В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Внешняя политика Эстонии и приоритеты правительства Таави Рыйваса Назад
Внешняя политика Эстонии и приоритеты правительства Таави Рыйваса
После ухода в отставку премьер-министра Андруса Ансипа в марте 2014 года в Эстонии было сформировано новое правительство. Праволиберальная Партия реформ - ведущая политическая сила страны - использовала возможность разорвать альянс с теряющей популярность националистической партией "Союз Отечества и Республика", и вступила в союз с Социал-демократами.

Вновь созданное правительство стало техническим - в 2015 в стране состоятся парламентские выборы в результате которых состав министров сменится еще раз. Реформистская партия предпочла не рисковать ключевыми фигурам. Ведущий реформист Сийм Каллас, которому прочили премьерское кресло, не пожелал покидать должность Еврокомиссара и отказался возглавить кабинет. Поэтому пост главы правительства достался 34-летнему министру социальных дел реформисту Таави Рыйвасу.

Коалиционный договор Реформистов с Социал-демократами вносит незначительные поправки в курс прежнего правительства и включает ряд популистских положений социал-демократов. Тем самым последние стремятся подготовить свой успех на майских выборах в Европарламент и выборах в Государственное собрание Эстонии в 2015 году.

В 2016 году в Эстонии состоятся президентские выборы. На борьбу за должность главы государства нацелен Сийм Каллас, который отказом от премьерского кресла дал понять, что позиционирует себя выше межпартийной борьбы.

На формулирование внутри- и внешнеполитической стратегии нового правительства существенное влияние оказала ситуация вокруг Украины. Приоритетами Эстонии в сфере безопасности остались получение максимальной защиты со стороны НАТО и повышение обороноспособности государства.

После присоединения Крыма к России дискуссия о реализации Москвой "крымского сценария" на русскоязычном востоке Эстонии перешла из разряда спекуляций в плоскость практической политики. Правительству было поручено начать переговоры о покупке 44 боевых машин пехоты CV9035NL у Швеции и пересмотреть планы самообороны. Однако просьба о размещении в Нарве сил НАТО не нашла поддержки альянса. В Брюсселе по-прежнему отрицают наличие непосредственной угрозы безопасности Эстонии. Тем не менее, НАТО осуществила ряд военных маневров - усилила воздушное патрулирование над Прибалтикой, разместила четыре истребителя на авиабазе "Эмари" в Эстонии, направила группу кораблей в Балтийское море и решила принять участие в ежегодных учениях "Весенний шторм" в мае 2014 года. В Таллине эти меры считают недостаточными и добиваются постоянного присутствия сил НАТО в регионе.

Эстония нацелена на укрепление общей внешней политики ЕС, развитие "Восточного партнерства" и подписание договора об ассоциации с Украиной, Грузией, Азербайджаном и Молдавией. Для донесения этой позиции Таллин активно использует дискуссионные площадки Балтии и Северных стран. Коалиция поддерживает скорейшую ратификацию договора о границе с Россией, полагая, что разрешение территориальных вопросов сужает правовое пространство для спекуляций со стороны Москвы. В списке угроз безопасности Эстонии Россия осталась на первом месте, но Таллин дозирует критику в отношении Кремля, соблюдая баланс между стремлением доказать лояльность ЕС и НАТО и нежеланием провоцировать Москву.

С учетом прогнозируемого роста экономики Эстонии на уровне около 1% связи с Россией, особенно в сфере транзитных перевозок и туризма, имеют для Эстонии высокое значение. Россия является 3-м по обороту партнером ЭР по экспорту и 7-м по импорту. Вместе с тем Таллин последовательно поддерживает экономические санкции в отношении Кремля и готов мириться с возможными издержками. По расчетам экономистов, в случае ответных санкций Эстония может потерять до 3% ВВП, или 500 млн. евро.

Эстония проявляет интерес к укреплению торговых связей с Казахстаном и Узбекистаном, предлагая сотрудничество в освоении технологий переработки сланцев. Новая коалиция продолжит курс на снижение потребления российских энергоносителей и надеется в 2014 г. начать строительство газопровода "BalticConnector" между Эстонией и Финляндией и приступить к сооружению терминала СПГ. Таллин также призывает форсировать реализацию третьего энергопакета ЕС для ограничения свободы действий "Газпрома" в Европе.

Эстонское правительство не планирует менять основы политики в сфере гражданства. Однако с подачи социал-демократов Таллин предлагает автоматически давать гражданство Эстонии детям владельцев "серых паспортов", которых в стране насчитывается около 90 тысяч. Будет продолжен курс на полный перевод образования на эстонский язык, проводимый в русле ассимиляции русскоязычного населения. Эстонские власти в лице Полиции безопасности (контрразведки) напрямую связывают российскую политику поддержки соотечественников с событиями в Крыму и расценивают ее как ключевую угрозу конституционному порядку. Очередной ежегодник ведомства ассоциирует почти всех лидеров русскоязычного движения ЭР с "операциями влияния" Москвы.

Состав правящей коалиции, скорее всего, не изменится после парламентских выборов 2015 года, и преимущество останется за реформистами. Эстония продолжит выступать с острой критикой России, рассчитывая на заинтересованное участие в своей судьбе со стороны Брюсселя и Вашингтона. Накал антироссийской риторики Таллина может снизиться только после примирительных сигналов из стран "старой Европы". Стабилизирующим фактором российско-эстонских отношений является подписание договора о границе. Двустороннее взаимодействие на ближайший период будет сводиться к минимизации ущерба.

http://www.foreignpolicy.ru/



Док. 671522
Опублик.: 29.04.14
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``