В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Теоретические основы функционирования стратегического планирования в области национальной безопасности Назад
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Теоретические основы функционирования стратегического планирования в области национальной безопасности

Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Теоретические основы функционирования стратегического планирования в области национальной безопасностиВсегда полезно поразмыслить над ошибками, сделанными великими
умами, поскольку они часто имели серьезные основания для того,
чтобы их сделать, и поскольку эти великие умы всегда обладают
проникновенной интуицией, возможно, что их утверждения, сегодня
рассматриваемые как ошибочные, завтра окажутся истинными[1]

Луи де Бройль, великий физик


... война начинается не тогда, когда начинаются
бомбардировки, а гораздо раньше[2]

А. Подберезкин, профессор МГИМО(У)


Стратегическое планирование - его теоретические и методологические основы - выступают фундаментом для стратегического планирования в области национальной безопасности, включая, естественно, военную область.

При этом важно понимать ограниченную точность стратегического прогноза и планирования, например, на 30-40 лет, из-за того, что через такой промежуток времени неизбежно произойдут смены парадигм в политике, экономике, науке, технике и, естественно, военной области.

Исходя из такой посылки неизбежно следуют два вывода:

Во-первых, необходимость футуролистических оценок, прогнозов и подходов, которые выходят за пределы существующих парадигм, представляют собой "взгляд за горизонт", умозрительные предположения, в т.ч. считающиеся в настоящее время ошибочными. Так, первые работы по атомной энергии В.И. Вернадский написал еще в 1910 году, а представления о роли живого вещества в 20-е годы, т.е. за 30-40 лет до этого, как эти темы стали ведущими в науке.

Во-вторых, нужен очень точно организованный масштабный мониторинг огромных массивов информации не только по военным направлениям, но и в других областях деятельности человечества, позволяющий регулярно выстраивать новые, скорректированные стратегические прогнозы. Естественно, что такие корректировки должны регулярно вноситься и в документы стратегического планирования.

х х х

Теоретические основы стратегического военного планирования вытекают из установок военной доктрины страны, отдельных ее частей, прежде всего, стратегического прогноза и военной политики. Вместе с тем следует иметь в виду, что сами положения военной доктрины и отдельных ее частей (стратегического прогноза, планирования, военного строительства) являются - как уже говорилось - следствием стратегии национальной безопасности. Прежде всего в определении главных целей и приоритетов собственно военной доктрины. Так, потенциальный противник определяется приоритетами национальной безопасности, которые формируются, в свою очередь, национальной системой ценностей и интересами. По отношению к этому противнику формируется в том числе и набор средств влияния и воздействия, частью которых являются военные средства, т.е. средства, определяемые военной доктриной.

Важно отметить, что в последние десятилетия значение собственно военных средств влияния уступает место силовым, но не военным средствам Военные средства вообще, и вооруженное насилие, в частности, становятся все чаще "силовым фоном" для использования других силовых средств. Это очень хорошо было видно в марте - апреле 2014 года на Украине, где собственно армия и бронетехника обеспечивали силовое прикрытие действиям Национальной гвардии и Правого сектора.

Стратегическое военное планирование - набор решений руководства, ведущих к разработке специальных стратегий, предназначенных для достижения конечных целей.

Стратегическое планирование, как определение основных направлений достижения наиболее приоритетных целей, выбор максимально эффективных способов и средств в назначенный отрезок времени является таким образом выбором руководством одной из конкретных стратегий (концепций, доктрин) если речь идет о национальной безопасности. Таким образом теоретические основы стратегического планирования должны включать в себя, как минимум:

- теоретические основы целеполагания;

- теоретические основы выбора основных направлений достижения избранных целей;

- теоретические основы выбора наиболее эффективных способов и средств их достижения;

- теоретические основы минимизации рисков;

- теоретические основы выбора конкретных стратегий.

В частности, если говорить о целеполагании и целях стратегического планирования, то необходимо определить их наиболее характерные черты, а именно:

- цель это осознанный (руководством страны, корпорации, министерства и т.д.) интерес или группа интересов, имеющих объективный характер. Такое осознание объективных реалий, однако, является весьма субъективным процессом и не может быть поэтому идеальным. На него влияет множество факторов, прежде всего внешняя среда и наличие ресурсов;

- цели могут быть по времени долгосрочными, среднесрочными и ближнесрочными, т.е. соответственно, стратегическими, оперативными и тактическими. При стратегическом планировании приоритетное значение имеют стратегические цели, которые в деталях могут и не совпадать со среднесрочными и ближнесрочными;

- цели должны быть конкретными и измеримыми;

- должны быть достижимыми и учитывать существующие риски.

На Западе, в частности, Евросоюзе, принято определять и тщательно исследовать риски - политические, экономические и социальные. В частности, например, принимая программу "Восточного партнерства", были тщательно изучены и возможные, в т.ч. самые маловероятные (например, технологические риски приема были использована достаточно простая матрица, которая применялась для отдельных областей политики "Восточного партнерства".

[3]

[4]

Другой важнейший компонент стратегического планирования - имеющиеся в распоряжении ресурсы. В интересах реализации национальной стратегии и обеспечения национальной безопасности эти означает:

- во-первых, все имеющиеся национальные ресурсы;

- во-вторых, та часть национальных ресурсов, которая выделяется руководством страны в интересах обеспечения национальной безопасности. Если речь идет о широком понимании термина "национальная безопасность", то это, соответственно, значительная часть национальных ресурсов. Если же речь идет об узком, военном понимании термина, то о расходах на обеспечение военной безопасности, т.е. части национальных ресурсов, которая в мирное время не превышает, как правило, 5% ВВП, а в военное - может достигать 40-50% ВВП страны.

В целом для понимания самых общих теоретических основ функционирования стратегического планирования необходимо посмотреть на общую логическую схему политического процесса, выделив из нее ту часть, которая собственно и относится к стратегическому планированию.



Как видно из рисунка, "область стратегического планирования" совпадает с областью стратегии. Это и понятно, ведь стратегическое планирование является частью (пусть важнейшей, но частью) национальной стратегии, ее конкретным планом реализации, но не включает в себя, в свою компетенцию общие политические приоритеты. В частности, если речь идет о приоритетах в целях или национальных ресурсах. Так, в качестве первого примера стратегического планирования, как правило, приводят ГОЭЛРО, который достаточно конкретно определяем сроки и способы достижения поставленных целей, но не претендовал на трактовку политических целей ("Советская власть плюс электрификация страны, т.е. являлся "плюсом") и распределение национальных ресурсов. И здесь мы видим, что выделение приоритетов имеет важнейшее значение.

В. Парето открыл эффект концентрированного напряжения. В данном случае имеется в виду, что концентрация на жизненно важной деятельности больше всего влияет на достижение желаемых результатов. Отсюда вытекает правило 20/80: концентрация 20 % времени на наиболее важных проблемах может привести к получению 80% результатов. Остальные 80% времени обеспечивают лишь оставшиеся 20% результатов (рис.).



Итальянский ученый, занимавшийся социологией и экономикой, Вильфредо Парето (1848-1923) в 1897 г. сформулировал универсальный закон, который основывался на большом количестве статистических измерений, проведенных автором во многих областях деятельности, в том числе в финансах, продажах, экономике, социологии, производстве. Основной постулат этого закона гласит: 20% прилагаемых усилий дают 80% результата, а оставшиеся 80% усилий добавляют лишь 20% в результат. Такое же соотношение Парето применял относительно затраченного времени на проведение определенных работ.

Основные положения закона Парето можно свести к следующим:

- В любом процессе существует очень большое количество влияющих на него факторов или причин, из которых только несколько оказывают определяющее воздействие. Это правило "работает" во многих других областях. Например, наиболее часто оно проявляется в производственных процессах при проведении анализа качества и выявлении причин производственных дефектов. Применимо ли правило Парето в геополитике? Скорее, можно дать положительный ответ, так как из почти 200 стран мира наиболее влиятельными являются всего 20-30. А в спорте? Из 400 рейтингуемых профессиональных теннисистов мира лишь первые несколько десятков в основном делят призовые фонды, соперничают в матчах.

- Большая часть прикладываемых к делу усилий тратится неэффективно, без нужной отдачи, и только небольшая их часть приводит к положительному результату.

- Трудно разобраться в большом количестве отдельных событий и принять правильное решение на основе их анализа, так как эти события могут быть очень разными по своей природе и сути.

С точки зрения применения в маркетинге это относится к анализу потребителей и поставщиков, которых у некоторых предприятий насчитываются сотни и тысячи.

В практическом применении правила Парето соотношение 20 : 80 точно не выдерживается. Это условно обобщенное соотношение. Реально соотношение может находиться в пределах от 5 : 95 до 30 : 70 в зависимости от множества факторов.

Типичная форма распределения количества покупателей в зависимости от доли приносимого дохода представлена на рис.



_______________

[1] Галимов Э. Ноосфера Вернадского - это нравственный подход // Независимая газета. НГ-наука. 2014. 14 мая. С. 111.

[2] Подберезкин А.И. Ответственность элиты // Вестник МГИМО(У). 2014. N 2. С. 225.

[3] Civil Protection and Disaster Management. Политика оценки рисков/угроз в Восточном регионе ENPI / http://www.rec-caucasus.org/files/publications/pub_1395965495.pdf. С. 31.

[4] Civil Protection and Disaster Management. Политика оценки рисков/угроз в Восточном регионе ENPI / http://www.rec-caucasus.org/files/publications/pub_1395965495.pdf. С. 29.



Док. 672070
Опублик.: 26.05.14
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``