В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Воронин: Принцип неделимости европейской безопасности: перспективы закрепления в форме международно-правового документа Назад
Евгений Воронин: Принцип неделимости европейской безопасности: перспективы закрепления в форме международно-правового документа
Формирование условий для решения проблем европейской безопасности на основе правового подхода во многом зависит от усилий ОБСЕ - центральной европейской организации по вопросам безопасности. Именно эта структура может стать площадкой для диалога европейских и евразийских государств по вопросу реализации принципа неделимости европейской и в более широком - евразийском - контексте безопасности в форме международно-правового акта.
Сохраняющийся "уровень конфликтности" в отношениях России и ее партнеров из трансатлантических структур безопасности и взаимодействия (НАТО и ЕС) остается основным препятствием на пути урегулирования ситуации неопределенности в отношениях бывших противников. Несмотря на перманентное отсутствие взаимопонимания, Россия и Запад отказываются формально признавать угрозу, "исходящую друг от друга". Вместе с тем неоспоримо, что обе стороны, рассматривающие себя в качестве партнеров, оказываются "неспособными" наладить доверительные, устойчивые отношения в области евроатлантической, а, по большому счету, и евроазиатской безопасности.
До сих пор не удалось создать переговорный механизм, который был бы адекватен современным вызовам. Потерпели неудачу практически все двусторонние и односторонние попытки изменить ненормальное положение дел, сложившееся в области "управления процессами европейской безопасности". Ее неделимость воспринимается не иначе как "виртуальный фетиш", не соответствующий цивилизационному уровню взаимодействия государств "Большой Европы" в XXI веке. От "кооперативного решения" всех 57 участников ОБСЕ зависит судьба не только "европейского пути", но и всего комплекса проблем безопасности трансатлантического и евразийского сегментов.
Представляется, что подобное решение должно носить именно международно-правовой, а не декларативно-политический характер. "Реплики" Хартии для Новой Европы 1990 г. или последующие документы ОБСЕ в нынешних условиях не применимы. Дело европейской безопасности требует международно-правового, договорного решения, а не традиционно-вербального подхода.
Заключение общеприемлемого международно-правового документа, на наш взгляд, возможно только через механизм ОБСЕ, даже несмотря на его маргинальность, слабую эффективность и доминирующее влияние в этой организации и в восточно-европейских делах в целом Евросоюза.
В последнее время все больше подтверждается, казалось бы, периферийная, малодейственная и даже во многом несамостоятельная роль ОБСЕ в европейских делах. Это проявляется, прежде всего, в повестке вопросов безопасности и предотвращения конфликтов. Единственная не просто общеевропейская, но евразийская международная организация, формируемая 57-ю европейскими и азиатскими государствами и североамериканским сегментом (США и Канада), переживает маргинальное состояние. На первый план выходит проблема ее выживания. Невнятные ориентиры парализуют, на первый взгляд, устоявшиеся механизмы урегулирования возникающих проблем на основе компромиссов, учета взаимных интересов и цивилизационных особенностей участников.
В истории ОБСЕ были не только неудачи, но и реальные поражения. Стоит упомянуть, в первую очередь, несостоятельность Парижской хартии для Европы 1999 г., провозгласившей отказ от разделительных линий и начало новой эры - единства Европы. В условиях отсутствия прежнего военного противостояния на континенте НАТО по праву "рвения победителей" узурпировала вопросы безопасности в Европе. Евросоюз взял на себя функции социально-экономического центра Европы и "единственного" локомотива интеграции в целях ее объединения. Процессы институционализации Европейского союза сугубо на юридической, международно-правовой основе выгодно выделяются на фоне политических деклараций, неправовых решений и рекомендаций в деятельности ОБСЕ. ОБСЕ не смогла противостоять линии Евросоюза на его "презентацию" в качестве единственной реальной региональной структуры Европы. Механизмы ОБСЕ явились "фигурами умолчания" в процессе осуществления политики Евросоюза и НАТО на "вытеснение за европейскую обочину" СНГ, доктрины Таможенного союза, эвентуальной роли ОДКБ на евразийском пространстве.
Несмотря на отсутствие явно провальных ситуаций (за исключением авантюры с "втаскиванием безропотного Киева" в евроатлантическую систему), процесс конституирования Европы как союзного на конфедеративных началах образования не дает оснований для окончательного оптимизма. Ю. Хабермас, известный европеист, "а потом немец", утверждал, что процесс европейского объединения, который всегда проводился через головы населения, застрял сегодня в "тупике", потому что он не может продолжаться, не будучи переведенным из до сих пор принятого административного модуса к более заметному участию населения. Во внешнеполитическим плане это означает отсутствие механизма "сдерживания" гражданской власти, которая, прежде всего, могла бы способствовать "юридизации системы необузданной конкуренции между государствами" . Вряд ли надежной и устойчивой была бы конструкция, построенная на расчете готовности к равноправному сотрудничеству со стороны Евросоюза или тем более НАТО с будущим Евразийским союзом либо нынешней ОДКБ. Здесь двусторонних площадок для диалога на сегодня нет, за исключением ОБСЕ. Для евросоюзников признание восточно-европейских интеграционных процессов в качестве параллельных партнерских явлений означало бы, судя по всему, признание раскола Европы и конец перспективы ее объединения по трансатлантической модели. Игнорирование евразийского фактора объективно противоречит содержанию деятельности ОБСЕ и ослабляет перспективу доминирования Евросоюза и НАТО на европейском, а в новых реалиях и на всем евразийском континенте. Очевидно, что основным инструментом противодействия "евразийскому фактору" все больше становится "Восточное партнерство" - как основная стратегия и тактика Запада в отношении стран СНГ.
Фрагментация Европы, консервации которой объективно способствуют программы Евросоюза в рамках политики "Восточного партнерства", блокирует движение к общеевропейской системе безопасности на договорной, юридической основе. Практика саммитов также имеет негативные последствия для общеевропейского сотрудничества на принципах взаимного учета интересов и озабоченностей. Попытки общеевропейского диалога в пользу кооперативных подходов к механизмам предотвращения и урегулирования конфликтов продолжают восприниматься как излишние на фоне потенциальных возможностей НАТО и заявки ЕПБО на самостоятельную, а в перспективе и ведущую роль в вопросах евробезопасности. Преодоление "фигур умолчания", преобладающих в реакции евросоюзников на российские идеи и предложения, настоятельно требует поиска нашего нового решительного, но не конфронтационного модуса поведения в отношении западных стандартов объединения Европы. Возможным вариантом могла бы быть более определенная линия в отношении ведущей силы Евросоюза и одновременно "основного" партнера России - Германии. Речь идет о том, чтобы добиться отказа от доминирования интриг "заднескамеечников", т.е. восточно-европейских стран с их рецидивами прошлого и "ностальгического русофобства" в формировании политики в отношении России и атмосферы искреннего партнерства.
Последние мероприятия в рамках ОБСЕ (саммит в Астане, Дни безопасности ОБСЕ в Вене и т.п.) показали, что у стран-участниц ОДКБ нет эффективной единой, союзнической линии. Подобная ситуация, очевидно, позволяет консолидированной политике стран Евросоюза и НАТО по вопросам европейской безопасности доминировать в ОБСЕ. Конечно, политический и военный потенциал союзников России не идет ни в какое сравнение с возможностями партнеров по ЕС. Но это не должно расцениваться как отсутствие шансов на реализацию единой позиции России и ее союзников (если ее удастся сформулировать) повлиять на повестку дня ОБСЕ в области безопасности, предложить взаимоприемлемые пути вывода организации на новый уровень.
Представляется, что жизнеутверждающим для будущего ОБСЕ и хорошим шансом на признание неделимости европейской безопасности может стать включение в активном, инициативном режиме "евразийского интеграционного фактора" в контекст ОБСЕ с целью выхода в дальнейшем на достижение общеевропейского международно-правового документа по безопасности. В качестве первого необходимого шага может рассматриваться принятие консолидированного, единого подхода к такому документу стран-участниц формирующегося Евразийского союза и ОДКБ. Такая совместная позиция могла бы содействовать реформированию деятельности ОБСЕ, "возврату" предписанных ей Хельсинкским актом функций регулирования вопросов безопасности и экономического сотрудничества, которые были "узурпированы" НАТО и Евросоюзом. Только в рамках единых, партнерских подходов можно попытаться добиться перелома в пользу большей кооперативности евроатлантических и евразийских государств и выхода в рамках ОБСЕ на проект юридически обязывающего документа по вопросам безопасности.

Е.Р. Воронин,
в.н.с. Центра евроатлантической безопасности ИМИ

Док. 671689
Опублик.: 08.05.14
Число обращений: 0

  • Воронин Евгений Ростиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``