В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Профессор Александр Гусев: Что может дать объединение МАЗа и КАМАЗа...? Назад
Профессор Александр Гусев: Что может дать объединение МАЗа и КАМАЗа...?
В начале 2013 года Белоруссия и Россия выработали план по созданию совместных предприятий в области промышленности, в который вошли пять разных проектов. В их числе было и совместное предприятие белорусского МАЗа и российского КамАЗа.
Некоторые договоренности в вопросе создания холдинга МАЗ-КамАЗ должны были появиться к концу марта-апреля 2014 года. Предполагалось, что холдинг будет создан путем передачи управляющей компании соответствующих пакетов акций обеих компаний: 75% плюс 1 акцию должен был передать МАЗ и 49,9% ценных бумаг - КамАЗ. По предварительным расчетам, образованная холдинговая компания могла бы стать самым крупным автопроизводителем на рынках СНГ.
Вопрос о создании единого холдинга обсуждался и раньше, т.к. такую возможность правительства двух стран периодически рассматривают еще с 2010 года. Изначально обсуждался обмен акциями предприятий, но такой расклад не устроил белорусские власти.
В 2011 году возник план создания совместного холдинга "РосБелавто". Однако и тогда не удалось договориться: белорусская сторона настаивала на слиянии исключительно на паритетной основе, то есть 50 на 50, а Россия хотела получить контроль в создаваемом холдинге, так как стоимость активов КамАЗа значительно выше мазовских.
Год спустя президент республики Владимир Лукашенко вообще оказался противником слияния белорусского и российского автогигантов. Лукашенко заявлял, что проект по объединению двух предприятий будет невыгоден для белорусской стороны.
В ноябре 2013 года российский премьер Дмитрий Медведев предъявлял Белоруссии ультиматум: либо производители тяжелых грузовиков сливаются в единое предприятие, либо же белорусским грузовикам придется конкурировать на российском рынке на общих условиях. При этом введенный Россией утилизационный сбор сделал белорусскую технику заведомо неконкурентоспособной.
Сейчас позиция Белоруссии заключается в том, чтобы все спорные вопросы решались внесением изменений в законодательства обеих стран, учитывая, что как российское и белорусское гражданское законодательство дают учредителю доверительного управления имуществом право отказаться от исполнения договора без объяснения причин и таким образом расторгнуть соглашение в одностороннем порядке.
Однако российские акционеры считают, что концепция сотрудничества ОАО "КамАЗ" и ОАО "МАЗ" может быть реализована и иметь экономический смысл только в рамках единой компании. Доверительное управление с точки зрения ведения бизнеса для России нецелесообразно.

Сейчас стороны достигли договоренностей: белорусская сторона вносит в холдинг 75% акций МАЗа, оставляя за собой блокпакет и получает 50% акций, российская сторона 50% акций КАМАЗа.
Напомню, что оценки стоимости двух компаний в разное время были различные. Например, компания Ernst&Young оценивала МАЗ сперва в 800 млн долларов, а затем в 1,1 млрд долларов.
В то же время ценой КамАЗа называлась сумма в 1,6 млрд долларов, затем цифры изменились: российская компания оценивалась в 2 млрд долларов, а белорусская - в 1,6 миллиарда. Видимо, с такой оценкой и согласились стороны при согласовании условий объединения двух автогигантов.
Но что от сделки выигрывают стороны?
Интересы и выгоды российской стороны очевидны. Давно известно, что КамАЗ может получить от слияния с МАЗом. Речь идет и о кабинах с более-менее нормальной энергономикой, речь идет о тяжелых мостах, которые в Минске умеют делать.
Для МАЗа выгода также очевидна: он будет иметь доступ к более разветвленной сбытовой сети КамАЗа на территории России.
Следует также отметить, что белорусы могут похвастаться тем, что они за последние годы фактически создали автобусное производство, сделали крупнейшее в Европе производство троллейбусов, освоили на МАЗе новое поколение грузовых автомобилей.
Объединение двух наших гигантов имеет также и политическую основу. Интеграция их в единый холдинг позволит создать предпосылки для более тесной объединительной концепции постсоветского пространства.
Так что считайте вопрос уже решен на высшем уровне и дело за малым...

Профессор Александр Гусев в интервью "Новости Содружества" на МТРК "Мир" http://www.mirtv.ru/ 23.05.2014 года, эфир в 12:00 мск.

Док. 672077
Опублик.: 26.05.14
Число обращений: 0

  • Гусев Александр Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``