В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Токарев: К вопросу о национальных меньшинствах Грузии Назад
Алексей Токарев: К вопросу о национальных меньшинствах Грузии
Исследователи современной Грузии не имеют общей позиции относительно определения ее территории. В научной литературе существует заметное расхождение между теми, кто смотрит, условно говоря, на российскую или американскую "карты". В первом случае мы имеем дело с признанием фактической реальности - с "внутренней Грузией" (в терминах М. Малека), не контролирующей 19% своей территории, признаваемой за ней большинством государств-членов ООН. Во втором случае речь идет скорее об игнорировании учеными факта признания Республики Абхазия (РА) и Республики Южная Осетия (РЮО) в качестве самостоятельных государств 5-6 членами ООН, а именно Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру, Тувалу, а также Вануату (последнее признает только Абхазию). Сторонники такого подхода не рассматривает РА и РЮО в качестве де-факто независимых от Грузии государств. Между тем включение РА и РЮО в число исследуемых проблем помогает понять историю становления грузинского государства, в том числе на постсоветском этапе, а также выявить причины успешности недавних сецессий.

Проблемы определения численности меньшинств
Грузинское правительство и ряд международных исследовательских "мозговых центров", исходящие из территориальной целостности Грузии, стабильно включают в анализ ее этнического состава абхазское и осетинское меньшинства. В случае признанных неправительственных организаций достоверность представляемых ими сведений обычно не вызывает вопросов, однако данные по РА и РЮО грузинской Службы госстатистики, не имеющей доступа на территорию этих частично признанных государств, следует подвергнуть сомнению.
Кроме того, затруднителен анализ количественных и качественных характеристик юго-осетинского региона. Если грузинская Служба госстатистики, согласуясь с официальной версией, считает Абхазию автономной республикой и, соответственно, дает отдельные данные по ней, то региона "Южная Осетия" на современных грузинских картах вообще не существует. "Бывшая юго-осетинская область", "цхинвальский регион" в официальных документах обозначается как "временная территориально-административная единица на территории бывшей автономной области Южная Осетия". Она же является частью следующих краев: Шида-Картли; Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети (единый край); Имерети; Мцхета-Мтианети. Таким образом, даже при "вычитании" признанной Россией территории РЮО из территории 4 грузинских краев, между которыми она "распылена", данные по грузинской части региона остаются неточными. В случае использования в качестве единицы анализа не края, а муниципалитета (района) путаница сохраняется. Грузинские статистики указывают общие данные по районам, часть территории которых перешла в 2008 г. после операции по принуждению Грузии к миру под управление РЮО: Онскому (край Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети), Сачхерскому (Имерети), Карельскому (Шида-Картли). Причем административная граница между Грузией и РЮО (естественно, не признаваемая первой) проходит точно по линии исторического расселения грузин и осетин.
Установить численность обеих групп в регионе не представляется возможным. Исключение составляет Ахалгорский район края Мцхета-Мцианети, который полностью перешел под контроль РЮО, став Лениногорским районом. Анализ этнического распределения также затрудняется тем, что в настоящее время имеет место приграничный конфликт между жителями грузинских сел и российскими пограничниками, охраняющими госграницу РЮО . По сообщениям местных жителей, границу передвинули на несколько сотен метров в глубь территории Грузии, что, по версии российских пограничников, обусловлено необходимостью демаркации госграницы РЮО и Грузии. Иными словами, сейчас не совсем понятно, где проходит эта граница.

Относительные цифры по грузинским меньшинствам
По информации грузинской Службы госстатистики, опирающейся на данные переписи 2002 г. , в государстве проживают 10 этнических групп, превышающих по численности 0,05%, составляющие 99,39% населения страны: грузины (83,74%), азербайджанцы (6,53%), армяне (5,71%), русские (1,55%), осетины (0,85%), езиды (0,42%), греки (0,35%), кистинцы (0,16%), украинцы (0,16%) и абхазы (0,08%) .
Европейский центр исследования меньшинств (ЕЦИМ), составляющий самую подробную и актуальную (последние обновления - август 2012 г.) этническую карту Грузии, определяет грузин как единый народ. В то же время грузиновед А. Епифанцев выделяет в структуре современной территории Грузии области, народы которых "абсолютно неродственны грузинам... а порой исторически враждебно к ним настроены" . Речь идет о Мегрелии и Сванетии с "очень далеко родственными грузинам мегрелами и горцами-сванами... Аджарии - республике с очень серьезными автономистскими традициями, населенной значительным количеством лазов и грузин-картлов, исповедовавших ислам..., а также Панкисском ущельи, где 200 лет живут воинственные и не подчиняющиеся никому несколько огрузиненные чеченцы - кистинцы".
Все эти этносы (кроме кистинцев) игнорируются официальной статистикой, которая объединяет их этнонимом "грузины". Между тем именно объединение многих этносов вокруг Картли-Кахетинского царства (колыбели современной грузинской государственности), образование грузинского языка на основе картвельского, доминирование этнического принципа при построении политического сообщества в рамках государства способствовали сохранению исторических противоречий между нацменьшинствами. Кроме того, необходимо отметить разделение на так называемые субэтносы внутри самого грузинского народа (преимущественно по территориальному признаку), которое, однако, не находит отражения в статистике и не служит причиной значимых межэтнических конфликтов. В данном случае выделяются группы грузин: аджарцы, гурийцы, джавахетинцы, имеретинцы, имерхевцы, картлийцы, кахетинцы, лечхумцы, месхетинцы, мохевцы, мтиулы, пшавы, рачинцы, сваны, тушинцы, хевсуры .
Одной из основных проблем политического развития постсоветской Грузии стало совпадение мест компактного проживания меньшинств с регионами, оказавшимися после обретения государством суверенитета приграничными. Помимо РА и РЮО, ими являются края Самцхе-Джавахети (армяне) и Квемо-Картли (азербайджанцы). Кроме того, эти приграничные территории с этнически негрузинским населением граничат с "материнскими" государствами (государствами-патронами). Очевидным образом это способствует формированию их "отделенческого" потенциала. Именно о них, прежде всего, заходит речь при попытках проанализировать грузинские национальные меньшинства - прочие вместе взятые меньшинства едва дотягивают до 5% населения страны. Функционирование этих, заселенных нетитульной нацией территориальных единиц, несовпадение культурных, лингвистических, экономических границ с административными обусловило возникновение большого числа вооруженных территориальных конфликтов.

Джавахетия и армянское меньшинство Грузии
Административная закрытость населенной армянами Джавахетии сформировалась еще в советский период. В связи со стратегическим геополитическим положением этой области на границах Турции, Армении и Грузии въезд и выезд в Джавахетию был крайне затруднен. При Сталине данный регион был объявлен запретной пограничной зоной, вне зависимости от удаленности того или иного населенного пункта от государственной границы с Турцией. Каждый житель Джавахетии, отбывающий на учебу или работу, если он прописывался вне пограничной зоны, автоматически лишался права на беспрепятственное возвращение в отчий дом. Он был вынужден каждый раз подавать заявление в органы внутренних дел по месту прописки и подолгу ждать разрешения на въезд домой . Подобное отношение к населению края во многом способствовало формированию комплекса "обиженного этноса", который в настоящее время часто проявляется в отношениях с титульной нацией.
Армяне чутко относятся к любым попыткам изменить государственную языковую политику. Одно из постоянных требований отдельных армянских общественных организаций - предоставить краю автономию в составе Грузии и признать армянский в качестве официального языка (как, например, на территории Абхазии признается абхазский - согласно нынешней конституции Грузии).

Таблица 1. Свободное знание грузинского языка среди меньшинств в четырех районах Самцхе-Джавахети (в %)

Уровень знания    Боржоми    Ахалцихе    Ахалкалаки    Ниноцминда
Отсутствие    0,0    6,7    47,2    28,2
Понимают несколько простых слов    11,9    28,9    30,3    52,6
Понимают почти все, но могут только устно выразить основные потребности    4,8    37,0    16,5    14,1
Понимают и говорят хорошо, но не умеют писать    11,9    3,7    0,8    1,3
Понимают, говорят и пишут свободно    71,4    23,7    5,1    3,8

Согласно исследованиям Дж. Уитли, в 2009 г. в двух исконно армянских районах (Ахалкалаки и Ниноцминда) грузинский язык не знали 77,5% и 80,2% соответственно (см. табл. 1).
Вопрос языка в Грузии крайне политизирован. Грузинские политические элиты считают придание любым неофициальным языкам (т.е. всем, кроме грузинского) формального статуса шагом к автономии территорий, а предоставление территориям автономии - шагом к сецессии. Построение гражданской (а не этнической) нации в Грузии сильно затруднено, поскольку сами грузины ревностно относятся к использованию негрузинского, неофициального языка. В то же время не менее редко звучат и противоположные обвинения со стороны грузин (как правило, в армянизации края, в сепаратизме).
Джавахетия остается областью, в отношении которой населяющими ее народами так и не решены так называемые устанавливающие вопросы: о языке, об историческом происхождении, об исторической принадлежности территории. Языковым маркером даже не принадлежности к определенной нации (грузинской или армянской), а разделения тех или иных политических взглядов служит топоним - название области. Так, грузино-ориентированные граждане говорят "Джавахети", проармянски настроенные - "Джавакх". Официальные лица Грузии настаивают на официальном названии края (Самцхе-Джавахети), игнорируя исторический топоним Джавакх . Историческая область Джавахетия - это место, где могут активно сталкиваться интересы политических групп, якобы отстаивающих, с одной стороны, "Грузию для грузин", с другой - "сохранение армянского исторического наследия". Основным требованием является предоставление автономии краю, что, разумеется, неприемлемо для официального Тбилиси (по Конституции Грузии только Абхазия и Аджария являются автономными республиками с особыми правами - остальные края равны). Видимо, подсознательно грузины опасаются превращения Джавахети в Нагорный Карабах, т.е. в анклав, осуществляющий сецессию при поддержке государства-патрона.
Разобраться в вопросе исторической принадлежности Джавахетии весьма сложно: на любую проармянскую реплику ("с древнейших времен коренное население региона составляли армяне, поскольку эта территория была частью исторической Армении" ) последует противоположная грузинская: "в начале XXI века армяне, исходя из ложных предпосылок, заявляют относительно Джавахети, что якобы "с древнейших времен коренное население региона составляли армяне, поскольку эта территория была частью исторической Армении"" .
В 1995 г. грузинское правительство объединило Джавахетию и еще одну историческую область Самцхе (Месхетию) в общий край - Самцхе-Джавахетию. К двум населенным армянами районам - Ниноцминдскому и Ахалкалакскому (доля армян/грузин - 95,7/1,3 и 94,3/5,2 соответственно) - добавили Ахалцихский, Боржомский и Аспиндзский районы, населенные преимущественно грузинами. Одновременно населенный армянами Цалкский район, ранее с наибольшей долей греческого населения, был переподчинен краю Квемо-Картли.
В результате относительное число армян снизилось до 54,6%, а относительное число грузин выросло до 43,35%. Кроме объединения с населенными грузинами районами, "вес" армянского населения в Самцхе-Джавахетии должен был быть снижен за счет возвращения на места исторического поселения турок-месхетинцев, депортированных в сталинский период. Однако количество вернувшихся оказалось крайне невелико и не повлияло на этнополитический расклад в регионе.
После "революции роз" власти Грузии настойчиво пытались реинтегрировать Джавахетию. Прежде всего, команда М. Саакашвили настояла на выводе 62-й российской военной базы из Ахалкалаки, что произошло в 2007 г. Между тем эта база обеспечивала безопасность населения, в том числе от внешнего вмешательства, предоставляла рабочие места, служила очагом образования и здравоохранения, а также основным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции местного населения. Фактически территория Джавахетии была рублевой зоной, второй валютой был армянский драм - лари практически не использовался . В то же время грузинские власти постоянно акцентировали внимание на том, что база якобы была основным источником теневого рынка бензина, а недосматриваемый грузинскими таможенниками военный транспорт россиян якобы использовался для контрабанды алкоголя, табака и продуктов из Армении на территорию Грузии и картофеля из Джавахетии в Россию. Те же конвои, как зачастую утверждала грузинская пропаганда, использовались для переправки в Россию людей (как правило, армянских трудовых мигрантов в обход грузинских контролирующих органов) . Как заметил В. Рамишвили, незадолго до вывода базы "Армения уже `решила` проблему Джавахети в свою пользу... фактически Джавахети ныне - армянский участок на грузинской земле, ибо там власть Тбилиси носит виртуальный характер, как в Абхазии и Южной Осетии" .
Реализация крупнейших инфраструктурных проектов при поддержке США позволила М. Саакашвили начать интеграцию Джавахетии в общее транспортное пространство Грузии. Более 184 млн долл. американского "Millennium Challenge Georgia Fund" было потрачено на восстановление внутренних дорог Джавахетии и дорог, соединяющих ее с другими грузинскими территориями . Кроме того, Азербайджан, Турция и Грузия вложили средства в строительство участка Карс-Ахалкалаки железной дороги Карс - Ахалкалаки - Тбилиси - Баку, которая связывает Каспий и Европу. Развитие этого стратегического маршрута позволит экономически реинтегрировать Джавахетию в пространство Грузии.
Таким образом, команде М. Саакашвили удалось в основном устранить объективные экономические и транспортные причины, способствовавшие обособлению Джавахетии. Однако исторические и национальные противоречия между джавахетскими армянами и грузинами сохраняются.

Квемо-Картли и азербайджанское меньшинство
Менее весомым сепаратистским потенциалом, чем Джавахетия, обладает край Квемо-Картли.
Этот регион, расположенный на юге Грузии на границе с Арменией и Азербайджаном, как и Джавахетия, был проблемной территорией в связи с сохранением советского наследия. Населяющее Квемо-Картли азербайджанское население после распада СССР периодически обвиняло центральные власти Грузии в языковой, кадровой и образовательной дискриминации.
В сфере национальной политики правительство М. Саакашвили, как и в других регионах, шло по пути укрепления позиций грузинского языка. Как и в Джавахетии, в Квемо-Картли уровень знания грузинского был крайне низким не только среди населения, но и даже среди учителей грузинского (см. табл. 2). Около 30% учителей грузинского не могли объясняться по-грузински .

Таблица 2. Свободное знание грузинского языка среди меньшинств в четырех районах Квемо-Картли (в %)

Уровень знания    Гардабани    Марнеули    Дманиси    Цалка
Отсутствие    24,5    42,2    8,1    19,3
Понимают несколько простых слов    47,0    35,1    47,5    49,5
Понимают почти все, но могут только устно выразить основные потребности    14,0    12,8    32,3    22,6
Понимают и говорят хорошо, но не умеют писать    6,9    6,2    7,1    5,7
Понимают, говорят и пишут свободно    7,7    3,8    5,1    5,7

В 2009 г. была принята программа обучения представителей национальных меньшинств, в том числе азербайджанцев, грузинскому языку. Тогда же власти Квемо-Картли направили в университет им. Ильи Чавчавадзе, где готовят учителей грузинского языка, 100 молодых азербайджанцев. Во второй половине 2000-х годов в рамках программы "Будущее начинается сегодня" в Квемо-Картли направлялись преподаватели грузинского из Тбилиси и других регионов Грузии. Для стимулирования преподавателей грузинского языка в населенных азербайджанцами районах Грузии власти ввели дополнительные выплаты. Согласно принятому во второй половине 2000-х годов закону "Об образовании" национальные меньшинства имеют право получать начальное и общее образование на родном языке, но высшее образование - исключительно на грузинском. Это подталкивает их изучать его для продолжения восхождения по социальной лестнице.
Азербайджанцы - самое многочисленное национальное меньшинство Грузии. Однако их сецессионистские устремления сформированы в гораздо меньшей степени, чем, например, в Джавахетии. Этому способствует современная геополитическая ситуация. Азербайджан, в отличие от Армении, является стратегическим партнером Грузии. Она, в свою очередь, в условиях стратегического партнерства Армении и России - единственный надежный партнер для транзита азербайджанских углеводородов на запад. Поддержка азербайджанского меньшинства в Грузии не является для Азербайджана столь же необходимой, как армянского для Армении, оказывающейся в стратегической изоляции между Турцией, Ираном и тем же Азербайджаном в случае перекрытия границы с Джавакхом.
Действительно значимым для региона является вопрос грузинизации азербайджанской топонимики. В Квемо-Картли активно переименовывают населенные пункты . Однако власти пытаются дипломатично и популистски преуменьшить значение этого явления. Губернатор региона Квемо-Картли Д. Киркитадзе заявил: "Я не считаю проблему смены названий сел такой важной. Самое главное, что мы решили для жителей азербайджанских сел проблемы с питьевой водой, строим и ремонтируем школы. Если начать менять названия сейчас, могут возникнуть другие проблемы... Ученые обратились ко мне, прося вернуть селам Квемо-Картли те названия, которые у них были еще в XII веке при Давиде Строителе. В таком случае реально возникнет проблема, так как существующих ныне азербайджанских наименований вообще не было. Поэтому я считаю, что данный вопрос вообще лучше не затрагивать. Лучше заниматься наболевшими, реально проблемными вопросами" . Очевидно, как и в случае с Джавахетией, с обеих сторон могут быть подключены историки, которые на основе "фактов и раскопок" вновь каждый для своего народа установят право исторического главенствования над территорией и, соответственно, право использовать свой язык при образовании топонимов.
Отдельные политические группы способны актуализировать вопрос об отделении. В настоящее время это происходит посредством создания партии "Борчалы" . В процедуре создания партии, в появлении у нее герба и гимна М. Саакашвили сразу же увидел "попытки расчленить Грузию" . Не обошлось без обвинений в адрес российских спецслужб и лично В. Путина в очередном заговоре .
Однако, на наш взгляд, условия сосуществования грузин и азербайджанцев в Квемо-Картли, объективная инфраструктурная и экономическая обусловленность добрососедских отношений Грузии и Азербайджана, очевидное нежелание последнего признавать данный регион в качестве самостоятельного образования, чтобы не создавать прецедент для НКР, - все это будет служить препятствием для реализации сепаратистских устремлений отдельных политических групп.

Субэтносы внутри грузинского народа
Проблемы, возникающие с собственно этническими меньшинствами, гораздо менее значительны, чем с национальными - армянским, азербайджанским, абхазским и осетинским.
Грузинская официальная статистика не рассматривает мегрелов и сванов в качестве значимых этносов, хотя первые составляют немногим менее 10% населения страны, вторые - менее 1%. Наименьшее влияние на ситуацию в Грузии оказывают лазы, незначительно присутствующие в Аджарии, которые преимущественно населяют черноморское побережье Турции. Сваны, компактно проживающие в высокогорной исторической области Сванетия, в значительной степени обособлены от грузинской политической жизни. Вместе с тем они достаточно (для отсутствия сепаратистских устремлений) интегрированы в грузинское общество и занимают в нем важную нишу "заместителя комплексов", являясь героями анекдотов, иронически, по-доброму высмеивающих их недалекость и одновременно подчеркивающих житейскую мудрость.
Несмотря на наличие собственных языков, относящихся, как и грузинский, к картвельской семье, мегрелы и сваны не имеют письменности и используют грузинское письмо. Попытки перевода Библии на эти языки в 2005 г. были привычно объявлены грузинскими парламентариями провокациями спецслужб России . Так называемый мегрельский вопрос (о праве изучения языка в школах, о включении его в число официальных языков Грузии, об издании газет) саботируется грузинскими элитами. В массовое сознание внедряется стереотип о становлении и функционировании мегрельского языка исключительно в качестве диалекта грузинского, хотя они являются равностатусными языками одной семьи. Это происходит потому, что в случае признания мегрельского (а также сванского и лазского) языков в качестве таковых их придется защищать и поддерживать в рамках Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, которая до сих пор не ратифицирована Грузией. Между тем, независимо от оценки уровня самоидентификации мегрелов, мегрельский язык существует именно в качестве отдельного языка.
В то же время некоторые исследователи (например, В. Шария) призывают не преувеличивать значение "мегрельского вопроса", намекая на то, что он часто поднимается абхазскими властями - большая часть мегрелов проживает именно в Абхазии (особенно в Гальском районе, пограничном с Грузией) , где они в отличие от Грузии включаются официальной статистикой в число основных этносов и не приписываются к "грузинам" . В. Шария описывает отдельные попытки создания письменности для мегрельского языка, предпринимавшиеся за последние несколько лет . В любом случае научные социологические исследования относительно собственной идентичности мегрелов нам неизвестны . Исследования, косвенно относящиеся к данному вопросу , позволяют судить о том, что мегрелы и сваны воспринимаются научным сообществом за пределами Грузии наравне с грузинами. Так, А. Епифанцев пишет: "Мегрелы - это очень древний народ. И народ, как минимум, равный картлийцам" . Напротив, не менее известный грузиновед Дж. Уитли полагает, что мегрелы, сваны и лазы "считают себя грузинами" . Вопрос жесткой самоидентификации внутри самого мегрельского этноса, по-видимому, не стоит. С нашей точки зрения, "мегрельский вопрос", безусловно, существует в научной (исторической, этнографической) повестке дня, но крайне сильно политизирован и может быть актуализирован только усилиями политических групп. Очевидно, что мегрелы, сваны и лазы обладают сепаратистским потенциалом, не схожим не только с абхазским и осетинским случаями, но даже с армянским и азербайджанским. Независимо от степени самоидентификации мегрелов, сванов и лазов, без особого ущерба для межнациональных отношений их можно причислять к грузинам.
Гораздо сложнее в смысле интеграции в грузинское национальное сообщество обстоит дело с признаваемыми официальной статистикой езидами - проживающими в Грузии курдами. Исследование этнических стереотипов грузинских студентов, проведенное социологом Н. Джавахишвили в 1996 и 2002 гг., выявило неоднозначные факты . Наибольшая социальная дистанция как среди народов, населяющих Грузию, так и среди мировых существовала по отношению именно к курдам (4,74 по 5-бальной шкале), а не к абхазам (4,42) или осетинам (4,18), как можно было предполагать. Несмотря на вопросы относительно научной обоснованности экстраполяции полученных в студенческой среде результатов на все общество, можно утверждать, что курды были и остаются, пожалуй, самым маргинальным этносом современной Грузии. Если в 1990-е годы увеличение социальной дистанции было связано с криминализацией этноса , то ее сохранение в 2000-х годах, после масштабной войны с криминалом, проведенной командой М. Саакашвили, связано скорее с нежеланием курдов интегрироваться в грузинское общество. Со времен Советского Союза езиды крайне слабо интересовались изучением грузинского языка, ориентируясь на русские и армянские школы, не были представлены среди научной, технической и культурной интеллигенции, осваивали преимущественно рабочие специальности. В настоящее время низкий уровень социальной мотивации езидов, по всей видимости, сохраняется.

* * *
Россия для грузинской политики представляется очень удобным "северным соседом". В большинстве случаев по отношению к политическим ситуациям, явлениям и процессам, способным оказать негативное влияние на грузинское общественное мнение и/или принести рейтинговые очки политическим группам, грузинские политики и масс-медиа рассматривают Россию в качестве "внешнего врага". "Провокация российских спецслужб", "Путин хочет построить империю", "назад в СССР", "благодатная земля маленькой Грузии является лакомым куском" и т.п. - все это привычные клишированные темы в грузинской общественно-политической жизни. Если раньше основными акторами всевозможных заговоров и попыток расчленения грузинской территории считались исключительно сотрудники спецслужб, то недавно в их число записали даже главу "Лукойла" В. Алекперова, правда, в связи с дезинтеграцией Азербайджана.
За время, прошедшее после распада СССР, Грузия прочно вошла в сферу интересов США. Здесь уже выросло первое поколение людей, которые не помнят ни Советского Союза, ни России в качестве "братской республики", ни русского языка в качестве инструмента межнационального общения. В этих условиях для восстановления нормальных отношений с Грузией от России потребуются терпение, настойчивость, высокое дипломатическое искусство и целенаправленное использование всего имеющегося у нее арсенала возможностей.

А.А. Токарев,
н.с., к.п.н. Центра глобальных проблем ИМИ

Док. 671733
Опублик.: 13.05.14
Число обращений: 0

  • Токарев Алексей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``