В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Наркомания всегда имеет внутрисемейное происхождение` Назад
`Наркомания всегда имеет внутрисемейное происхождение`
На официальном учете в Украине состоит более девяносто двух с половиной тысяч наркоманов, из них более пятисот человек – подростки. Эти данные обнародовали в Управлении по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД. Но что такое официальная статистика, если речь идет о больных наркоманией? На каждого стоящего на учете приходится с десяток не стоящих и нигде не зарегистрированных. А если прибавить к этому тех, кого и наркоманами нельзя назвать – ну, во всяком случае, пока: подростков, пробующих наркотики впервые, взрослых, употребляющих их время от времени. Картина получается не просто не радостная, а подавляющая и реально угрожающая будущему нации, ведь передозировка наркотиками уносит тысячи жизней ежегодно. Думать, что от передозировки умирают только закоренелые наркоманы – большая ошибка. Очень часто жертвами становятся именно те, кто не имеет опыта регулярного употребления, те самые молодые люди, подростки, решившие принять `за компанию` или `ради интереса`.

О том, что должен знать про наркоманию каждый человек, нужен ли тотальный контроль и что сделать, чтобы эта беда не коснулась вашего дома, рассказал корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA Главный нарколог МОЗ, международный эксперт по наркологии Анатолий Николаевич Виевский.

Новости Украины – From-UA: – Здравствуйте, Анатолий Николаевич! Скажите, можно ли назвать момент, с которого в Украине началось ухудшение ситуации с наркоманией?

Анатолий Виевский: – Понимаете, нельзя сказать, что ухудшение началось в Украине. Наркотические и алкогольные проблемы трансграничны. Культуральные изменения охватывают целые регионы. Волна новых взаимоотношений с наркотикам пришла в Северную Америку в 70-е годы, в Западную Европу — в 80-е, а в Восточную Европу, включая Украину, в 90-е. Мы не очень отличаемся не только от России, но еще и от массы соседних стран. Другое дело, что масштаб явления может быть различным. На это влияют разные факторы, а содержание и структура явления одинаковые. Главное — это то, что в мире стали происходить массовые пробы новых психоактивных веществ, и не только тех, которые мы обозвали наркотиками. Наркотик — это не природное название. На самом деле, это отношение. Просто назвали так класс веществ и впихивают туда по одному, по два новых. Общество лет 60-70 назад решило, что нужно создать такую группу веществ, особенным образом их контролировать и так далее.

А в 1998 Генассамблея ООН заявила, что нет, друзья, один контроль ничего не решает, нужен сбалансированный подход. Безусловно, контроль нужен, но наша страна этот контроль довела просто до идиотизма, в ситуации с сильными анальгетиками, например, без которых боль не победишь. Только 16 % людей, которые имеют сильную боль, могли быть обезболены в нашей стране, 84 % - нет. Это значит, что они умирали и выли. Для того, чтобы рассказать об этом, не нужен главный нарколог, вам такие истории расскажут тысячи людей. Вот вам пример идиотского понимания темы наркомании. Кроме тех, кто употребляет наркотики, есть же еще и остальные люди, у них же тоже есть какие-то нужды. Те же самые наркотические вещества в медицинских целях используются — при чем здесь наркомания? Ни при чем. Понять и соблюсти этот баланс — очень непростая штука. Общество постепенно к этому идет. Мы в нашей стране, кстати, движемся немалыми темпами. Хотя мы живем внутри ситуации и нам тяжело осознать это, но поверьте мне, всего лишь за 20 лет рывок в сторону самостоятельной политики — ну, так во Франции она формировалась 70 с лишним лет, хотя это `такая цивилизованная страна, такой Париж…`. Поменьше иллюзий, правда совсем другая.


Новости Украины – From-UA: – То есть Вы считаете, что внутригосударственные изменения и дрязги никак не влияют на ситуацию с наркоманами?

Анатолий Виевский: – В какой-то степени влияют. Но, скорее, на какие-то небольшие, территориальные особенности. Понимаете, все общество целиком никогда не будет вовлечено в употребление наркотиков, но является ли это способом для успокоения? Нет, не является, потому что какая-то непредсказуемая часть будет вовлечена. Из этого и должен рождаться баланс действия, а не так, что давайте закрутим гайку, потому что это вещество в каком-то одном случае будет опасно. Ну так, извините, это один случай.

Новости Украины – From-UA: – Анатолий Николаевич, а если взять не общую картину, не проблему наркомании в целом, а отдельный, частный случай какого-то молодого человека, его болезнь будет вопросом государственной политики и заботы или личной проблемой, семейной бедой?

Анатолий Виевский: – Во-первых, я хочу подчеркнуть, что наркомания всегда имеет внутрисемейное происхождение. Более 70 % того, что происходит с человеком, обусловлено тем, что он взял из семьи и понес с собой дальше. Причем он же не отделяется, он продолжает оставаться фрагментом этой семьи. Пытаясь решить проблему непонимания с помощью наркотиков, он таким образом приносит в семью новые проблемы, связанные уже с употреблением наркотиков.

Новости Украины – From-UA: – Что может стать фактором риска? Ведь наркоманами становятся дети не только из неблагополучных семей.

Анатолий Виевский: – Это вообще большая родительская проблема — как построить взаимоотношения с детьми, понять, насколько ты точен в своих формах поведения. Все неточности и просачиваются потом в неправильные формы поведения детей. Ответ получается несколько аморфный, потому что я не знаю ни одного человека, которого можно было бы назвать маэстро в педагогике.

Многие родители просто ловко проскочили мимо этой проблемы. То ли они были точны в своем поведении с детьми, то ли им повезло иметь способных детей, которые выросли, социализировались, живут прекрасно. С другой стороны, есть хорошие семьи, где вроде бы пытались заниматься с детьми, но, может быть, допустили чуть-чуть гиперопеки или произошла какая-то дезорганизация в отношениях отца и матери (эти роли принципиально важны). Если отец отсутствует – кто занял место влиятельного мужчины? Например, очень часто дедушки вынужденно подменяют отца, но это не высший класс. Конечно, это не плохо, но и не совсем то, что нужно ребенку на самом деле. Природа придумала другой расклад: авторитетная женщина и авторитетный мужчина – мать и отец. Если это не работает, то ждите самых разных проблем.

Все наши пациенты имеют внутрисемейные проблемы, я имею в виду первую семью — родительскую. Все до единого. У них всегда какая-то дезорганизация отношений с родителями, потом они неправильно понимают роли, потом они находят себе таких мужчин и женщин, каких они решили себе найти в силу неправильных выводов, — и все, пошло-поехало.


Новости Украины – From-UA: – Вы как-то сказали, что это наркомания – болезнь хроническая, излечить ее нельзя, но можно как-то реабилитироваться и жить с этим. Объясните, что это значит?

Анатолий Виевский: – Реабилитироваться — это просто-напросто обучиться пользоваться собой. Реабилитирующие программы — это программы обучающие, они ничего нового личности не `подшивают`, просто каждый человек учится пользоваться тем, что имеет. Это делается в довольно четкой структуре. У человека должно быть 4 основных направления структурирования: во-первых, это взаимоотношение со временем, во-вторых – с деньгами, в третьих – со своей родительской семьей и окружением, и, в-четвертых, с работой и самореализацией. Если нет структурированного времени, то люди начинают говорить: мне скучно. Не умеют распорядиться деньгами — начинают их тратить черти на что и как. Семья тянет за собой проблемы и воспроизводит дальше неправильные взаимоотношения. Заместительная терапия, о которой часто говорят, дает ответы на вопросы только двух тем из этих четырех. Это не значит, что она плохая, просто не надо от нее ждать, что она всех осчастливит на белом свете. Это не панацея, она для своего фрагмента.

Новости Украины – From-UA: – Скажите, а психику наркомана можно восстановить? Вылечить человека психологически?

Анатолий Виевский: – Любого человека можно восстановить. Для этого нужно, чтобы человек имел интеллектуальную деятельность и, конечно же, мотивы — хотя бы просто жить.

Новости Украины – From-UA: – А почему тогда так мало людей спасаются от этой напасти?

Анатолий Виевский: – А почему вы решили, что мало? Уровень, которые дают реабилитационные программы — сорок - сорок пять процентов — это разве низкий уровень? Нет, это хороший уровень. Причем сопоставлять надо не со ста процентами, а посмотреть, какое количество желало получать помощь. Тут не надо себя обманывать. Не бывает такого, чтобы взять и осчастливить на сто процентов. Хотя если бы сто процентов наркоманов захотели и делали все правильно, то они бы получили стопроцентный результат. Просто потому, что в этой болезни нет влияния внешних факторов. Обучился, применяешь — справишься. Это не онкология, это не рак, который что хочет, то и сделает с человеком.


Новости Украины – From-UA: – Куда человек может обратиться, если он осознал, что нуждается в помощи и хочет преодолеть эту болезнь?

Анатолий Виевский: – Я уже говорил, что как раз реабилитироваться в этой стране крайне тяжело. Медицинская помощь — это ладно. А что дальше? Только 1,5% больных имеет возможность реабилитироваться. Знаете почему? Потому что у нас еще советское мышление. СССР — такая же классная была страна, как нам рассказывают, а психология была запрещена. То есть люди есть, а психологической деятельности — нет. Генетика — долой! Это я не о политике, это я вам говорю как врач, почему нельзя воспринимать ту систему жизни.

Новости Украины – From-UA: – На пресс-конференции Вы рассказывали, что концентрация наркоманов очень четко прослеживается по денежным местам – крупным городам и так далее…

Анатолий Виевский: – Это же товар.

Новости Украины – From-UA: – Да. И отметили, что восток и центральная часть Украины больше поражены, а западные области – меньше. Может ли это быть связано с тем, что там более религиозное население?

Анатолий Виевский: – Совершенно верно. И не только из-за религиозности, там разрушение общинной структуры жизни шло меньше, и люди себя больше воспринимают громадой. Сохранились религиозные взаимоотношения как часть структуры жизни, по-другому воспринимается профессиональная деятельность. Западная Украина немного отличается, там советская власть была 40 лет, а не 80. Советская власть колотила по общинным устоям по полной программе, она их боялась. В тех местах, где эти устои сохранялись, ситуация лучше. Например, в Узбекистане (это не самый лучший пример, потому что там есть другие нюансы), но там сохранились общины, люди живут так, и вы можете увидеть, что стиль поведения людей там совершенно другой. Вы должны понимать, что я не о политике говорю, я о другом. Меня не интересует политика, мне нужны аргументы, на что может опереться человек. Он ко мне придет как к наркологу или его приведут — хочет он или не хочет, а я должен добиться результата, например, вместе с его семьей. На что я буду опираться? Вот на то, что я вам называю. А если общинная структура разрушена, стигма черти какая…


Новости Украины – From-UA: – На что же Вы опираетесь?

Анатолий Виевский: – Чаще всего приходится заниматься личными мотивами, чтобы он выиграл борьбе с наркоманией. А этот путь самый сложный из всех. Все-таки легче, когда у человека сохраняется желание оставаться в обществе. Здесь так не получается, зачем им общество? Они же по поводу передоза очень ясно говорят: я буду скорую вызывать — меня в милицию сдадут. Сдадут, не сдадут — открытая тема, но боятся. И дело даже не в том, сколько их умирает. Хотя многие рассуждают так: ну, умирает их тысяча на всю страну, при 45 миллионах — что такое тысяча? Знаете, если мы начнем такими категориями мыслить, то... это вариант Второй мировой войны: что там на одну дивизию больше, на одну меньше? Извините, а если среди этой дивизии окажется кто-то близкий вам?..

Новости Украины – From-UA: – Люди боятся наркоманов. Видят, что человеку плохо, но не подходят.

Анатолий Виевский: – А у нас не только к наркоманам не подходят, у нас вообще никому не помогают. А пожилым людям почему не помогают? Они же 99 из 100 не наркоманы. Мы такое общество. Мы же болтали в свое время, что человек человеку друг, товарищ и брат — вот и имеем результат.

Новости Украины – From-UA: – Как воспитывать в людях внимание и сочувствие к ближнему?

Анатолий Виевский: – Только одним способом, и мир показал этот способ ясно: когда у людей появляется персональная ответственность, когда они начинают понимать, что какая-то часть жизни зависит от других, когда осознают границы и начинают их ценить — тогда и появляется желание помогать на своем участке, своей стороне границы. А так у нас все колхозное — так чего я буду лезть? Другие помогут!

Новости Украины – From-UA: – Вы сказали, что самое главное в деле борьбы с наркоманией в целом и со множественными смертями от передозировки в частности, — это информирование. Какие методы информирования наиболее важны?

Анатолий Виевский: – В первую очередь, вы - журналисты. Нужно выделять этому место и время и повторять, повторять одно и то же хотя бы 4 раза в год. Вот тогда получается кумулятивный эффект и начинается движение. Один раз — неплохо для начала. Очень важно, чтобы публиковали информацию, как вести себя при передозировке! Мы прекрасно помним, что наркоманы это не читают, я не собираюсь о наркоманах говорить. Наркоманов надо по-другому информировать. А как информировать обычных людей? Взять тот же глянец, который читают женщины, – они что, не окажутся в клубе, в ситуации, когда кому-то может понадобиться помощь? Вот пусть она и знает, как надо оказать.


Новости Украины – From-UA: – Анатолий Николаевич, а что надо для того, чтобы произошел сдвиг, чтобы человек не только знал, что над сделать, но и сделал?

Анатолий Виевский: – Это сложнее. Тут важны не только публикации в прессе, но и научения разного рода. Важно учитывать специфику, контингент. Если в Швеции привлекали для рассказов о том, почему это важно и как сделать священнослужителей, то наших священнослужителей привлекать... они что, авторитетны в обществе? Давайте не дурить друг друга. Ходят к священнику, когда решили покрестить ребенка или еще что-то такое, но они же не воспользуются этой ситуацией для работы на тему передозировки, это же ясно, как Божий день. Рассчитываем на журналистов, на врачей определенных служб, на учителей, преподавателей начальных курсов ВУЗов — да, они могут многое рассказать, научить, как делать, что делать и почему это нужно.

Новости Украины – From-UA: – И сами дети, наверное, должны знать, что и как делать в той или иной ситуации?

Анатолий Виевский: – Конечно.

Новости Украины – From-UA: – Вы не находите, что есть тенденция к улучшению ситуации с наркотиками среди нынешних молодых людей, подростков? Заметно, что они как-то по-другому сейчас относятся к этому, чем предыдущее поколение. Это тенденция или историческая случайность?

Анатолий Виевский: – Вот если бы мы с вами поработали — и что-то улучшилось, тогда можно считать, что это результат усилий. А когда что-то происходит бессистемно, спонтанно, когда не видно причин улучшения, как я могу сказать, что надо ожидать чего-то хорошего в перспективе? Да, изменения есть, но насколько это тенденция?

Новости Украины – From-UA: – Но все-таки изменения есть и видны?

Анатолий Виевский: – Видны, но больше даже не по поводу с наркотиков, а по поводу алкоголя и курения. Курить стало не так модно. Но при этом надо понимать, что в таком обществе, где 70 % первых выпивок происходит из рук и с разрешения родителей, все равно проблема останется. Нам надо поторапливаться с программой информирования школьников, с этим надо гнать коней. Мы готовим рабочие тетради для школьников, рассказывающие о том, что это такое – алкоголь, наркотики, курение. Они никого не исправят, это же не воспитательные программы, это системное информирование, в том числе и для родителей. Школа — самое лучшее место для таких программ, там бывает большая часть населения. И результат мы получим, никуда не денемся. Все же получали.


Новости Украины – From-UA: – Какой должна быть правильная позиция родителей в этом вопросе?

Анатолий Виевский: – Родители должны быть показательными людьми, которые не приемлют потребление алкоголя и наркотиков. Это однозначно. Даже если они сами потребляют алкоголь, они это должны делать так, чтобы ребенок понимал, почему это происходит, в каких ситуациях возможно позволение. То есть для начала родители сами должны реструктуризировать свое взаимоотношение с алкоголем. А когда какая-нибудь мама мне заявляет, что уж пусть лучше он у меня под крылом попробует, чем в подворотне, я говорю: дорогая моя, идите в детскую токсикологию — там полным-полно случайных отравлений алкоголем детей, где же ваш знаменитый родительский контроль был?

Но самое-то главное вот что: когда мама или папа разрешают попробовать алкоголь, то ребенок получает индульгенцию — вот, теперь можно. Дома, в подворотне, где угодно. До этого он твердо знал, что было нельзя, а теперь два самых авторитетных человека сказали, что можно. Вот и все. Они думают, что учат употреблять алкоголь безопасно, а ребенок считывает в этом только то, что употреблять разрешили.

Новости Украины – From-UA: – Анатолий Николаевич, спасибо Вам за эту информацию, за неравнодушное отношение. Есть ли у Вас какой-то конкретный совет, универсальный для всех?

Анатолий Виевский: – Есть такой конкретный совет — занимайтесь своими детьми как можно больше. Как можно больше внимания уделяйте им. Вы должны часть жизни тратить на своего ребенка, иначе зачем вы его рождали? К сожалению, мало кто на самом деле так делает. Люди живут, как живут, за что потом наступает расплата.

www.from-ua.com/



Док. 670929
Опублик.: 08.04.14
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``