В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ирина Болгова: Энергетическая политика ЕС в отношении государств постсоветского пространства Назад
Ирина Болгова: Энергетическая политика ЕС в отношении государств постсоветского пространства
Для Европейского союза как крупного потребителя углеводородов постсоветское пространство изначально представляло интерес с точки зрения появления новых перспективных источников энергоносителей. Помимо реализации экономического интереса Евросоюз использует инструментарий своей энергетической политики для достижения политических целей.
Говоря о содержании энергетической политики ЕС на постсоветском направлении, можно выделить несколько аспектов.
1. Совершенствование энерготранспортной инфраструктуры рассматривается в качестве средства налаживания горизонтального сотрудничества между государствами-партнерами и укрепления региональной безопасности.
ЕС никогда не считал экономическую целесообразность главной целью своих энергетических проектов. Даже внутриевропейский мониторинг действующих и текущий анализ проектируемых маршрутов постоянно подчеркивали недочеты с точки зрения прагматизма. При этом особое внимание уделялось необходимости развивать это направление деятельности ЕС с целью обеспечения региональной стабильности, основанной на утверждении либерально-демократических ценностей.
Первой инициативой экономического, в первую очередь энергетического, сотрудничества Европейского союза с государствами региона стал проект "Новый шелковый путь". Техническое наполнение данного проекта (прежде всего, программы ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ), предусматривавшее переориентацию торгово-экономических путей и изменение сложившегося вектора "Север - Юг", было болезненно воспринято в России. Вместе с тем инициатива задумывалась и обусловливалась стремлением ЕС к укреплению регионального сотрудничества и созданию экономических и политических предпосылок для разрешения существующих конфликтов. В связи с этим особую важность приобрели программы, направленные на развитие и укрепление регионального сотрудничества. Так, при помощи программы ТРАСЕКА ЕС хотел внести свой вклад в урегулирование конфликта в Нагорном Карабахе, проводя "пошаговую" политику, суть которой заключалась в том, чтобы наладить диалог между политическими лидерами государств Закавказья по вопросам технического сотрудничества.
Проект транспортировки газа из Центральной Азии под названием "Набукко" не являлся столь же масштабной многосторонней программой сотрудничества, как ТРАСЕКА. Однако и здесь акцент делался, в первую очередь, на политическую составляющую и последствия для региона, а уже затем на экономическую целесообразность для ЕС. Основное внимание уделялось усилиям по продвижению европейской системы управления, прежде всего, на энергетических рынках государств-партнеров.
Лидеры ЕС убеждены в том, что энергетическое развитие постсоветского пространства будет способствовать обеспечению энергетической безопасности Европы в наибольшей степени только тогда, когда оно станет составной частью усилий по дальнейшему продвижению этих стран по пути обеспечения надлежащего управления, экономического развития, прав человека и стабильности.
По мере понимания недостаточности сугубо экономических инструментов для решения политическим проблем, с одной стороны, и на фоне постепенного развития общего энергетического рынка в рамках ЕС, с другой, акценты во внешней энергетической политике смещаются в сторону идеи создания унифицированного порядка регулирования межгосударственных отношений в сфере энергетики.
2. Создание регионального энергетического режима за счет распространения внутриевропейского свода норм и правил в области энергетического взаимодействия на соседние государства.
К середине 2000-х годов в Евросоюзе сформировалась широкая документально-правовая база, консолидирующая позиции государств-членов по энергетической тематике и регламентирующая направления внешней энергетической политики ЕС. На этой базе строятся ключевые инициативы Брюсселя в сфере энергетики на постсоветском пространстве. создание Европейского энергетического сообщества (ЕЭС) для интегрирования государств-участников в создаваемый общеевропейский рынок газа и электроэнергетики, а также гармонизация энергетического законодательства в формате программы "Восточное партнерство".
Задачами программы "Восточного партнерства" в области энергетической безопасности являются развитие транспортной инфраструктуры и диверсификация поставок энергоносителей. При этом основной акцент делается на нормативное влияние Европейского союза. Формирование энергетического рынка предполагается осуществлять на основе энергетического права ЕС. При этом предложение продвинутых условий энергетического сотрудничества осуществляется в тесной увязке с помощью в демократизации и либерализации стран-участниц "Восточного партнерства".
Согласно Договору об Энергетическом сообществе государства-участники обязуются в полной мере применять формирующийся свод норм и правил внутреннего энергетического рынка ЕС.
Молдавия и Украина присоединились к ЕЭС в 2010 и 2011 гг. соответственно. Вступление в Сообщество рассматривалось этими странами как необходимый шаг для адаптации внутреннего законодательства к положениям энергетического законодательства ЕС и как важный промежуточный шаг на пути вступления в ЕС. Обе страны взяли на себя обязательства принять и осуществлять директивы Европейского союза, связанные с газом, электричеством, возобновляемыми источниками энергии и охраной окружающей среды. Хотя сроки реализации большинства этих мер прошли, Кишиневу удалось добиться прогресса, главным образом, в сфере электроэнергетики. Киев же не смог полностью выполнить ни одного из своих обязательств. Формальный характер выполнения Киевом требований Энергетического сообщества признается не только политиками и экспертами в ЕС, но и в самой Украине. На внутренних рынках газа и электроэнергии вместо развития конкуренции, обеспечения защиты прав потребителей и инвесторов продолжается доминирование коррупционных схем, базирующихся на сращивании власти и крупного бизнеса. Трудности с внедрением правовых норм в энергетику Молдавии связываются, прежде всего, с внутриполитическими кризисами, которые переживает республика.
Таким образом, ЕЭС представляет собой инструмент распространения внутреннего законодательства ЕС на соседние государства.
Брюссель заинтересован в том, чтобы максимально интенсивно внедрять в Украине нормы законодательного регулирования ЕС, в первую очередь в энергетической сфере. Это и понятно, ведь Украина - ключевая транзитная страна на пути российских энергоресурсов в Европу.
При вступлении в ЕЭС у Молдавии и Украины были разные мотивы. Молдавия рассматривала Энергетическое сообщество как еще один путь развития внутрирегиональных связей, а Украины - как механизм усиления переговорных позиций с государствами-поставщиками, в первую очередь с Россией.
В заключение важно подчеркнуть следующее.
Во-первых, сфера энергетического сотрудничества ЕС с постсоветскими государствами изначально содержала очень сильный политический компонент.
Во-вторых, несмотря на признание в самом ЕС политического контекста энергетических программ, Брюссель всегда настаивал на отсутствии цели исключения России из регионального энерготранспортного взаимодействия.
В-третьих, за последние десять лет энергетическая сфера внешней политики Евросоюза стала площадкой для распространения принципов и норм внутреннего права ЕС на соседние государства.
В-четвертых, приверженность своим ценностным принципам во внешней политике уже сейчас оказывает заметное влияние как на отношения России с государствами "общего соседства", так и на отношения Россия - ЕС.

И.В. Болгова,
н.с. Центра постсоветских исследований ИМИ

Док. 671669
Опублик.: 07.05.14
Число обращений: 0

  • Болгова Ирина Вячеславовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``