В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Шаповалов: Культурно-генетический код российской цивилизации. Назад
Виктор Шаповалов: Культурно-генетический код российской цивилизации.
Понятие российской цивилизации сегодня вошло в широкий обиход: им пользуются российские ученые социально-гуманитарного профиля, политики, государственные деятели и др. Автору настоящей статьи приятно отметить, что это понятие было введено в моих книгах 2001 и 2003 годов издания. В них же было сформулировано и понятие культурно-генетического кода российской цивилизации. Это понятие сегодня также все более входит в общественное сознание. Хотелось бы особо отметить, что понятия, которых идет речь, были применены В. В. Путиным в его предвыборных статьях накануне последних президентских выборов. О ценностях русского мира президент говорил во время "прямой лини" 17 апреля 2014 г. Его трактовка этих ценностей в значительной мере близка той, которая сформулирована в моих книгах в качестве ценностей, входящих в состав культурно-генетического кода российской цивилизации. В связи со сказанным, а также в связи с тем, что тираж моих книг, которые упомянуты выше, уже почти распродан (некоторые продаются в интернет-магазинах, в частности, см. http://www.ozon.ru/person/349177/), было бы интересным вернуться к понятию "культурно-генетический код" в контексте понятия "российская цивилизация."
Российская цивилизация - самостоятельная цивилизация в составе мирового сообщества. Истоки российской цивилизации связаны с принятием православного (греческого) христианства из Византии. Ее основные особенности определились природно-климатическими и географическими условиями России: равнинностью территории, континенальностью, суровым и неустойчивым климатом. Существенное влияние на характер российской цивилизации оказали православная вера и нравственное учение православия. Трансформации российской цивилизации связаны с реформаторской деятельностью Петра I, с масштабной модернизацией 18-го века, с советским и постсоветским периодами. Однако сохранилось главное - этно-конфессиональное ядро и культурно-генетический код.
Именно сохранность на протяжении длительного исторического времени основных цивилизационных структур России является основой ее исторической индентичности. Цивилизационные структуры сохраняются посредством культурно-генетического кода. Культурно-генетический код есть то, что ДЕЛАЕТ данную цивилизацию "ТЕМ, ЧТО ОНА ЕСТЬ", сохраняет ее собственное "я", - то, благодаря чему, ОНА ОСТАЕТСЯ САМА СОБОЙ - при всех изменениях. Русь Киевско-Новгородская, Русь Московская, Россия Имперская, Россия в форме Советского Союза, современная Россия - разные исторические формы одного и того же - российской цивилизации. Иначе говоря, культурно-генетический код составляет сердцевину национальной идентичности как страны в целом (в нашем случае - России), так и самоидентификации отдельной личности, - без понимания и чувственного восприятия чего, невозможно ощущать себя россиянином, русским. Так же как генетика целиком не определяет все свойства живых существ, в том числе человека, так и культурно-генетический код не определяет все свойства цивилизации, а только те, которые сохраняют ее цивилизационную идентичность.
Культурно-генетический код определяет спектр возможностей данной цивилизации, набор вариантов, полный перечень которых неизвестен, но признаки которых можно обнаружить при анализе пройденного исторического пути. В культурно-генетическом коде присутствует ряд полярностей и ряд линий, промежуточных по отношению к полюсам. Вопрос о том, какая из них главная, как и вопрос о полном перечне тенденций, может быть окончательно решен только при условии, если история России окончательно завершена, - тогда бы она стала обозримой в целом. Однако, мы живем внутри незавершенной истории, поэтому не вправе делать вид, что противоречия окончательно разрешены. Это тем более справедливо, что полярность генетического кода проявляется не только в прошлом, не только в том, что уже совершилось, но и в наших суждениях об этом прошлом.
Культурно-генетическом коде выражаются общественный идеал, приоритетные ценности, свойства духа цивилизации. Основным носителем культурно-генетического кода является этно-конфессинальное ядро цивилизации.
Этно-конфессиональным ядром российской цивилизации являются русский народ и русское православие, при ярко выраженных многоэтничности и многоконфессиональности.
Выделим основные составные элементы культурно-гентического кода российской цивилизации. Общественным идеалом стала и остается до сих пор идея "великой России". Общественный идеал Великой России, в связи со значительным территориальным расширением и включением в состав России множества народов различного вероисповедания, пришел на смену идеалу "Святой Руси", характерному для Руси Московской. Последний не утратил своего значения, но уже не мог иметь универсального смысла, в силу ярко выраженной многоконфессиональности новой России. Приоритетные ценности этой цивилизации - моральная справедливость, понятая как воздаяние за добро и наказание за зло, - в противовес западной формальной законности и восточному равенству, красота в собственно эстетическом смысле, в противовес западной рациональности и целесообразности, персонализм - срединная позиция, в противовес западному индивидуализму и восточному коллективизму, любовь т. е. не холодно-отстраненное отношение к миру и другому человеку, а отношение любовно-заинтересованное, душевное (А. Хомяков, Ф. Тютчев, В. Соловьев, Ф. Достоевский и др.), "участное" (М.Бахтин).
Духу российской цивилизации присущи: широта мысли - масштабность видения мира, постановки задач, характерное стремления не утонуть в деталях, не ограничиваться только близким, непосредственным, заглянуть в глубь, "дойти до самой сути", приоритет содержания перед формой, сущности - перед явлением и т. д.; душевная щедрость - стремление не "выпячивать" собственное "я", делиться своими радостями и печалями, готовность к общению, известная бесшабашность, удаль, и т.д., ,; деловой материализм - высокая оценка того знания, которое служит решению практических задач, приоритет дела перед словом, практики - перед теорией; это качество, как и предыдущее (душевная щедрость) в своих истоках, несомненно, связано с исихасткой традиций русского православия, а также с суровостью климатических условий большей части территории России, Отметим также и характерную склонность к самоиронии, шутке, розыгрышу - "смешливость - в природе русского крестьянина" (Пушкин), "русская литература началась с сатиры" (Белинский), "всешутейший собор" Петра, шутовские розыгрыши великого полководца А. В. Суворова, и др.
Истоки общественного идеала "Великая Россия", вероятно, лежат в ХV - ХVI и связаны со значительным территориальным расширением Московского царства во время правления Ивана III Великого и Ивана IV Грозного. Однако он не закрепился, поскольку в последующем при Алексее Михайловиче с возникновением идеологии "Москва - Третий Рим". Россия вернулась к традиционной для себя роли - роли наследницы Византии и продолжательницы ее дела. Идеал же "Великая Россия" предполагает самостоятельность роли России, известный отказ от того, чтобы считать себя чьей-то наследницей. Поэтому этот идеал постепенно закрепляется с эпохи Петра I. Очевидно, что во время правления Екатерины II он уже полностью вытеснил из сознания россиян понимание роли России как наследницы и продолжательницы дела Византии: Россия становится самостоятельным и значительным фактором европейской и мировой жизни: Екатерина даже посылает военные корабли на помощь восставшей североамериканской колонии Великобритании, которая вскоре станет Соединенными Штатами Америки. Внутренняя жизнь России уже не ориентирована на византийские образцы. Россия присоединяет северное и часть восточного Причерноморья - Новороссию и начинает строительство целой цепи новых городов вдоль черноморского побережья - от Одессы, далее Херсон, Севастополь как главная база черноморского флота, Новороссийск, Екатеринодар (в советское время переименованный в Краснодар).
В дальнейшем восприятие собственной страны как одной из великих держав, как важного фактора международной жизни, становится некой естественной нормой. Тем более, острой была боль от поражения в русско-японской войне 1905 г. Тем не менее, объявление войны со стороны Германии в 1914 было встречено уверенностью в победе.
В советское время, особенно после победы в Великой Отечественной войне, а затем достижений в космической, ядерной и других сферах, побед в спорте восприятие собственной страны как великой державы вновь становится нормой.
В постсоветский период идеал Великая Россия стал постепенно возрождаться. "Очень важно, что в сознании всех поколений россиян четко наметилась совершенно новая, невиданная в последние десятилетия тенденция к росту патриотизма, - отмечает А. В. Сергеева. - Как бы ни была неприятна ситуация в стране, у россиян нет стремления "поджечь" свой дом, каким бы плохим он ни был, как бы тяжело в нем не жилось. Большинство народа хочет видеть Россию не только страной своего проживания, но и чувствовать себя жителем богатой, свободной и пользующейся уважением в мире державы" [Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность.М.: Флинта : Наука, 2012. - С. 216]. Автор подтверждает свой вывод данным целого ряда социологических исследований и опросов.
Отметим, что все перечисленные характеристики являются, конечно, положительными. Однако они имеют и обратную, т. е. отрицательную сторону, ведь, как известно, наши недостатки, как правило, - продолжение наших достоинств. Так, первоочередная ориентация на моральную справедливость, в целом выступает как положительное качество. Однако, такая ориентация, чревата также недооценкой формальной законности, права, и даже - правовым нигилизмом. Ориентация на красоту в собственно эстетическом смысле, выражает положительное стремление не ограничиваться утилитарностью. Но она имеет и оборотные негативные стороны, такие как нерациональность, неоптимальность, недостаток целесообразности в организации труда, быта, управления и др., т. е. всех сторон жизни цивилизации.
Широта мысли, выражающаяся, в частности в масштабности видения мира и масштабности постановки задач, позволили добиться впечатляющих успехов мирового значения, таких как, покорение Сибири, освоение северного морского пути, Арктики, Дальнего востока, выход человека в космос, ядерная энергетика и др. Однако свойство широты мысли, как правило, влечет за собой характерно российское невнимание к деталям, привычку ограничиваться взглядом "в общем и целом", взглядом "с высоты птичьего полета". Как правило, русскому претит "муравьиная хлопотливость", т. е. стремление все просчитывать и рассчитывать до мелочей, свойственная человеку запада.
Все перечисленные характеристики культурно-генетического кода имеют долговременный характер. Так, невнимание к деталям, как это ни странно на первый взгляд, остается устойчивой чертой при разных общественно-экономических устройствах: в России дореволюционной, в России советской, в России последних десятилетий. Вследствие этого, в частности, труд в России, как правило, страдает плохой организацией, недостаточной методичностью. Российскую продукцию легко можно отличить по наличию недоделок, по тому, что считается "мелочью" - этикетка на хороший по качеству продукт может быть наклеена "набок" или "вверх ногами", упаковка не отличаться ни привлекательностью, ни удобством, вполне ожидаемо, что автомобиль, оснащенный хорошим двигателем, будет иметь недостатки в комфортности, двери его не будут закрываться плотно, а вскоре выясниться, что таких "мелочей" наберется достаточно много. Неслучайно, что в тех сферах производства, где России удалось добиться значительных успехов, - космическое и авиастроение, атомная промышленность, производство военной техники и вооружений и др., - всегда существовала особая система контроля, - многоступенчатая и к тому же, как правило, подведомственная военным и другим "компетентным" органам.
Сказанное говорит о том, что внимание к деталям не рождается в российских условиях само собой, его следует воспитывать и целенаправленно культивировать. В отдельных случаях, конечно, не обойтись и без особо жесткой системы контроля. Но невозможно и нереалистично, конечно, идти по пути установления тотального контроля. Следовательно, тщательность и аккуратность следует воспитывать с самого раннего возраста.
Таким образом, опыт развития цивилизации свидетельствует, что уповать на то, что с изменением общественно-экономической системы автоматически произойдут изменения глубинных структур цивилизации, в частности, изменится устоявшийся менталитет, не приходится. Ломать же его насильственно, не только нравственно недопустимо (что крайне важно), но еще и чрезвычайно опасно. Дело в том, что негативная сторона той или иной черты накрепко связана ("спаяна") с позитивной. Так, невнимание к деталям, как отмечалось, есть оборотная сторона стороны широты мысли и духа. Поэтому бороться с негативной стороной следует так, чтобы "не выплеснуть вместе с водой ребенка". А это значит, уделять воспитанию тщательности, аккуратности и ответственности особое внимание. Но при этом, следует всемерно поддерживать и бережно сохранять то, что всегда было великим достоянием российского духа. К счастью, тип личности, подобный чеховскому "человеку в футляре" остается в российском сознании отрицательным персонажем. Российскому мышлению присущ интерес к проблемам глобального масштаба, его интересует положение человека не только в обществе, но и во Вселенной, в космосе. Его широта мысли находит отражение в том, что Достоевский назвал "всемирной отзывчивостью", а также в произведениях великой русской классической литературы, в искусстве, философии, в достижениях науки и технологии.
Все названные черты российской цивилизации, а также как и множество других, нуждаются в тщательной проработке и раскрытии на максимально широком материале российской истории и культуры.

Док. 671331
Опублик.: 22.04.14
Число обращений: 0

  • Шаповалов Виктор Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``