В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Комаров: Дополнения к ОМС Назад
Юрий Комаров: Дополнения к ОМС
ЧТО нужно изменить в системе для создания классической модели социального медицинского страхования (опыт Германии, Нидерландов, Австрии и др).

1.Вместо частных коммерческих страховых медицинских организаций в систему ОМС включить частные некоммерческие страховые организации, у которых целью будут не прибыль, а удовлетворение пациентов по "цена-качество медицинских услуг"
2.Вместо государственных, муниципальных и частных коммерческих медицинских учреждений в ОМС должны быть частные, но некоммерческие медучреждения с целью не получения прибыли, а предоставить страховым медицинским организациям конкурентный продукт по "цена-качество".
3. Частные некоммерческие страховые медицинские организации, которые могут быть банкротами, если их не выберут страхующиеся, должны выбирать на тендерной основе частные некоммерческие медицинские учреждения, которые также могут быть банкротами, если их не выберут страховщики, по цене и качеству предлагаемых ими услуг.
4.Пациенты не должны сами выбирать медицинские учреждения, а выбирать частные некоммерческие страховые организации, которые выносят на рынок с широким оповещением свои предложений по "цена-качество услуг". И страховщики гарантируют предоставление их своим застрахованным, которые имеют право выбора страховщика ежегодно.

Финансирование медицинских услуг.

1.В страховые фонды поступают средства от работодателей и обязательно от работников в определенных пропорциях с тем, чтобы работник более внимательно относился к своему здоровью. Страхованию подлежат работающие и ближайшие члены их семей. Неработающие граждане страхуются из фонда социального страхования, пенсионеры- из пенсионного фонда. Застрахованные подлежат этой системе ОМС в случае, если их доход не превышает установленный порог (в Германии-3500 у.е., в Нидерландах-3000 у.е.). Если доход выше, то работник страхуется по системе частного коммерческого страхования (ДМС)
2.Поскольку средств в системе ОМС везде не хватает, то предусмотрены постоянно растущие дотации из бюджета в страховые фонды.
3.Из страховых фондов средства передаются выбранным застрахованными частным некоммерческим страховщикам, которые расплачиваются с отобранными медицинскими учреждениями за оказанные услуги застрахованным.

Что нужно сделать для реализации главного принципа ОМС- создания регулируемой конкурентной среды

Среди частных некоммерческих медицинских страховщиков- разветвленная сеть с филиалами.

Среди частных некоммерческих медицинских учреждений:

1.Разукрупнение медицинских учреждений в крупных городах, не допущение создания объединений и картелей при контроле со стороны антимонопольной службы
2.Создание городских агломераций, разветвленной сети дорог и транспортных сообщений, что будет способствовать конкурентному выбору хотя бы в самом примитивном виде. В Германии при наличии паутины дорог только в одной шестнадцатой части страны- земле Северный Рейн-Вестфалия- насчитывается 398 городов стотысячников, у нас на всю страну-194.
3.Значительно повысить качество оказываемых медицинских услуг всеми частными некоммерческими медицинскими учреждениями (оценка, контроль, экспертиза, обеспечение-оснащение, управление и подготовка кадров) при снижении цены на них, что позволит им конкурировать по разным видам медицинских услуг. В противном случае их ожидает банкротство, а в российских условиях- это до 90% всех медицинских учреждений, с которыми страховщики не будут заключать договора.
Без всего этого конкуренция невозможна.

Примечания.

Даже в таком европеизированном виде частное некоммерческое (социальное) медицинское страхование имеет множество недостатков:
1.Все участники процесса ОМС заинтересованы в росте числа больных, а не здоровых. Оплата идет по страховому случаю, т.е. при возникновении патологии. Мне довелось жить в семьях врачей в европейских странах с ОМС, и это я видел своими глазами. В коммерческих системах, например, в США, -это "бизнес на болезнях". Это типично рыночная система с
2.В связи с появлением новых технологий и ростом числа пожилых требуется больше средств на ОМС. Против повышения величины страховых взносов возражают работники, работодатели и профсоюзы, врачи не хотят уменьшать свои доходы (на 2- съездах Немецкой врачебной палаты, где этот вопрос обсуждался, мне повезло присутствовать), а пожилые, потребляющие большую долю медицинских услуг, протестуют против введения минимальных стандартов, считая это нарушением прав человека. Об этом неоднократно заявляли депутаты бундестага. Остается только одно- непрерывно увеличивать дотации из бюджета страны.
3.Здоровье при этом становится не товаром, а личной необходимостью и предметом заботы каждого человека. Утрачивается понятие здоровья, как общественной ценности, как весомого государственного потенциала.
4.Имеются и другие множественные недостатки.
5.Ориентировочные расчеты показывают, что для создания такой системы в России требуется не менее 100 лет (в Нидерландах этот процесс займет не менее 35 лет при том, что изначале там были все необходимые условия, в том числе частные некоммерческие медицинские учреждения).

Вывод:

Система медицинского страхования (социальная или коммерческая) к условиям нашей страны полностью не подходит, она весьма затратна, в том числе для бюджета, с лишними инстанциями при далеко не лучших управляемых результатах, о чем свидетельствуют результаты сравнительного анализа разных стран.

Предложения:

1.Воссоздать на новых принципах государственно-бюджетную модель здравоохранения с договорными отношениями (по объемам, уровню, качестве и результатам) между органами здравоохранения и медицинскими учреждениями.
2. Существующие частные коммерческие страховщики займутся добровольным частным страхованием, для чего они и предназначены.
3.Фонды ОМС перейдут в состав территориальных органов управления здравоохранением в качестве финансового департамента.
4.Нынешний так называемый "страховой взнос", имеющий вид налога, превратится в целевой налог на оказание медицинской помощи.
5.Необходимо создать отдельную структуру высокого ранга по охране здоровья, разделив полномочия с отраслевым министерством организации медицинской помощи.

(для выполнения поручений Президента РФ по социальному медицинскому страхованию),

Комаров Ю.М., докт. мед. наук, проф., засл. деят. науки РФ, член Бюро Исполкома Пироговского движения врачей

Док. 671140
Опублик.: 15.04.14
Число обращений: 0

  • Комаров Юрий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``