В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Жизнеописание Астраханского детского дошкольного дома 7 часть.`Учительская газета` о детдоме в 2007 году Назад
Жизнеописание Астраханского детского дошкольного дома 7 часть.`Учительская газета` о детдоме в 2007 году
20 ноября 2007 года газета "Учительская газета" в своей статье "Уникальный "Верботон".О нем знают не только в России, но и в Европе" писала:
" Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад "Верботон", расположенная в Астрахани на улице Сун Ятсена, учреждение прославленное. Здесь в обычном,на первый взгляд, здании 1981 года постройки ведется реабилитация детей с тяжелыми нарушениями слуха и речи. Кстати сказать, до перестройки в Советском Союзе это было единственное учебное заведение такого типа. Но и сегодня в "Верботон" поступают дети из многих регионов Южного федерального округа. Михаил Бондарев.В специальном образовательном учреждении работают 10 групп, где обучаются 76 детей, из которых 49 глухих, 18 - с тяжелыми нарушениями речи, 5 - с ранним аутизмом. Начальная школа - детский сад имеет хорошую материально-техническую базу, оснащена специальным оборудованием, позволяющим опираться не только на традиционные методики. В школе работает сенсорная комната, где проходит релаксация и реабилитация детей с отклонениями в развитии. За последние годы Министерством образования и науки Астраханской области проделана большая работа по совершенствованию материально-технической базы учебного заведения: кабинеты оснащены стационарной и индивидуальной звукоусиливающей аппаратурой "Верботон", установлены редчайшие аппараты для постановки звуков и коррекции заикания, все глухие дети протезированы индивидуальными слуховыми аппаратами типа "Отикон", "Бернафон". Коррекционная начальная школа - детский сад находится под патронажем жены губернатора, которая возглавляет благотворительный фонд "Шаг навстречу". На средства фонда приобретен современный аппарат по развитию слуха и речи стоимостью 350 тысяч рублей, в скором времени в "Верботон" должен поступить еще один специальный аппарат. Новое оборудование поможет детям быстрее интегрироваться в общество, будет способствовать получению качественного образования и развитию речи, позволит специалистам заниматься с каждым ребенком по индивидуальной программе.
В том, что коррекционная школа развивается во всех направлениях, немалая заслуга ее давнего директора Галины БОГДАНОВОЙ - заслуженного учителя России, победителя X Всероссийского конкурса "Женщина-руководитель 2007 года", члена Координационного совета Российской Федерации по содействию обучению неслышащих по верботональной методике.
- Мы работаем на основе комплексной диагностики с применением верботонального метода, - рассказывает Галина Петровна. - С 2003 года "Верботон" сотрудничает с поликлиникой "СУВАГ" хорватского города Загреб. Наш куратор - профессор этой поликлиники Младан Ловрич. Дело в том, что в Хорватии накоплен огромный опыт реабилитации детей с тяжелыми нарушениями слуха и речи, там верботональную методику применяют с 1964 года, по наработкам хорватских ученых сегодня работают практически во всех странах мира. Также у нас налажены прочные международные связи с Украиной, Белоруссией, Молдовой, российскими коллегами в Калуге, Тольятти, Хабаровске, Иркутске. С 2005 года на базе "Верботона" действует центр слуха и речи для детей-инвалидов, впервые начата работа по кохлеарной имплантации.
Мне показали специальный урок по развитию слухового восприятия, на котором занимались дети с различными степенями потери слуха. Вела урок учитель-дефектолог Елена БУРАГА. Меня удивили ее высокий профессионализм и любовь, с которой она обращалась с детьми. Малыши, чувствуя это, охотно повторяли отрывки текста из сказки про Колобка и даже пели.
Составляющая часть хорватской методики - ежедневная фонетическая ритмика. Учитель делает определенные движения, дети их повторяют и произносят слова. После фонетической ритмики идет музыкальная стимуляция. Музыка воздействует на чувства, эмоции ребенка, что чрезвычайно важно. С недавнего времени учителя-дефектологи "Верботона" стали использовать в своей работе лего-терапию. Все группы имеют в своем распоряжении конструкторы "Лего", формирующие у дошкольников представления об окружающем мире и развивающие речь.
На сегодняшний день коллектив сотрудников коррекционной школы составляет около 100 человек, половина из них - педагоги с высшим образованием. Четырнадцати специалистам присвоены почетные звания "Отличник народного просвещения" и "Почетный работник общего образования РФ". Многие учителя окончили Московский государственный педагогический университет, неоднократно проходили курсы повышения квалификации в Москве и Зеленограде, некоторые обучались в Хорватии. О высоком качестве работы специалистов "Верботона" говорит тот факт, что у всех воспитанников улучшается слух и ежегодно несколько детей, по заключению областной психолого-медико-педагогической комиссии, идут учиться в общеобразовательные школы".

В декабре 2007 года в ходе визита в Астраханскую область интернат посетил заместитель министра образования и науки Российской Федерации Исаак Калина и был очень удивлен, что 80% педагогического коллектива - совсем молодые люди. В интернате действительно много делается для привлечения выпускников вузов - например, им предоставляется возможность получать второе высшее образование по специальности "Сурдопедагогика" без отрыва от работы.

Статья составлена по материалам Государственного архива Астраханской области, Астраханской областной научной библиотеки им.Н.К. Крупской, архива редакции газеты "Мир глухих" (г. Москва), московского музея истории ВОГ,резервов Интернета.

Сентябрь 2013 года

Гусев Владимир Матвеевич,член Российского Общества историков-архивистов

Док. 671618
Опублик.: 05.05.14
Число обращений: 0

  • Гусев Владимир Матвеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``