В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Учитель в школе - мужчина! Интервью с дальневосточным учителем Назад
Учитель в школе - мужчина! Интервью с дальневосточным учителем

Учитель в школе - мужчина! Интервью с дальневосточным учителемОльга Подберёзкина (Информационный портал Viperson.ru)

Кто в России может указать школу, а по новому закону образовательную организацию, где учителем работает мужчина и ведёт десять предметов?
Есть такой, военный пенсионер, подполковник запаса с 27 апреля 2009 года, Роща Сергей Алексеевич.
Работает в хабаровской 68 школе учителем истории, обществознания, экономики, права. И ещё технология, шахматы, рисование, черчение, алгебра и геометрия.

О.П.: Сергей Алексеевич, здравствуйте! Это у Вас хобби коллекционировать предметы, или так сказать, производственная необходимость?
С.А.: Правильно будет так - это доверие директора школы Светланы Валентиновны Филатовой. Она меня пригласила, но только после того, как посмотрела мои документы, например диплом об окончании военного училища. Красный диплом, без четвёрок, и в дипломе указана гражданская специальность "учитель истории и обществоведения". Считает, что для детей имеет большое воспитательное значение, когда в школе есть учитель мужчина. Ещё у нас работает учителем английского языка Николай Владимирович Мартынов. Так что я не один.
О.П.: А для чего детям необходимо учиться в школе?
С.А.: Давайте начнём закладывать фундамент ответа. Прежде всего, мы все живём в государстве. По Конституции Российской Федерации гражданам, детям гарантировано право на образование в государственной образовательной организации, школе. Следовательно, родители должны обеспечить прибытие детей в школу, так сказать реализовать право на образование, а школа оказать образовательную услугу за государственные деньги. Одним словом, для родителей это ничего не стоит, а государству, пусть будет условно, за один год обучения сто тысяч рублей на каждого обучающегося. Откуда берутся деньги? В государстве формируется бюджет, то есть деньги, которые потом идут на развитие различных направлений деятельности этого же государства, в том числе и на образование. Одним из способов пополнения бюджета является уплата налогов работающими гражданами страны. Так как школа есть государственная образовательная организация, и государство оплачивает из бюджета получение детьми образования, то главный интерес государства в том, чтобы дети получили образование, а это обучение плюс воспитание, и потом освоили профессию, благодаря которой будут получать заработную плату и с неё уплачивать налоги. Это, во-первых, и главное: профессия здесь причина, а налоги - следствие. Теперь, во-вторых, совершеннолетние граждане должны создать семью, а это папа, мама и дети. Здесь семья, союз мужчины и женщины и их дети будет причина, а улучшение демографии - следствие. Вывод: учиться необходимо для того, чтобы получить профессию и создать семью. Остальное всё приложится.
О.П.: У Вас есть любимая фраза, которую всегда произносите, например, на каждом уроке?
С.А.: Конечно есть. Но давайте начнём немного издалека. Когда Гитлер демократическим путём приходил к власти, 72 % членов его партии были учителя. Интересный факт. Что касается меня, то на каждом уроке всем детям говорю одну и ту же фразу: "Дорогие дети! Вы живёте в самой справедливой и мирной стране, в стране, где проживает много народов, наций, национальностей и народностей, где есть дружба и взаимовыручка, где по Конституции Российской Федерации "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод - главная цель Основного закона. Дорожите благополучием России, и помните, что при определённых условиях оно, благополучие может раствориться как сахар в воде. Будьте бдительны! История нам даёт важный урок: политическое руководство таких стран как США, Англии, Польши и Японии всегда делали, делают и будут делать так, чтобы ослабить нашу страну, посеять хаос и разруху, довести до раздела территориальную целостность Российской Федерации. Берите знания, учитесь правильно применять их в своей жизни во славу Отечества - Российской Федерации!" К сказанному хочу добавить, что у Фридриха Ницше есть такая мысль, которая указывает на необходимость в себе долго, долго носить хаос, чтобы потом родить танцующую звезду. В наших детях мы не должны сеять хаос в получении ими образования, нам танцующие звезды не нужны.
О.П.: Ещё один интересный вопрос, о любви к детям. Об этом много написано в книгах по педагогике, особенно в советское время. Как Вы относитесь к детям?
С.А.: Краткий ответ устроит? Я их всех одинаково ненавижу! О какой любви к детям может идти речь, посадят! Учитель, особенно мужчина, должен показывать личный пример детям в выполнении двух главных задач государства: профессия и семья. Налоги и демография. Всех учителей, кто привержен к нетрадиционным направлениям, из государственной школы срочно убрать. Если есть такие, пусть открывают свои частные школы и работают: для руководства к действию есть закон, традиции, культура, мнение народа через референдум.
О.П.: Давайте перейдём к предметам, и начнём с истории: для чего мы учим историю?
С.А.: Давайте объединим историю и обществознание. Это те предметы, которые принято считать устными предметами. А ещё, я бы хотел добавить - это не оценочные предметы. Главная стратегическая цель, вершина, которую должны покорить дети, заключается в том, чтобы выработать правильное поведение, утвердить в мозгах решение на принятие и выполнение действия в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. А что касается оценок, экзаменов, викторин, тех же самостоятельных знаний, то это тактические приёмы, которые способствуют дойти до цели, выработать правильное решение на выполнение действия, достичь стратегическую цель. Например, зачем идти на Болотную площадь или майдан и устраивать революцию, поддерживать требования оппозиции о смене власти в государстве, применять силу и оружие, когда для выполнения этих оппозиционных требований есть выборы, или референдум. Единый день голосования, в сентябре. Мирно и по закону. Революция - это тот способ смены власти, при котором лучше не будет. Жертвы будут. Читайте учебники истории. Но вот в украинских учебниках, например, нет рассказов о великом полководце Александре Васильевиче Суворове, императрице Екатерине II и её фаворита Григории Потёмкине. А ведь с этими историческими личностями связаны напрямую территории Юга и Востока Украины, Крым. История и обществознание - это системные предметы, их надо изучать по системе. На каждом уроке истории дети должны выполнять линию времени дат параграфа на основе базовой. Также правильно выстраивать ответ на событие по установленной форме: назвать дату - кратко рассказать о событии - назвать главных действующих лиц - сделать вывод о значении события - показать конспект с домашней работой. Критерий оценивания за каждый ответ один балл, дату не назвал, садись - два! По обществознанию тоже необходима система: определение понятия - назвать ключевые слова - кратко изложить практическое применение - вывод о значении термина в повседневной жизнедеятельности - конспект с домашней работой. По этим предметам всё запомнить нельзя, нужна система получения знаний. У меня уроки истории в 5 классе, Древний мир, и в 9 классе история России, Всеобщая история и обществознание.
О.П.: Следующие предметы право и экономика, объединим?
С.А.: Давайте объединим. Здесь долго останавливаться не будем, это профильные предметы в 10 и 11 классе, где социально-экономическое направление. Для чего необходимо их изучать? Ответ один - чтобы не попасть в тюрьму. Следуйте библейским заповедям, и у всех всё получится.
О.П.: А технология? Раньше это были труды, трудовое обучение?
С.А.: Правильно будет технология (технический труд). Это для мальчиков, с ними мне и приходится работать. Здесь важно соблюдать меры безопасности. Дети работают на станках. Основное внимание с учётом дальневосточного региона уделено деревообработке. Рядом со школой река Амур и Амурская протока, дети видят, как лес-кругляк баржами отправляют в Китай. Вот я и стараюсь привить детям экономическую модель производственной деятельности по обработке древесины. На станках СТД-120М (станок токарный деревообрабатывающий, модернизированный, максимальный диаметр обработки детали до 120 мм) и ТВ-6 (токарно-винторезный) третья часть детей могут сделать из берёзы круглую шкатулку с крышкой, потом расписать её. В среднем в классе 14 мальчиков, и каждый получает своё задание. Если им раздать каждому по ножовке для того, чтобы научиться пилить, или напильники, то сразу же срабатывает принцип стадности, и они начинают использовать инструмент как сабли, для игры. Я стараюсь каждого настраивать на индивидуальный лад с использованием всех двенадцати станков. Применяю ролевые игры, например, наставник и ученик. Есть случаи, когда по паспорту родители сдают изделие в художественный салон, потом получают деньги. Сразу же делаем расчёты, определяем прибыль, уплата налога и так далее. Думаю, что Президенту России Владимиру Владимировичу Путину и Премьер-министру Дмитрию Анатольевичу Медведеву это понравится. Плохо одно, станки старые с 1982 года.
О.П.: Где рисование и черчение?
С.А.: Здесь я увязал, так сказать, производственный процесс с использованием этих трёх предметов. Сначала идёт эскиз, потом чертёж, а после изготовления изделия - художественная роспись в разных стилях живописи народных промыслов. Рисование и черчение - факультативный курс. Я сам люблю заниматься живописью, часто пишу картины маслом, есть ученики, их пока два человека.
О.П.: Семь предметов, следующий какой?
С.А. В перечне есть алгебра и геометрия. Здесь я веду уроки в 8 классе, домашнее обучение. Разгружаю основных учителей. На домашнем обучении находятся дети с ограниченными физическими возможностями. Когда были Паралимпийские игры, то мы работали комбинированным методом с просмотром спортивных состязаний. Математика самый простой предмет - выучил формулы и решай примеры и задачки, как в шахматах.
О.П.: А теперь шахматы...
С.А.: Обучение проходит в системе дополнительного образования с 1 по 3 классы, Федеральный Государственный образовательный стандарт. Занятия посещают 109 человек, каждый десятый ученик школы - шахматист. Ещё есть школьный шахматный клуб "Дебют слона" для всех желающих от 1 по 11 классы. Хочу особо отметить учеников 10-А класса Екатерину Бальченко, Евгения Ищенко, Альберта Пака, из 11-А - Максима Бартюка и Дениса Гончара. В 9-Г классе учатся Данил Денисовский и Александр Роща, 7-А класс - Денис Матыцин и другие. В этом образовании нет стратегической цели - вырастить чемпиона! Есть первичная цель: комплексная подготовка к единому государственному экзамену. Через игровую шахматную систему формируются качества ученика, который своими действиями способен исполнять обязанности обучающегося государственной образовательной организации: молчать - слушать - не мешать другим. Помните, у Михаила Булгакова есть повесть "Собачье сердце". Так вот там профессор Преображенский говорит в адрес Шарикова: "Зарубите себе на носу, что вам надо молчать и слушать, что вам говорят! Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом социального общества!" Детям нравится играть в шахматы. Для обучения используются демонстрационная доска и компьютер с проектором. Теории много, но больше идёт всё же игровой практики. Дети участвуют в городских турнирах, выполняют разряды, получают кубки, грамоты, медали и развивают интеллектуальные взаимоотношения с детьми из других школ. Большое спасибо выражаю городскому шахматному клубу "Гамбит" и лично Наталье Михайловне Семенюк.
О.П.: Что ещё есть интересного в жизни школьного учителя, мужчины?
С.А.: Я классный руководитель 5-В класса...
О.П.: Да Вы что? Это правда?
С.А.: Директор школы месяц уговаривала взять класс. Уговорила. Пока делать какие-то выводы ещё рано, думаю, что на эту тему следует говорить отдельно. Для Ералаша сюжетов много.
О.П.: Сколько получается часов в неделю? Какая зарплата?
С.А.: Часов, в приказе по школе 46,5 часов в неделю. Что касается зарплаты, то начисляют по-разному, например, за март 2014 года с учётом уплаты налога получил на руки 68 тысяч рублей.
О.П.: А факультативная деятельность есть?
С.А.: Есть факультативный клуб "Философско-исторический репортёр". В его деятельности принимают участие дети не только из нашей школы, но и по месту жительства. В этом году тема дня о событиях в Украине. Всё, что связано с программой 9 класса по обществознанию, то и обсуждаем. Одним словом, делается особая проба пера обучению честной журналистике с глубинных ракурсов. Фотодело, видеорепортажи, газетные статьи, очерки, обсуждения и так далее. Всё секретно!
О.П.: И крайний вопрос: трудно ли быть учителем в России? Ведь убивают учителей, вот случай был в Москве...
С.А.: На этот вопрос однозначного ответа никто не даст. Всё необходимо рассматривать конкретно по месту события: от сумы и от тюрьмы не зарекайся.
О.П.: Сергей Алексеевич, спасибо за беседу, и удачи!

6 апреля 2014 года.

Фото автора

Москва - Хабаровск - Москва

Док. 670848
Опублик.: 07.04.14
Число обращений: 0

  • Роща Сергей Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``