В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Продолжение сериала ИСТОРИЯ ЛОШАДЕЙ 22-26 части. Назад
Продолжение сериала ИСТОРИЯ ЛОШАДЕЙ 22-26 части.
Пётр I и лошади (22 часть)

Для русских драгун основным оружием считалось огнестрельное.
До воцарения Пётра, в Русской армии не существовало единого образца солдатских ружей. В допетровское время конники, имевшие огнестрельное оружие, были вооружены преимущественно ружьями с замками "скандинавского" типа.
Если во времена Ивана Третьего (1440-1505) один из первых конных заводов был создан в подмосковном селе Хорошеве. По его же приказу приобретались лошади западных заводских пород, персидские и другие аргамаки для заводского использования.Однако у знати всё ещё оставалась мода на крупных, тяжелых и неповоротливых лошадей. Эта вековая традиция сохранилась в Московском княжестве вплоть до Пётра Первого, который сломал её вместе с другими боярскими пережитками.
Армия, унаследованная царём Пётром , с трудом воспринимала военную науку современной ей Европы.
В 1681 году общая численность русской армии равнялась 164 000 человек. Относительно численности неказачьей кавалерии того периода известно мало. В Крымском походе князя Василия Голицына 1689 года участвовало 8 000 конников. При столкновениях с крымскими татарами армия Голицына понесла жестокие потери.
В период Нарвской кампании от Москвы, Смоленска и Новгорода было выставлено 10 000 сабель поместной кавалерии.
Между 1681 и 1700 годами численность поместной кавалерии возросла с 6835 до 11533 сабель. По приказу царя они должны были явиться на службу не только "конно и оружно", но и в сопровождении своих вооружённых слуг.
В конце XVII века кавалерия большинства европейских армий состояла примерно поровну из драгун и рейтар. Пётр I, реформируя свою армию, игнорировал это соотношение: вся его кавалерия должна была стать драгунской. Формирование "чисто" кавалерийских полков затруднялось недостатком подходящих лошадей, способных выдерживать длительные переходы с полной нагрузкой. В армиях начала XVIII века драгуны стали наиболее универсальным родом кавалерии: их использовали для передовой, дозорной и разведывательной службы, охраны флангов на марше и для поиска продовольствия. В армии Пётра I драгуны оказались чрезвычайно ценны при проведении тактики "выжженной земли" в боях с наступавшими шведами. Хотя Пётр I делал особый упор на применение драгунами в конном строю огнестрельного оружия, русские конники обучались также обращению с клинком - саблями, шпагами, палашами. Кавалерия допетровской эпохи была вооружена преимущественно саблями.
В 1699-1700 годах д рагуны Пётра вооружались холодным оружием с прямыми клинками - как шпагами, так и палашами. Драгунские офицеры вооружались шпагами с более длинными и широкими клинками по сравнению с пехотными, а рядовые драгуны - палашами.
8 ноября 1699 года царь Пётр начал формирование новой армии по западному образцу. Зимой 1699-1700 годов, при учреждении царём Пётром двух новых драгунских полков, им была положена униформа "францужского фасона". Тяжелое кожаное седло "немецкого" типа при седловке коня клали на чепрак. к седлу крепились стремянные ремни и бушмат.
Очень невысокого качества был и конский состав драгунских полков. Тяжелых коней, необходимых для действий в сомкнутом конном строю, в России в то время не было. Низкорослые легкие степные кони, которых выдавали драгунам, были обременены тяжелыми "немецкими" седлами, амуницией, сбруей. Спустя несколько десятилетий кони в русской драгунской кавалерии оставались настолько малыми, что "драгуны, сходя с коней, валили их наземь". Всадники недостаточно знали своих коней.
Под Нарвой (1700) русская поместная конница в панике отступила при приближении шведской регулярной кавалерии, даже не вступив в бой. При бегстве погибла шестая часть отряда - около 1 000 человек. Период от Нарвы до Полтавы был с успехом использован для обучения, оснащения и воспитания боевого духа русских конников. Им, как и всей армии, внушалось "не во славу царя, а во славу России" биться.
Два первых драгунских полка (Гулица и Шневенца), сформированные в 1700 году, имели по десять рот численностью от 80 до 100 человек в каждой.
В 1700-1725 годы в России имелось 3 крупных частных конных завода (200 кобыл)
В 1701-1704 годы по распоряжению Пётра I некоторые дворцовые, бывшие "государевые конюшни" под Москвой были переведены в отдельные губернии страны в ведение губернаторов. Вместе с этими конными заводами была переселена часть крестьян из этих конюшенно-дворцовых сёл.
В 1702- 1703 годах было сформировано еще три драгунских полка, и столько же - в 1705 году.
К моменту нападения Карла XII на Россию, армия Пётра располагала уже 37 драгунскими полками, три из которых были конногренадерскими.
В 1705 году Пётр I издал указ о ликвидации Конюшенного приказа, и теперь все его дела были переданы в ведение Приказа Большого дворца. К этому времени нехватка лошадей ощущалась все более и более болезненно, а потому в 1707 году состоялось открытие нового конезавода в селе Бобровском. Царь отдал распоряжение, чтобы туда были направлены 63 лошади русской улучшенной породы.
В 1705 году в каждом полку была учреждена конногренадерская рота силою 100 сабель (солдат и офицеров). В конные гренадёры переводились солдаты полка по выбору командира. Почти сразу конногренадёрские роты были сведены в полки конных гренадёр, сконцентрировавшие в своём составе наиболее опытных конников. В каждом полку числилось 10-12 рот.
Спасаясь от народного гнева, атаман И. Заруцкий вместе с бывшей женой Лжедмитрия I Мариной Мнишек, ставшей его женой, прибыл к стенам Астрахани. Астраханский воевода Ржевский Тимофей Иванович (правил в 1702-1705) не считался с местной татарской знатью. Он не выполнял жалованную государеву грамоту татарам. Где они освобождались от поборов с мечетей и свадеб, взыскивая с них "деньгами и коньми". Т. Ржевский запретил татарам и их лошадям "возить воду из реки", заставляя покупать её бочками у откупщиков, которым отдал на откуп лошадиных подвоз воды в Татарскую слободу.
Летом 1705 года в Астрахани произошло восстание,спровоцированное жестокими методами проведения политики европеизации русского населения:были введены очень высокие пошлины и сборы за конские телеги и сани, уменьшено хлебное жалованье военным всадникам (конским войскам) с 5 до 3 четвертей ржи на человека в год, овёс для лошадей вообще перестали выдавать. Подобный бунт назревал давно из-за меркантильности и стяжательства со стороны корруммпированных властей во главе с тем же Ржевским. Восставшие солдаты, наездники (кавалеристы), стрельцы в большинстве своём захватили Кремль, перебили Ржевского и "начальных людей и иноземцев", победили их лёгко. Лошади везли 8 телег, гружённых трупами на кладбище. При фельдмаршале Б.П. Шереметеве, подавившем восстание, было убито 20 человек, ранено 53, умерло 45, казнёно свыше 300, арестовано и отправлено в Москву 273. В полках осталось 5 ружья из 2 000 фузей,состоявших, видимо, на вооружении конницы.
В 1707 году в Астрахани среди владельцев дворов в Белом городе было 110 конных стрельцов, 70 пеших стрельцов, 6 пушкарей. Тогда в районе реки Битюг в селе Бобровское (Воронёжской губернии) "был основан государственный конный завод из 63 лошадей, преимущественно тяжёлых пород, сырого склада, переведённых из Скопинского конного завода" под Москвой.
Развитие коневодства и коннозаводства в России привело к созданию и других отечественных пород лошадей (мезенской, обвинской, донской). В армию набирали лошадей трёх видов: верховых, артиллерийских и обозных. Таким образом, нужды армии диктовали породную и типовую специализацию конского поголовья.
Семьи, которые не могли давать лошадей натурой в армию, по Указу Пётра I уплачивали за каждую лошадь деньгами 12-15 руб.
Примерно с 1708 года укороченные драгунские ружья стали сменяться кремневыми карабинами, также скопированными с европейских образцов. Карабины были короче и легче драгунских фузей.
Использовали драгуны и мушкетоны: гладкоствольные кремневые ружья большого калибра, стрелявшие картечью.
Каждый кавалерист имел пистолет, который полагалось держать в кобуре (ольстре) слева у седла.
27 июня 1709 года в Полтавской битве участвовала шеститысячная калмыцкая кавалерия. В среднем в русских драгунских полках, участвовавших в Полтавском сражении имелось по 800 человек. В конном бою русские драгуны строились в три шеренги с четырьмя или пятью ротами по фронту. В атаку шли на рысях, и примерно в 30 шагах от неприятеля давали залп из ружей (пистолеты использовались реже). После залпа ружья драгуны брались за палаши и пистолеты. Атака продолжалась на рысях. В оборонительном бою кавалерии полагалось идти навстречу наступающему противнику.
Петровским всадникам недоставало опыта; кроме того, русскую кавалерию значительно ослаблял плохой конский состав. Она неспособна была на равных противостоять шведской коннице, хотя после Полтавы русские драгуны, без сомнения, были лучшими драгунскими частями в Европе.
При Пётре I устраивался конный балет. Фигурная езда сменой ( котильон) была обязательной частью парадного смотра войск.
Служба калмыков была конной, "с луками и копьями, а огнестрельного оружия мало употребляется". В сражениях против кубанских и крымских татар и под командованием Аюки "выхаживали тысяч по 10 и по 20 и больше, не требуя великого жалованья". Так калмыцкие отряды для борьбы с другими кочевниками "обходились недорого".
Вплоть до 1712 года в русской армии сохранялось некоторое количество полков поместной конницы: их использовали как для внутренней службы, так и для подготовки пополнения в драгунские полки.
16 января 1712 года был издан Указ Пётра I об организации государственных конных заводов в Казанской, Киевской и Азовской губерниях, а 31 марта 1715 года-указ о подготовке отечественных ветеринаров (Коновалов) и кузнецов, чтобы их учить доброй коновальной науке...
Указ от 19 февраля 1712 года стал основой для дальнейших реформ русской армии. Согласно этому документу, численность личного состава драгунского полка устанавливалась в 1328 человек, сводившихся в десять рот, при 1100 строевых лошадях.
Пётр I обратил "особенное внимание" на Астраханский край и положил начало развитию колонизации "по причине частных набегов разных татарских орд, разбоев-калмыков и вольницы казачьей". Развивалась "колонизация" и лошадей.
28 ноября 1715 года Пётр I издал Указ, который облегчает доставку в Москву калмыцких лошадей на продажу. После этого Указа в России ковочное дело начало развиваться на государственном уровне: " В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских...>>.
В 1716 году были сформированы два гарнизонных драгунских полка - Азовский и Астраханский. Каждый из полков проходил службу в своей провинции.
Каждый полк имел по десять рот (примерно по 100 сабель в роте). Общая штатная численность полка равнялась 1077 офицерам и солдатам при 1020 лошадях.
В 1718-1720 годы по повелению Пётра I создана Царицынская линия между Доном и Волгой. Линию предполагалось заселить донскими казаками. Военная служба казачества практически превратилась в регулярную. В армии Пётра на казачьи части возлагались обязанности проведения разведок, нападений из засад, преследования неприятеля.
Казаки ездили на невысоких тощих лошадях, ростом редко превышавших 145-150 сантиметров. Эти небольшие лошадки были потомками азиатских степных коней. Как правило, каждый казак имел вторую лошадь в качестве запасной (заводной) или вьючной. Кроме того, на походе казачьи полки сопровождали обозы из множества телег.
Являясь на службу, казак должен был иметь саблю и один пистолет, вооружался мушкетами или ружьями. Многие имели пики длиною до 4,5 метров. Сбруя и седло были произвольных образцов. Обычно седла имели довольно высокие луки. Казаки не применяли шпор, управляя лошадью с помощью короткой плетки-ногайки.
В бою казаки атаковали противника в конном строю, развернувшись в линию и стараясь охватить его фланги. С визгом, воплями и пальбой они налетали на неприятеля - эти атаки производили сильнейшее впечатление.
В 1720 году общая численность полка была несколько уменьшена: в мирное время в полку предусматривалось наличие 35 офицеров, 1162 "нижних чинов" и 54 слуг. Эти штаты сохранялись вплоть до смерти Пётра I в 1725 году.
26 октября 1720 года Пётр I в своём Указе предписал Астраханскому губернатору А.П.Волынскому реорганизовать коневодство и овцеводство. В Астрахани был построен конный завод лошадей черкасской и персидской породы.
Пётр Первый совершил путешествие по Волге.
В июне 1722 г. царский караван, направляясь в Персидский поход, остановился в Саратове для встречи с калмыцким ханом Аюкой, чтобы договориться об участии всадников-калмыков в военном походе. Русский царь лично удостоил аудиенции хана Аюки и просил его направить 20 000 калмыков- всадников в запланированный Персидский поход. Хан представил царю своих лучших воинов, заверив, что они всегда будут готовы поразить врагов России.
К приезду Пётра I в городе Астрахани были сделаны большие приготовления. Вниз по Кутуму, в Замановском саду для Пётра I построен роскошный дворец. В самом саду срочно отремонтировали места для скачек.
19 июня 1722 г. в Астрахань прибыл Пётр I.
18 июля 1722 г. начался поход в Персию. Во время Персидского похода в Аграханский залив по суше подошли 22 000 всадников конницы. Как писал А.С. Пушкин, сухим путём было отправлено: 9 000 драгун, 20 000 донских и малороссийских казаков , 30 000 татар, 20 000 калмыков. Хотя калмыки фактически не участвовали в военных действиях в Персии, но их вместе с донскими казаками активно использовали "для ведения военных действий в Северном Дагестане". Из Астрахани вышёл русский флот из 442 судов ( согласно А.С.Пушкину, на 274 суда посажено 22 000 регулярной пехоты и 5 000 матросов) во главе с Ф.М.Апраксиным (дворянский род Апраксиных считал своим предком татарского мурзу Солохмира, который в 1371 году якобы выехал из Орды в Рязань). С суши флот должна была прикрывать калмыцкая конница.
23 августа русские были уже в Дербенте, сдавшемся без боя. В итоге за 1722-1731 годы было потеряно свыше 41 170 русской пехоты.
Пётр I был основателем русской регулярной полевой почты. Интересен в этом отношении и тот факт, что "среди судов Каспийской флотилии, участвовавших в персидском походе 1722-1723 годов, были специальные почт-боты "Сокол", "Курьер", "Почтальон", названия которых говорят сами за себя".
4 октября 1722 г. Пётр I вернулся в Астрахань после успешного Персидского похода. Несмотря на болезнь, император изучил рыбные промыслы и торговлю чёрной икрой, учредил Рыбную контору, передал все северо-западные речные и морские воды Каспийского бассейна Астраханскому городскому обществу.Царь повелел:в случае не оказания "скорой помощи" больному на лошадиных телегах применять "смертную казнь".
5 ноября Пётр I отбыл в Санкт-Петербург.
В 1722-1723 годы всадники-калмыки, находясь на службе у Пётра Первого, участвовали в борьбе с Крымским ханством.
Разнобой в вооружении оставался постоянной бедой Русской армии на протяжении всего XVIII века, и даже в эпоху наполеоновских войн Россия вступила, имея в полках по меньшей мере 28 типов ружей, карабинов, штуцеров и мушкетонов.
28 января 1724 года Пётр I издал Указ об основании Российской Академии наук в Петербурге, "чтобы народ от того пользу имел".
1 августа 1725 года Академия наук была открыта, а с 1728 года она стала издавать научные труды, в которых публиковались некоторые вопросы развития коневодства.

Пожарные лошади (23 часть)
История Астрахани - это история прежде всего пожаров. Сильный и практически непрерывный ветер в нашем крае непременно способствовал распространению пламени. Тут многозначительной была роль лошадей в борьбе с пожаром.
В 1599 году первый великий пожар в русской Астрахани случился. Выгорели дома и склады, особенно все деревянные постройки, были истреблены хлебные запасы. Пожар опустошил весь город. На подмогу всегда пришла транспортная лошадь.
22 июня 1670 года около 300 лодок разинцев подошли к стенам города. В Астрахани начались пожары. Были использованы конолодки, приводимые в движение лошадьми. Скорость таких судов не превышала 12 км.
В 1709 году Астрахань сильно пострадала от пожара, уничтожившего 570 домов. Повозки с бочками воды для тушения запряжались лошадьми.
В течение многих десятилетий конный пожарный обоз являлся основной силой Астраханской профессиональной пожарной охраны и пожарных добровольцев.
Когда в городе Астрахани или в её регионе к месту пожара неслись конные обозы, улицы и площади "наполнялись тревожным стуком сверкающих подков, звоном бубенчиков, храпом взмыленных лошадей, воплями фурманов". Впереди лихо скакал верховой скачок, "голосом или звуком сигнальной трубы обязывая жителей освободить дорогу". За ним "летела запряжённая парой великолепных лошадей, открытая пролётка усатого брандмайора с кучером на высоких козлах". Следом четверка лошадей несла команду рослых топорников вместе с брандмейстером (начальником команды) части.
"Могучие кони в сверкающих сбруях мчали многочисленные хода пожарного обоза: трубный - с пожарными трубами и рукавами, багровый - с баграми и лестницами, бочечный - с бочками с водой".
Когда к месту тушения пожара прибывает несколько частей, лошадь должна слушаться лишь своего кучера.
В Астрахани для пожарных повозок требовались такие лошади, у которых были бы большая сила, высокий рост (до 6 вершков) и спокойный темперамент. Самые тяжёлые повозки, особенно механические лестницы и паровые машины (насосы), вывозились лишь парой лошадей.
В Астрахани при оснащении пожарного обоза зачастую бывало плохое состояние мостовых, отдалённость районов выездов и потребность быстрого передвижения, поэтому было не желательно перегружать повозки. Установленная норма нагрузки на лошадь пожарной команды принималась равной артиллерийской - не более 55-60 пудов (пуд - 16 кг). С учётом этого получилось: вес линейки на четверку лошадей составлял 204 пуда (51 пуд на каждую), паровая машина около 160 пудов - на тройку (по 53 пуда на лошадь).
На пожаре требовалось большее число кучеров.Разумно было бы,чтобы в команде один кучер держал 8 отпряжных лошадей. Главное требование при комплектовании пожарных команд лошадьми - это спокойный нрав, сила и выносливость животных. Лошадь могла быть годна к пожарной службе только в возрасте от 4 до 12 лет.
Приучали лошадей к огню и дыму постепенно.
Приучая лошадей к упряжи, молодую лошадь никогда сразу не впрягали в тяжёлые экипажи, а шаг за шагом постепенно увеличивали ей нагрузки.
Попоны (покрывала) берутся на пожар только зимой.
В 1767 году Астрахань серьёзно пострадала от пожара. Лошади помогали тушить.
В 1778 году Астрахань опять серьёзно пострадала от пожара.Поэтому при реконструкции города согласно Генплану был осуществлен ряд противопожарных мер.
"Пожарный Устав" гласил, что команда огнеборцев, их лошади и инструменты должны находиться "всегда в надлежащей исправности и полном комплекте", а содержать команду и её имущество власти были обязаны за счёт городских доходов.
Однако в начале 19-го века в Астрахани не делали никакие водозаливные трубы и другие пожарные инструменты, хотя их уже подавно изготовляли только в восьми городах России:Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Ярославле, Пензе, Казани, Харькове, Киеве, Риге и Вильно. Для снабжения городов пожарными инструментами и обучения личного состава в начале того же 19-го века были учреждены пожарные депо в двух столицах. Каждая губерния ежегодно отправляла для обучения троих наиболее способных работников, а городское общество, командируя их на учёбу, обязано было на свои средства прилично одевать избранников и снабжать их достаточным продовольствием. Видимо, Астрахань подобного ничего не сделала. Впрочем, для пожарной команды предусматривалось 20 лошадей с соответствующим содержанием. Ведь в Астрахани при каждом полицейском районе города могла быть бы пожарная команда из 12 человек с 10 лошадьми и сразу же за счёт городской власти приобретались бы для них пожарные инструменты.
В 1853 году после великого пожара было принято решение удалить за город дровяные пристани. Данная мера служила положительной нотой для пожарной обстановки в регионе.
1 августа 1858 года в Астрахани произошёл самый страшный пожар. Пылали суда, лесные пристани, сгорело несколько тонн хлеба. Пожар продолжался 6 суток. Тогда для борьбы с огнём не было специализированной техники. Основными способами ликвидации пожаров были непосредственное заливание огня водой и ломка деревянных строений на пути распространения огня. В этом деле была значительная помощь лошадей - выдающихся подручных.
В 1866 году целый квартал от Казанской церкви до пристаней представлял собой море огня, всего сгорело 35 дворов.. Горели корабли и лодки на реке Кутум, ветер молниеносно разносил пламя.
В 1875 году была создана добровольная (так называемая волонтёрная) команда из населения.Это было первое структурное сообщество предназначенное для профессионального тушения пожаров и иных чрезвычайных ситуаций.За данным событием через 10 лет последовало оснащение пожарной охраны техникой.
К 1885 году на вооружении пожарной охраны города Астрахани были уже две паровые машины,также появлялись первые насосы.Структуирование пожарной охраны расширялось в разных направлениях.
В 1892 году загорелся нефтяной караван на реке Болда, сгорело 26 баржей с нефтью и керосином, пароходы: "Андрей", "Александр", "Опыт".
С 1896 г. определялись обязанности кучера: "на пожарах выпряженных лошадей от труб или верховых к линейкам и багровому ходу совсем не привязывать"; в конюшнях не курить; лошадей не бить. С 1899 г. кучер обязан "намордник одевать тем лошадям, которые слишком много едят подстилку", "осторожно подходить и не иначе как сбоку".
У пожарных команд есть поверье: "Если лошади сверх ожидания повернут не в ту улицу, куда их направляют, то значит быть в этой местности пожару; тоже скоро быть близь погоревшего дома пожару, когда кони не стоят на месте и бьют копытами; тоже говорят, что быть в городе пожару, когда они в конюшне не стоят смирно".
Расход города Астрахани на пожарные команды ( 183 человека служителя) с использованием 106 лошадей при значительном количестве инструментов составлял 60 000 руб. При этом в городе существовало водопроводных линий 33 версты, пожарных кранов, створных 132.
В 1898 году в Астрахани была создана речная пожарная полиция, в её состав входили пожарные пароходы "Туча", "Красный Яр", а также ледокольное судно "Астрахань", заказанное специально для этих целей в Финляндии.
В 1899 году произошёл пожар на лесных пристанях, убытки составили сотни тысяч рублей.
В 1903 году в мастерских России изготовлено 14 механических лестниц, 33 трубы, 25 насосов, 8 летних и 5 зимних труболинейных хода, 10 фургонов. Обозы производились и для других городов ( Одесса, Шлиссельбург, Кронштадт, Царское село, Астрахань ).
В 1926 году в Астрахани насчитывалось 7 пожарных команд. Кроме того, была организована Водная пожарная охрана.

Почтовые лошади (24 часть)

Первые почтовые сообщения Нижнего Поволжья появились в эпоху Хазарского каганата в VII-X вв. В Астраханском крае с великой историей в эти времена у людей была потребность в дипломатических и торговых контактах, доставке указов, сообщении с соседями. Почтовая станция, в среднем, держала около 40 лошадей. Именно от названия этих станций "positi" произошло современное слово "почта".
Начало и развитие почтового дела в каганате восходит ко времени натуральной почтовой повинности, состоявшей в даче хазарскому гонцу коня и корма. На территории края в 7-м веке существовал "повоз" - обязанность населения предоставлять лошадей "от стана к стану" для гонцов каганата и слуг. К аждая община, через которую проходил почтовый путь, была обязана нести службу на станциях.
Последующая история русской почты связана с ямами - почтовыми станциями, учреждёнными в 13-м веке, в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами, а также п очтовыми станциями с лошадьми для перевозки людей. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.
Здесь запасали продукты для проезжающих, у которых были на руках подорожные грамоты великого князя. Ямские дворы состояли из двух-трёх изб с конюшней и сенными сараями. На станциях жили ямщики. Лошадей и подводы доставляло на станции окрестное население. В конце XV и начале XVI века ямы уже содержались по многим дорогам как Руси, так и нашего края.
В самом начале ямской гоньбы лошади впрягались в телеги и кибитки. В XVIII веке стали появляться венские коляски, а затем кареты. Зимой почта и пассажиры перевозились по снегу в обыкновенных санях-розвальнях, пошевнях, в двухместных и четырёхместных санях и возках. По существовавшим тогда правилам при перевозке пассажиров в почтовых кибитках можно было впрягать трёх лошадей только, если людей оказывалось трое. Двое или один должны были ехать на паре лошадей. Бубенцы и колокольчики разрешалось вешать только на почтовые тройки и курьерские, перевозившие важные государственные депеши. Почтовые отправления складывались в мешки, корзины и металлические ящики.
Став центром Золотой орды, Астраханский край вошёл в систему сообщений между улусами Монгольской империи. Ногайский шлях многократно содействовал развитию почтовых сообщений. В определённых местах были созданы ямы (прообраз почтовых станций), на каждой находилось по 20 верховых гонцов, доставлявших ханские указы, содержалось определённое число лошадей и овец. Смотрители ям заимствованы у татаро-монгольских пришельцев. Расстояние между станциями составляло 40-100 вёрст . Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.
В период Астраханского ханства (1459-1556) конная ямская служба получила дальнейшее развитие на астраханской земле.
При Иване III, правившем в 1462-1505 годы, в подорожных были указаны направление, количество подвод, лошадей и прокорм. В каждом ямском дворе ямщику предоставлялось определённое количество подвод, "баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы".
В 16-м веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы- нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили грамоты, кладь и людей.
С 1516 года для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ.
С присоединением Астраханского ханства к Российскому государству первый астраханский воевода (наместник) Пётр Тургенев постоянно позаботился о вопросах связи с Москвой. Степь от Царицына до Астрахани в середине 16-го века была почти не обитаема. По правому берегу Волги на огромном удалении от Царицына стояла лишь крепость Чёрноярская, а по левому берегу до Астрахани не было ни одного населённого пункта, царила пустота, безжизненная степь и полупустынь. Путешествия из Астрахани в Москву оказались тяжёлыми, сопряжёнными с риском. На всем протяжении этой пустынной дороги конные путники не могли найти ни продовольствия, ни укрыться от грозы, дождя, бури и зноя. На каждом шагу их подкарауливали шайки грабителей и орды кочевников.
Астраханский и царицынский воеводы отправляли письма в Москву с нарочными, толмачами или боярскими сыновьями, которых сопровождала так называемая "станица" - отряд казаков и крещёных татар. Случались и столкновения, при которых вооружённые казаки защищали вестников и лошадей.Документы нередко терялись, отчего государь страдал.Так в Астрахани был заложен конный п очтовый тракт.
В конце 16-го века за зарубежом были р ешены проблемы перевозки багажа лишь при создании первого дилижанса . В то время конные экипажи оснащались багажниками в виде пристегнутых кофров или ниш под сиденьями. Однако в "стандартном" исполнении места для перевозки грузов возникли именно на дилижансах. Остальные конные экипажи имели чёткое разделение по назначению: часть из них перевозила пассажиров налегке, а трансфером корзин, картин и картонок занимался "ломовой" транспорт. По такому же принципу спустя три века строились и первые автомобили.
В начале 17- го века , при Борисе Годунове , в Ямском приказе были сосредоточены все дела по ямской гоньбе. Ямская гоньба отличалась от почты тем,что она могла быстро доставить одну важную депешу по конкретному адресу. Европейская же почта ходила более медленно, но регулярно, к её отправке можно было собрать большое количество писем и отправить каждое из них в строго определённое время в любую точку вдоль почтовой линии. Однако на подавляющем большинстве направлений астраханская ямская гоньба продолжалась ещё сотню лет.
Во времена Пётра I происходило дальнейшее развитие почтовой связи.
Наиболее организованное и безопасное развитие "почтовая гоньба" получила при Пётре I.
В январе 1695 г., готовясь к Азовскому походу, Пётр дал указание думному дьяку Е.И. Украинцеву, который руководил посольским приказом, организовать беспрепятственные и безопасные почтовые прогоны из Москвы до Царицына.
В 1712- 1716 годах д ля обслуживания армии была создана военно-полевая почта .
В 1721 году Пётр I ввёл должность генерал-почтмейстера, которому он подчинил почту и ямскую службу. Низшей ступенью местного почтового управления стали почтовые станции.
В 1722 году, готовясь к Персидскому походу, Пётр I провёл через Правительственный Сенат указ об организации государственной постоянной почтовой дороги Москва-Астрахань и почтовых дворов - "подстав" - на ней. С тёх она и стала во всех официальных документах именоваться Астраханским почтовым трактом. Народ же по-прежнему называл её шляхом, но уже не Ногайским, а Астраханским.
Обильной травой,пригодной для перегона скота, на всем своём протяжении поросли степные дороги, по которым ногайцы и татары на конях, начиная с печенегов , хазар и половцев , совершали набеги на русские земли ещё с 13-го века. Самым старинным шляхом или по-татарски " сакмой " является "Кончаков шлях",по которому скакали лошади. Б ольшое количество товаров с низовьев Волги доставлялось на лошадях в станицу Урюпинскую по Астраханскому шляху на осеннюю Покровскую ярмарку и на зимнюю Крещёнскую. На ярмарки сгоняли табуны лошадей и скот. Зимой торговые обозы шли по большой наезжанной дороге и лишь при наличии выпадавшего снега обозначал надёжный санный путь - конный шлях.
Причём царь "подробно расписал в реестре места прохождения дороги". От Царицына до Астрахани "надлежало поставить три почтовых двора и пять почтовых "подстав"". На каждом их них должен быть или офицер, или унтер-офицер, или солдат. "Все они должны быть толковые и умные люди". На каждом почтовом дворе или "подставе" - иметь по 12 лошадей и с ними четыре человека "городовых" или Донских казаков, да татар крещёных по семь человек".
В своём Указе Пётр Великий особенно подчеркнул, чтобы "воеводы и коменданты городов назначили охрану почты, дабы обеспечить сохранность дипломатической переписки, указов и распоряжений Сената, поскольку это была основная часть пересылаемой корреспонденции. Тракт шёл от Москвы через Коломну, Зарайск, Скопин, Ряжск, Козлов (нынешний Мичуринск), Тамбов на Новохоперскую крепость, далее казачьими станицами на Царицын, а потом по правому берегу Волги на Астрахань. По тракту мчались курьеры со срочными донесениями и эстафетами, проезжали экипажи и кареты с вельможами".
18 июля 1722 года в ходе подготовки к Персидской войне Сенатом издан указ об организации государственной почтовой дороги Москва - Астрахань через города: Скопин, Рязано-Козловск, Хоперск, Царицыно.
Скорость почтовой кареты достигала 7 - 8 миль в час (11 - 13 км/ч) летом и 5 миль (8 км) - зимой. Лошадей меняли каждые 10 - 15 миль (16 - 24 км). Остановки для обмена почтой были короткими. Иногда карета лишь замедляла ход и охранник сбрасывал мешок с письмами местному почтмейстеру, а тот уже швырял ему другой мешок.
Одновременно с открытием Астраханского шляха был образован Астраханско-Кизлярский тракт, вдоль северо-западного берега Каспийского моря. Конную почтовую гоньбу в пределах Астраханской губернии на 11 станциях исполняли местные казаки, а от самой удалённой от Астрахани станицы Гуйдукской до Кизляра службу несли казаки Терского войска. "С приходом почты на станцию два очередных казака садились верхом на лошадей и сопровождали почтовую повозку до следующей станции, а затем возвращались домой". Они, служивые, жили "в плохих, часто неотапливаемых зданиях и, помимо прочего, сами заготовляют сено для лошадей".
В 1723 году Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию. Пётр I повелевал организовать регулярную почту в Астрахань по другой причине: для доставки фруктов и арбузов к Императорскому двору, наряду с перевозкой почты и проезжающих, в 1723 году создали скорую гоньбу силами казаков в низовьях Волги.
К 1725 году общая протяжённость почтовых путей составляла 10 677 вёрст,которые пробегали лошади ежедневно.
Все предписания и другая переписка от прочих мест, где расположены войска, посылаются с нарочными. Астраханские купцы свои торговые операции производят круглогодично: доставляются им средства путешествовать с весьма незначительными издержками, на своих лошадях почти также скоро, как по почте.
С 1733 по 1778 год "от Астрахани до Царицына было 12 почтовых станов с расстоянием между ними от 20 до 46 вёрст. Перевозку почты на этом участке осуществляли Астраханские городовые казаки, а от Царицына до Саратова - донские казаки". "Этот участок обслуживало Волжское казачество, а позже по всему тракту до Саратова, - астраханские станичные казаки. Зимой почта перевозилась на лошадях, а в тёплое время года, в распутицу - на лодках".
С 1741 года при губернаторе В.Н.Татищеве были вновь созданы казачьи станицы, куда перешли п очтовые станции.Там появилась станица Енотаевка, затем в 1758 году - Солодники, в 1760 году - Никольское, 1765 году - Замьяны, которые выделяли ямщиков и гужевые повозки для гоньбы на Астраханском почтовом тракте. Почтовым делом ведало Астраханское почтовое правление, подчинявшееся Губернской Канцелярии.
Именным Высочайшим Указом от 13 августа 1742 года Елизавета Петровна распоряжалась на почтовых станциях Астраханской губернии при правлении того же губернатора В.Н.Татищева "выставлять по шести подвод в прибавку к имеющимся", исключительно для перевозки персиков, абрикосов, яблок.
В ноябре 1765 года Астраханскому губернатору Н. А.Бекетову по именному Указу Императрицы Екатерины II надлежало принять меры к правильному учреждению постоянных почтовых трактов, учреждению почтовых контор, почтмейстеров, " с пристойным числом лошадей", " сколько на каждую [губернию] лошадей поставить должно". Он распорядился составить соображения о том,что на каждой из 14 почтовых станций тракта "Астрахань-Саратов" предполагалось "назначить по 8 почтальонов и 16 почтовых лошадей; от Царицына до Саратова - 12 станций, по 4 почтальона и 8 лошадей на каждой; в Саратове - почтмейстер, 14 почтальонов и 28 лошадей; "д ля достаточного прокормления почтовых лошадей и конских заводов, из которых станции пополнялись бы лошадьми, предполагалось отвести сенные покосы"; "для содержания почтовых фур в исправности - установить сбор с проезжающих в пользу комиссаров за подмазку собственных пассажирских экипажей по одной деньге с колеса"; "за подмазку казённых фур с проезжающих по собственной надобности надлежало брать вдвое"; "п очтовые лошади должны быть собственностью почтмейстеров и комиссаров; потребный комплект лошадей первоначально мог быть дан натурой за счёт казны или деньгами на покупку их из расчёта 10 рублей на лошадь"; "они должны были бы содержать лошадей в полном комплекте и на собственном своём корму из получаемых прогонных денег"; "з а каждые 10 верст полагалось брать по 12 копеек, как с частных лиц, так и с проезжающих по служебным делам; из этих денег по копейке с версты должны идти в руки почтмейстеров и комиссаров, а остальные 2 копейки от 10 верст и плата за эстафеты - в казну на жалованье всем почтовым чинам и на построение и содержание почтовых домов"; "д ля умножения почтовых доходов предлагалось обязать почтмейстеров и комиссаров возить без прогонов ординарную почту по два отправления в неделю; одну легкую почту двумя лошадьми, а другую большую - 6 лошадьми - для всякой поклажи и переезда небогатых людей (и сточник: http://astrpost.ru/o-filiale/istoriya ) .
В 1774 году реформа почтового дела была осуществлена в Астраханской губернии лишь по Высочайшему повелению Екатерины II учредить по почтовым трактам конторы. Первым астраханским обер-почтмейстером был майор Андрей Гулиц. Первым з аведующим почтовой гоньбой в станицах состоял коллежский регистратор Соколов.
В 1781 году , кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги и была введена доставка корреспонденции почтальонами на лошадях.
По Указу императора России Павла I от 17 января 1797 года была упразднена почтовая гоньба.
До эпохи поездов дилижансы были наиболее популярным средством передвижения из города в город. Дилижанс представлял собой четырёхколёсную карету, обычно запряжённую четверкой лошадей. Пассажирские места размещались как внутри, так и снаружи. Те, что снаружи, располагались на крыше или на выступе позади кареты. Пассажиры сидели лицом друг к другу. Кучера нередко сопровождал вооружённый охранник, ведь нападения на дилижансы в 18-м, да и в 19-м веке были нередки. Дилижансы путешествовали от одной станции к другой, на которых меняли лошадей. Фактически они, помимо перевозки пассажиров, развозили ещё и почту. Прежде почту развозили конные почтальоны. Поскольку путешествовали они в одиночку, то часто становились жертвами разбойных нападений. В этом плане почтовые кареты, сопровождаемые вооружённым охранником, были надежнее, к месту назначения прибывали быстрее.
В середине 18-го века кучер и охранник дилижанса сидели на облучке. Дилижанс тянула тройка лошадей, причём на передней сидел форейтор в зелёном камзоле. Скрипя, карета ползла по дороге со скоростью приблизительно 4 мили (6 км) в час. Если дорога была в гору, пассажиров могли попросить выйти из кареты, чтобы лошади не надорвались, взбираясь по холму.
Отправленный курьер, достигнув каждой станции, менял уставшую лошадь на свежую и после непродолжительного отдыха двигался дальше. Данная система почтовых отправлений дожила практически без изменений до 20-го века. Пока лошадей не заменили телеграф и автомобили.
Курьеры кроме писем начали перевозить международное сообщение, посылки и пассажиров. Работа кучера на почтовых линиях стала одной из самых уважаемых. Постовых ямщиков в России освобождали от налогов и воинской повинности.
Плата за проезд зависела от расстояния и от денежной политики компании, предоставлявшей услуги.
В конце 18- начале 19 веков почтовые дилижансы получили наибольшее распространение. Средняя маршрутная скорость почтовых дилижансов составляла 9-10 км/ч. Дилижансы ехали днём и ночью. Перемещение в почтовом дилижансе было быстрее, чем в почтово-пассажирском так как он остановливался только для передачи почты, еды в тавернах и для смены лошадей.
В 19-м веке происходил быстрый рост числа почтовых учреждений.
В 1820 году было организовано п ервое дилижансное общество в России . Первый дилижанс, следовавший из Москвы в Петербург, представлял собой вместительную карету, запряжённую шестеркой выносливых лошадей. В карете размещались 6 пассажиров, а их багаж вместе с кожаными баулами, в которых находилась почта, укладывался под кожух на крыше кареты. Почтовый чиновник вместе с ямщиком ехал на высоком облучке под козырьком, защищавшим от непогоды.
В 1830 году в Астрахани на Вознесенской улице (ныне ул.Чернышевского) была открыта Почтовая контора.
В 1840 году появились почтовые кареты и брики. Лишь конкуренция со стороны железной дороги постепенно свела на нет перевозку пассажиров на почтовом лошадином транспорте.
В 1840-1841 годах при правлении губернатора И.С.Тимирязева по Астраханскому почтовому тракту в Москву и Санкт-Петербург направлялись персидские посольства на почтовых лошадях. "Исключительно пышное путешествие персидского посольства продолжалось несколько месяцев. Посол Магомет Хусейн-хан, родственник Надир-шаха, в сопровождении многочисленной свиты, торжественно встреченный в Астрахани, двинулся оттуда в Царицын, где для него, сопровождавших его лиц и багажа, было предоставлено более 800 почтовых подвод".
В июле 1843 года стоимость пересылки письма весом в 1 лот (12,8 г) составила 10 копеек.
До 1850-х годов почтовые кареты продержались, когда их окончательно вытеснили поезда.
Путешествие на почтовой карете обходилось дороже, чем на частном дилижансе, но почтовые кареты были чище и просторнее. Напротив, частники старались набить в дилижанс как можно больше народа, из-за чего дилижансы нередко переворачивались. Кроме того, почтовые кареты часто путешествовали по ночам, когда дороги были не так запружены транспортом, так что и ехали быстрее.
В 1868 году закрылась последняя контора почтовых дилижансов.
В августе 1881 года почтовая с лужба казаков на Кизлярском тракте была прекращена, и тракт упразднён.
За годы Первой мировой , а затем Гражданской войны почтовое хозяйство страны пришло в упадок, однако с окончанием Гражданской войны почтовые маршруты были восстановлены.
В городах ямщицкая служба стала со временем службой таксистов. Лошади обслуживали первый общественный транспорт - конки, ставшие прообразом трамваев. Причем конки просуществовали практически до 1930-х годов.

Лошади в период 1850-1900 годов (25 часть)

В середине 19-го века в самой Астрахани проживало: 35 600 русских, 5 400 татар, 5 000 армян, 990 персов, 410 поляков, 390 немцев, 360 евреев, 150 калмыков. С этого же периода в Астраханской губернии ежегодно продавалось лошадей и скота на 800 000 руб. На долю оседлого населения приходилось 230 000 руб. серебром. Лошадь продавалась за 12 руб. серебром (на 1848 год), верблюд - 23 руб., корова - 6 руб., овца - 1,5 руб., коза - 85 коп. Одна четверть (около 210 литров) овса стояла 2 руб. серебром, ржаной муки- 3,80 руб., пшеницы - 4,6 руб. Грузчики-подёнщики получали тогда 25-40 коп., чёрнорабочие - 25-35 коп. в день серебром (зимой 12-18 коп.).
Основным средством сообщения на бескрайних просторах России долгое время оставалась тройка. Зимой в сани, а летом в тарантас впрягали трёх лошадей: коренника в середину (в оглобли и под дугу) и двух пристяжных по бокам. Кореннику полагалось идти крупной рысью, а пристяжные могли скакать галопом. Русская тройка в классическом исполнении имела более 100 колокольцев, бубенцов и колокольчиков. О тройке сложено немало народных песен, она воспета поэтами, писателями, художниками многих поколений.
Использование лошадей в качестве транспорта не только существенно облегчило жизнь людям, но и открыло перед ними новые земли и возможности. Некоторые их таких важнейших "транспортных" лошадей не потеряли своей популярности и поныне, а другие же - отошли на второй план, уступив место механической технике.
Огромнейшее значение всегда имел гужевой транспорт, в нашем регионе сохранивший свою важность и по сей день. Важнейшую роль играл этот вид транспорта на всем продолжении становления нашего региона, раскинувшегося на огромных степных и полупустынных просторах. Это перевозка грузов с использованием мускульной силы лошадей, запряжённых в телеги. В перевозках активно задействовали также верблюдов, волов, ишаков, ослов, быков и мулов. Свиньи неплохо поддаются дрессировке, поэтому в старину их по снегу запрягали в сани или навьючивали на них тяжёлую поклажу, отправляясь в поля.
В новых экономических условиях первыми стали ликвидироваться конные заводы верховых лошадей, как самая малодоходная часть хозяйства.
С 1854 года лошади в течение 13 лет участвовали в работах на "Камызякском" рукаве Волги, который был "избран фарватером для сообщения с морем". Эти работы стоили 2 млн руб., но не оправдали "возлагавших на них надежд", потому что 20 и 21 октября 1869 года разрушили все сооружения, предпринятые для улучшения Камызякского фарватера.
С 1857 г. по 1862 г. число конных заводов верховых лошадей уменьшилось с 2 400 до 900. Верховое коневодство стало вытесняться не только из Астраханской губернии, но и из центральных областей России, где экономически гораздо выгоднее было заниматься зерновым хозяйством, овцеводством крупным рогатым скотоводством.
До 1860 года соль добывали на озере Эльтон, а с 1868 года началась активная разработка добытой соли. Лошади в этом деле не исключение- по-прежнему прекрасная подпора.
В 1863-1864 годы в охране Кавказской линии служила отдельная сотня из астраханских казаков.Вероятна численность 300 коней.
В 1868 году в Астрахани среди 253 учебных заведений существовал один казачий пансион с численностью 30 учащихся.

Ситуация с лошадями в Астраханском крае из-за различных эпидемий (холера,чума) часть лошадей вымерла. В 1725-1729 годы от чумы ("моровая язва") умерло более половины жителей Астрахани, а лошадей убило до 90 %. В природных очагах источниками инфекции являются грызуны (сурки, суслики, крысы), зайцы, кошки и верблюды. Опасная смертельная зараза распространилась на людей, на лошадей, неся с собой гибель всему живому. Погибли люди, лошади, скот, домашние птицы и дикие животные. Сильными в Астрахани были эпидемии чумы (1655-1656, 1692-1694, 1727-1728, 1806-1808, 1878-1879, 1892, 1896) и холеры (1823,1830-1831, 1833, 1847, 1853-1854, 1859, 1892). Чума косила лошадей.
Ещё в 1828 году в Киргизской степи из-за суровых зим и нехватки кормов пало 365 000 коров и волов и до 1 млн овец. А лошади оказались ещё выносливее. Через 2 года в 1830 году в Астрахани сильнаяэпидемия холеры похитила 3 000 человек. Несмотря на свою выносливость, лошади легко поддаются болезням и тяжело их переносят. К числу наиболее опасных для лошадей заболеваний относятся такие недуги, как столбняк, травяная болезнь, стригущий лишай. Столбняк - заболевание, которым болеют не только лошади. Инфекция, являющаяся возбудителем данного заболевания, может находиться в земле длительное время, а попав в небольшую ранку на коже животного, начинает быстро развиваться, поражая в основном его нервную систему. Симптомами заболевания являются периодическое судорожное сокращение мышц, нетвердая, шаткая походка лошади, подтянутый живот, учащенное поверхностное дыхание. Данная болезнь считается трудноизлечимой и может привести к гибели животного, как правило, причиной является удушье или остановка сердца. Другое не менее сложное заболевание, мучительное для лошади - травяная болезнь. Она поражает нервную систему. Сопровождается дрожанием мышц, зеленоватыми выделениями из носа. Причина болезни не установлена. Инфицированное животное
может погибнуть в течение нескольких дней, или мучиться неделями.
С 1874 года по 1890-е годы лошади отчасти наряду с землечерпательными машинами работали над углублением "Бахтемироввского" фарватера.
В 1876 году средством финансирования конезаводства являлся ипподром и игра на скачках. Тотализатор в России был учрежден. Итог действий тотализатора налицо: 1879г. - 3 430 заводов, 1904г. - 6 138 заводов.
В 1876 году извозным промыслом (чумачеством) занимались 70 сёл Астраханской губернии. При этом число извочников - 6 151,а в извозе состояло:1 757 лошадей, 764 верблюда. 39 598 волов.
В 1876 году в Чёрноярском уезде отчасти при помощи лошадей разведено табака на трёх гектарах земли и собрано 500 пудов (8 000 кг).
В 1877-1878 годы астраханские казачьи всадники (примерно до 4 000 человек ( возможно, при 12 000 лошадях) штурмовали Карс и Эрзерум (Турция).
В 1878 году в Российской империи было зарегистрировано 3 430 конских заводов при 9 560 жеребцах и 92 791 матке. В 1904 году эта цифра возросла до 6 138 заводов при 17 041 жеребце и 176 725 матках.
В 1884 году с участием лошадей строилась железная дорога, соединяющая озеро Баскунчак с Владимировской пристанью, где соль грузили на баржи. Высокого уровня бондарное ремесло достигло ещё в Древней Руси. Лошади возили всевозможные бочки и бочата с двумя днищами.
В 1887 году в Астраханской губернии насчитывалось 3 349 440 голов скота,в том числе и 226 292 лошади (14.8 %), 66 035 верблюдов. У крестьян 5 уездов (157 сельских обществ, 47 волостей, 13 станов, 89 уряднических участков; всего имений и деревень-189), приходилось на один двор 1,6 лошадей.Около по две лошади!
В 1888 году главное занятие казаков (в Астраханской губернии всего казачьих станиц, ватаг и хуторов-13)- скотоводство; рогатого скота числилось 12 444 голов, или на один двор 4,6; лошадей - 7 065, или на двор 2,6, и овец - 18 453, или на двор 6,9 в 13 станицах губернии. В том же году в казачьих станицах и посёлках числилось 41 училище, в которых было 944 мальчика и 550 девочек, судьбой и призванием многих из которых станут лошади.
В 1888 году крестьяне, имевшие 505 919 десятин, частично с помощью лошадей посеяли озимого хлеба на 80 га, ярового на 21 га, льна на 113 га, конопи на 18 га, картофеля на 1 280 100 га, горчицы на 12 900 га. Они использовали колёсные плуги (деревянный плуг-"лемех" и сабан-"колесуха"). Первые стальные плуги управлялись пешим человеком. Крестьянин, руководив движением лошади, шёл вслед за плугом, держась за две рукоятки, и регулировал направление и глубину борозды. Позже появились плуги, где крестьянин уже сидел на специальном сидении на колёсах, а плуг имел несколько лемехов. Одна лошадь, как правило, может тянуть только плуг для одной борозды на чистой и мягкой почве. Для обработки более тяжёлых почв требовалось две лошади, одна из которых шла по борозде, а другая по необработанной земле. Для плугов, делающих две и более борозд, одна или несколько лошадей должны идти по свободной, невспаханной земле, и даже это даётся им с трудом. Обычно таким лошадям дают десятиминутный отдых каждые полчаса.
В 1888 году добыча соли в губернии составила свыше 18,7 млн пудов, из которых на озере Баскунчак (это озеро - одно из крупнейших в мире) было добыто около 14,8 млн пудов. Это главная "солонка" России. Вывоз соли в отдалённые местности осуществлялся не только водным транспортом, но и гужевым путём верблюдов,волов,быков и лошадей. От места добычи соли до построенной ещё в 1885 году железнодорожной дороги "Баскунчак- Владимировская" и до речной пристани - гужевая дорога. Известно, что гужевой транспорт появился практически одновременно с колесом до нашей эры. До того, как широкое распространение получили железные дороги в середине XIX века, гужевая лошадь на территории губернии ещё в 1-ой половине 19-го века гужевой трнаспорт был основным видом сухопутного транспорта и использовался для пассажирских и грузовых перевозок на дальние расстояния. Для пассажирских перевозок существовала сеть почтовых станций, предоставлявших за плату лошадей для смены, экипажи и услуги ямщиков, а в районах с интенсивным движением пассажиры перевозились междугородными почтовыми дилижансами (омнибусами). Грузовые перевозки осуществлялись обычно конными обозами.Лошади выполняли доставку любых грузов до Волги и Ахтубы;для переправы через эти реки действовали 11 перевозов на паромах и на плоскодонных судах.У Астрахани в слободе "Николаевская" перевоз производился с помощью пароходов, на которых бывали лошади в качестве повозки.
На южно-астраханских озёрах добыча соли простиралась до 3 934 016 пудов; производилась правительственная заготовка соли в количестве 59 711 пудов на Мажарогайдукской группе озёр для казаков Астраханского, Кубанского и Терского войска. Значителен был вклад лошадей в перевозке огромного количества солей. Для перемола соли в Астраханской губернии находилась одна мельница с конным приводом, ещё 6 паровых мельниц и 2 ручные,на которых перемолето 1 255 000 пудов.
Леса Астраханской губернии занимали площадь в 140 700 га. Из этого числа большую часть составляли леса Астраханского казачьего войска,монастырей и частных лиц. Для надзора за лесами всегда имелись лошади- замечательные помощники.
В 1888 году от чумы заболело 4 774 головы скота, из них пала 841 голова и убиты 4 433 голов для прекращения болезни. О лошадях нет сведений.
В 1888 году в Калмыцкой степи Астраханской губернии считалось 138 980 душ обоего пола и в Киргизской - 237 520. В этих степях очевидно свыше как минимум 750 000 лошадей. В губернии считалось 16 404 казака с примерной численностью 50 000 лошадей.
На 20 января 1891 года в Астрахани по однодневной переписи проживал 95 531 человек, из них русское население составляло 76,5 %., за ним следовали татары, далее армяне.
13 января 1892 года в Астраханской губернии введен налог на лошадей. В том же году последовал Высочайший Манифест о даровании "калмыкам простолюдинам личных прав", и крепостные права нойонов навсегда отменены.
В 1893 г. астраханские конюшни обязались подбирать годных для заводов лошадей "вороных, карих, бурых, ворончалых, карочалых и буланых", соблюдать
для развития коневодства и коннозаводства принципы отбора и подбора и случки лошадей по экстерьеру, учитывая положительные качества получаемого молодняка и предусматривая "меры ухода, содержания и кормления лошадей зимой хорошим сеном и овсом, а летом на пастбищах с наличием разнообразных кормовых трав".
В 1895 году в бюджет города Астрахани поступил доход-налог на 4 лошади около 10 000 руб., с извозного и перевозного промысла - более 16 000 руб. Извозчик берёт по таксе 40 коп. в час, в конец от 15 до 20 коп.; за небольшой конец 15 коп, за большой 20-25 коп.
В 1897 году казачье население состоит из 42 поселения, а именно 18 станиц, 10 посёлков, 13 хуторов и 1 выселка, из 12 662 душ мужского пола и 13 046 женского пола. У них насчитывалось, предположительно, около 75 000 лошадей.
В 1897 году осуществлялся провоз 19,7 млн пудов соли, 9 652 пуда белужьей икры, свыше 8 000 пудов осетровой, 5 653 пуда севрюжьей в различные пункты назначения благодаря не только водному транспорту,но и сухопутному,особенно лошадиному. Пуд ( 16,380 кг) эмбенской икры продавался за 2,5 руб. серебром. Любопытно, что ещё в 18-м веке и вплоть до 1825 года по Волге ходили парусники; их сменили конолодки, приводимые в движение лошадьми; скорость таких судов не превышала 12 км. в день;благодаря конолодкам рыбу и соль поставляли в различные города России по Волге.
В губернии внутренняя торговля шла на 109 ярмарках. Благодаря помощи лошадей,волов и верблюдов обороты всех ярмарок составляли: привоз всех товаров на сумму 6 012 700 рублей, продано на 1 811 172 рубля.
Вывезена продукция бахчеводства и огородничества в количестве 100 000 пудов отчасти лошадиным транспортом. Одна сотня картофеля стоила 35 коп., 1000 слив - 3 руб. серебром.
Замечательными сухопутными трактами с использованием лошадей были: почтовые от Астрахани до Сарепты ( 404 км), от Чёрного Яра до Ханской ставки (162 км), от Чёрного Яра до Царева (184 км), От Астрахани до Красного Яра (37,1 км) ;чумацкие от Царицына до Ставрополя (318 км), от Астрахани до Кизляра (270 км), от Астрахани до Царицына ( 403 км); солевозные от озера Елтона до слободы "Николаевская" (137 км), от Владимировки до горы Чапчачи (151 км). Крымский тракт (Воровская дорога) протяжённостью 403 км. Железная дорога от пристани "Владимировская" до озера Баскунчак протяжённостью 55 км. При этом вёрсты заменены на километры с расчётом:1 верста (500 саженей) равна 1,066 км.
По переписи 1897 г., в губернии насчитывалось 507 008 полукочевников и кочевников (киргиз и калмыков. Они имели, предположительно, свыше 1 млн лошадей.Астраханское казачье войско в собственности имело землю в 720 020 десятин, крестьяне с лошадями - 5 397 088, кочевники- 8 434 5000 , частные лица - 498 041. Напомню:десятина равнялась 2400 квадратным саженям, или 1,092 гектара (10 925,4 кв.м); десятина почти то же самое, что гектар.
В 1898 году лошадями было доставлено 7 000 пудов столового винограда до пристани, чтобы отправить их вверх по Волге. Любопытно,что виноделы получали из местного винограда до 40 000 ведёр вина (480 000 литров). Один пуд ( 40 фунтов или 16,380 кг) винограда продавался от 30 коп. до 2,5 руб. серебром, а местное вино - от 65 коп. до 1,5 руб. серебром за вёдро (12,299 литров).
До начала 20-го века в Астраханском казачестве состояло свыше 12 665 мужчин и около 13 050 женщин.

Общее население Астраханской губернии в 1897 году составило 994 775 человек:оседлое население-653 853, кочевое-340 922.
На ежегодное замощение улиц и площадей (125 000 сажень) ( сажень - 2,133 м), по которым в Астрахани возились 800 легковых извозчиков и 2 000 ломовых, тратилось более 30 000 руб. Стоимость всей сооруженной мостовой- 800 000 руб. На городских скотобойнях убивается ежегодно до 10 000 пудов конины. Имелось окружное правление Покровительства животных, Общество скачек и конского бега. Отмечено, что многим обществам ( их в Астрахани 13) приходилось стонать: "Денег дайте, денег, денег!". Вероятна малоуспешная деятельность Общества скачек и конского бега.
В подвальном этаже здания Астраханского клуба "Общественное собрание" расположен ряд кумысных и кефирных лавок, а над ними палатки, приспособленные под магазины.
В Астрахани употребляется ругательное слово "арбешник". На Исадах действовали профессиональные арбешники.Это название произошло от слова "арба"- татарской двухколесной телеги.Арбешники перевозили с бахчей и с Исад арбузы,дыни,капусту,помидоры,баклажаны и прочие овощи.
За Красным мостом находятся казармы казачьего конного полка N 1.Полк имеет свой оркестр во главе с дирижёром Я.О.Горденом.Ему обязаны казаки-музыканты "своими познаниями,искусством и успехами".
Систему содержания лошадей избирают с учётом производственной направленности отрасли и природно-климатических особенностей.Так, в саду "Отрадное", бывшем "Новым Эрмитажом", находящемся на Рождественской площади в Астрахани, царит разгул астраханских саврасов без узды. Узда - это известная принадлежность лошадиной сбруи. Она с удилами служит для управления лошадью. Теперь лошади в "Отрадном" резвы, свободны.
Саврасость - отмастина, имеющая связь с мастями диких предков лошадей. Саврасая - "дикая" масть, масть лошади Пржевальского. Окраска туловища блекло-рыжеватая, неравномерная, с посветлением на животе. Грива, хвост и нижние части ног чёрные. Для "диких" мастей характерна чёткая чёрно-бурая полоса по хребту - "ремень", на ногах часто бывает "зеброидность" ( "зеброидность" - эта особенность есть наследство диких предков, тарпанов) , иногда встречаются "крылья".Основной тон туловища и головы - коричневый разных оттенков от яркого тёмно-коричневого до почти белого, блеклый оттенок гнедой масти. Конечности тёмные, серо-коричневые или чёрные; ремень тёмный или чёрный. Грива и хвост состоят из смеси чёрных, бурых и светлых прядей. У тёмноокрашенных лошадей конечности ремень, грива и хвост чёрные; у светлоокрашенных животных в хвосте и гриве большое количество светлых прядей, встречаются и тёмногривые особи.
Тут ещё проектируют провести конный трамвай в Астрахани и устроить ветвь к "Отрадному", местонахождение которого "примечательно ещё не вылазною грязью, ради которой через неё проложены, в двух местах, длиннейшие тротуары".
По Коммерческому мосту беспрерывная езда легковых и ломовых извозчиков. Мост всегда переполнен народом. Население города Астрахани в 1888 г. насчитывало 73 710 человек,а в 1897 -113 001. Тогда в Астраханском уезде проживали русские (74,7 %), татары (13,9 %), казахи (3,3 %), армяне (1,9 %), калмыки (1,8 %). Кочевое население Калмыцкой степи насчитывало около 140 000 человек, Киргизской степи-около 238 000 (на 1888 год), отсюда у обоего народа как минимум 760 000 лошадей.
В Табачному ряду (ныне ул.Кирова в районе библиотеки им. Н.К.Крупской) велась усиленная оптовая и розничная торговля с кочевниками (калмыки, казахи, татары,армяне),здесь в лавках покупались и продавались мерлушки, кошмы, чаканки (циновки), шкуры, меха, листовой табак, сундуки, заменяющие у кочевников мебель, готовые остовы кибиток. Полицейская улица (ныне ул.Кирова от Советской ул. до Паробичева бугра) изобильна руинами ,утопала в невылазной грязи, вследствие этого лошади с кучерами часто попали в яму, бились. Экипаж из грязи "не вывозит: лопаются постромки, тарант трещит,что-то сломалось,гитара застряла окончательно". Кучер засучивает штаны и отправляется,выпрягши лошадь. Подобные случаи учащались чуть ли не ежедневно и становились предметом самых невероятных анекдотов.



Лошади в Первой мировой войной (26 часть)

В начале 20-го века в России выращивали скаковые породы: ахалтекинская, стрелецкая, орловская, скаковая, донская, кабардинская, терская. Основные поставщики строевых лошадей - частные степные донские конезаводы. Также обозных лошадей давали Калмыцкие степи. Строевая лошадь являлась большой ценностью. Поэтому их старались беречь с особенной тщательностью - обыкновенная крестьянская лошадка под седло кавалериста не годилась. В частях часто страдали офицерские лошади , которые навьючивались разнообразными грузами сверх всякой нормы. Перегрузка вела к тому, что лошади сбивали себе спины, а это, в свою очередь, выводило лошадей из строя.
Нормальный вес вьюков на запасных офицерских лошадях не должен был превышать трёх пудов. Эти почти 50 килограммов складывались из двух чемоданов по бокам лошади и постели сверху.
Тогда в этот период в границах нынешней России насчитывалось 20,2 млн. лошадей и имелось самое большое в мире конское поголовье, что "отчасти объясняется особенностями крестьянского землепользования, способами земледельческого хозяйствования и географией". Да сам Астраханский край сильно отстал в машинизации хозяйства: каждое крестьянское хозяйство - это примерно 85 % населения губернии - стремилось иметь одну или несколько лошадей. Подсчитано,что 43,7% владельцев имели одну лошадь, 29,5% - две лошади, 11,1% - три лошади, 6,0% - четыре лошади, 3,1% - пять лошадей.
В начале 20 века в мирное время Астраханское Войско выставляло I конный полк.
В начале 1900-х годов отставной школьный учитель Вильгельм фон Остен произвел сенсацию, заявив, что он обучил лошадь по кличке Умный Ганс арифметическому счёту. Ответы на вопросы лошадь отстукивала ногой.
Войсковые, военные лошади вплоть до 20-го века обеспечивали боеспособность армии. Использовались в кавалерии и полевой артиллерии. Гужевой и вьючный транспорт был почти единственным средством доставки многочисленных военных грузов.
Как говорит известная воинская мудрость, лошадь есть первейшее оружие одного из родов войск в триаде военной машины начала двадцатого века - кавалерии: "Главное оружие конницы - её конский состав".
В начале 20-го века для Восточного фронта лошадь явилась единственно доступным и единственно возможным транспортным средством достижения победы в войне.
В период революции 1905-1907 годов в Астраханской губернии были мобилизованы казачьи лошади для несения полицейской службы.
С 1906 г. Астраханское Войско выставляло один взвод в Лейб-Гвардии Сводно-Казачий полк.В одном взводе состояло 2 обер-офицера и 45 казаков.
В 1908 г. было создано отделение конского запаса при Астраханской запасной сотне
За 4 года до начала Первой Мировой войны задонское коннозаводство продолжало наращивать свою мощь.
К 1911 году на государственных и частных заводах в стране содержалось свыше 6 000 племенных лошадей.
В 1912 году лошади нашего города доставляли 211 000 пудов винограда до пароходов, чтобы вывезли их из Астрахани. В том же году в 47 губерниях Европейской России насчитывалось 13 125 900 крестьянских дворов. В том числе безлошадных - 31,6%, с 1 лошадью - 32,3%, с 2 лошадьми - 22,2%, с 3 лошадьми - 7,6%, с 4 и более - 6,4%.
Потребность Вооружённых Сил в лошадях составляла 200 000 голов на миллион людей.
На 1912 год в 78 губерниях и областях России насчитывалось 32 835 963 лошади, в том числе рабочего возраста (4 лет и старше) - 70%. Вместе с тем крестьянское население России не могло выступать надёжным поставщиком лошадей для Вооружённых Сил. А ведь крестьянские лошади составляли 91,6% всего количества конского состава армии , при этом 87,5% лошадей принадлежали общинникам.
К 1913 году численность лошадей рабочего возраста ( а это с пяти лет) великих держав в круглых цифрах составляла: Россия - 22 800 000 голов; США - 21 000 000; Германия - 4 600 000; Франция - 3 200 000; Австро-Венгрия - 1 800 000; Великобритания - 1 600 000 82.
К началу Первой Мировой войны маточное поголовье чистокровной верховой породы в России составило 2800 голов. Полукровный материал достиг 5 000 жеребцов и 16 000 маток. "Отличные верховые лошади получаются от скрещения английской лошади с арабской - англо-арабы".
До 1914 года коневодство в России нельзя рассматривать "как хорошо поставленное и установившееся".
Наши степные "лошади, улучшенные английской кровью, дали великолепных полукровок, которыми ремонтировалась вся наша кавалерия, сидевшая на отличных лошадях, что дало ей возможность в последнюю великую войну вести самостоятельные действия".
К началу Первой мировой войны кавалерия являлась единственным подвижным родом войск и составляла 8-10 % численности армий воюющих коалиций. Она предназначалась для решения тактических ( Франция и другие государства) и оперативных ( Германия ) задач. В России предусматривалось оперативное и тактическое использование кавалерии. Действия кавалерии в ходе войны вследствие насыщения армий артиллерией, пулемётами и применения военной авиации сопровождались большими потерями личного состава и лошадей и были малоэффективными.
Война 1914 года потребовала огромного количества лошадей для кавалерии, лёгкой артиллерии и обоза. При полной мобилизации армии требовалось 50 000 лошадей для кавалерии, 200 000 для артиллерии, 400 000 обозных. Во время военных действий ежегодный ремонт составлял 100 000 лошадей. В течение всей войны Задонское коннозаводство бесперебойно поставляло лошадей для кавалерии. На фронтах войны сражались и астраханские казаки.
В 1914 году общее же число лошадей предстает в следующих примерных цифрах: Россия - почти 35 000 000, США - 25 000 000, Германия - 6 500 000, Австро-Венгрия - 4 000 000, Франция - более 4 000 000, Великобритания - 2 000 000.
Как видно, количество лошадей в России превосходило их число во всех великих державах Европы, вместе взятых. Характерно сравнение количества лошадей на душу населения в Европе. В России одна рабочая лошадь приходилась на 7 человек, в Германии - на 15, во Франции - 12, в Австро-Венгрии - на 29 человек.
Лошадь высотой до 1 м 40 см называлась "лошадью в первобытном состоянии", и не могла быть поставлена в кавалерию. Из 35 млн лошадей, бывших в стране перед войной, 16 млн были ростом до 1 м 31 см, 12 млн - до 1 м 40 см, и только 7 млн соответствовали армейским требованиям. Конечно, "если следовать расчётам мобилизации по 1 000 000 голов в год, то этого количества хватало. Да и в обозы возможно было брать маленьких лошадок - это же не конница".
В 1-ую Мировую войну астраханцы выставили три конных полка, одну запасную сотню и конную батарею.
В 1914 году русская пехотная дивизия имела 81 повозочную единицу и 294 лошади на батальон пехоты. В пехотной дивизии начала войны насчитывалось 16 батальонов. То есть, каждая пехотная дивизия имела 4 704 лошади. Конница несла на своих плечах и разведку, и охранение, и разнообразные тыловые службы, и, наконец, также непосредственно участвовала в боях, сражениях и стычках. К аждый офицер кавалерийского подразделения отнимал не одну, а трёх лошадей - для себя, для вьюка и для денщика. Командование ещё более энергично занялось проблемой сбережения конного состава действующей армии, но не в бою, а до боя.
В 1914-1917 годах н и железная дорога, ни автомобиль не смогли заменить обычную лошадь в борьбе на Востоке. При этом, чем больше затягивалась война, тем больше, вследствие изношенности вагонно-паровозного парка, возрастала роль лошади. По 78 губерниям и областям Российской империи насчитывалось 32 835 963 лошади всех возрастов у 12 866 145 владельцев.
В Первую Мировую войну большое количество военных лошадей насчитывалось в армиях воюющих сторон, а в армии ноходилось 2 600 астраханцев. Астраханское Казачье Войско укомплектовало 3 конных полка, один гвардейский взвод лейб-гвардии Сводно- Казачьего полка,одну артиллерийскую батарею,одну особую и одну запасную "конные сотни".В случае войны Войско было готово поставить в строй полнокровную конную дивизию.
Чрезвычайная бедность Российской империи в железнодорожном отношении вынуждала к широчайшему использованию лошади в качестве гужевого транспорта. Конечно, это бедность относительная - по сравнению с Европой. " Отсутствие автомобилей и хороших шоссе, слабость речного и транспортного флота, незначительная в соотношении с площадью и населением густота железнодорожной сети, побуждали вновь и вновь обращаться к извечному транспортному средству - крестьянской лошадке. Гужевой транспорт выручал войска в той местности, где отсутствовали железные дороги".
Во время войны на территории Астраханского края выручала лошадь: "только гужевой и вьючный транспорт обладает наибольшей гибкостью и возможностью эксплуатации в самых трудных условиях обстановки местности, погоды, состояния дорог и переправ, х отя к началу войны положение дел с поголовьем скота и фуражом для него не было выправлено.
"Многочисленная кадровая русская кавалерия (36 кавалерийских дивизий, 200 000 человек), несмотря на высокую подготовку солдат-кавалеристов, даже в начальный, манёвренный период войны при некоторых достигнутых успехах всё же не сыграла значительной роли. С наступлением позиционного периода боевые действия кавалерии как подвижного рода войск, по существу, прекратились. Личный состав кавалерийских соединений и частей был спешен и вёл боевые действия, как и пехота, из окопов. Русское военное командование не сумело правильно использовать многочисленную кавалерию в изменившихся условиях войны. Отказ от её массирования на важнейших направлениях привёл к распылению кавалерии по всему фронту, и, в конечном счёте, кавалерия стала обеспечивать действия других родов войск. Такое использование кавалерии являлось в значительной степени следствием её неправильного обучения ещё в мирное время: на учениях главным внимание уделялось атаке в сомкнутых конных строях без должной огневой поддержки; наступательные действия в пеших строях, по существу, не отрабатывались".
До революции главное управление Войска находилось в Астрахани. В административном отношении оно делилось на два отдела (правление 1-го было в Енотаевске, 2-го - в Камышине), должность Наказного Атамана выполнял астраханский военный губернатор. Населяли казаки 18 станиц: Александровскую, Ветлянихскую, Грачевскую, Городофарностинскую, (позже Атаманскую), Дурновскую, Земьяновскую, Зинзенинскую, Казачебугровскую, Дубовскую, Кошкинскую, Копановскую, Карантинную, Лебяженскую, Николаевскую, Пичужинскую, Серноглазинскую, Вольскую и Черноярскую.
В 1916 году Астраханское казачество насчитывало 40 000 человек обоего возраста, из них в строе находилось 2 500 человек. Возможна численность 7 500 лошадей. Если регулярные войска получали казённых лошадей, то казаки, как правило, выходили на войну с собственной лошадью. С другой стороны, такой подход освобождал казака от случайностей - с какой лошадью явился на службу, с той и будешь воевать. Однако, многочисленность казачьей конницы (к 1917 году казаки составляли более 70 % всей конницы Действующей армии; в начале войны - около 50 %) вскоре сравняла их с прочими конными подразделениями. Да и домой лошадь казака уже не могла возвратиться. В случае гибели казака в бою, его лошадь и седло оставались собственностью полка, а семья получала деньги - по минимальной государственной расценке - 250 рублей за лошадь и 38 рублей за седло 107 .
В 1916 году а Астраханской области имелось 145 000 голов лошадей, 309 000 голов крупного рогатого скота, 40 000 голов свиней, 421 000 голов овец . В структуре условного поголовья, в пересчёте на крупный рогатый скот, на долю конского поголовья приходилось 28 %.
Именно благодаря лошадям война приобрела грандиозные масштабы. Человечество от междоусобных, локальных побоищ перешло к охватывающим целые страны военным походам. Ярким тому свидетельством стала Первая мировая война. Однако эта война стала и последней, в которой принимало участие столь огромное количество лошадей и мулов - более 1 000 000.





Гусев Владимир Матвеевич, член Союза журналистов России, член

Российского Общества историко-архивистов.Астрахань

Док. 672142
Опублик.: 26.05.14
Число обращений: 0

  • Гусев Владимир Матвеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``