В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Практическая потребность в военном стратегическом прогнозе и планировании Назад
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Практическая потребность в военном стратегическом прогнозе и планировании

Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Практическая потребность в военном стратегическом прогнозе и планированииАмериканские эксперты напрямую связывают положение США
как лидера нового миропорядка с тем насколько успешно
будут развиваться процессы глобализации в современном мире[1]


Будущая ВПО в мире будет становиться все менее благоприятной для России. Если эти тенденции сохранятся до 2030 года, то неизбежно предстоит принимать и решении об ограничении расходов на национальную оборону, либо об увеличении доли военных расходов в федеральном бюджете страны, которая уже сегодня превышает долю большинства государств. В этой ситуации особое значение приобретает максимально точный выбор приоритетов военного строительства, неизбежного сокращения и даже возможного отказа от некоторых программ. И, наоборот, переоценка будущих последствий потребует усиления, причем в ряде случаев радикального, усилий по отдельным направлениям военного строительства. Среди таких будущих основных направлений военной политики и военного строительства выделяются прежде всего следующие:

1. Усиление "информвооруженности" ВС РФ, причем не только в военной области, но и смежных и гражданских областях по следующим основным научно-техническим направлениям:

- сбор, обработка и систематизация информации и баз данных;

- создание программного обеспечения, способность систематизировать, анализировать и предлагать варианты обработанной информации;

- развитие элементной базы информации;

- развитие средств непосредственной передачи и использования информации;

- "интеллектуализация" и сопряжение информатики с биологическими объектами.

Эти задачи вытекают из стремительно нарастающего объема поступающей информации.

[2]

2. Острая необходимость оперативного создания объединенной системы воздушно-космической обороны в Евразии как средства нейтрализации:

- во-первых, внешних опасностей и факторов влияния существующих и новых центров силы на континенте, прежде всего государственному суверенитету и политическим системам государств Евразии. Необходимо признать, что в XXI веке способного государства обеспечить эффективную воздушно-космическую оборону становится синонимом сохранения суверенитета и независимости политических элит. Примеры Югославии, Афганистана, Ирака, Ливии и Сирии демонстрируют эту взаимосвязь очень отчетливо;

- во-вторых, создание евразийской ВКО гарантирует защиту от широкого спектра внешних угроз - политических, технологических, военных и иных в Евразии. Фактически ВКО становится гарантом независимой политики и экономического развития, способности того или иного государства сопротивляться шантажу и внешнему давлению, проводить самостоятельную внутреннюю политику.

Это свойство ВКО объясняется тем, что в XXI веке использование традиционных военно-силовых средств стало слишком рискованным, проблематичным. К ним прибегают в исключительных обстоятельствах, как, например, в случае с Афганистаном и Ираком, когда потребовалось массированное применение сухопутных сил и длительная оккупация. И первое, и второе - очень дорого и, как показывает практика, далеко не всегда эффективно. Военное поражение может быть нанесено с помощью воздушно-космических высокоточных ударов по политико-административным, инфраструктурным и военным объектам, где риски значительно ниже;

- в-третьих, развертывание евразийской ВКО гарантирует защиту от перспективных и долгосрочных военных угроз России и ее союзникам.

3. Таким образом создание объединенной ВКО в Евразии обеспечивает формирование региональной системы безопасности, которая сегодня отсутствует единственная система опирающаяся на НАТО и не предусматривающая появление новой системы. Следующее ведущее направление - объединению средств воздушно-космического нападения и защиты в единый глобальный комплекс и род войск, предназначенный для обороны России со всех стратегических направлений - запада, юга, востока и севера.

Пока что единого вида стратегических сил нет. Существуют отдельно РВСН, ВВКО, ПВО, Космические войска, киберкомандования и т.д. Управление этими видами и родами Вооруженных Сил, а тем более другими, частями военной организации страны, пока что вряд ли можно назвать эффективным: нет ни долгосрочного общенационального прогноза, ни планирования, ни тем более эффективных механизмов реализации поставленных задач.

4. Своевременная нейтрализация военных угроз, вытекающих из ускоряющейся эволюции способов вооруженной борьбы, которые характеризуется:

- во-первых, разработкой новых концепций и способов вооруженной борьбы, т.е. фактически революцией в области военного искусства. В отличие от предыдущих десятилетий развитие всех областей военного искусства - стратегии, оперативного искусства, тактики - происходит стремительно, иногда меняя фундаментальные представления в течение нескольких лет. Активно ведется поиск все более совершенных и эффективных способов применения военной силы, включая комбинированные, межвидовые ВС и ВиВТ.

Это ведет к тому, что те же самые виды и системы оружия и техники могут использоваться по-разному, нередко вопреки существующим нормативным документам и предыдущему опыту.

Особенно быстро изменения в военном искусстве происходят в связи с революцией в системах боевого управления, связи и разведки. Так, в ходе операции сухопутных сил США в Ираке решающую роль сыграло широкое распространение среди наступающих бронетанковых сил GPS и новых систем связи;

- во-вторых, созданием принципиально новых видов и систем ВиВТ, качественно меняющих весь характер вооруженной борьбы. Надо сказать, что новые виды и системы ВиВТ в ряде случаев в десятки раз (на порядки) становятся более эффективными, чем предыдущие поколения ВиВТ. Причем эта тенденция сопровождается как их серьезным удорожанием, так и увеличением сроков службы.

5. Созданием и стремительным распространением силовых средств, не являющихся средствами вооруженной борьбы. В настоящее время электронные СМИ, прежде всего телевидение и интернет, превратились в реальное средство силовой борьбы, не являясь ни оружием, ни даже военной техникой.

Особенное значение приобретает нарастающее влияние социальных сетей, которые уже превратились в отдельные способы силового воздействия.

[3]

6. Перспектива создания военно-политической коалиции (и союза) евразийских государств как военно-политической основы для существования нового центра силы в Евразии и альтернатива существующим военно-политическим союзам на континенте. По сути дела в Евразии существуют следующие варианты развития военно-бионовой политики государств:

Вариант N 1. Продолжение расширение НАТО за счет включения в него новых членов и расширения сферы его ответственности на ЦА и Ю-В Азию.

Вариант N 1. Расширение сотрудничества и эволюция в военно-политическом направлении ШОС и ОДКБ.

Вариант N 3. Создание системы евразийской безопасности на бесблоковой основе.

Необходимо понимать, что эффективность мер противодействия новым военным угрозам зависит прежде всего от точного прогноза и правильного выбора основных направлений развития внешней и военной политики России в XXI веке, а также вытекающего из этого выбора точного распределения национальных ресурсов. Очевидно, что на все направления военной политики ресурсов не хватит. Поэтому важно определиться с приоритетами.

Кроме того для российской элиты принципиально важно научиться эффективно тратить уже выделенные национальные ресурсы, т.е. процесс оправданного, обоснованного распределения должен начинаться с качественного долгосрочного прогноза развития ВПО и качественного стратегического планирования и не заканчиваться выделением средств, а продолжаться на стадии их использования, оценки их освоения с точки зрения принципа "стоимость - эффективность". И первая, и вторая часть процесса использования национальных ресурсов представляют пока что для России большую проблему. Не секрет, например, что БРПЛ "Булава" в конечном счете стоила в несколько раз дороже, чем планировалось на нее затратить, а сроки ее ввода в строй затягивались. Известно немало примеров и того как разрабатывалось и серийно производилось в массовом порядке ненужные ВиВТ.


________________

[1] Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. 4-е изд. перераб. и доп. М.: Экономика, 2011. С. 89.

[2] Крылова Светлана. Social Media Analytics: технологии исследования будущего / sma_technology_of_the_future_research_13974630971293_file.pptx. P.4.

[3] Крылова Светлана. Social Media Analytics: технологии исследования будущего / sma_technology_of_the_future_research_13974630971293_file.pptx. P.5.



Понятийный аппарат стратегического прогнозирования и планирования


Планирование в структуре управленческих циклов выполняет задачи
перевода данных прогнозов в русло действий по реализации необходимого[1]

Б. Кузык, директор Института экономических стратегий


При анализе, стратегическом прогнозировании и стратегическом планировании важное методологическое значение имеет используемый научный аппарат. Тем более, что не только за рубежом, но и в самой России, как правило, существует немало разночтений и непонимания, включая принципиального в отношении военно-политических терминов и понятий.

Ситуация осложняется тем, что нет четкого представления и устоявшихся понятий в том числе за рубежом, где идет бурный процесс интеллектуализации военной политики, который уже привели к появлению десятков тысяч новых терминов и понятий.

В интересах данной работы предлагается соответствующий понятийный аппарат.

Понятийный аппарат

Анализ - логический прием определения понятия, когда это понятие разлагают по признакам на составные части с целью ясного и полного познавания. А. - "исследование" по частям, первый этап изучения (структуры, свойств, состава).

Военная безопасность Российской Федерации (далее - военная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять.

Военная доктрина Российской Федерации (далее - Военная доктрина) является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

Военная опасность -

Военная опасность - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы.

Военная организация государства (далее - военная организация) - совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - Вооруженные Силы и другие войска), составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, а также части производственного и научного комплексов страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

Военная политика - деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников.

Военная угроза -

Военная угроза - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию).

Военное планирование -

Военное планирование - определение порядка и способов реализации целей и задач развития военной организации, строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их применения и всестороннего обеспечения.

Военное планирование в Российской Федерации - составная часть военных мер организации обороны Российской Федерации, заключающаяся в определении порядка и способов реализации целей и задач развития военной организации, строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, их применения и всестороннего обеспечения. Посредством военного планирования определяется последовательность действий по достижению целей планируемых процессов - ведения обороны, военного строительства, обеспечения обороны, информационного противоборства и управления обороной Российской Федерации.

Военно-политическая обстановка - совокупность военно-политических отношений субъектов политики и их военных организаций.

Военно-политическая обстановка (ВПО) - состояние мировой военно-политической системы в определенный период времени, характеризуемое составом субъектов военной политики, их состоянием и особенностями военно-политических отношений между ними. ВПО оценивается совокупностью результатов действий одних субъектов военно-политических отношений в отношении других.

Военно-политические отношения - процесс взаимодействия субъектов военной политики во внешнеполитической, военной, социально-политической, экономической, идеологической и других сферах, в ходе которого проявляются их национальные, государственные, коалиционные и иные интересы. Военно-политические отношения в каждой сфере взаимодействия представляют собой определенную совокупность акций, мероприятий, проводимых субъектами военной политики в целях реализации своих интересов, достижения определенного их баланса, соотношения. Процесс взаимодействия субъектов военной политики имеет определенные фазы (этапы) развития, различающиеся степенью напряженности военно-политических отношений.

Военный конфликт -

Военный конфликт - форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты).

Вооруженный конфликт - вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт).

Государственная программа вооружений (ГПВ) -

Государственная программа Российской Федерации - система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности, определенных в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;

Государственная программа субъекта Российской Федерации - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленный на наиболее эффективное решение задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Государственное прогнозирование - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с участием общественных, научных и иных организаций по разработке научно обоснованных представлений о возможных рисках социально-экономического развития и угрозах национальной безопасности Российской Федерации, направлениях и результатах социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определению параметров социально-экономического развития Российской Федерации, достижение которых обеспечивает реализацию целей социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономической политики с учетом задач национальной безопасности Российской Федерации.

Государственное стратегическое планирование - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с участием профессиональных союзов и объединений работодателей, общественных, научных и иных организаций по государственному прогнозированию, программно-целевому и территориальному планированию, а также мониторингу реализации документов государственного стратегического планирования, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности.

Государственное стратегическое планирование (стратегическое планирование в Российской Федерации) - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных, научных и иных организаций по государственному прогнозированию, программно-целевому планированию и стратегическому контролю, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности.

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие термины и понятия[2]:

Документ государственного стратегического планирования - документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и иными участниками государственного стратегического планирования в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона, в целях обеспечения процесса государственного стратегического планирования.

Документы военного планирования -

Долгосрочный период (перспектива) - период продолжительностью более 6 лет.

Задача социально-экономического развития - ограниченный по времени комплекс взаимосвязанных мероприятий в рамках направления достижения цели социально-экономического развития.

Качественные показатели - субъективные показатели, не поддающиеся количественным измерениям, либо являющиеся производными от таких измерений.

Количественные показатели - физические, экономические, социологические, математические и иные показатели, предполагающие количественное измерение.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации - документ государственного стратегического планирования, определяющий систему научно обоснованных представлений о долгосрочных целях, внешних и внутренних условиях социально-экономического развития Российской Федерации и задачах, которые необходимо решить для достижения поставленных целей.

Корректировка документа государственного стратегического планирования - частичное изменение текста документа без изменения периода, на который разрабатывался документ государственного стратегического планирования.

Критерий - признак, мерило, основание для принятия решения об оценке чего-либо на соответствие предъявляемым требованиям.

Критическое (пороговое) значение показателя обеспечения национальной безопасности - количественная характеристика угрозы национальной безопасности, то есть прямой или косвенной возможности нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Крупномасштабная война - война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.

Локальная война - война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).

Метод оценки критериев и показателей - психофизический метод оценки степени уверенности (5-7) эксперта в правильности того или иного критерия или показателя.

Метод прогноза показателей в ВПО:
- метод экстраполяции;
- метод аналогии - прогноз на основе похожести условий прежних событий, предполагая их вероятность в будущем;
- метод сценариев - описания событий в будущем;
- метод моделирования.

Методический аппарат анализа - зд.

Методическое обеспечение государственного стратегического планирования - разработка и утверждение требований и рекомендаций по разработке документов государственного стратегического планирования.

Методологическая база военного планирования в Российской Федерации - разработанная (уточненная) в ходе подготовки к очередному этапу военного планирования совокупность процедурных знаний, применяемых для обоснования (прогнозирования) на определенный временной период целей процессов ведения и обеспечения обороны, военного строительства, информационного противоборства и управления обороной Российской Федерации, системы обеспеченных ресурсами мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите Российской Федерации. Методологическая база планирования военного строительства является составной частью методологической базы военного планирования в Российской Федерации.

Мировая военно-политическая система (ВПС) - совокупность субъектов военной политики, взаимосвязь между которыми осуществляется посредством военно-политических отношений. В структуре мировой ВПС могут выделяться региональные ВПС и внутригосударственные ВПС.

Мониторинг реализации документов государственного стратегического планирования - деятельность по комплексной оценке основных финансовых и экономических показателей, а также бюджетных обязательств, содержащихся в документах государственного стратегического планирования, с целью установления способности достижения в запланированные сроки стратегических целей устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности с учетом эффективности использования государственных средств и рисков, связанных с достижением указанных целей.

Облик военной организации государства - совокупность количественных и качественных параметров (показателей), характеризующих ее возможности, состав, структуру, численность, техническую оснащенность, а также системы управления и всестороннего обеспечения.

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период - документ государственного стратегического планирования, определяющий задачи социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности на среднесрочную перспективу в рамках реализации стратегии национальной безопасности Российской Федерации и концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочном периоде.

Отраслевой документ государственного стратегического планирования - документ, в котором определены цели, приоритеты и задачи социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, способы их эффективного достижения в соответствующей отрасли или сфере социально-экономического развития Российской Федерации.

Отчетный год - год, предшествующий текущему году.

Отчетный период - отчетный год и два года, предшествующие отчетному году.

Очередной год - год, следующий за текущим годом.

План обороны Российской Федерации - комплекс взаимосвязанных документов военного планирования в Российской Федерации, разрабатываемый в целях обоснования и нормативного правового закрепления системы согласованных по срокам и обеспеченных ресурсами военных, правовых, политических, экономических и иных мер, реализация которых позволит обеспечить оборону и безопасность государства, гарантированно защитить его жизненно важные интересы от внешних и внутренних угроз.

Планирование ведения обороны Российской Федерации - процесс определения военной организацией государства системы мер по стратегическому сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, вооруженной защите жизненно важных интересов государства от внешних и внутренних угроз.

Планирование военного строительства в Российской Федерации - процесс определения системы мер по строительству и развитию военной организации государства, направленных на перевод органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов, привлекаемых к выполнению задач в области обороны частей производственного и научного комплексов страны, в определенные качественные состояния, позволяющие в условиях планового периода обеспечить оборону и безопасность государства, гарантированно защитить его жизненно важные интересы от внешних и внутренних угроз.

Планирование информационного противоборства Российской Федерации - процесс определения комплекса мер, осуществляемых военной организацией государства в интересах обеспечения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере и достижения политических, экономических, военных и иных целей.

Планирование обеспечения обороны Российской Федерации - процесс выработки решений и разработки на их основе системы мер, определяющих цель, задачи, мероприятия обеспечения деятельности военной организации государства при выполнении ею задач по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите Российской Федерации.

Планирование управления обороной Российской Федерации - процесс определения основ управления деятельностью военной организации государства при выполнении ею задач обороны в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.

Показатели - данные, по которым можно судить о состоянии и развитии какого-то объекта или процесса.

Показатели внутригосударственной военно-политической обстановки - данные, позволяющие оценивать состояние и процессы, происходящие в военно-политической, военно-социальной, военно-экономической, научно-технической, технологической и иных областях жизни страны.

Показатели межгосударственной обстановки - данные, по которым можно судить о состоянии и перспективах развития международной ситуации и положения России в мире.

Приоритет социально-экономической политики - предпочтительные направления и способ действий по достижению целей социально-экономического развития, исходя из целесообразности, рациональности и эффективности.

Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период - документ, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах научно-технологического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации - документ, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе субъектов Российской Федерации, на долгосрочный или среднесрочный период.

Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации - документ государственного стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный или среднесрочный период.

Прогнозирование социально-экономического развития - деятельность по разработке научно обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определению параметров социально-экономического развития Российской Федерации, достижение которых обеспечивает реализацию целей социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономической политики с учетом задач национальной безопасности.

Программа социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период - документ государственного стратегического планирования, определяющий цели деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу и комплекс мероприятий по их достижению.

Программно-целевое планирование - деятельность, направленная на определение целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, приоритетов социально-экономической политики и национальной безопасности, а также формирование комплексов направленных на достижение этих целей и приоритетов мероприятий с указанием источников их финансового обеспечения.

Региональная война - война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели.

Результат социально-экономического развития - фактическое (достигнутое) состояние экономики, социальной сферы, обороны и безопасности, которое характеризуется количественными и (или) качественными показателями.

Система анализа -

Система государственного стратегического планирования - совокупность участников государственного стратегического планирования, взаимоувязанных документов государственного стратегического планирования, характеризующих приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, и нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения государственного стратегического планирования.

Система документов государственного стратегического планирования - совокупность взаимосвязанных по стратегическим целям, задачам, срокам и источникам ресурсного обеспечения документов государственного стратегического планирования.

Система стратегического планирования -

Системная архитектура -

Среднесрочный период (перспектива) - период, следующий за текущим годом, продолжительностью от 3 до 6 лет включительно.

Стратегическая обстановка - вид военно-политической обстановки, представляющий собой состояние мировой (региональной, внутригосударственной) ВПС в определенный период времени в ходе военного конфликта между субъектами военной политики (фаза развития военно-политических отношений - военный конфликт). Стратегическая обстановка характеризуется особенностями, масштабами и ходом военных действий, возможностями и условиями их прекращения или расширения, факторами, влияющими на их ход и результаты.

Стратегические национальные приоритеты - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.

Стратегический прогноз рисков социально-экономического развития Российской Федерации и угроз обеспечения национальной безопасности (далее - стратегический прогноз) - документ, содержащий систему научно обоснованных представлений о возможных стратегических рисках социально-экономического развития и угрозах национальной безопасности Российской Федерации, которая включает поэтапные прогнозные оценки вероятного состояния социально-экономического потенциала и национальной безопасности, а также конкурентных позиций Российской Федерации в мировом сообществе.

Стратегическое планирование - зд. определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей в определенный период времени. На основе разработанной стратегии (концепции, доктрины).

Стратегическое сдерживание - разработка и системная реализация комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства - агрессора (коалиции государств) в интересах обеспечения военной безопасности страны.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации - документ государственного стратегического планирования, определяющий стратегические национальные приоритеты, цели и меры внутренней и внешней политики, характеризующий состояние национальной безопасности и уровень развития государства на долгосрочную перспективу.

Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период - документ государственного стратегического планирования, определяющий цели, приоритеты социально-экономической политики и задачи социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

Структура сценариев развития ВПО - зд. последовательная совокупность действий элементов и субъектов ВПО и эволюция их устойчивых взаимосвязей как единой системы, обеспечивающих ее целостность и сохранение основных свойств при самых различных вариантах изменения внутреннего и внешнего характера.

Структура сценария - зд. последовательная совокупность действий (актов, сцен, сюжетов).

Субъекты военной политики - государства, коалиции государств (военно-политические союзы), вооруженные силы государств, вооруженные формирования, не имеющие международного правового статуса, способные вырабатывать свою политику и генерировать различные мероприятия и действия, с помощью которых должны решаться политические задачи и достигаться поставленные политические цели.

Сценарий - зд. детальный план (проект), существующий в виде документа (пакета документов) или набора идей относительно долгосрочных политических и иных целей. См., например: Меморандум. N 20/1 СНБ США ("Задачи в отношении России"), План Маршалла ("Программа восстановления Европы") и т.д.

Сценарий ВПО -

Сценарий развития военно-политической обстановки - это описание изменения состояния мировой военно-политической системы в течение заданного периода времени при определенных (возможных, наиболее вероятных) уровнях действия влияющих факторов (политических, военных, экономических, идеологических и др.).

Сценарий текущей и прогнозируемой ВПО - существующий и будущий детальный план с участием основных действующих субъектов развития ВПО.

Технологическая архитектура - частная архитектура системы, определяющая ее ИКТ-инфраструктуру: аппаратное и системное программное обеспечение узлов сети и каналов связи, в том числе операционные системы и программное обеспечение промежуточного слоя, конкретные стандарты ИКТ и правила, которые будут использоваться при технологической реализации системной архитектуры, а также архитектур данных и программного обеспечения.

Угроза -

Угроза национальной безопасности -

Характер внешних угроз - разновидность типов угроз, зависящих от сферы их возникновения: политических, экономических, военных.

Характер войн и вооруженных конфликтов - структура относительно устойчивых связей, определяющих цели войн, средства достижения этих целей и масштабы военных действий.

Цель социально-экономического развития - достижение состояния экономики, социальной сферы, обороны и безопасности, которое определяется участниками государственного стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями.

Шкалы количественных и качественных показателей - оценка того или иного показателя для измерения его значения. Различают:
- номинальную шкалу, предназначенную для описания того или иного объекта, его принадлежности к определенному типу или классу;
- порядковую шкалу, устанавливающую предпочтения между объектами, их упорядочения по одному или нескольким признакам;
- шкала интервалов, предназначенная для отображения различий между свойствами объектов, насколько один объект превосходит или уступает другому.

__________________

[1] Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. 4-е изд. перераб. и доп. М.: Экономика, 2011. С. 93.

[2] Проект федерального закона N143912-6 "О государственном стратегическом планировании" / URL: http://sroportal.ru/laws/proekt-federalnogo-zakona-143912-6-o-gosudarstvennom-strategicheskom-planirovanii/



Док. 671824
Опублик.: 19.05.14
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``