В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Вавилов: Перспективы урегулирования на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Проблемы ближневосточного урегулирования Назад
Александр Вавилов: Перспективы урегулирования на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Проблемы ближневосточного урегулирования
Продолжающийся уже более шестидесяти лет арабо-израильский конфликт время от времени дает кризисные вспышки в виде войн и вооруженных столкновений и представляет собой прямую угрозу не только региональной, но и глобальной стабильности. Именно этот конфликт создал питательную почву для проявления массового недовольства населения арабских стран, которое вылилось в свержение закосневших авторитарных режимов в некоторых из них.
Перспективы достижения в ближайшем будущем долгосрочного и справедливого ближневосточного урегулирования представляются весьма туманными.
Несмотря на изменения в политической жизни арабских стран и общую нестабильность обстановки, израильское правоцентристское руководство во главе с Б. Нетаньяху по-прежнему ведет курс на выжимание из своих противников максимальных уступок, по сути, не предлагая ничего взамен. Израильтяне категорически отказываются обсуждать существующую с 1948 г. проблему возвращения палестинских беженцев и перспективы создания независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Под прикрытием заверений о готовности к переговорам с палестинцами без каких-либо предварительных условий продолжаются "ползучая поселенческая колонизация" захваченных в ходе вооруженных конфликтов палестинских земель и аннексированного Восточного Иерусалима, ракетно-бомбовые удары по сектору Газа и военно-полицейские операции против палестинцев на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ).
С сентября 2010 г. переговорный процесс находится в тупике, несмотря на усилия мирового сообщества, в том числе и по линии "квартета" международных посредников. Возобновившиеся в июле 2013 г. прямые палестино-израильские контакты не внушают оптимизма, так как позиции сторон по-прежнему далеки от компромисса.
На этом фоне продолжается процесс расслоения в палестинских руководящих кругах в пользу радикальных и экстремистских политиков. Обструкционистский курс Тель-Авива серьезно подрывает авторитет и позиции умеренного крыла в палестинском движении сопротивления (ПДС), возглавляемом президентом Палестины М. Аббасом. В силу преклонного возраста ему все труднее справляться с тяжким грузом проблем и противоречий. Отсюда участившиеся в последнее время с его стороны угрозы "распустить Палестинскую национальную администрацию" и возложить на израильтян всю ответственность за распутывание палестино-израильского конфликтного узла.
Отказ руководства Израиля от выполнения положений международно-правовой базы урегулирования, наработанной мировым сообществом за годы поисков выхода из ближневосточного тупика, еще больше усиливает позиции радикалов, выступающих против "излишней мягкости" М. Аббаса. Движение в сторону исламизации, активизировавшееся в ряде арабских стран в ходе "арабской весны", может еще больше ослабить и уже ослабляет позиции и влияние умеренных сил в палестинских рядах.
В ПДС сохраняется раскол, во многом спровоцированный нажимной политикой Израиля и США после победы движения ХАМАС на выборах в секторе Газа в 2005 г. Тель-Авив использует его как удобный предлог для затягивания переговоров, ссылаясь на "отсутствие действенного партнера с палестинской стороны". В связи с этим можно предположить, что израильтяне будут делать все для его консервации и даже углубления. Одновременно будут продолжены попытки переключить приоритетное внимание мира с проблем ближневосточного урегулирования на "иранскую угрозу" и "опасность исламского терроризма", якобы резко возросшие в результате "арабской весны".
В свой первый президентский срок Б. Обама попытался оказать воздействие на израильское руководство с тем, чтобы склонить его к большей конструктивности по проблеме ближневосточного урегулирования, однако эти попытки ощутимых результатов не дали. Б. Нетаньяху и его окружение по-прежнему делают главную ставку на поддержку могущественного сионистского лобби в политическом истеблишменте США, которое, по их глубокому убеждению, "никогда не даст в обиду маленький и окруженный злобными врагами Израиль".
Как показывают действия Б. Обамы в период второго президентского срока, он оставил надежды позитивно повлиять на израильское руководство. Главная его забота сегодня - бесконфликтно "усидеть на двух стульях", т.е. не обидеть Израиль и не осложнить отношения с партнерами Америки в арабском мире. При этом какого-либо серьезного давления Вашингтона на своего "главного союзника в регионе" ожидать не приходится.
В ближайшее время Израиль станет первым иностранным получателем таких сверхсовременных машин, как конвертопланы V-22 "Oспри", опробованные в Ливии, на общую сумму почти в полмиллиарда долларов в счет щедрой американской военной помощи. По мнению западных военных специалистов, они "развяжут Тель-Авиву руки" в подготовке превентивного удара по ядерным объектам Ирана.
В перспективе ближневосточный регион и, прежде всего, зона Персидского залива как главный нефтегазовый и сырьевой источник мировой энергетики и экономики в целом сохранят для Вашингтона первостепенную геополитическую важность. Поэтому нельзя исключать и в дальнейшем рецидивов американского косвенного или прямого вмешательства в его внутренние дела под фальшивыми лозунгами "гуманитарной интервенции", "ответственности по защите" или иными благовидными для широкой публики предлогами.
Европейские государства заняты своими внутренними проблемами и не желают ввязываться в ближневосточную свару. Поэтому активности в вопросах ближневосточного урегулирования от них ожидать не стоит. Скорее всего, они ограничатся словесным осуждением "противоправной поселенческой деятельности Тель-Авива" и общими призывами к миру и согласию конфликтующих сторон. Их приоритеты на Ближнем Востоке и в Северной Африке - доступ к источникам энергетического сырья и рынкам сбыта - останутся прежними и будут побуждать к осторожным и маневренным действиям.
Исходя из этих обстоятельств, можно предположить, что стагнация процесса поисков ближневосточного урегулирования в ближайшей перспективе сохранится.

Последствия "арабской весны"
Анализируя итоги "арабской весны", следует отметить, что ее истоки в разных странах были различными. В Тунисе уровень социально-экономического развития перерос авторитарные структуры и обрушил их. В Египте народ устал от засидевшегося у власти Х. Мубарака. В Йемене причинами политических перемен послужили родоплеменные и конфессиональные противоречия.
Для прогнозирования дальнейшего развития ситуации в регионе необходимо иметь в виду следующее: в затронутых событиями "арабской весны" странах настоящих революций не произошло. Политические и социально-экономические структуры не изменили своей природы, поменялись лишь лидеры, многие из которых, как, к примеру, египетский исламист М. Мурси, не выдержали испытания тяжким бременем власти. Арабские страны, за исключением нефтедобывающих, по-прежнему стоят перед острейшими экономическими и социальными проблемами, решить которые новые лидеры, видимо, не в состоянии. К середине 2013 г., по подсчетам западных экономистов, "арабская весна" обошлась затронутым ею странам в 10-15 млрд долл. В условиях возросшей региональной нестабильности и общего ухудшения мировой экономической конъюнктуры восполнить эти потери им будет достаточно сложно.
Перед новыми правителями, стремящимися удержать власть, возникает соблазн и необходимость использовать, как и в "старые добрые времена", рычаги диктата и подавления. Однако эти инструменты не соответствуют устремлениям участников "весенних событий", большинство из которых составляет неустроенная молодежь. Именно она и продолжит борьбу за "светлое будущее".
Следует учитывать, что необратимые процессы глобализации, прежде всего в сфере информации и массовых коммуникаций, лишают правящие круги арабских стран прежней возможности монопольно воздействовать на умонастроения широких слоев населения в нужном для себя направлении.
В связи с этим можно предположить, что арабский мир ожидает новая волна потрясений, которая может захлестнуть и благополучные в экономическом отношении страны Персидского залива. Об этом, в частности, свидетельствует непрекращающаяся напряженность между шиитами и суннитами в Бахрейне.
Ослабление исламистов, наблюдающееся в ряде стран, не является необратимым. В условиях господства абсолютистских теократических монархий и "наследственных республик" другие идеологически и организационно хорошо подготовленные социальные силы, которые имели бы четкую программу действий, просто не могли появиться. Поэтому нельзя исключать, что история в регионе "пойдет по второму кругу" и на авансцену его политической жизни вновь выйдет армия, как это уже происходит в Египте.
Следствием ухода с региональной политической сцены авторитарных лидеров, получивших за десятилетия своего правления имидж "американских и израильских прихвостней", и прихода новых деятелей неясной политической ориентации может стать ужесточение политики арабских стран по вопросам ближневосточного урегулирования в целом и отношений с Израилем в частности.

Влияние внешних акторов
Реакция Запада на перемены в арабских странах оказалась неоднозначной. Поначалу многие наблюдатели и аналитики увидели в них долгожданное движение к модернизации региона на демократических и либеральных основах. Но со временем западные политологи и ориенталисты все больше превращаются в "информированных оптимистов". Они уныло взирают на усиление в этих странах радикального ислама в лице салафитов и "братьев-мусульман", продолжающееся, а в ряде случаев и усилившееся попрание основных политических прав и свобод.
Можно ожидать, что при сохранении интервенционистского и сиюминутного подхода США и их западных партнеров к оценке развития ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке назревшие и закономерные преобразования в странах региона будут и в дальше проходить в весьма противоречивой внутренней и международной обстановке. "Демократические интервенции" в Ираке и Ливии, нагнетание напряженности вокруг Сирии ничему не научили западных политиков. Они по-прежнему не имеют стратегического видения существующих проблем и рациональных способов их разрешения.
Следует также учитывать сохраняющуюся конфронтацию с Израилем, которая после смены авторитарных руководителей во многих арабских странах на лидеров, вынужденных учитывать в своих действиях настроения улицы, может выйти на новый опасный виток.
Заслуживает внимания непривычно жесткое для Вашингтона заявление министра иностранных дел АРЕ Н. Фахми, прозвучавшее накануне блиц-визита в Каир госсекретаря США Д. Керри в начале ноября 2013 г. По его словам, американцы "более не могут игнорировать требования народов в меняющемся арабском мире", им "следует пересмотреть свои отношения с Египтом на долгосрочную перспективу и осознать, что после `арабской весны` им придется иметь дело с арабскими народами, а не только с арабскими правительствами". Министр подчеркнул "турбулентный" характер отношений между Вашингтоном и Каиром из-за демонстративной приостановки американской военной помощи после свержения М. Мурси и отметил, что его стране придется рассмотреть "множество вариантов" для того, чтобы двигаться вперед, в том числе и в военной сфере.
Стоит отметить принципиальную разницу в подходах российской стороны и ее зарубежных партнеров к решению возникающих в регионе весьма сложных проблем. Суть российского подхода глава МИД России С. Лавров сформулировал так: "Мы с симпатией относимся к чаяниям арабских народов, их желанию жить лучше и верим, что они сами могут и должны определять свою судьбу. Поэтому принципиально выступаем против вмешательства во внутренние дела, навязывания извне готовых рецептов и сценариев развития. Важно, чтобы концепции демократических реформ генерировались самими народами Ближнего Востока и Северной Африки при уважении к их цивилизационным традициям со стороны внешних игроков. ...Наш коренной интерес - видеть ближневосточные государства стабильными, процветающими и развивающимися по демократическому пути" .
Последовательное отстаивание Москвой одного из краеугольных принципов международной законности - невмешательства во внутренние дела суверенных государств - будет препятствовать скатыванию ситуации в регионе к новым конфликтам с опасными последствиями для региональной и глобальной безопасности.

* * *
В целом, можно ожидать, что в среднесрочной перспективе в регионе сохранится неустойчивая и взрывоопасная ситуация "ни войны, ни мира". Она предполагает продолжение обмена ракетно-бомбовыми ударами между сектором Газа и Израилем, беспорядки на Западном берегу реки Иордан, теракты на израильской территории, а также ужесточение антиизраильской риторики в арабских столицах, прежде всего затронутых "арабской весной".
Несмотря на усилия международных посредников, существенных сдвигов в сторону результативного возобновления переговорного процесса ожидать не приходится.
Перемены в регионе, обусловленные как внутренними, так и внешними причинами, получат дальнейшее неоднозначное развитие с учетом масштаба политических и социально-экономических проблем, стоящих перед арабскими странами. Трудный поиск их решений будет сопровождаться столкновениями между различными политическими силами при вмешательстве внешних акторов, что еще больше затруднит развязку нынешних и будущих конфликтов. В итоге Ближний Восток и Северная Африка останутся на ближайшую перспективу одной из самых конфликтогенных зон мира.

А.И. Вавилов,
в.н.с. Центра партнерства цивилизаций ИМИ

Док. 671419
Опублик.: 25.04.14
Число обращений: 0

  • Вавилов Александр Иосифович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``