В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лапидус: Позиция украинских элит и российский подход в отношении урегулирования кризиса Назад
Вячеслав Лапидус: Позиция украинских элит и российский подход в отношении урегулирования кризиса
Дестабилизация обстановки на Украине, дальнейшая эскалация внутриполитического кризиса, приобретающего отчетливое региональное измерение, вновь акцентируют внимание на позиции представителей правящих кругов Украины, а также на российских подходах в отношении его урегулирования. Речь идет о реакции на происходящую в последнее время активизацию деятельности сторонников федерализации страны и пророссийски настроенных активистов в целом ряде областей юго-восточной Украины. Подобная активность весьма многопланова и включает в себя многочисленные митинги, занятие и удержание административных зданий, создание самопровозглашенных республик: "Народной Харьковской республики", "Донецкой народной республики". В этой связи можно отметить складывание в рамках политической элиты Украины двух основных подходов: один, основанный на силовом подавлении вышеуказанной активности, другой, исходящий из необходимости проведения переговоров, и мирного разрешения кризиса.
Важно отметить, что подобная дихотомия накладывается на противостояние двух группировок, по разному, видящему перспективы развития украинского государства, которых можно условно обозначить как "унитаристы" и "федералисты". При этом все сторонники силового подхода являются "унитаристами", но и в рамках данной позиции, "ястребиный" подход не является однозначно доминирующим.
За мирное урегулирование восточноукраинского кризиса на основе принципов федерализации, учета интересов регионов, повышения статуса русского языка, укрепления интеграционных связей с Россией, выступили пророссийски настроенные кандидаты в Президенты Украины, видные деятели "федералистского" направления: М. Добкин, О. Царев, П. Симоненко. Представители данного сегмента украинской политической элиты акцентируют внимание на негативных последствиях силовой операции в восточных регионах Украины, итогом которой может стать гражданская война и распад Украины. Так, по словам П. Симоненко, решение политического кризиса силовыми методами является "преступлением против собственного народа", а "игнорирование требований восточных регионов приведет к более тяжелым последствиям: к братоубийственному конфликту и окончательному развалу страны". По мнению М. Добкина, основным элементом, который "может защитить" целостность страны, является "федерализация". Более радикальная позиция была обозначена О. Царевым, напрямую поддержавшим митингующих, заявившим о поддержке "Донецкой народной республики" и о готовности "выступить лидером юго-восточного движения".
Сторонником интернационализации переговорного процесса в вопросе урегулирования восточноукраинского кризиса выступила Ю. Тимошенко. По ее словам, силовой вариант разрешения кризиса "не может быть принят ответственными руководителями страны", поскольку он приведет "к масштабному кровопролитию и ответной агрессии Российской Федерации". В этой связи, возможным вариантом выхода из кризиса являются "переговоры на высоком мировом уровне", примером которых может выступить четырехсторонний формат переговоров Украина-Россия-ЕС-США в Женеве, который планируется провести 17 апреля 2014 г. Правда подобная позиция подверглась значительной коррекции, и в заявлениях, сделанных 14 и 15 апреля 2014 г. Ю. Тимошенко поддержала проведение "широкомасштабной антитеррористической операции", объявив также о формировании "Общенационального движения сопротивления российской агрессии", работающим в тесной связке с силовыми ведомствами Украины. Следует подчеркнуть, особую значимость позиции Ю. Тимошенко в контексте текущего расклада политических сил на Украине: являясь лидером правящей партии "Батькивщина", она выступает своеобразным ментором сразу для двух высших должностных лиц Украины - и.о. Президента, Председателя Верховной Рады А. Турчинова и премьер-министра А. Яценюка.
Сторонниками силового способа решения восточноукраинской проблемы изначально выступил силовой блок Правительства Украины: министр внутренних дел А. Аваков, Председатель СБУ В. Наливайченко, секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) А. Парубий, значительный сегмент украинской правящей элиты (В. Кличко, О. Тягнибок), представители "Правого сектора" и других праворадикальных сил. В итоге на заседании СНБО Украины 13 апреля 2014 г. принимается решение о начале "широкомасштабной антитеррористической операции", а и.о. Президента Украины А. Турчиновым, занимавшим до определенного времени более умеренную позицию, 15 апреля 2014 г. объявляется о начале проведения антитеррористической операции в Донецкой области.
Российская позиция на всех этапах эскалации внутриукраинского кризиса исходила из необходимости предотвращения силового сценария, проведении широкого национального диалога с участием различных регионов, с учетом мнения различных групп населения Украины. В этой связи после начала силовой операции в юго-восточной Украине, российские официальные представители выразили глубокую озабоченность использованием частей регулярной армии против гражданского населения восточной Украины. Подобная позиция была вновь подтверждена В. Путиным 15 апреля 2014 г., в телефонных разговорах с А. Меркель, Б. Нетаньяху, Пан Ги Муном. По мнению Президента России, обострение кризиса на Украине "стало следствием безответственной политики Киева, игнорирующего законные права и интересы русскоязычных жителей страны", "резкая эскалация конфликта ставит страну, по сути, на грань гражданской войны". В этой связи "особую роль приобретают четырехсторонние переговоры" в Женеве 17 апреля 2014 г, которые могут перевести ситуацию в мирное русло, - подчеркнул В. Путин.
Важно подчеркнуть, что Женевские переговоры, окончательная повестка которых не утверждена, представляют собой интернационализацию внутриукраинского конфликта, т.е. перевод его в международную плоскость. Это подчеркивает геостратегическую значимость Украины, как точки пересечения интересов ведущих мировых акторов. При этом можно ожидать, синхронность действий, по крайней мере, двух участников переговорного процесса - ЕС и США, которые могут попытаться дипломатически изолировать Россию. Вместе с тем, особенности позиции России в украинском конфликте основывается на исключительной важности данной страны с точки зрения российских национальных интересов. В силу пересечения целого комплекса факторов: историческая, культурная, географическая, религиозная близость, тесная кооперация в экономической, энергетической, военно-технической областях, значимость территориального и людского потенциала, Украина представляет для России, по сути, красную линию, за пределы которой она не может отступить. Можно также выделить и еще один аспект украинской проблемы, приобретающей важное международное измерение. В условиях активизации Запада на постсоветском пространстве, попыток переформатирования данной территории в своих интересах, Россия пытается сохранить свои региональные позиции, создать новые инструменты, точки опоры, организации с целью укрепления своего влияния на пространстве СНГ. Это требует определенной коррекции правил игры в современной системе мироустройства, основанной на доминировании одного центра силы, а также изменений в расстановке сил, как на региональном, так и на мировом уровне. В этой связи текущее обострение отношений между Россией и Западом, попытки дестабилизации ситуации на Украине можно рассматривать как один из факторов противоборства между однополярной и многополярной системой мироустройства, поддерживаемой различной коалицией государств, в которой каждый из участников пытается укрепить свои позиции и изменить соотношение сил в свою пользу.

Док. 671190
Опублик.: 16.04.14
Число обращений: 0

  • Лапидус Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``