В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Надежда Брестовицкая: О проекте `государевы дети` Назад
Надежда Брестовицкая: О проекте `государевы дети`
"Человек создан для счастья, как птица для полета"
Короленко В. Г.

Предложение учеными психологами проекта "государевы дети" в качестве возможного варианта решения демографической проблемы напоминает о сохранении непреходящей актуальности бессмертных творений не только М.Е.Салтыкова - Щедрина, но и Дж.Свифта, в которых герой знаменитой антиутопии стал свидетелем попытки реализации проекта извлечения солнечного света из огурцов. Принципиальным отличием является то, что, если в случае с проектом Великой академии в Лагадо речь шла о плоде литературных фантазий начала XVIII в., то в случае с проектом "государевы дети" речь идет о реалиях современной науки - науки III тыс.... н.э.
Возможность решения демографической проблемы, которая относится не к исключительным особенностям нашего Отечества, но всей европейской культуры, посредством реализации подобных проектов, представляется весьма сомнительной. В чем же истинные причины возникновение проблемы?
Учитывая роль женщины в обеспечении будущего человечества, возможно, представляет интерес проследить некоторые этапы эволюции института семьи и отношения к представительницам "слабого" пола.
Античная традиция
Ценителей античной культуры явно смущало пренебрежительное, чтобы не сказать - презрительное, отношение творцов древней цивилизации к женщине. Аристотель оставил весьма дипломатичное высказывание, в котором подтверждает согласие с мнением поэта о том, что "убором женщине молчанье служит".
Наследие Семи мудрецов сохранило образцы значительно более резких суждений. Так, например, Клеобул из Линда утверждал: "Женщине не льсти и не бранись с нею в присутствии других людей, ибо первое показывает неблагоразумие, а второе сумасшествие". Категоричен и лакедемонянин Хилон: "...никому не грози, ибо это бабье дело".
Это отношение напоминает последствия упорного низвержение идолов, не оправдавших возложенных надежд, что подтверждается отказом от матриархата. Накопившиеся претензии подтверждает и Гесиод, который прямо указывает на роль не просто женщины, но женщины-матери, в процессе деградации человечества, представленной им в мифе о пяти поколениях:
После того поколенье другое, уж много похуже,
Из серебра сотворили великие боги Олимпа.
Было не схоже оно с золотым ни обличьем, ни мыслью.
Сотню годов возрастал человек неразумным ребенком,
Дома близ матери доброй забавами детскими тешась.
А наконец, возмужавши и зрелости полной достигнув,
Жили лишь малое время, на беды себя обрекая
Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах
Были они воздержаться, бессмертным служить не желали,
Не уважение естественной составной материнских чувств, каковой является доброта, а обвинение в создании условий культивирования губительного инфантилизма поколения "серебряного века", слышится в этом фрагменте. Автор настаивает на принципиальных различиях в мировосприятии поколений, обусловленных отказом от прежних традиций. В представленном поэтом описании впервые появляются столь привычные ныне черты - гордыня и амбиции, не отягощенные бременем ответственности. Но пока, наверное, никто не озадачился проблемой определения того, что хуже: отсутствие материнской любви, или "б е з у м н а я" материнская любовь
Торжество эпохи права сильного не оставило места для уважения к женщине, дающей жизнь, но бессильной ее защитить. В отношении к земной и смертной отражено глубинное разочарование ценностями матриархата, определенное появлением новой проблемы - проблемы смысла жизни.
Однако принципиальные изменения в мировосприятии не привело к отказу от поклонения перед особо чтимой микенской богиней Атаной, послужившей прообразом Афины. Возможно, именно та "головная боль", которой обернулось для пеласгов превращение главной богини древнейшей культуры в достойную статуса покровительницы Афин, нашла отражение в мифе о боли, испытанной Зевсом при рождении Афины Паллады, появившейся из головы отца... в полном вооружении.
Рожденная не женщиной, а сильным отцом, на роль которого отнюдь не случайно был выбран Верховный Бог - гарант Высшей Справедливости, она стала полноправным членом семьи богов Олимпийского Пантеона, превратившись в олицетворение благоразумия и силы. Афина - не только покровительница дающей жизнь матери, а защитница городов и государств во время войны и мира. Таким образом, новая религия определила назначение женщины, которая "благоразумно" должна была быть равно готова и к женской, и мужской деятельности, требующих от нее пожизненного сохранения того избытка юных сил, наличие коих Афина обнаружила при рождении.
Изменение концепции справедливости предполагало изменение концепции семьи, человека и образования. Признание за Афиной покровительства рассудительным и искусным рукодельницам подтверждает, что социальная функция женщины, представлявшей в древнейших цивилизациях политическую элиту, отныне ограничивалась устройством домашнего очага в условиях, когда за семьей в качестве приоритетной определялась функция воспроизводства воинов, готовых умереть на поле брани, и непритязательной рабочей силы. Ребенок, рожденный женщиной в муках, превращаясь "по праву рождения" в часть толпы и массы, был обречен на отсутствие возможностей реализации потенций, заложенных природой. Лишенный названных возможностей, потеряв здоровье в битвах или изнурительных трудах, не принесших ни удовлетворения, ни благосостояния, глубоко несчастный, он винил родителей в бессмысленной жизни. В названном контексте весьма двусмысленно выглядит знаменитый закон Солона, предусматривавший освобождение детей от обязанностей содержать престарелых родителей, если последние не научили их никакому ремеслу. Конечно, можно говорить, что речь идет о стимулирования социальной ответственности перед потомками, однако, как известно, во все времена возможности родителей не всегда соответствовали амбициям подрастающего поколения. А это могло быть использовано против родителей, стимулируя процесс превращения семьи в институт взаимоуничтожения "отцов и детей", наглядный пример которого представил гомеровский Зевс, то низвергающий в тартары собственного отца, то глотающий жену, согласно предсказанию, должную родить ему сына, который свергнет его с трона. .. Очень впечатляющие сцены семейного счастья бессмертных и блистательных олимпийцев.
Созданная в условиях античного полиса система образования также была направлена на отчуждение морального, семейного и общественного, что не могло способствовать ни укреплению семейных уз, ни уважению к женщине, признанию и оценки социальной значимости труда матери.
Христианская традиция
Средневековая традиция унаследовала представления о семье, присущие античности, предложив собственную версию семейной истории единого бога, сын которого, рожденный не знавшей мужской любви смертной женщиной, пожертвовал собой ради спасения человечества. Как и в случае с античным вариантом патриархальной семьи, христианская традиция определяет в качестве основы семьи не чувства любви мужчины и женщины, а долг. Иллюстрацией отношения мужчины к семье в этот период может служить известный миф о благой вести, полученной девой Марией. В переложении на социальную теорию христианского мира это означало, что для смертной женщины желание мужчины вступить в брак была именно та благая весть, которая обеспечивала возможность реализовать ее высшее предназначение - давать жизнь.
Таким образом, следует признать, что опыт древнегреческой цивилизации подтверждает начало тех изменений в мировоззрении, которые привели к изменению концепции семьи и отношения к женщине, продолженные последующими эпохами.
Семья в современном обществе
В результате сегодня человечество имеет общую проблему - кризис моральных ценностей в обществе, рост желания "жить для себя". распространение гражданских браков - браков, не зарегистрированных официально, а значит не предполагающих ответственность супругов за будущее семьи и детей.
Главную роль в укреплении этих тенденций играет превалирующее в мире стремление к снижению социальной ответственности власти перед обществом, лишающей стимулов и материальной возможности обеспечить достойный уровень семье. Именно это является причиной отказа от отношения к семье как долгу перед Отечеством. Ссылки на высокий уровень достатка не желающих иметь многодетные семьи неуместны: человек в здравом уме и памяти не захочет обрекать собственное потомство на чрезвычайно опасное существование в мере нищего большинства.
В результате Россия постепенно приходит к многообразию форм семейного устройства, среди которых встречаются как традиционные типы устройства, так и современные. Это многообразие нашло отражение в многообразии определений семьи, так как специалисты пока не пришли к единому определению, которое равно устроило бы ученых всех отраслей, занимающихся различными аспектами проблемы. В наше время постепенно уходит в прошлое взгляд на семью как на средство воспроизводства, гораздо чаще семья рассматривается как средство удовлетворения эмоциональных и интеллектуальных потребностей человека.
Воспитание чувств
Ассоциация с названием одноименного романа Г.Флобера возникла в связи с констатацией специалистов факта, что отличительной приметой современной семьи является признание любви в качестве непременной основы брачного союза. Думается, именно эта специфика заслуживает особого внимания психологов, поскольку истории известно слишком много примеров, когда именно любовь становилась как поводом совершения самых славных подвигов во благо человечество, так и причиной ужаснейших преступлений. В названном контексте открывается безграничный круг проблем, начиная с юношеской романтической влюбленности, которая отнюдь не всегда сохраняется в течение всей жизни и заканчивается всегда в самый неподходящий период, например, когда, супруги, имеющие взрослых детей, собирают все мужество для признания, что их "брак завершен". Как известно, развод, по тяжести причиняемого стресса, уступает лишь смерти близких и родственников.
Проблемы семьи в современном обществе определяются, прежде всего, последствиями абсолютного признания факта равноправия мужчин и женщин. В результате сложилась весьма парадоксальная ситуация: современный мужчина требует от избранницы и самостоятельности, и независимости, и других проявлений качеств "сильного" пола, не менее настоятельно требуя не только покорности и слабости, но безусловного признания себя главой семьи. Жена должна быть вроде вечно юной отличницы ГТО: быть всегда готовой к труду, обороне и ... любви.
Таким образом, традиционные патриархальные модели вступают в противоречия с реальностью узаконенного равноправия полов, на котором настаивают и женщины, желая при этом реализовать природное право на "слабость" посредством выбора сильного супруга - опоры, чтобы быть за мужем.
"Мифы" о современной семье
Специалисты относят к числу наиболее распространенных "мифов о семье" мифы "крушения семьи как социального института,""вырождения настоящих мужчин, маскулинизации женщин" и т.д. Однако если одни ученые рассматривают проблему деградации семьи, как миф о семье, навязываемый массовому общественному сознанию , для других - объективная реальность .
Тем не менее, в перечне признанных мифов отсутствует миф о мужчине как женском счастье, который достался от прежних эпох и действительно довольно активно культивируется СМИ и, очевидно, не способствует ни созданию достойных отношений супругов, ни укреплению института семьи. Достаточно вспомнить такую хорошую передачу как "модный приговор", героини которого столь озабочены встречей с принцем на белом коне, которого никто не видел, но надеются встретить в новых и модных одеяниях.
Выводы
История человечества подтверждает, что демографическая проблема стала результатом длительной эволюции, которая привела к обесцениванию человеческой жизни, превратив человека в товар, не особо востребованный на рынке. Реалии ХХ в. н.э., не знавшие ни одного мирного дня на этой планете, представили итог развития человечества, поставившего европейскую культуру перед угрозой демографической катастрофы, наглядно подтверждающей, что женщины не будут рожать для удовлетворения бесконечных потребностей в дармовом пушечном мясе или непритязательной рабочей силы, озабоченной лишь проблемой биологического выживания любой ценой.
Весьма актуально в названном контексте выглядят предложения не по модернизации экономики, необходимой для максимальной реализации творческих потенций человека, но "модернизации" российского трудового законодательства на последнем съезде РСПП, которые прозвучали на фоне последних событий на Украине, что свидетельствует об утрате определенной частью бизнес элиты связи с действительностью, чреватой серьезными последствиями .
Следует признать, для решения демографической проблемы нет необходимости совершения сомнительного подвига реализации проекта "государевы дети", достойный ученых академии, созданной сатирическим гением Дж.Свифта. Жизненно важным в современную эпоху и для нашего Отечества, и для человечества является осуществление вполне реализуемой идеи, а именно: укрепления института семьи, предполагающее превращение экономики в средство достижение цели обеспечения благосостояния всего общества, а не кучки олигархов, для которых соотечественники - лишь источник дешевой рабочей силы, подлежащей предельной выработке, способной обеспечит полную бессмысленность самого факта существования пенсионной системы, а также прочих, не в меру "затратных", институтов - здравоохранения и образования.
Однако для реализации названной идеи необходимо понять, что по "странностям" женской логики, женщина рожает детей не ради обеспечения сверхприбыли и "создания благоприятной среды для бизнеса" , сохранения территорий, защиты границ и т.п., если все перечисленное не создается для обеспечения благоприятной среды потомству. Она рожает детей для... счастья, поскольку, как свидетельствует история, единственное, что способен совершенно несчастный человек - это делать совершенно несчастными других.

"Как же можно сделать человека счастливым, не сделав его добродетельным и умным?" (Кант И.)

Док. 671207
Опублик.: 17.04.14
Число обращений: 0

  • Брестовицкая Надежда Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``