В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Жизнеописание Астраханского детского дошкольного дома 8 часть.Региональная газета `Волга` о детдоме в 2009 году Назад
Жизнеописание Астраханского детского дошкольного дома 8 часть.Региональная газета `Волга` о детдоме в 2009 году
23 июля 2009 года газета "Волга" N 106 (25585) писала: "Даже если знать, что аутичность - это крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний, как объясняет словарь, таких детей сложно воспринимать, с ними невозможно общаться, трудно понять, чего они хотят.До недавнего времени эта проблема для семей, в которых росли дети-аутисты, оставалась неразрешимой. По крайней мере, в нашей области. Два года назад малышами, страдающими синдромом раннего детского аутизма, начала заниматься специальная коррекционная начальная школа-детский сад "Верботон", больше известная как учреждение, успешно работающее с глухими и слабослышащими детьми...Аутизм у детей - это предельное, "экстремальное" одиночество: они не умеют общаться, не говорят о потребностях, не способны выражать свои чувства. Даже лица кажутся у всех одинаковыми, словно маски. Как пробиться через эти дебри, чтобы помочь малышу освоиться в чужом для него мире, - эту задачу пытались решить педагоги и психологи. Специально под каждого разрабатывали программу индивидуальных занятий. Сначала присматривались, наблюдали, чтобы понять, как можно подступиться к такому ребёнку...Многие аутисты не разговаривают. Значит, надо создать мотивацию для общения, "подтолкнуть" малышей. Их особенностью является то, что они легче усваивают глобальное чтение: то есть сначала учатся узнавать написанное слово целиком, не разделяя его на отдельные буквы, а постепенно от "фотографического" угадывания переходят к истинному чтению.Дети-аутисты часто не понимают, кто они, и по отношению к себе применяют местоимения и глаголы во втором и третьем лице. "Это я" - повторяют воспитатели и педагоги изо дня в день, направляя указательный пальчик малыша. Все это происходит в тесном контакте с ребёнком. Для него проблема жить в нашем мире - педагоги пытаются понять его мир...Тесный контакт педагогов с родителями необходим, ведь и те и другие решают сложнейшую задачу. Не просто разрешается - приветствуется присутствие родителей на занятиях: они порой могут подсказать, как лучше успокоить ребенка, и сами учатся жить рядом с ним. Не ради него - почувствуйте разницу, а рядом с ним. Практически с первых дней мамы и папы объединились в родительский клуб "Необычный ребенок", где, собравшись вместе, изучают особенности болезни, возможности реабилитации, а также делятся опытом и поддерживают друг друга. Это важно...Дети участвуют в совместных утренниках, не боятся музыки...У всех детей начал появляться "живой" взгляд "глаза в глаза", у одних кратковременный, у других долгий, до пяти минут, они стали понимать задания и правильно их выполнять. Узнают себя в зеркале. Стали общаться друг с другом.Трое детей - при специальной поддержке - могут обучаться на равных вместе с нормально развивающимися сверстниками в массовой школе.Два года назад родители этих детей были в отчаянии. Теперь отчаяние сменилось надеждой - не на то, что дети исцелятся, увы, но что реабилитация поможет достичь определенных результатов.Не для всех. Одна девочка за шесть месяцев коррекции так и не смогла освоить навыки самообслуживания и личной гигиены. Научилась только держать ложку, но по назначению использовать ее не умеет. Аутизм - болезнь странная и страшная. Но, может быть, терпеливые уроки учителей все же когда-то дадут свои плоды, как произошло это в случае с Гашимом.

- Мы научили этих детей читать, они говорят, их перестали пугать обычные для нормальных людей вещи, но... что дальше? - размышляет Галина Петровна Богданова. - Готова ли та же массовая школа принимать детей-аутистов, готово ли общество поддерживать их? Мы ведь хотим помочь не только таким детям, но и обществу, формируя у него сочувствие, понимание и любовь к тем, кто не похож на нас.Помогая обществу стать лучше, в сентябре "Верботон" примет уже 16 детей с диагнозом РДА.Марина ПАРЕНСКАЯ, обозреватель "Волги"".

Статья составлена по материалам Государственного архива Астраханской области, Астраханской областной научной библиотеки им.Н.К. Крупской, архива редакции газеты "Мир глухих" (г. Москва), московского музея истории ВОГ,резервов Интернета.

Сентябрь 2013 года

Гусев Владимир Матвеевич,член Российского Общества историков-архивистов

Док. 671619
Опублик.: 05.05.14
Число обращений: 0

  • Гусев Владимир Матвеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``