В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Никитчук: Решение экологических проблем - задача государственной важности Назад
Иван Никитчук: Решение экологических проблем - задача государственной важности
28 марта депутат фракции КПРФ, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии И.Никитчук принял участие в заседании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе в г.Уфе, на котором рассматривался вопрос "О реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды, лесного хозяйства, оптимизации природопользования в Приволжском федеральном округе".

Вел заседание полномочный представитель Президента М.В.Бабич. С основным докладом от имени рабочей группы выступил Президент Башкирии Р.Х.Хамитов.
С докладом на заседании Совета от Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии выступил И.Никитчук.

Уважаемый Михаил Викторович! Уважаемый Рустэм Хакиевич! Уважаемые коллеги!
Прежде всего, позвольте поблагодарить за возможность принять участие в данном заседании и от имени председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии академика РАН В.И.Кашина, от имени всех депутатов Комитета пожелать успехов нашему форуму и выразить поддержку самой идее рассмотреть в рамках федерального округа комплекс экологических вопросов. Хочу выразить благодарность Рустэму Хакиевичу за откровенный доклад. Эстафета настоящего заседания в ближайшее время будет подхвачена Центральным федеральным округом, где планируется акцентировать внимание на проблеме обращения с отходами производства и потребления.

Уважаемые коллеги! Обнадеживающим является тот факт, что экологическим проблемам в последнее время в нашей стране уделяется все больше внимания. Только за прошедший 2013 год было принято ряд важных документов, программ стратегического свойства, состоялось ряд заседаний на самом высоком уровне, в том числе и с участием Президента страны, по итогам которых даны серьезные поручения. 2013 год был объявлен Президентом Годом охраны окружающей среды. В конце года прошел IV Всероссийский съезд экологов, принявший программу действий на ближайшую перспективу.
И такое внимание вполне объяснимо. Ситуация с охраной окружающей среды в стране остается сложной, и она, к сожалению, пока что имеет отрицательную динамику. Это касается и атмосферного воздуха, и водных объектов, и сохранности русского леса, плодородия почв и т.д., а, следовательно, и продуктов питания. Все это отражается на здоровье людей. Ежегодно стационарными источниками выбрасывается в атмосферу почти 20 миллионов тонн загрязняющих веществ, 12 миллионов тонн - автотранспортом. Ежегодно образуется около 5 млрд. тонн твердых отходов, которых накоплено уже более 90 млрд. тонн.

Сточные воды в основной массе сбрасываются без очистки или недостаточно очищенными. Половина поверхностных и четверть подземных источников питьевого водоснабжения не соответствует санитарным нормам.

Нарастает проблема ликвидации накопленного экологического ущерба.
Именно из-за необеспечения конституционного права наших граждан на благоприятную среду мы теряем ежегодно около 300 тысяч человеческих жизней.

Непростая экологическая ситуация и в Приволжском округе. Она достаточно полно отражена в документах настоящего заседания, над которыми серьезно потрудились члены рабочей группы, заслуживающие высокой оценки и благодарности. Округ промышленно насыщен, густо заселен, здесь проживает около 20% населения страны. Вместе с тем округ щедро наделен природными богатствами - и водой, и лесом, и нефтью, и другими ископаемыми. Обеспечив здесь благоприятную среду обитания, мы обеспечим миллионам наших граждан возможность дышать чистым воздухом, пить чистую воду, наслаждаться красотой окружающего мира. Ради этого стоить жить и трудиться.

Будучи здесь, на земле Башкирии, славящейся красотами природы, не могу не сказать о некоторых недостатках по охране окружающей среды, в частности, что касается обращения с отходами, о которых известно в Государственной Думе и которые присущи не только для Башкирии. В г.Стерлитамак городской полигон переполнен, значительно увеличилось число несанкционированных свалок. В г.Салават и Мелиузе эксплуатируются свалки с нарушением экологического законодательства, а в г. Ишимбае и без лицензии. В тоже время введенный в 2013 году лицензированный Мурдашовский полигон простаивает. Со стороны региональной власти, а также федеральной требуется серьезное внимание к ликвидации накопленного экологического ущерба, представленного бывшим производством пестицидов. Не буду останавливаться на других проблемах - на охране лесов, нелегальных рубках, браконьерстве, сжигании попутного газа, шламах, загрязнение почвы продуктами переработки нефти и ее добычи и т.д.

Уважаемые участники заседания! Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, в тесном контакте с Правительством, профильным министерством по природным ресурсам и экологии, с субъектами РФ в 2013 году предпринял серьезные усилия, чтобы принять ряд важнейших законодательных инициатив в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Среди них можно назвать:
- N 27-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лесного надзора и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов";
- N 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";
- N 409-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды";
- N 408-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах";
- N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях";
- N 278-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и др.

Данные федеральные законы, в числе 23-х подготовленных Комитетом в текущем созыве Государственной Думы и подписанных Президентом, в значительной степени укрепили экологическую правовую базу, усовершенствовали регулирование вопросов учета заготовленной древесины, лесного надзора, защиты и воспроизводства лесов, использования ООПТ, обеспечения экологической безопасности при использовании атомной энергии, использования и охраны водных объектов, охраны и использования недр, устранили целый ряд коллизий и противоречий в законодательстве.
Комитет продолжает работу над другими законопроектами. Среди них следует отметить:
- N 584587-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших доступных технологий";
- N 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами";
- N 200303-6 "О любительском рыболовстве";
- N 448577-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования защиты лесов от вредных организмов и иного негативного воздействия";
- N 348435-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и др.
В общей сложности в Комитете сегодня находится 63 законопроекта, 15 из которых уже приняты в первом чтении.

Кроме того, в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации Планом реализации "Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года" и поручениями Президента в Государственную Думу в ближайшее время будет внесен целый пакет законопроектов:
- О ратификации Конвенции Европейской экономической комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте и Протокола по стратегической экологической оценке;
- Об экологическом аудите;
- О присоединении Российской Федерации к Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды;
- О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части дифференциации составов административных правонарушений в сфере обращения с отходами и др.

Приведенные данные дают ясную картину о масштабах ведущейся законотворческой работы.
Однако принятие законов - это, как говорится, всего лишь полдела. Более важным является их применение и реализация. И именно здесь велика роль государственных органов власти регионов, их компетентности, готовности перестроиться в соответствии с новыми требованиями. Ведь только вы, представители регионов России, обладаете всей полнотой информации о положении дел "на местах" и складывающейся правоприменительной практике.

Вместе с тем нельзя обойти молчанием вопроса финансирования природоохранных мероприятий, от которого также зависит эффективность правоприменительной практики. И эти вопросы должны обязательно найти отражение в нашем итоговом документе.
Расходы, например, федерального бюджета по соответствующему разделу до сих пор формируются по остаточному принципу.

На охрану окружающей среды в федеральном бюджете на 2014 год заложено всего 1454 рубля на 1 квадратный километр территории нашей страны. В этой сумме заложена и заработная плата работников охраны окружающей среды.

На одного работающего в лесничестве человека в среднем по России приходится 55 тыс. га площади земель лесного фонда. При этом денежное содержание такого работника составляет всего 13-15 тыс. руб. в месяц - 55% от среднемесячной заработной платы по всей России.
Аналогичная ситуация сложилась в учреждениях Росгидромета. Среднемесячная зарплата работников данной отрасли не достигает 62% среднемесячной заработной платы по всей России, а на отдельных должностях не достигает даже прожиточного минимума.

Эти больные вопросы также должны быть отражены в нашем итогом документе.
Что касается других предложений и замечаний по содержанию итогового документа, то мы их представили в достаточно развернутом виде, и надеемся, что значительная их часть будет учтена. В целом документ отражает весь комплекс актуальных задач по совершенствованию природоохранной деятельности не только в Приволжском федеральном округе, но и в целом в Российской Федерации.
Тем не менее, на одном моменте остановлюсь отдельно. Речь идет о поручении Государственной Думе ускорить рассмотрение и принятие законопроектов о нормировании и об обращении отходов производства и потребления.

Нам кажется, что такое поручение не совсем по адресу. Эти законопроекты внесены Правительством РФ и Государственная Дума их рассмотрела и приняла в первом чтении более двух лет назад. С тех пор они обсуждаются различными ведомствами Правительства и так называемым предпринимательским сообществом. Заверяю вас, что как только эти дискуссии завершатся, и законопроект с поправками Правительства появится в Государственной Думе, мы его примем в самые сжатые сроки.

Уважаемые коллеги! В заключение хочу сказать, что экологизация экономики, нашего бытия неизбежны, если мы хотим сохранить нашим детям и внукам, будущим поколениям цветущую землю, а не помойку. Проблема сложная, зависящая от многих факторов, в том числе и от воспитания человека. Ее решение требует серьезного подхода, включая структурные преобразования в сфере исполнительной власти. Заслуживает внимания обсуждение вопроса о создании органа, в ведении которого находились бы все вопросы охраны окружающей среды, как это имеет место во многих странах, например, Европы. Давно назрела необходимость создания целой отрасли в стране по переработке и утилизации отходов производства и потребления под началом соответствующего национального оператора по примеру обращения с радиоактивными отходами. Все это также могло бы войти в наш итоговый документ. И первое здесь слово должно принадлежать государству. Надеяться на то, что бизнес будет серьезно заниматься вопросами охраны окружающей среды и решит все кричащие проблемы, это, скорее всего, утопия.

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии готов к самому тесному сотрудничеству со всеми структурами власти, со всеми регионами страны по всем вопросам охраны окружающей среды. Именно тесное сотрудничество может привести нас к успеху.
Хотелось бы надеяться, что в решении экологических проблем именно Приволжский федеральный округ станет примером для всей страны, и свой вклад внесут в это благородное дело и наши сегодняшние решения.

Спасибо за внимание!

Док. 670679
Опублик.: 31.03.14
Число обращений: 0

  • Никитчук Иван Игнатьевич
  • Кашин Владимир Иванович
  • Бабич Михаил Викторович
  • Хамитов Рустэм Закиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``