В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Законодательное обеспечение конституционных гарантий по оплате труда Назад
Законодательное обеспечение конституционных гарантий по оплате труда
Сегодня, 4 марта, в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему: "Законодательное обеспечение конституционных гарантий по оплате труда".

Открывая мероприятие, председатель комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев напомнил, что решение о проведении этих слушаний было принято Государственной Думой в период рассмотрения "пенсионного" пакета.

- Представители всех фракций высказывались в том ключе, что мы можем изобрести какую угодно пенсионную формулу, но если заработная плата не будет легальной, если она не будет достаточно высокой, то пенсии будут оставаться маленькими, - подчеркнул Исаев.

В целом принципы, заложенные в Трудовом кодексе, принципы социального партнерства, принципы договора, принципы гарантирования социальных прав работников как стороны, нуждающейся в большей степени в поддержке со стороны государства, но и учета законных прав и интересов работодателя, учета общегосударственных интересов, эти принципы действуют.

Из четырех китов, на которых сегодня строится социальная политика России, мы уже приняли решение, добились того, что устойчиво стоят три угла: это трудовые отношения, это система социальной поддержки и социальной защиты, это пенсионная система. Но отсутствие устойчивости в части регулирующей, устанавливающей заработную плату в конце концов делает неустойчивой всю конструкцию. Поэтому сегодня важнейшей проблемой и для Государственной Думы, и для Правительства РФ, и для сторон социального партнерства является вопрос: первое - роста заработной платы, во-вторых - ее легализация.

Мы понимаем, что только в объемах легальной заработной платы работник застрахован и в пенсионной системе, и в система социального страхования. Только в размерах легальной заработной платы действует трудовой кодекс, а там где большая часть заработной платы выплачивается в конверте, там не действует трудовой кодекс. Только в объемах легальной заработной платы действует социальное партнерство, потому что договариваться между собой профсоюзы и работодатели при участии власти могут только в рамках открытой легальной заработной платы.

Для легализации заработной платы у государства небольшой набор инструментов. Мы живем в условиях рыночной экономики и мы понимаем, что значительная часть вопросов решается за рамками государственных решений, за счет переговоров между трудящимися в лице профсоюзов и работодателями.

Государство может регулировать через минимальный размер оплаты труда, самый важный конституционный показатель. Позиция, которую неоднократно заявлял комитет, состоит в том, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума. Установление минимального размера ниже МРОТ не только социально несправедливо ниже чем то, на что он может нормально прожить в нашей стране. МРОТ ниже прожиточного минимума искажает экономику, делает ее криминальной. Потому что мы понимаем, что если человек получает ниже МРОТ в течение месяца заработную плату, этот человек либо уже умер, либо он вынужден работать свыше 8 часов, либо этот человек получает часть заработное платы в конверте, минуя официальную бухгалтерию, минуя взносы во внебюджетные социальные фонды.

Это означает, что сохраняя МРОТ ниже прожиточного минимума, государство закрывает глаза, поощряет массы работодателей в неуплате налогов и взносов. Само наличие МРОТ ниже прожиточного минимума - это фактор криминализации экономики и криминализации нашего общества. Заработная плата в бюджетной сфере. Рост зарплат в бюджетной сфере оказывает свое давление и свое влияние на внебюджетный сектор. Принятые указы Президента 7 мая 2012 года гарантируют существенный рост заработной платы в бюджетной сфере, в первую очередь в образовании и здравоохранении, затрагивает очень широкие категории людей, которые получают там заработную плату. Думаю, в нынешних условиях экономической рецессии наша задача - добиться, чтобы эти указы были выполнены.

Последним влияющим фактором является фискальная нагрузка: налоги и взносы. Было проведено существенное снижение Единого социального налога, начиная с 2005 по 2009 год. Экономия - 280 млрд рублей экономия, тогда это составляло 10 млрд долл США. Ничто из этих средств не было направлено ни на повышение заработной платы, ни на создание новых рабочих мест. Эти деньги были просто присвоены как дополнительная прибавочная стоимость, позволяющая работодателю решать какие-то свои собственные задачи. Эксперимент показал, что такой путь не является позитивным, он не дает эффекта.

На наш взгляд, более эффективно установление минимальных страховых взносов на заработную плату, взносов, которые работодатель обязан заплатить независимо от того каков размер заработной платы. Мы предлагаем установить минимальную сумму взноса, которая была бы равна 1,8 балла, это та сумма, которую платит государство за нестраховые кредиты. Даже при нынешнем МРОТе вы заплатите за 1,8 МРОТа в обязательном порядке на формирование пенсионных прав гражданина. Нам кажется, что это в значительной степени будет демотивировать тех работодателей, которые скрывают реальную заработную плату для того, чтобы не платить взносы во внебюджетные социальные фонды.

Важным вопросом является и то, что с переходом от Единого социального налога к взносам мы утратили криминализацию статьи о неуплате взносов во внебюджетные социальные фонды. Не платить налог - было уголовным преступлением, не платить взносы - это административное правонарушение. А между тем, это обязательный тип платежа, несущий высокую социальную направленность, поэтому тема восстановления в Уголовном кодексе ответственности за неуплату взносов или уплату не в полном размере взносов во внебюджетные социальные фонды также вопрос, который должен быть решен и обсужден в рамках сегодняшних парламентских слушаний.

По итогам слушаний, член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко отметил:

- Сегодняшнее наше заседание, где мы услышали базовые доклады представителя Правительства в лице министра труда и социальной защиты, представителей науки, социальных партнеров - Федерации независимых профсоюзов России и Российского Союза промышленников и предпринимателей, показало обеспокоенность всех сторон социального диалога тем уровнем легальной заработной платы, которая существует в Российской Федерации. Имеется в виду, что часть заработной платы находится в "тени".

Достаточно откровенно и профессионально ставились вопросы: что же надо сделать для того, чтобы заработная плата в Российской Федерации росла, чтобы она была справедливой, чтобы она была легальной. Для этого необходимо, чтобы те инструменты государственного влияния, которые на сегодняшний день существуют (это, прежде всего, минимальный размер оплаты труда) соответствовали мировым стандартам развитых стран мира.

Мне представляется, что "дорожная карта", которая наработана в ходе сегодняшней дискуссии, поможет комитету, министерству и представителям трехсторонней комиссии в выработке путей скорейшего решения этих проблем.


http://er-duma.ru/press/62692

04.03.2014

Док. 671992
Перв. публик.: 04.03.14
Последн. ред.: 21.05.14
Число обращений: 0

  • Тарасенко Михаил Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``