В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью За `стеклянной стеной`. Владимир Гусев - О Неслышащих в мире Слышащих Назад
Интервью За `стеклянной стеной`. Владимир Гусев - О Неслышащих в мире Слышащих
Врач, историк, член Союза журналистов, иллюзионист, коллекционер - это все ипостаси одного и того же человека: астраханца Владимира Гусева. Круг его занятий и увлечений столь широк и разнообразен, что сам по себе вызывает удивление. Но еще более поражает, что при этом Владимир Гусев в понятии большинства не совсем обычный человек. Он - инвалид с детства. Лишенный слуха и речи, он не замкнулся в кругу своих проблем. Легко ли в нашем обществе человеку, как принято выражаться, "с ограниченными возможностями", что дает ему силы, энергию для столь активной и полноценной жизни? Об этом Владимир Гусев рассказал в своем интервью газете "Горожанин".

- Людям с ограниченными возможностями непросто приспосабливаться к окружающей действительности. Как происходила Ваша адаптация? Общение со сверстниками, обучение?
- В России на 1 января 2013 года неслышащих граждан насчитывается 143 тысячи человек, в Астраханской области - 1013. Иными словами, на тысячу слышащих граждан приходится один неслышащий. Неслышащим гражданам, как национальному культурному лингвистическому меньшинству, уделяется чрезвычайно мало должного внимания. Хотя у каждого из тысячи неслышащих астраханцев свои взгляды, свои воззрения, не похожие друг на друга, их объединяет не общность быта, нравов, идеологии, а общность жестового языка, одинаковость исторической судьбы, идентичность жизненной позиции, наследие цивилизации жестовиков. Мои многолетние наблюдания показали, что неслышащим в нынешнем порой жестоком и несправедливом мире становится всё труднее. Слышащим не понятно, о чём и как думают неслышащие люди, ведь они с трудом излагают свои мысли в письменной или устной речи. Я сам - человек из среды глухих людей, знаю их жизнь изнутри. Мне близки и понятны их проблемы.
В России интеграция глухих в общество слышащих шла и идёт с треском, с огромными трудностями. В период СССР подобная интеграция много лет пропагандировалась и пропагандируется до наших дней в России. Каковы результаты? Очевидно массовое стремление глухих только к сообществу глухих, но отнюдь не к обществу слышащих. Налицо получается антиинтеграция. Почему? Напрашивается вопрос: нужна ли самим природным (урождённым) глухим интеграция в общество слышащих? Зачем? Чтобы глухие подстроились под слышащих, жили по их лингвистической национальной культуре? Увы, этого не произошло на протяжении около 90 лет. Должна быть интеграция слышащих (специалистов, студентов, чиновников, учёных) в общество глухих с целью изучить их историю, язык, их цивилизацию.
Что касается моей адаптации в обществе слышащих, то это, скорее всего, результат моего сознательного отношения к жизни, к действительности, итог моего стремления к самореализации, самосовершенствованию. Я всю свою жизнь, с первого класса школы для глухонемых детей до наших дней учусь русскому языку, без которого жизнь для меня была бы катастрофой; я был бы в положении изгоя. И в возрасте 64 года продолжаю учёбу на 4-м курсе гуманитарного института. Имея хорошие знания по русскому языку, я обращаюсь в любую инстанцию и, разбив "стеклянную стену", не стыдясь, общаюсь письменно практически с любым слышащим человеком. И порой страдаю, когда некоторые чиновники раздражаются, ссылаясь на дефицит времени для письменного разговора, давая мне понять,что я "пустяк"; что у них куча дел государственной важности. А со всеми неслышащими людьми и переводчиками жестового языка я свободно общаюсь посредством жестового языка, калькирующей речи, дактильной (ручной) азбуки.

- Бытует мнение, что таким особым людям сложно встретить вторую половину. Как вы познакомились со своей супругой? Сколько лет вместе?
- Неслышащие люди в большинстве случаев женятся исключительно на неслышащих или слабослышащих. Они знакомятся на вечерах в клубах ВОГ (Всероссийского общества глухих) или на предприятии ВОГ, заключают браки... Подобные семьи живут при полном взаимопонимании, без проблем с языковым общением. Другое дело, когда одинокий глухой человек живёт где-нибудь в глуши, изолированно, не имея ни одного контакта с другой глухой половиной всю жизнь. Это печально. Бывают случаи, что такой человек женится на слышащей половине. Здесь главное, чтобы были любовь и взаимопонимание, решающее значение имеет интеллект, манера языкового общения. Подобных случаев множество. Правда, брачный союз неслышащих со слышащими не может относиться к числу наиболее крепких, надежных.
В глухих семьях в большинстве случаев (около 90 % ) рождаются слышащие дети, которые, как правило, впитывают правила поведения, наблюдая за жестовым разговором родителей. Проблемы непонимания между родителями и детьми в подобных семьях не возникают. Слышащие дети у глухих родителей вырастают прекрасными переводчиками жестового языка, превосходными знатоками психологии глухих родителей. Такие резервы для ВОГа ценятся на вес золота, потому что сегодня в России ощущается дефицит квалифицированных переводчиков. В период СССР число таких специалистов было порядка пяти тысяч человек, ныне в России уменьшилось почти в пять раз из-за низкой оплаты их труда.
Более 90% неслышащих детей появляются в семьях слышащих родителей. В таких семьях существуют проблемы понимания между родителями и детьми. Но это отдельная тема. Что касается моего брачного союза, то ему в июне этого года исполнилось 40 лет. Я познакомился с женой, когда она работала на Учебно-производственном предприятии ВОГ Ставропольского края. Я тогда учился в Пятигорском медучилище на зубного техника.

- Несмотря на недуг, вы разносторонне развитая личность: историк, журналист. Почему выбрали для себя именно эти направления?
- История глухих - молодая наука. Она "родилась" 12 сентября 1996 года в Москве на Первом Московском симпозиуме по истории глухих. Тогда я, еще не подозревая об этом, взялся на голом энтузиазме самостоятельно за изучение истории глухих Астраханского края в Областной научной библиотеке им. Н.К. Крупской и в Государственном архиве Астраханской области. Взялся за новое дело сознательно, потому что история глухих нашего края до меня никем не изучалась, в краеведческой литературе не освещалась и оказалась огромным белым пятном в истории Астраханского края. Я пытался и пытаюсь вглядываться в прошлое глухих астраханцев на протяжении не одного тысячелетия, обращаюсь к первоисточникам, чтобы воскресить забытые факты, а также стремился и стремлюсь показать достойное место глухого человека в истории нашего края, в новом государстве, в обществе. История - это разговор наших дней с прошлым. Но она может исследоваться самими глухими историками точнее, беспристрастнее и полнее любого слышащего историка: на одно и то же событие смотрят Глухой и Слышащий под разными углами зрения. Глухой человек постигается "не в качестве внешнего объекта, а как действующий, мыслящий и чувствующий субъект, автор и творец жизненной драмы истории". Тут нужен серьёзный, вдумчивый исследователь из среды глухих.

- Сегодня многие ленятся: дом-работа-дом. А человек с ограниченными возможностями имеет массу увлечений: коллекционирование открыток, марок, спичечных этикеток и т.д., иллюзионизм. С чего начинались ваши увлечения?
- Проблема лености актуальна для любого человека. Глухие тоже бывают нерадивыми, как говорится, мышей не ловят. Но есть среди них свои увлечения. Различные виды коллекционирования, такие как филателия, эрринофилия (непочтовые марки), сигиллатия (почтовые конверты), филотаймия (карманные календарики), филумения (спичечные этикетки), боны, монеты, значки и др. в жизни глухих не стали массовым явлением. Необычные хобби у некоторых глухих России - редкие исключения. Например, коллекция статуй слонов мира у одного человека в Москве, статуй кошек мира у второго (Иваново), собирание пивных кружков.
Я увлекаюсь различными видами собирательства ещё со школьного возраста и был воспитан в такой атмосфере, в которой это увлечение с самого начала приобретало характер настоящего коллекционирования и способствовало расширению кругозора, развитию художественного вкуса, навыков самостоятельной исследовательской работы. Собирал даже пуговицы советской поры, флаконы из-под духов с 1960 года, советские обертки от конфет, вино-водочные этикетки и др. Сознательное отношение к коллекционированию требует, как известно, изучения истории, географии, знакомства с основами изобразительного искусства. Эти знания в свою очередь расширяются и углубляются в процессе коллекционирования - каждый экспонат коллекции изучен, объяснён, для чего я постоянно обращался к учебникам, справочной литературе, энциклопедиям, словарям, которых у меня более ста. Любовь к магии фокусов началась тоже в пионерском возрасте, благодаря влиянию старшего воспитателя Галины Ивановны Батуриной. Благодаря фестивалям глухих иллюзионистов у меня появились новые друзья, единомышленники. Кроме того, искусство фокусов всегда доставляет радость зрителю.

- Какие трудности возникают у глухих людей? Например, с вызовом скорой помощи?
- Проблем с вызовом скорой у неслышащих нет: действует сотовый телефон, принимающий вызовы в виде СМС. Хотя одного СМС-вызова мало. Нужна централизованная диспетчерская, электронная служба переводческих услуг, табло на приемах у врачей, юристов, следователей, депутатов, госслужащих, справочного бюро вокзалов и т.д. Без этого глухие, особенно малообразованные, испытывают большие трудности. В этом плане в Астраханской области неэффективно развита программа "Доступная среда".
Но лично я самые большие трудности испытываю как автор многих исторических очерков. Это финансирование издания книги по истории глухих Астраханского края, где бы разместились все мои публикации 1984-2013 годов (их около 200). Живу на одну пенсию по возрасту (около 8 тыс. руб.).

- Что бы Вы могли пожелать товарищам по недугу?
- Я хотел бы пожелать всем Глухим обрести постоянную уверенность в себе, твёрдость духа, неколебимость в борьбе за свои права. Верить в свои возможности, обладать гармонией, внутренним покоем ума, души и сердца, глубже понимать пути собственной мысли, не бояться преодолевать препятствия на пути вперёд и осиливать свой недуг! Верю, что Глухие больше не желают быть объектами патерналистической опеки, не хотят переносить презрительное отношение к жестовому языку, нарушения их прав на доступное получение информации.

Беседовала Вероника ИОШКО

Док. 670863
Перв. публик.: 07.04.14
Последн. ред.: 08.04.14
Число обращений: 0

  • Гусев Владимир Матвеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``