В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Резник: Национальная платежная система обеспечит финансовую безопасность страны Назад
Владислав Резник: Национальная платежная система обеспечит финансовую безопасность страны
Сегодня Государственная Дума в первом чтении рассмотрела изменения в Федеральный закон "О национальной платежной системе" в части уточнения требований к деятельности субъектов национальной платежной системы. Один из авторов законопроекта, первый заместитель председателя Комитета по финансовому рынку Вячеслав Резника в своем докладе отметил:

- Вопрос о необходимости размещения инфраструктуры, используемой при расчетах на территории РФ, обсуждался в 2010 - 2011 годах в ходе разработки закона "О национальной платежной системе". Однако в тот же период стало очевидно, что субъекты платежной системы, не находящиеся под контролем российских регуляторов, будут концентрировать определенные риски.

Тогда наши опасения, связанные с тем, что платежная инфраструктура будет фактически не подконтрольна регулятору, воспринималась как фантастический сюжет. Нам приводили пример, что в отношении России подобные меры никогда не применялись, не будут и не могут быть применены. Именно поэтому при принятии Федерального закона "О национальной платежной системе" были предъявлены наиболее мягкие требования в отношении использования платежной инфраструктуры, которые фактически ограничились только созданием на территории России соответствующего юридического лица.

К сожалению, наши опасения оказались верны. Я имею ввиду односторонний отказ международных платежных систем от оказания услуг, в результате которого пострадали российские банки и их клиенты. Именно поэтому принятые в 2010 - 2011 годах решения требуют изменений.

Предлагаемый законопроект устанавливает, что при осуществлении перевода денежных средств в рамках платежной системы операторами по переводу денежных средств (имеются в виду банки), находящимися на территории Российской Федерации, должны привлекаться операционные и платежные клиринговые центры, которые находятся исключительно на территории Российской Федерации.

При этом для обеспечения безопасности информации по переводу денежных средств, которое осуществляется в рамках платежной системы на территории нашей страны, законопроект устанавливает требования, в соответствии с которыми операционный центр и платежный клиринговый центр не вправе передавать информацию по переводам денежных средств, осуществляемых в рамках платежной системы операторами по переводу денежных средств находящемуся на территории России, на территорию иностранного государства - за исключением случаев трансграничного перевода.

Законопроект также определяет, что операторы платежной системы, операторы служб платежной инфраструктуры, расчетные центры, а также участники платежных систем не вправе в одностороннем порядке отказываться от предоставления услуг, необходимых для обеспечения бесперебойности переводов денежных средств, осуществляемых в рамках платежной системы участниками системы и их клиентами.

Исключением из этого правила могут быть только случаи нарушения правил платежной системы, а также случаи, когда оказание соответствующих услуг должно остановлено в соответствии с законами РФ.

С этой целью законопроект предписывает внести соответствующие изменения в действующие правила платежных систем, в соответствующие договоры, а также привести их в соответствие с указанными положениями.

Комитет по финансовому рынку, рассматривая представленный законопроект, считает, что его концепция требует проработки ко второму чтению не только указанной новеллы, но и подготовки правовых условий для создания отечественной платежной системы. А именно:

1. Законодательно закрепить использование отечественных платежных решений в так называемых государственных платежах (выплата пенсий, стипендий, пособий и других социальных платежей, выплата зарплат работникам бюджетной сферы);

2. Создание условий стимулирования среднего и крупного бизнеса к активному использованию отечественных платежных решений, реализуемых компаниями-резидентами РФ, находящимися и осуществляемыми свою деятельность на территории России. Для этого рассмотреть возможность оказания участникам российской платежной системы различных мер поддержки и преференций, в том числе налоговых;

3. Исходя из того, что объекты платежной инфраструктуры фактически являются стратегическими объектами, влияющими на вопросы национальной безопасности РФ, распространить положение Федерального закона N57 от 29 апреля 2008 года "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" на операторов платежной инфраструктуры, используемой платежными системами для осуществления переводов на территории РФ.

Комитет считает, что ситуация, при которой межбанковский перевод между банками, находящимися на соседних улицах, осуществляется через другие - не всегда дружественные нам - страны, сегодня для нас недопустим.

Предлагаем создать условия для осуществления межбанковских валютных расчетов или систему корреспонденции счетов Банка России для отечественных кредитных организаций, в том числе рассмотреть возможность совершенствования валютного законодательства в данной сфере.

Данный законопроект направлен на защиту национальных интересов, обеспечения безопасности финансовой системы России в целом.


04.04.2014

http://er-duma.ru/

Док. 672102
Перв. публик.: 04.04.14
Последн. ред.: 26.05.14
Число обращений: 0

  • Резник Владислав Матусович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``