов: 1810, 1822, 1834, 1846, 1858, 1870, 1882, 1894, 1906, 1918, 1930, 1942, 1954, 1966, 1978, 1990, 2002, 2014, 2026, 2038.
По орловскому поверью, почитание этих Святых мучеников вызвано следующим случаем. "Оба брата, Фрол и Лавр, жили тем, что ходили по деревням и рыли колодцы. Один раз работа их была настолько неудачна, что обвалилась земля и похоронила обоих, и при том так, что никто этого не заметил. А колодец, между прочим, завалился обычным порядком. Необычна была лишь та лужица, которая стала протекать из обвала и обнаружила чудодейственную силу: ходившая сюда чахлая лошаденка одного мужика начала добреть, - не с овса, а именно от этого самого пойла. Стали гонять своих кляч сюда и другие и достигли того же. Тогда вздумали мужики рыть на этом месте колодезь и наткнулись там на Фрола и Лавр": стоят оба брата, с железными лопатами в руках, целы и невредимы. Замечательно при этом стремление легенд приурочить этих Святых греческой церкви к сонму Святых русской церкви, как наиболее освоившихся с нуждами русского народа".
Особыми заступниками лошадей в России повсеместно считаются Свв. Фрол и Лавр. Пензенская легенда так рассказывает об истории покровительства этих Святых лошадям: "На второй день третьего Спаса (30 августа, третий Спас - 29 августа) пахал мужик свой "пар", чтобы посеять озимую рожь. Лошадь заартачилась и остановилась; принялся мужик хлестать её кнутом, а потом стал из всех сил колотить палкой. Лошадь пала на колени и заржала. Хозяин осыпал её бранью и проклятиями и пригрозил вспахать на ней целую десятину в один день. На этот сказ, откуда ни взялись два странника с посохами."За что ты бьёшь лошадь? - спрашивают они мужика. - Ведь ты ответишь за неё Богу, всякая животина на счёту у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться. У вас, вот, на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день - Фрола и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним"...
В 1916 году традиция отмечать Рождественский праздник для лошадей появилась в США. Лошади в то время были основным видом транспорта, улицы городов были переполнены конными экипажами. "Общество штата Массачусетс по предотвращению жестокого обращения с животными" в Бостоне положило начало празднику "Рождество для лошадей", "Лошадиное Рождество", или "конское Рождество".Лошади использовались в любое время года, на самых трудных работах. Многие из них недоедали. И вот, специально для них на Почтовой площади Бостона установили рождественскую ёлку, которую украсили морковью, яблоками, овсом, сахаром, кукурузой и другими вкусностями. Людям предлагали бутерброды, пончики и горячий кофе. Праздник удался на славу, все были довольны и сыты. Лошадиное Рождество распространилось по всей стране и стало ежегодной традицией. На многих площадях и улицах американских городов в рождественские дни организовывалось бесплатное питание для лошадей, привозили специальные корма.

В рацион питания лошадей входят: сено, солома, мякина, зерновые корма (овёс, ячмень, кукуруза, рожь, пшеница, горох, вика, чечевица и др.), корнеклубнеплоды (морковь, свёкла и картофель), силос,сенаж. В среднеклиматических условиях без еды лошадь может прожить несколько недель, а вот без воды - всего лишь шесть дней. Потому любой коневод знает, что на конюшне необходимо иметь хотя бы суточный запас чистой и свежей воды. Любой конник может приготовить пойло для своей лошади. Самое обычное и дешёвое пойло - это пойло из отрубей. Реже используются пойла из ячменя, льняного семени, брикетов сущёной травы или сахарной свёклы.
Лошадям нельзя давать определённые продукты и растения: льнянка, ягоды бузины, молочай, олеандр, ландыш, пятнистый вех, тис, наперстянка, конский каштан, фитолакка американская, азалия, мескит и лавр. Кроме этого, лучше не давать лошадям суданку, плевел, овсяницу тростниковую и слишком много лугового клевера, донника и рисовых или пшеничных отрубей. Домашними угощениями могут быть: морковь, яблоки, овёс и меласса. Можно давать им кукурузное масло и рыбий жир. Лошадям необходимо пить много воды, около 35- 48 литров ежедневно.
В газетах заранее публиковались объявления о дате и месте проведения праздника.Рождественский праздник отмечался до 1950-х годов, когда лошадей окончательно вытеснил автомобиль.
Многие древние обычаи наших народов, связанные с конём, сохранились до настоящего времени и используются в различных народных праздниках.
Белый конь в мифологии был символом великого Океана и имел отношение к принципу огня, а ч ёрный конь олицетворял собой хаос, предвещал неминуемую смерть, выступал как знак похорон. Чёрный конь появлялся между старым и новым годом и предварял собой начало двенадцатидневного периода хаоса. Белая, золотая или огненная лошадь появляется одновременно с богами Солнца, запряжённая в их удивительные колесницы. Боевые, сильные, мощные кони олицетворяют лунную стихию, олицетворяют воду, море и хаос. Таким образом, можно утверждать, что лошадь означает и жизнь, плодородие и смерть.
Традиционно конь в мифологии разных народов мира выступает как атрибут высших языческих богов. Лошадь почиталась как священное животное.
Космический элемент года - дерево, цвет - синий.


Лошади в годы Гражданской войны ( 28 часть)

Когда-то Россия по численности лошадей была буквально "впереди планеты всей" - в 1916 году 38 млн голов. В Астраханской губернии в том же году имелось, как выше сказано, 145 000 лошадей (28 % скота губернии).
В сентябре 1917 г. при старом казаке Соколове было принято важное решение о зачислении 250 000 калмыков в Астраханское Казачье Войско. Перед революцией коренных казаков было около 50 000.
После революции Астраханским Войсковым Кругом Войсковым Атаманом был выбран тот же Т. Соколов. Вскоре на его место Войсковым Атаманом был выбран известный писатель генерал-майор И. А. Бирюков, автор " Истории Астраханского Казачьего Войска " в 3-х томах, казак станицы Сероглазинской.
Астраханские казаки не подчинились октябрьскому захвату власти большевиками. В январские дни 1918 года их выступления в Астрахани были контрреволюционными. Астраханская контрреволюция, накапливав силы, в спешном порядке укрепляла боеспособность казачества, ставшего реакционной силой против Октябрьской революции 1917 года и установления Советской власти, рассчитывая на помощь контрреволюционного офицерства, прибывающего в Астрахань из центральных губерний Советской России. В результате социального и имущественного расслоения обозначались противоречия между рядовым казачеством и его верхами. Казацкое сословие, все его учреждения были упразднены Решением Первого съезда Советов Астраханского края. Однако большая часть Астраханского Казачьего Войска, признавая Советскую власть, не хотела полного расформирования "своей особой казачьей организации". С 4-го января 1918 г. восстание продолжалось 25 дней и было подавлено силами большевиков.
В конце января Атаман И. А. Бирюков, его помощник полк. Г. М. Астахов и небольшой отряд астраханских казаков отошёл в Калмыцкие степи. Через месяц большевики в одной из станиц захватили генерала Бирюкова, отвезли в Саратов и там расстреляли.
Весной и летом 1918 г. начались восстания против власти большевиков в разных станицах Войска. Много казаков из низовых станиц ушли на восток к уральским. Казакам и там вступили в ряды Уральской Армии. Верховые казаки станицы Пичуженская и Александровская ушли к донцам. В станице Морозовской Донского Войска была сформирована Астраханская Казачья дивизия, состоявшая из одного полка астраханских казаков и трёх полков австраханских калмыков. Она входила сначала в состав Астраханской армии, затем была переведена в Кавказскую. В её составе дивизия принимала участие во всех боях на Царицынском и Черноярском направлениях и много голов астраханских казаков с лошадями полегло в калмыцких степях, на донских и кубанских равнинах. Атаманом Астраханского Казачьего Войска стал Ляхов. Вместе с остатками Добровольческой и Донской армий астраханцы попали в Крым, и снова степи Таврии "оросились кровью" астраханских казаков и лошадей. В Крыму астраханские всадники сражались до самого конца.
Гражданская война особенно жестоко бушевала на территории Астраханского края.
17 июля 1918 года вышёл Декрет о племенном животноводстве за подписью В.И.Ленина. В нём говорилось: "Все племенные животные нетрудовых хозяйств без всякого выкупа объявляются общенародным достонием Российской Советской Федеративной Социалистической Республики...". В соответствии с Декретом о племенном животноводстве были национализированы все частные конные заводы, а таке племенные лошади со всех ипподромов. Коннозаводство с этого дня подчинялось интересам развития массового коневодства СССР . Конные заводы снабжали племенными лошадьми государственные заводские конюшни и племенные коневодческие фермы колхозов и совхозов.
В августе 1918 г. для реализации Декрета о племенном животноводстве, национализации и сохранения племенных лошадей Наркомзем РСФСР создал Чрезвычайную комиссию по сохранению племенного животноводства, а 16 августа П.А.Буланже получил мандат о назначении его председателем этой комиссии. Действия комиссии распространялись на всю территорию РСФСР. Не всех племенных лошадей удалось сохранить: не хватало кормов и специалистов, недостаточно хорошими были и условия содержания, но те лошади которые уцелели, оказали большое влияние на развитие советского коннозаводства.
В 1918 году советская кавалерия начала формироваться одновременно с созданием Красной Армии. Из расформированной старой русской армии в состав РККА вошли только 3 кавалерийских полка . Однако не хватало опытных командиров, оружия и снаряжения.
В 1918-1919 годах соединения советской кавалерии являлись мощной ударной силой, способной решать важные оперативные задачи самостоятельно и во взаимодействии со стрелковыми соединениями. В гражданской войне конница вышла на передний план.
К Астрахани рвались поддерживаемые английскими иетервентами казаки армии генерала Драценко, части генерала Деникина, астраханские и уральские белоказаки из базы Гурьева. Восстали села губернии: Бертюль, Сергеевка, Камызяк, Чаган, Иванчуг, Никольское. Лошади, на которых воевала и Красная, и Белая конница, оказались в эпицентре этого огненного вихря. В этой мясорубке погибло огромное количество лошадей.
В феврале 1919 года для обороны города Астрахани от английских интервентов, от белогвардейских частей и от внутренней контрреволюции была привлечена отдельная конная батарея, мобильный полк в 2 500 человек,имевший на лошадях 66 пулемётов,миномётов,2 бомбомёта. Руководителем был С.М.Киров.
Летом 1919 года особенно энергичные меры по созданию кавалерии были предприняты для противостояния армии Деникина.
В июне-сентябре 1919 года были созданы 2 первых конных корпуса.
В сентябре 1919 года на Каспийско-Кавказском фронте близ Астрахани участвовали 7-я кавдивизия, 37-й и 39-й кавалерийские полки, наступление которых было полной неожиданностью для белогвардейцев.У белогвардейцев было отбито 4 повозки с винтовками, 5 пулемётов, взято более 100 человек в плен. Однако 7-я кавдивизия понесла огромные потери. Руководителем был М.В.Фрунзе.
С 1 по 7 октября 1919 г. в ожесточенных боях, развернувшихся в районе Чёрного Яра, участвовали все рода войск, в том числе и кавалерия.Белогвардейцы водили в бой 8 полков кавалерии и применяли химические снаряды артиллерии.
На пожарах во время Гражданской войны из-за недостатка лошадей российский пожарный попытался пересесть на автомобиль.
17 ноября 1919 года была создана Первая Конная армия по решению Реввоенсовета республики на базе 1-го конного корпуса С. М. Будённого. В состав её входили ещё пять кавалерийских дивизий, отдельная кавбригада, автобронеотряд, несколько бронепоездов, авиагруппа и другие боевые силы. На разных фронтах победоносно сражалась Первая Конная армия. В ноябре - декабре 1919 года она была ударной силой Южного фронта .
К концу 1919 года численность советской и противостоящей ей кавалерии сравнялась.
В конце 1919 - в 1920 году соединения и объединения кавалерии сыграли важную роль в операциях против армий Деникина и Колчака, против Врангеля и армии Польши.
В июле 1920 года образовалась Вторая Конная армия.
В годы Гражданской воины в отдельных операциях советская кавалерия составляла до 50 % численности личного состава. Основным способом действий подразделений, частей и соединений кавалерии являлось наступление в конном строю (конная атака), поддерживавшееся мощным огнём пулемётов с тачанок .
Когда условия местности и упорное сопротивление противника ограничивали действия кавалерии в конном строю, она вела бой в спешенных боевых порядках.
Советское командование в годы Гражданской воины сумело успешно решить вопросы использования крупных масс кавалерии для выполнения оперативных задач.
Создание первых в мире подвижных объединений - конных армий явилось "выдающимся достижением военного искусства". "Конные армии были основным средством стратегического манёвра и развития успеха, применялись массированно на решающих направлениях против тех сил противника, которые на данном этапе представляли наибольшую опасность" .
"Успеху боевых действий советской кавалерии в годы Гражданской войны способствовали обширность театров военных действий, растянутость вражеских армий на широких фронтах, наличие слабо прикрытых или совсем не занятых войсками промежутков, которые использовались кавалерийскими соединениями для выхода на фланги противника и совершения глубоких рейдов в его тыл. В этих условиях кавалерия могла полностью реализовать свои боевые свойства и возможности - подвижность, внезапность ударов, быстроту и решительность действий".
В конце января 1920 года Первая Конная армия сражается на Кавказе.
Победы Первой Конной вошли в историю как славные подвиги Красной Армии.
Первая мировая война (на фронте пало почти 5 млн лошадей), революция и Гражданская война унесли почти половину лошадей. Именно в период Гражданской войны поголовье лошадей было частично истреблено и сократилось до 12,6 млн голов в 1922 году.
Итак, Первая мировая война, революция и годы коллективизации нанесли большой, непопавимый урон развитому и хорошо поставленному Российскому коннозаводству. На фронтах империалистической войны погибло около 4,5 млн. лошадей. За период с 1917 по 1925 г.г. было почти полностью уничтожено ценное племенное поголовье лошадей уникальной Русской верховой породы.



Спад и восстановление конных заводов (1920-1941) (29 часть)

Красная Армия остро нуждалась в лошадях.
Плуг используется как эмблема земледелия и как символ новой жизни. В первые годы существования Советской России плуг употреблялся как эмблема трудового крестьянства и одно время изображался с молотом, пока его в этом качестве не вытеснил серп.
В 1920 г. по решению Совнаркома при Наркомземе РСФСР создано специализированное Главное управление коневодства и коннозаводства (ГУКОН).
Первые советские конные заводы создавались на территории европейской части России. Это были национализированные, хорошо известные государственные и помещичьи конные заводы. С освобождением Северного Кавказа восстанавливался Терский верховый конный завод под Минеральными Водами.
После 1920 года амазонки в длинных платьях, сидевшие на лошади боком, перестали появляться на манежах. Их сменили всадницы в брюках и сапогах. Женщины стали участвовать в конноспортивных соревнованиях наравне с мужчинами на обычных сёдлах.
В ноябре 1920 года Реввоенсовет РСФСР издал приказ N 2 527, в котором приказывалось организовать военные конные заводы, объединяемые Управлением коневодства и коннозаводства на Дону и Северном Кавказе. На основании этого приказа была разработана система дислокации военных конных заводов .
В 1920-е годы плуг был изображён на советских монетах достоинством в 1 рубль и полтинник; силуэт плуга также изображался на ордене Красного Знамени и на медалях в некоторых странах Восточной Европы (например, в Чехословакии в 1948-1989).
В середине 1921 г. ГУКОНу были подчинены 30 конных заводов и 28 государственных заводских конюшен, собственность народного государства. Оживление экономической жизни в период НЭПа послужило причиной восстановления поголовья и к 1929 году поголовье было во многом восстановлено - 34,6 млн - главным образом благодаря тому, что лошади были незаменимы и на селе, и в качестве транспортного средства в городах.
К концу 1923 г. было вновь организовано и восстановлено 111 конных заводов, имевших 7922 племенные лошади, в том числе 3111 маток. Но тут в огромном количестве на дорогах страны появились автомобили и трактора, а вслед за этим лошадь больше в хозяйстве не потребовалась. Отсюда начался забой рысаков.
К началу 1925 г. определилась чёткая система управления коннозаводством: действовала сеть конных заводов, госконюшен и ипподромов, непосредственно подчиненных Наркомзему РСФСР .
К 1928 г. количество конных заводов сократилось до 73.
За шесть лет с 1928 по 1933 г.г. конское поголовье в целом по стране сократилось больше чем вдвое ( с 32,1 млн. голов до 15,4 млн. голов) для массового забоя полноценных и племенных лошадей. Такого сокращения поголовья не было за все тяжёлые военные годы. Это было время, когда страна испытывала недостаток в лошадях хорошего качества. По сравнению с дореволюционной Россией численность лошадей сократилась более чем в 10 раз.
Под влиянием ГУКОНа постепенно восстанавливалась работа ведущих ипподромов.
С 1930 года племенное коневодство снова стало постепенно возрождаться и развиваться с новой силой в коллективном секторе деревни благодаря крупным коневодческим фермам. Только в одной Москве тогда использовали свыше 30 000 тягловых, или ломовых, лошадей. Ведь именно лошади наиболее часто среди всех представителей животного мира привлекались к участию в военных действиях. На протяжении долгого времени решающую роль в бою играла кавалерия и рыцарская конница, уланы и гусары, драгуны и кавалергарды, конногвардейцы и казаки. Лошадь во все времена была главным достоянием государства, ведь отсутствие хороших лошадей - отсутствие побед в войнах. Поэтому забота и уход за лошадьми был важной задачей каждой военной державы. Военное прошлое, описанное выше, убедительно иллюстрирует своеобразия ведения боя, способы выучки, предпочтения и требования к породам и экстерьеру лошадей. Лошади воевали, перевозили пушки и боеприпасы, продовольствие и тяжёло раненых солдат, оттого-то непросто взглянуть иными глазами на их роль на войне и в народном хозяйстве.
Итак, в качестве основных хозяйственных типов выделяют лошадей тяжелоупряжных, легкоупряжных, верховых и вьючных, что соответствует основным способам их использования в упряжи и под седлом:
- Тяжелоупряжные лошади, или тяжеловозы, характеризуются большим весом (600-900 кг), массивностью, широкотелостью, длинным туловищем на коротких, широко поставленных ногах. Обхват пясти у них 23-25 см.
- Легкоупряжные лошади, в том числе рысаки, весят в среднем 450-550 кг; туловище у них длинное, превышающее по размерам высоту в холке на 3-4%; конечности средние по длине, обхват пясти 21-22 см.
- Верховые лошади отличаются квадратным форматом (высота в холке или равняется длине туловища, или превышает ее на 1-2%). Такие лошади весят в среднем 400-550 кг; ноги у них длинные и тонкие, обхват пясти 18-19 см.
- Вьючные лошади обычно низкорослые (высота в холке не более 150 см) и небольшого веса (300-350 кг); грудь у них широкая, глубокая, округлая; спина длинная и прямая; поясница короткая, прочная; ноги короткие и сухие, обхват пясти 18 см.
В июне 1930 г. состоялось специальное совещание, на котором был намечен ряд неотложных мер, направленных на усиление работы для обеспечения армии лошадьми. История показала, как своевременно это было сделано и как пригодились лошади на фронтах Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов.
Если в 1934 г. было выращено 946 200 жеребят, в 1935 г. - 1 691 000, то в 1936 г. - уже 2 056 000. Такого количества молодняка не выращивалось за всю историю отечественного коневодства. Именно приплод 1937 г. и последующие, примерно такие же ставки 1938-1939 годов использовались в годы Второй Мировой войны.
На 1 января 1935 года в СССР имелось 100 конных заводов с поголовьем в 104 610 голов. Был установлен план развития животноводства, в нём говорилось о чётком планировании и выращивании молодняка .
На территории Астраханской губернии старались конюшенные постройки располагать подальше от дорог, поближе к пастбищной зоне. Работники конюшен с большой любовью и вниманием ухаживали за лошадьми при тогдашних высоких требованиях во всем. Им пришлось работать очень трудно. Но конники работали порой за символическую плату и на большом энтузиазме, благодаря чему поддерживалось коневодство и успешно развивалось. Среди астраханских коневодов было немало великих мастеров и классных лошадей, их школа считалась замечательной. В результате профессионализма мастеров и единства цели они добивались недюжинных результатов в сфере коневодства. Главным для лошадей считалось качество кормов, их хранения. Если коневоды бы могли предоставить лошади безупречный тренинг, но лошадь неправильно содержалась, то они от неё не добились желаемого результата, всё чётко знали и помнли, что мелочей в коневодстве нет. Если лошадь содержится по всем правилам, она сохраняет "здоровый вид и работоспособность".
Наряду с улучшением внешних данных лошади регулярная чистка сохраняет кожу и шерсть в чистом и здоровом виде и дает возможность владельцу тщательно обследовать животное и увидеть различные набухания, опухоли, узлы. Чистка неотъемлема от гигиены и охраны здоровья лошади. В природе лошади совершают ее самостоятельно катанием по земле, трением о деревья и столбы, а также обкусыванием друг друга. Человеческая версия преследует те же цели: избавление от коросты, грязи и стимуляция кожи. Имело большое значение естественное освещение, температура воздуха и влажность. Изучали потоки воздуха при естественной вентиляции и вытяжки. Предварительно на месте постройки брали почву на анализ. Проверяли её зараженность и пригодность для жизни животных на данном участке. Расположение окон, фасада тщательно продумывалось. Рабочий день конюха начинается в семь утра с... лошадиного завтрака. Лошадки кушают строго по расписанию. Затем нужно вычистить денники, постелить свежую солому и провести "медицинский осмотр". Например, если на подкове стерлись шипы, их нужно поменять. Таких мелочей в работе конюха не один десяток. Про всё нужно помнить, всё нужно проверить. За границей этим премудростям обучают 5-6 лет. Ведь хороший конюх - это 70% успеха лошади на скачках. Он должен поддерживать своих питомцев в постоянной форме. Работники со стажем говорят, что лошадь - это как наркотик. Работа конюха тяжела, но если однажды ты полюбил этих грациозных животных, то уйти с конюшни уже невозможно.
Первые отечественные машины только начинали разрабатываться, и подавляющая часть пожарно-технического вооружения комплектовалась на автомобилях таких фирм, как "Магирус", "Фиат", "Паккард", "Форд" и др.Однако...
19-24 марта 1934 г. в Москве на Всероссийском пожарно-техническом совещании начальником ЦУПО (Центральное управление пожарной охраны) Гальперном было сказано: "Уход за конём, сохранение коня - важнейшая задача пожарных организаций, в которых конные хода являются основным видом вооружения, и мы предупреждаем работников, что если не будут приняты все необходимые меры к тому, чтобы обеспечить коня фуражом, мы будем расценивать это как оппортунистическое отношение к делу пожарной охраны...>>.
Сбережение коней оставалось обязанностью пожарной охраны ещё длительное время: конные ходы просуществовали в СССР до 1950-х годов.
В сельских районах Астраханского региона, в силу известных потрясений,связанных с коллективизацией крестьянских хозяйств на селе,поголовье лошадей в довоенный период значительно уменьшилось по сравнению с дореволюционным и уже в 1941 году составило 69 000 голов.Удельный вес лошадей в структуре условного поголовья (232 000 коров,35 000 свиней,549 000.овец) снизился до 17,5 %, тогда как в России в 1935 году процессы, связанные с раскулачиванием крестьянства, привели к сокращению голов до 8 млн.
С 1935 года в жизнь планомерно проводился план выращивания хорошего молодняка: за 1934 год - 946 200 жеребят, за 1936 год - 2 056 000.
В 1939-х годах русские рысаки составили примерно 8% от общего племенного поголовья лошадей.
В 1941 году было вновь частичное восстановление численности 11,3 млн лошадей. Именно эти жеребята, подросшие в том же году, решали порой судьбу серьезнейших военных операций. было вновь частичное восстановление численности лошадей, 1941 году - 11,3 млн. лошадей. "Гвоздь подкову спасет, подкова - коня, конь - храбреца, а храбрец - родину!" В этой старой пословице очень точно отражена важность такого процесса, как подковывание лошади. А изменилась ли потребность в подковах в современном коневодстве?



Лошади - участники Великой Отечественной войны (30 часть)

К началу войны 1941 г. работа военных конных заводов была полностью отлажена. Но для конницы это была последняя война. Более того, свою роль она сыграла. Помимо кавалерийских корпусов, лошадь была нужна в разведке. На живом тягле была легкая артиллерия. Военные конные заводы, эвакуированные за Волгу, в течение всей войны поставляли лошадей Армии.
История боевого применения лошадей, как полагается в наше время, закончилась с появлением на полях сражений в массовом количестве пулемётов, танков и самоходной артиллерии . Поскольку лошадь ничем и никак не заслонялась, не отбивалась от пулемётной очереди, то кавалерия , казалось бы, становилась ненужной в деле. Но тем не менее роль лошадей во Второй Мировой войне была неизмеримо великой, а значение их- исключительным, немаловажным.
Во время Великой Отечественной войны (ВОВ) в Советской Армии было в среднем около 2,9 млн. голов лошадей. На службу принимали вполне здоровых, не имеющих пороков лошадей в возрасте 3-7 лет. Предельный возраст лошади 18 лет, но животных, сохранивших работоспособность, оставляли для работы. Войсковые лошади подразделялись на сорта: артиллерийская (рост от 149 см, обхват пясти от 19 см), верховая (рост от 149 см, обхват пясти от 18 см), обозная (рост от 147 см), вьючная (рост от 144 см). Во время войны в армию принимали и лошади меньшего роста.
Во время ВОВ коннозаводству страны был нанесён страшный ущерб. Только на фронтах погибло свыше 8 млн лошадей. Многие конные заводы не успевали эвакуировать свое племенное поголовье, и оно оставалось гитлеровцам. На фронтах в кавалерии, конной артиллерии, партизанском движении были использованы 3 млн лошадей, и 7 млн было угнано в Германию. Что касается Астраханского региона,то численность лошадей за годы войны уменьшилась до 42 000 голов. Было эвакуировано из опасной зоны 1 874 000 голов скота. С Астраханских отгонных пастбищ Чёрных земель, занятых немцами, бойцам 28-й армии приходилось брать табуны лошадей под защиту, их эвакуацию, заботиться о снабжении их водой.
Лошади в Советской Армии и в вермахте использовались в качестве транспортной силы.Упряжки в 6 лошадей на протяжении всей войны 1939-1945 годов тащили орудия, меняя огневые позиции батареи. Эти животные способны пройти любое бездорожье,где бы часто застревали любые автомобили в непогоду осенью и весной.Они могли тянуть застрявшую запряжённую ими же телегу с пушками и снарядами или без всякой проблемы буксировать гаубицы любого веса, проявляя чудеса выносливости. Этим отличались особенно владимирские тяжеловозы.
В 1941 году в Астраханском округе на строительстве железной дороги протяжённостью 180 км с паромной железнодорожной переправой через Волгу было занято 3 500 лошадей.
В 1942 года лошади также участвовали в строительстве железной дороги "Астрахань-Кизляр" протяжённостью 344 км, завершив его к концу года.
В 1943 году лошади обеспечили близ Астрахани строительство временного железнодорожного моста через Волгу для бесперебойных железнодорожных перевозок.Лошади выполняли обязанности гужевого транспортника:провоз добытой рыбы, уборка урожая, сдача хлеба государству. Так, в 1941 году они вместе с грузовыми машинами "сдали" хлеба государству хлеба на 200 000 пудов больше,чем в 1940 году, "посеяли" зерновые и овощные культуры на 11 466 гектаров больше, беспрерывно обеспечили расположенные в пределах Астраханского округа воинские части овощами в количестве 2 000 тонн ежемесячно.
Заботой лошадей были обозы с продовольствием и полевые кухни, чтобы накормить войска. Для этой и некоторых других целей, например, в стрелковом полку по штату полагалось иметь 350 лошадей.
Связные чаще пользовались лошадьми, нежели мотоциклом.
Большинство лазаретов и медсанбатов были "на конной тяге", "а сколько раненых обязано своей жизнью этим скромным труженикам войны!"
Пехота в большинстве случаев предпочитала конные подводы грузовикам.
Перемещения и рейды партизанских отрядов без конного транспорта были бы вообще невозможными. " Лошади оказались незаменимы для стремительных рейдов по тылам противника, для налётов и диверсий. А всё потому, что хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника - и сделает это незаметно".
В кавалерии во время ВОВ участвовали породы: донская, кабардинская, ахалтекинская, кузнецкая, а также "чистопородные" собратья и пополнение из метисов и полукровок. "Н емецкие кавалеристы и ездовые очень тепло и уважительно отзывались об отечественных породах лошадей".
"У противника в начале войны лошадей было меньше, хотя кавалерийские части были и в Вермахте. Однако, попав из Западной Европы на российское бездорожье, немцы быстро осознали преимущества "четвероногой" тяги, и количество лошадей в немецкой армии сильно возросло, в основном за счёт оккупированных территорий".
Только один конный корпус советского генерала Льва Михайловича Доватора во время битвы за Москву достоин высшей оценки, данной начальником Генерального Штаба войск вермахта генералом Гальдером: "Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух войск". И сильный враг "не мог ничего поделать с отважными и неуловимыми кавалеристами". Л.М.Доватор был командиром взвода 27-го кавалерийского полка ( 5-я кавалерийская дивизия , Северо-Кавказский военный округ ),был известен успешными операциями по уничтожению войск противника в начальный период Великой Отечественной войны . За голову Доватора немецкое командование назначило крупную награду.Ныне его именем с 1957 г. названа улица в Астрахани.
В конце войны кавалерийская дивизия генерала Блинова спасла 50 000 военнопленных, заперла дорогу на Дрезден. Ещё 7-й гвардейский конный корпус взял города Ратенов и Бранденбург. 3-й гвардейский корпус взял Рейнбург и встретил на Эльбе союзников. Налицо высока эффективность кавалерии.
Штатная численность лошадей в войсках составляла 1,9 миллиона голов. Однако немало из них в "списках не значились". Жизнь лошади на войне не была особенно долгой. Она не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов. З а время ВОВ на полях сражений было потеряно более 1 000 000 лошадей. Благодаря чётко организованной ветеринарной службы, действовавшей на фронте подавляющее большинство раненых и заболевших лошадей после лечения возвращались в строй. Раненные лошади в специальных эвакуационных лазаретах были окружены такой же заботой и вниманием, что и бойцы. Тяжело раненным лошадям здесь делали операции, а потом много месяцев лечили их и выхаживали до полного выздоровления. И в отличие от людей, имена этих скромных тружеников фронта практически никому не известны. "Погибших лошадей не награждали орденами, не присваивали геройских званий... Выживших, впрочем, тоже".
Непросто мыслить "нашу победу без этих красивых и благородных животных".
В 1944 году количество лошадей в Астраханской области по сравнению с 1943 годом увеличилось на 7,4 %.
К началу 1945 года 11 животноводческие совхозы области имели 4 200 лошадей и верблюдов.
В апреле 1945 г. по Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О государственном плане развития животноводства в колхозах и совхозах на 1945 г." колхозы имели право организовывать конефермы, если в хозяйстве имелось хотя бы 10 лошадей.

Поголовье скота в Астраханской области за время войны сократилось на 482 195 голов (уменьшилась кормовая база, резко снизилось производство фуражных культур, ухудшилось ветеринарное обслуживание, сократилось строительство живототноводческих помещений, увеличился падёж скота в 3 раза). В регионе сельскохозяйственный интерварь вместе с конским разрушен в 3 981 единице. Уничтожены десятки тысяч голов скота (примерно 50 000 голов). Прямой ущерб всему хозяйству Астраханской области оценивается до 870 600 000 рублей.

Тогда как были разграблены Киевский, Харьковский, Одесский, Львовский, Ростовский ипподромы. Угнано ценное племенное поголовие чистокровных верховых лошадей с конного завода "Восход". В целом по стране за 1941-1945 годы конское поголовье сократилось вдвое.
За годы ВОВ численность лошадей уменьшилась до 42 000 голов.Поголовье лошадей, поступивших с территории Германии по окончании войны, не могло полностью компенсировать потерь.
Гусев Владимир Матвеевич

Док. 672143
Опублик.: 26.05.14
Число обращений: 0

  • Гусев Владимир Матвеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``